Тунгия Бейкер | |
---|---|
Родился | 1939 г. Отаки, Новая Зеландия |
Умер | 27 июля 2005 г. (2005-07-27)(65–66 лет) |
Национальность | Новая Зеландия, Нгати Раукава, Нгати Тоа, Те Шти Ава (Кай Таху) и Те Арава |
Известен | Вклад в театр и искусство маори в качестве актера, организатора и кауматуа |
Тунгия Доротея Глория Бейкер (1939 - 27 июля 2005) была новозеландской актрисой, ткачихой и администратором. Среди ее известных актерских ролей были Нгауиа в телевизионной драме 1980-х годов « День открытых дверей» и Хира в фильме 1993 года «Пианино». Бейкер оказал влияние на современный театр маори, создание фильмов маори и искусство маори. Она назвала Театр Таки Руа и была одним из основателей коллективов художников маори Те Ману Ауте и Хэата.
Дочь отметила Ngāti Raukawa бузины и Ngāti Raukawa Paramount главный Matenga Бейкер из Otaki Бейкер родился в 1939 году в Otaki. Ее иви связаны с Нгати Раукава, Нгати Тоа, Те Шти Ава и Те Арава. Она пошла в школу королевы Виктории для Māori девочек в Окленде, где она была голова префекта от 1953-57 и Дукс в 1957 и 1958. Она не научилась говорить Маори растет, так как ее родители считали, что это будет лучше для своих детей в говорить на английском.
Бейкер получила стипендию американской полевой службы (AFS) в 1958 году и поехала в Вест-Бенд в Висконсине. Она вернулась в Веллингтон и училась в Веллингтонском политехническом институте. Позже она стала первым новозеландским национальным представителем Американской полевой службы с 1972 по 1976 год, первыми совершив поездки на мараэ для новых ученых AFS.
Бейкер инвестировал в современный театр маори, поскольку он возник в 1970-х вместе с Брюсом Стюартом, Роули Хабибом (Rore Hapipi) и Джимом Мориарти. В 1976 году Бейкер был актером в недавно созданной компании Te Ika a Maui Players, чтобы представить постановку « Смерть земли» по сценарию Хабиба. «Смерть земли» - это драма в зале суда о продаже земли маори, и Бейкер в 1978 году также снялся в телевизионной постановке, в которой были кадры марша земли маори 1975 года. Эти постановки были заметны в то время, поскольку новозеландские рассказы о проблемах маори, написанные человеком маори, были частью возрождения маори. Бейкер приняла участие в конференции художников и писателей маори ( hui ) в Тоа Рангатира Мараэ, Порируа в 1978 году. Бейкер была преподавателем в Веллингтонском политехническом институте в 1979 году и поняла, что хочет выучить язык маори сама. С этой целью она поехала в Роторуа и в 40 лет научилась бегать на мараэ.
В 1980-х Бейкер был частью Te Manu Aute, коллектива режиссеров маори, которые начали влиять на кинопроизводство в Новой Зеландии. В состав коллектива входили Барри Барклай, Тама Поата, Мерата Мита, Дон Селвин, Энни Китинг и Карен Сидни. Философия коллектива заключалась в том, что «маори обучаются другим маори в среде маори, в проектах маори», чтобы создать «более сильное присутствие и голос маори в рассказывании наших историй». Нынешняя группа защиты экрана для маори, Нга Ахо Вакаари, поблагодарила Бейкера и других за их вклад в создание фильмов маори.
Она также была частью коллектива женщин-художников маори Haeata, который был сформирован в 1983 году в рамках издательского проекта под названием Herstory Diary и преследовал цель «взращивать таланты новых и молодых женщин-художников-маори». Примечательно, что она была частью выставки Каранга Каранга в Городской галерее Веллингтона (1986), организованной Хэатой. Выставка была отчасти ответом на Te Māori, крупную международную выставку искусства маори, в которую не входили женские формы искусства.
На протяжении всей своей карьеры Бейкер была сторонницей искусства маори. В 1984 году Бейкер координировал новозеландский компонент на четвертом фестивале искусств южной части Тихого океана в Нумеа. В то время она сказала: «Современное искусство маори намного опережает новозеландскую форму искусства, какой бы она ни была. Она выкипала последние 30 лет и имеет крещендо энергии, которую еще предстоит увидеть в тихоокеанском контексте». В середине 1980-х она наблюдала за вкладом маори в пересмотр учебных программ в Министерстве образования. Она также входила в группу Веллингтонской профессиональной рабочей группы, которая в 1994 году написала отчет для городского совета Веллингтона и Совета по делам искусств (Creative New Zealand), в котором рекомендовала, чтобы Downstage Theater стал театром, ориентированным на Новую Зеландию, в качестве отличия от Circa Theater и что это были «маори, двухкультурные, местные и новые».
Бейкер был кауматуа театра Таки Руа, и когда они изменили свое название в 1992 году в рамках двухкультурного путешествия, именно Бейкер подарил «Таки Руа» из ткацкого выражения для «узора двоек», представляющего «сплетение тангата». Whenua и tauiwi (те из разных других вод)». Бейкер оказал влияние на молодых театральных деятелей, включая писателя Ривию Браун и актера и режиссера Нэнси Брунинг. Брюнинг сказал в 2018 году:
Я благодарю Тунгию Бейкер, Ви Куки Каа, Рону Бейли, Боба Вики, Роули Хабиба, Дона Селвина и Кери Каа за создание и создание для нас театральной индустрии маори.
В 1993 году Бейкер рассказала «Наследие Клио » Дороти Бьюкенен и Вити Ихимера с оперной певицей Хелен Медлин на Фестивале женщин-композиторов в ратуше Веллингтона. Бейкер показал на альбом, записанный Rattle Records, в 1998 году под названием Ipu по Джиллиан Уайтхеда с Ричард Нанс, Джуди Бейли и Георг Педерсен. Уайтхед рассказывает о времени, когда они делали Ипу, когда Бейкер подарила музыканту Нуннс погремушку маори, которую она сделала как копию одного из музея, «другой звук вернулся в современный мир».
У Бейкера был широкий спектр творческих интересов и навыков помимо исполнительского искусства. Ткачество было одним из ее навыков; она изучила традиционное искусство « раранга харакеке » в Роторуа и создала панно тукутуку для мараэ в Брюс-Бэй. Она работала на радио и была ведущей на веллингтонской радиостанции маори Te Upoko o Te Ika с 1988 по 1991 год, в том числе вела программу Te Kupenga Kōrero. Бейкер записал рассказ Михипека; Ранние годы (1991) Михи Эдвардс, который транслировался по радио Новой Зеландии. Она также была продюсером телевизионного документального фильма «Кит из моего окна» (1996) о южных китах на острове Кэмпбелл в субантарктике. В 2000 году она вела семинар в Университете Отаго на конференции «Хе Миненга Вакату Хуа о те Ао» в Мурихики Мараэ под названием « Маори в науке» или «Наука на маори».
Бейкер переехал на западное побережье Новой Зеландии, чтобы занять руководящую должность в больнице Gray Base в 1990-х годах. Находясь на Западном побережье, она написала сценарий пьесы о пророке Нгай Таху Те Майхароа, участвовала в общественных мероприятиях по искусству и фестивалях. Скульптура Бейкер, сделанная из коряги и льна, Купенга, на первом соревновании по плаванию и песку Западного побережья на пляже Хокитика получила награду.
У Бейкер был плащ маори короваи, подаренный ей королем Короки, королем маори в 1958 году в качестве награды за заслуги перед Тунгией в качестве первой женщины-маори-стипендиата американской полевой службы. Она взяла этот плащ с собой в Соединенные Штаты, когда ей было 18 лет, и с тех пор плащ использовался в ряде важных случаев, в том числе на выпуске ее дочери Перл в университете, на похоронах Бейкера на ее гробу и на похоронах Дочь короля Короки Те Арикинуи Дама Те Атаирангикааху в Турангаваеваэ, где Бейкер впервые получил плащ.
Год | Заголовок | Роль | Примечания | Ссылка |
---|---|---|---|---|
1978 г. | Смерть Земли | Телевидение | ||
1986 г. | Открытый дом | Нгахуйя Митчелл | Телевидение | |
1987 г. | Открытый дом | Нгахуйя Митчелл | Телевидение | |
1993 г. | Пианино | Хира | Характерная черта | |
1997 г. | Зеркало Зеркало | Макарета | Телевидение (2 эп.) | |
1998 г. | Трудная женщина | Арахита Таханга | Телевидение (3 эп.) | |
2003 г. | Легенда о Джонни Линго | Бабушка с острова Черепах | (финальная роль в кино) |
Избранные постановки включают:
Год | Заголовок | Автор | Директор | Место проведения | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
1976 г. | Смерть Земли | Роули Хабиб | Театр Юнити, Веллингтон и другие площадки | ||
1990 г. | Те Хара (Грех) | Джон Бротон | Энн Китинг | Театр Таки Руа, Веллингтон | |
1992 г. | Вахин Тоа | Ян Болвелл (хореограф) | Кери Каа; Ян Болвелл; Санни Амей | Театр Таки Руа | |
1994 г. | Роймата | Ривия Браун | Джим Мориарти | Театр Таки Руа | |
1998 г. | Возмутительная удача (Опера) | Музыка Джиллиан Уайтхед, текст Кристин Джонстон | Луиза Петербридж | Театр Trust Bank, Данидин |
У Бейкера было четыре дочери. Она умерла от рака в Отаки 27 июля 2005 года и похоронена на кладбище Рангиатеа.