Унганнийцы

редактировать

Угаунцы или уганны (эстонский : угаласед) (латышский : ugauņi), упоминаемые как чудес в древнейших русских летописях были историческими финскими людьми, населявшими древнюю южную Эстонию уезд Уганди (латин : Унганния ) (также Угания, Угаунья), ныне Тарту, Пылва, Выру и Валга уезды Эстонии.

Содержание
  • 1 Название и территория
  • 2 История Угаунии
    • 2.1 Войны против русских
    • 2.2 Северный крестовый поход
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
Название и территория
Южная Эстония сегодня. язык выру выделен темно-красным цветом.

В современной эстонской литературе провинция Угауния называется Уганди или Угала. Название Уганди происходит от ассоциации Угауния с названием холма Уандимяги около Отепя. Согласно более надуманной теории, название Угауния могло быть образовано от славянского языкового слова Ug, означающего Юг (ср. Югославию). В латышском Эстония до сих пор называется Игаунией в честь угаунцев, их древних воинственных соседей.

Центр силы угаунцев, как полагают, находился в укрепленной крепости Отепя (Южно-Эстонский для «головы медведя»; латинское : Caput Ursi, Русский : Медвежья Голова) на нынешнем холме Линнамяги в городе Отепя). Холм действительно имел форму головы медведя. Медведь, вероятно, был священным животным для угаунцев.

Еще одним важным опорным пунктом Угауна был Тарбату у реки Эмайыги (буквально «Мать-река»). Он был воздвигнут около 600 г. н.э. на восточной стороне холма Тооме (Тоомемяги) на территории современного Тарту.

В эстонском фольклоре угаунцы (угаласеды) - вражеские воины и грабители. Например, народная песня из Вильянди призывает ускорить уборку урожая, потому что угаунцы могут атаковать. «Угалане» также использовалось как пренебрежительное слово для неискушенного деревенского человека.

История Угаунии

Войны против русских

Из-за своего местоположения Угауния всегда несла на себе основную тяжесть нападений восточных славян на Чудес, как они называли финские народы у своих северо-восточных границ. В 1030 г. Киевский князь Ярослав I Мудрый организовал военный поход против чудов, разбил их и основал форт Юрьев (буквально «Юрийский» - Юрий - христианское имя Ярослава.) на территории современного Тарту. Киевское владычество Угаунии могло продолжаться до 1061 года, когда, согласно русским летописям, Юрьев был сожжен сосолами (вероятно сакалийцами, эсельцами или харионами ).

правителями Новгород и Псков совершали частые набеги на угаунцев в XII веке, но так и не смогли их подчинить. Форт Медвежья Голова был взят в 1116 и 1193 годах, Тарбата - в 1134 и 1192 годах. несколько набегов на Псков.

Северный крестовый поход

В начале 13 века появился новый мощный враг. Немецкие крестоносцы укрепились в устье реки Даугавы и начали расширять и крестить местные племена. Южные соседи угаунцев, латыши, видели в крестоносцах потенциальных союзников против своих традиционных противников. Угаунцы хотели продолжить перемирие со своими новыми соседями. но у крестоносцев был список предварительных условий. Они потребовали, чтобы угаунцы выплатили репарацию за старый инцидент. Много лет назад угаунцы по совету ливов ограбили караван немецких купцов у реки Даугава.

В 1207 году крестоносцы послали священника по имени Алабранд в Угаунию с требованием компенсации, но не получили ответа. В следующем году латыши и ливонские братья меча отправили новую делегацию в Угаунью и вернулись с угаунскими посланниками. Уггаунцам предлагали «вечный мир», если они примут христианство и вернут все, что они украли у немцев и латышей. Угаунцы отказались и ушли, пригрозив латышам «очень острыми копьями».

Крестоносцы и латыши начали войну против угаунцев. Они сожгли Отепя и вернулись с пленными и добычей. Угаунцы и сакалийцы нанесли ответный удар, совершили набег на территории латышей и заживо сожгли своих злейших врагов. Ливонцы и рижский епископ хотели мира и отправили священника Алабранда в Отепя для переговоров. Алабранд использовал собрание уггаунцев, чтобы проповедовать им христианство. Некоторые язычники-угаунцы хотели убить его из-за его проповеди, но статус посланника епископа его защищал. Угаунцы заключили мир с рижским епископом, предводителем Ливонского крестового похода.

. В 1210 году новгородский князь Мстислав и его брат Владимир, князь Полоцкий послали войско против уггаунцев. Они осадили Отепя и сражались там восемь дней. Защитники форта страдали от нехватки еды и воды и были вынуждены просить мира. Уггаунцы должны были принять православное крещение и заплатить дань в размере 400 марок «ногата». (Ногат или нахад в переводе с эстонского означает шкуры).

Тем же летом угаунцы из Отепя сдались командующему крестоносцами Бертольду из Вендена. Угаунцы продолжали совершать набеги на латышские территории. Войны между угаунцами и латышами длились целое десятилетие. У старейшин угаунцев и латышей были глубокие личные распри. Когда угаунцы захватили Таливалдиса из Триката в 1215 году и сожгли его заживо, его сыновья заживо сожгли всех уггаунцев, которых они смогли поймать, чтобы отомстить. Они также пытали угаунцев, заставляя их показывать укрытия в лесу.

Когда были сожжены все угаунские воеводства, оставшиеся в живых люди отправили в Ригу гонцов с просьбой о мире и обещанием принять крещение. Они рассказали, что все, кто участвовал в грабеже немецких купцов, уже убиты. Крестить их были посланы священники Отто и Петр Какувальды.

Услышав об этом, князь Владимир Псковский напал на угаунцев. Угаунцы и немецкие крестоносцы укрепили Отепя и отомстили русским, совершив набеги на земли Пскова и Новгорода. После этого угаунцы выступили с крестоносцами, ливонцами и латышами против эстонских языческих провинций Иервия и Вирония. Князь Владимир Псковский послал гонцов через всю Эстонию, чтобы осадить немцев и угаунцев в Отепя. Пришли харрианы и эселианцы и даже уже крестили сакалийцев.

Пока войска из 20000 русских и эсельцев атаковали Отепя, угаунцы вместе с крестоносцами совершали набеги на новгород, виронцы и вотийцы.

В 1220 году угаунцы восстали против немцев. Сакалийцы послали окровавленные мечи, которыми они убивали немцев, угаунцам Тарбаты и Отепя. В Тарбате по жребию решали, приносить ли в жертву богам быка или их жреца Хартвига, который был столь же толстым. К счастью для священника, жребий выпал на вола.

угаунцы решили встать на сторону новгородцев. Русские князья Пскова, Новгорода и Суздаля послали в Угаунью огромное войско в 20000 человек. Жители Тарбаты послали им большие подарки, и Отепя тоже их приветствовал. Русские оставили Вячко (Ветсеке) своим князем для управления угаунами и любой другой эстонской провинцией, из которой он мог собирать налоги.

В 1224 году крестоносцы отвоевали все провинции материковой Эстонии. После жеребьевки епископ Герман Буксхеведенский получил власть над Угаунией, в то время как Саккала получил приказ. Отепя был доволен правлением епископа Германа, но Тарбата все еще находился под властью Ветсеке и его русских. Однако позже в том же году Тарбата была захвачена, а все ее уговские и русские защитники были убиты.

Епископ Германн начал укреплять Отепя и Тарбату. Он выбрал Тарбату / Дерпт своей резиденцией. Епископ Германн и его угаунские подданные часто воевали против Новгорода и потерпели поражение от князя Александра Невского в битве на Чудском озере в 1242 году.

Угаунья впоследствии стала известна как Дерптское епископство.

См. Также
Ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-20 10:56:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте