Тунгия Бейкер

редактировать

Тунгия Бейкер
Родился 1939 г. Отаки, Новая Зеландия
Умер 27 июля 2005 г. (2005-07-27)(65–66 лет)
Национальность Новая Зеландия, Нгати Раукава, Нгати Тоа, Те Шти Ава (Кай Таху) и Те Арава
Известен Вклад в театр и искусство маори в качестве актера, организатора и кауматуа

Тунгия Доротея Глория Бейкер (1939 - 27 июля 2005) была новозеландской актрисой, ткачихой и администратором. Среди ее известных актерских ролей были Нгауиа в телевизионной драме 1980-х годов « День открытых дверей» и Хира в фильме 1993 года «Пианино». Бейкер оказал влияние на современный театр маори, создание фильмов маори и искусство маори. Она назвала Театр Таки Руа и была одним из основателей коллективов художников маори Те Ману Ауте и Хэата.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Карьера
  • 3 Членство и ассоциации
  • 4 Фильмография
  • 5 Театр
  • 6 Личная жизнь и смерть
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки
ранняя жизнь и образование

Дочь отметила Ngāti Raukawa бузины и Ngāti Raukawa Paramount главный Matenga Бейкер из Otaki Бейкер родился в 1939 году в Otaki. Ее иви связаны с Нгати Раукава, Нгати Тоа, Те Шти Ава и Те Арава. Она пошла в школу королевы Виктории для Māori девочек в Окленде, где она была голова префекта от 1953-57 и Дукс в 1957 и 1958. Она не научилась говорить Маори растет, так как ее родители считали, что это будет лучше для своих детей в говорить на английском.

Бейкер получила стипендию американской полевой службы (AFS) в 1958 году и поехала в Вест-Бенд в Висконсине. Она вернулась в Веллингтон и училась в Веллингтонском политехническом институте. Позже она стала первым новозеландским национальным представителем Американской полевой службы с 1972 по 1976 год, первыми совершив поездки на мараэ для новых ученых AFS.

Карьера

Бейкер инвестировал в современный театр маори, поскольку он возник в 1970-х вместе с Брюсом Стюартом, Роули Хабибом (Rore Hapipi) и Джимом Мориарти. В 1976 году Бейкер был актером в недавно созданной компании Te Ika a Maui Players, чтобы представить постановку « Смерть земли» по сценарию Хабиба. «Смерть земли» - это драма в зале суда о продаже земли маори, и Бейкер в 1978 году также снялся в телевизионной постановке, в которой были кадры марша земли маори 1975 года. Эти постановки были заметны в то время, поскольку новозеландские рассказы о проблемах маори, написанные человеком маори, были частью возрождения маори. Бейкер приняла участие в конференции художников и писателей маори ( hui ) в Тоа Рангатира Мараэ, Порируа в 1978 году. Бейкер была преподавателем в Веллингтонском политехническом институте в 1979 году и поняла, что хочет выучить язык маори сама. С этой целью она поехала в Роторуа и в 40 лет научилась бегать на мараэ.

В 1980-х Бейкер был частью Te Manu Aute, коллектива режиссеров маори, которые начали влиять на кинопроизводство в Новой Зеландии. В состав коллектива входили Барри Барклай, Тама Поата, Мерата Мита, Дон Селвин, Энни Китинг и Карен Сидни. Философия коллектива заключалась в том, что «маори обучаются другим маори в среде маори, в проектах маори», чтобы создать «более сильное присутствие и голос маори в рассказывании наших историй». Нынешняя группа защиты экрана для маори, Нга Ахо Вакаари, поблагодарила Бейкера и других за их вклад в создание фильмов маори.

Она также была частью коллектива женщин-художников маори Haeata, который был сформирован в 1983 году в рамках издательского проекта под названием Herstory Diary и преследовал цель «взращивать таланты новых и молодых женщин-художников-маори». Примечательно, что она была частью выставки Каранга Каранга в Городской галерее Веллингтона (1986), организованной Хэатой. Выставка была отчасти ответом на Te Māori, крупную международную выставку искусства маори, в которую не входили женские формы искусства.

На протяжении всей своей карьеры Бейкер была сторонницей искусства маори. В 1984 году Бейкер координировал новозеландский компонент на четвертом фестивале искусств южной части Тихого океана в Нумеа. В то время она сказала: «Современное искусство маори намного опережает новозеландскую форму искусства, какой бы она ни была. Она выкипала последние 30 лет и имеет крещендо энергии, которую еще предстоит увидеть в тихоокеанском контексте». В середине 1980-х она наблюдала за вкладом маори в пересмотр учебных программ в Министерстве образования. Она также входила в группу Веллингтонской профессиональной рабочей группы, которая в 1994 году написала отчет для городского совета Веллингтона и Совета по делам искусств (Creative New Zealand), в котором рекомендовала, чтобы Downstage Theater стал театром, ориентированным на Новую Зеландию, в качестве отличия от Circa Theater и что это были «маори, двухкультурные, местные и новые».

Бейкер был кауматуа театра Таки Руа, и когда они изменили свое название в 1992 году в рамках двухкультурного путешествия, именно Бейкер подарил «Таки Руа» из ткацкого выражения для «узора двоек», представляющего «сплетение тангата». Whenua и tauiwi (те из разных других вод)». Бейкер оказал влияние на молодых театральных деятелей, включая писателя Ривию Браун и актера и режиссера Нэнси Брунинг. Брюнинг сказал в 2018 году:

Я благодарю Тунгию Бейкер, Ви Куки Каа, Рону Бейли, Боба Вики, Роули Хабиба, Дона Селвина и Кери Каа за создание и создание для нас театральной индустрии маори.

В 1993 году Бейкер рассказала «Наследие Клио » Дороти Бьюкенен и Вити Ихимера с оперной певицей Хелен Медлин на Фестивале женщин-композиторов в ратуше Веллингтона. Бейкер показал на альбом, записанный Rattle Records, в 1998 году под названием Ipu по Джиллиан Уайтхеда с Ричард Нанс, Джуди Бейли и Георг Педерсен. Уайтхед рассказывает о времени, когда они делали Ипу, когда Бейкер подарила музыканту Нуннс погремушку маори, которую она сделала как копию одного из музея, «другой звук вернулся в современный мир».

У Бейкера был широкий спектр творческих интересов и навыков помимо исполнительского искусства. Ткачество было одним из ее навыков; она изучила традиционное искусство « раранга харакеке » в Роторуа и создала панно тукутуку для мараэ в Брюс-Бэй. Она работала на радио и была ведущей на веллингтонской радиостанции маори Te Upoko o Te Ika с 1988 по 1991 год, в том числе вела программу Te Kupenga Kōrero. Бейкер записал рассказ Михипека; Ранние годы (1991) Михи Эдвардс, который транслировался по радио Новой Зеландии. Она также была продюсером телевизионного документального фильма «Кит из моего окна» (1996) о южных китах на острове Кэмпбелл в субантарктике. В 2000 году она вела семинар в Университете Отаго на конференции «Хе Миненга Вакату Хуа о те Ао» в Мурихики Мараэ под названием « Маори в науке» или «Наука на маори».

Бейкер переехал на западное побережье Новой Зеландии, чтобы занять руководящую должность в больнице Gray Base в 1990-х годах. Находясь на Западном побережье, она написала сценарий пьесы о пророке Нгай Таху Те Майхароа, участвовала в общественных мероприятиях по искусству и фестивалях. Скульптура Бейкер, сделанная из коряги и льна, Купенга, на первом соревновании по плаванию и песку Западного побережья на пляже Хокитика получила награду.

У Бейкер был плащ маори короваи, подаренный ей королем Короки, королем маори в 1958 году в качестве награды за заслуги перед Тунгией в качестве первой женщины-маори-стипендиата американской полевой службы. Она взяла этот плащ с собой в Соединенные Штаты, когда ей было 18 лет, и с тех пор плащ использовался в ряде важных случаев, в том числе на выпуске ее дочери Перл в университете, на похоронах Бейкера на ее гробу и на похоронах Дочь короля Короки Те Арикинуи Дама Те Атаирангикааху в Турангаваеваэ, где Бейкер впервые получил плащ.

Членство и ассоциации
  • Хэата - Женский коллектив маори. Среди участников были Патрисия Грейс, Кери Каа, Робин Кахукива и Ирихапети Рамсден.
  • Рабочая группа профессиональных театров Веллингтона (1994). Другие участники: Элисон Куиган, Фенн Гордон, Джонатан Хендри, Саймон Гарретт
  • Te Manu Aute (1980-е) - коллектив кинематографистов маори.
  • Kaumātua of Toi Whakaari: драматическая школа Новой Зеландии
  • Кауматуа театра Таки Руа
  • Попечитель-учредитель Project Tohora Trust (ненаучные люди, занимающиеся исследованиями южного кита в 1997 году)
  • Попечитель-учредитель Puhake Ki Te Rangi (культурный вылов выброшенных на берег китов)
  • Раукава Мараэ
  • Церковь Рангиатеа, Отаки
  • Береговое здравоохранение
Фильмография
Год Заголовок Роль Примечания Ссылка
1978 г. Смерть Земли Телевидение
1986 г. Открытый дом Нгахуйя Митчелл Телевидение
1987 г. Открытый дом Нгахуйя Митчелл Телевидение
1993 г. Пианино Хира Характерная черта
1997 г. Зеркало Зеркало Макарета Телевидение (2 эп.)
1998 г. Трудная женщина Арахита Таханга Телевидение (3 эп.)
2003 г. Легенда о Джонни Линго Бабушка с острова Черепах (финальная роль в кино)
Театр

Избранные постановки включают:

Год Заголовок Автор Директор Место проведения Ссылка
1976 г. Смерть Земли Роули Хабиб Театр Юнити, Веллингтон и другие площадки
1990 г. Те Хара (Грех) Джон Бротон Энн Китинг Театр Таки Руа, Веллингтон
1992 г. Вахин Тоа Ян Болвелл (хореограф) Кери Каа; Ян Болвелл; Санни Амей Театр Таки Руа
1994 г. Роймата Ривия Браун Джим Мориарти Театр Таки Руа
1998 г. Возмутительная удача (Опера) Музыка Джиллиан Уайтхед, текст Кристин Джонстон Луиза Петербридж Театр Trust Bank, Данидин
Личная жизнь и смерть

У Бейкера было четыре дочери. Она умерла от рака в Отаки 27 июля 2005 года и похоронена на кладбище Рангиатеа.

использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-05 07:02:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте