Тородбе

редактировать
Тородбе
Регионы со значительным населением
Сенегамбия
Религии
Ислам
Священные Писания
Коран
Языки
язык фула

Тородбе (единственное число Тородо ; также называемое Турудийя, Бану Торо ) Мусульманские священнослужители, действовавшие в Западном Судане регионе Африки с 17 века. Их учение отчасти вдохновило на серию джихадов, начатую в то время Фульбе.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Организация
  • 3 Сенегамбия
    • 3,1 Бунду
    • 3,2 Джаллон
    • 3,3 Торо
    • 3,4 Французское колониальное правление
  • 4 восточных государства
    • 4.1 Халифат Сокото
    • 4.2 Массина
    • 4.3 Эмират Липтако
    • 4.4 Империя Тукулер
  • 5 Примечания и ссылки
Происхождение
Фута Тооро и соседи, около 1850 года

Похоже, что Тородбе возникла в Фута Торо с 9 по 13 век, позже распространившись на территории Фульбе. Фута Торо представляла собой полосу сельскохозяйственных земель вдоль реки Сенегал. Два клана Фута Торо утверждали, что происходят от родственника седьмого века одного из сподвижников пророка Мухаммеда, который был среди группы захватчиков Фута Торо. Они вполне могли быть отдельной группой к пятнадцатому веку, когда Денианке завоевали Фута Торо. В последней четверти семнадцатого века реформатор Завая Насир ад-Дин начал джихад, чтобы восстановить чистоту религиозных обрядов в Futa Tooro. Он заручился поддержкой клана Тородбе против воинов, но к 1677 году движение потерпело поражение. После этого поражения некоторые из Тородбе мигрировали на юг в Бунду, а некоторые продолжили движение в Фута Джаллон.

Организация

Сначала Тородбе набирал членов со всех уровней Общество Судани, особенно бедные люди. К клирикам Тородбе входили люди Фула, волоф, манде, хауса и берберы. Однако они говорили на языке фула, женились на семьях фульбе и стали учёной кастой фульбе. Как и в случае с духовенством Завая и Манде, на первых клериков Тородбе смотрели свысока группы воинов в своих обществах, которые обычно мало интересовались исламом. Изначально Тородбе жил на благотворительность, о чем свидетельствуют такие высказывания, как «Тородо - нищий» и «Если бы калабаса не существовало, Тородо не выжило бы». Термин Torodo происходит от слова toraade, что означает «просить милостыню». Тородбе жили оседлыми общинами и не хотели заниматься какой-либо кастовой профессией, такой как рыбаки, кузнецы, ткачи или кожевники.

Джихад, начатый лидерами Тородбе, был ответом на упадок исламской практики в сочетании с угнетением правящими классами. Они стремились уничтожить пережитки традиционных религиозных верований и поднять ислам из личной веры в закон страны, создав теократические государства. После того, как они пришли к власти, сначала предполагалось, что Тородбе в конечном итоге устранит препятствия для общественного движения, возможно, даже освободит рабов. Человек достигнет статуса благодаря изучению ислама и соблюдению исламских заповедей. На практике, особенно в Futa Toro и Bundu, Torodbe превратился в закрытое общество, ограниченное небольшим количеством семей. Социальное расслоение между рабами и свободными людьми, а также между различными наследственными занятиями осталось неизменным.

Тородбе основал школы, где учеников обучали на арабском языке. Возведенные ими мечети в крупных городах становились центрами религиозной и научной деятельности, а также часто были административными центрами. Десятины взимались с урожая и наследства для поддержки государства. имам возглавлял как религиозную, так и политическую организацию. Он делегировал ответственность за безопасность эмирам, руководившим полицией и армией. Тородбинская интеллигенция семнадцатого и восемнадцатого веков отнюдь не была отрезана от заводи. Некоторые из них совершили паломничество в Мекку, а затем провели много лет в таких странах, как Египет, где они впитали сложное понимание мира и исламской мысли. Они принесли это знание с собой. В Западном Судане священнослужители Тородбе могли поддерживать междугородную переписку в течение длительных периодов времени.

Религиозные шейхи жили на выплаты, которые они получали в их официальных или судебных ролях, или на плату за их религиозные услуги. Шейх должен был заботиться о детях, пока они изучали Коран, но в этот период дети должны были работать или просить милостыню у шейха. Другие Тородбе жили земледелием или скотоводством, хотя работа была предоставлена ​​подчиненным. Богатство накапливалось в виде рабов, огнестрельного оружия, ткани и оборудования. Некоторые схоластические династии возникли из Тородбе, в том числе шейха Усмана Торонкава, Бари шейха Ахмаду и аль-Хаджи Умара Высокого. 71>

Сенегамбия

Тородбе руководила ранними джихадами в Фута Торо, Фута Бунду и Фута Джаллон в регионе вокруг рек Сенегала и Гамбии.

Бунду

Тородбе начал один из первых джихадов в конце семнадцатого века в Бунду. Малик Си родился в семье Тородбе около 1637 года недалеко от Подора в Фута-Торо. Он получил формальное исламское образование на территории нынешней южной Мавритании. Он женился и путешествовал с места на место, пытаясь жить, продавая амулеты. Малик Дауда Си основал государство Бунду в 1690-х годах. Мусульманские правители имели власть над деревенскими вождями, которых они могли назначать или увольнять. Его сменил Бубу Малик, который умер около 1715 года. Затем Бунду вступил в период анархии, когда соседи государства начали нападения, в то время как различные общины Тородбе утверждали свою автономию. На какое-то время в течение восемнадцатого века Бунду вернулся к языческому правлению, но к тому времени большая часть населения была мусульманской.

Джаллон

Основные государства Фульбе-джихада в Западной Африке, около 1830 года. Бунду лежал между Торо. и Джаллон.

Тородбе повлияли на Фульбе из Фута Джаллон, своих родственников, приняв более воинственную форму ислама. Джихад был начат в Фута Джаллон около 1726 или 1727 года. Движение было в основном религиозным, и в его лидеры входили как Манде, так и Фульбе марабуты. Карамохо Альфа был избран лидером джихада. Он принял титул алмами, или «имам ». Под его руководством имамат Фута Джаллон стал первым мусульманским государством, основанным фульбе. В 1751 г. Ибрагим Сори сменил Карамохо Альфа. После многих лет конфликта Ибрагим Сори одержал решающую победу в 1776 году, которая укрепила власть государства Фульбе. Джихад достиг своих целей, и Ибрагим Сори принял титул алмами.

Торо

Фермеры Фута Торо продолжали страдать от нападений кочевников с территории, которая сейчас является Мавритания. За джихадом в Фута Джалон последовал джихад в Фута Торо между 1769 и 1776 годами, возглавляемый Сулайманом Баалом. В 1776 году Тородбе изгнал правящую династию Денианке. Сулейман умер в 1776 году, и его преемником стал Абд аль-Кадир, ученый учитель и судья, который учился в Кайоре.

Абдул Кадер стал первым алмами теократическим имаматом Фута Торо. Он поощрял строительство мечетей и проводил агрессивную политику по отношению к своим соседям. Тородбе запретил торговлю рабами на реке. В 1785 году они получили от французов согласие больше не торговать рабами-мусульманами и платить государству таможенные пошлины. Абдул Кадер нанес поражение эмиратам Трарза и Бракна на севере, но был разбит и взят в плен, когда напал на штаты волоф на Кайоре и Ваало. После его освобождения импульс к джихаду был утерян. К моменту его смерти в 1806 году в государстве доминировали несколько элитных семей Тородбе. Альмамис продолжал назначаться в Фута Торо на протяжении всего девятнадцатого века, но это положение стало церемониальным.

Французское колониальное правление

К середине XIX века Torodbe almamis в Сенегамбии стал наследственным олигархии, которые навязывали людям жесткое и деспотическое правление. Французы оказали политическую и экономическую поддержку лидерам Тородбе, которые в свою очередь позволили французам построить укрепленные посты в долине Сенегала. Лидеры джихада в регионе, которые следовали революционной традиции Тородбе в конце девятнадцатого века, включали Мабу Диаху Ба в Гамбию, Махмаду Ламина в Сенегале и Самори Туре, основавший недолговечную империю Васулу на территории современной Гвинеи. Эти люди пытались свергнуть европейцев и их союзников во имя ислама, но в конечном итоге потерпели поражение от превосходящих сил.

Восточные государства

В девятнадцатом веке несколько мусульманских государств возникло к востоку от Сенегамбия в регионе Сахель вдоль реки Нигер. Самыми выдающимися лидерами движения Тородбе были Усман дан Фодио, создавший исламский Сокотский халифат, и Эль-Хадж Умар Талл, создавший короткий - Империя Тукулёр.

Халифат Сокото

Халифат Сокото в 19 веке

Крупнейший из джихадов Фулани возглавил ученый Тородбе Усман дан Фодио и основал Сокотский халифат в 1808 году, простирающийся на территории нынешнего севера Нигерии. Усман дан Фодио, Шеху, родился в клане Тородбе в 1754 году недалеко от Галми в северной части Хаусаленда. Его семья была первоначально кочевыми скотоводами фульбе, которые, вероятно, пришли в Хаусаленд с запада в пятнадцатом веке. Усман дан Фодио выучил Коран наизусть. Он изучил арабскую грамматику, стихи и метрики, а также основы права Малики. Он изучал риторику, историю и литературу и стал свободно и образованным писателем на арабском языке. В свои ранние годы Усман дан Фодио был странствующим малламом, проповедуя о реформе против незаконного налогообложения, коррупции, языческих церемоний, неквалифицированных молламов и других злоупотреблений и отступлений от строгой исламской практики.

В 1804 году Усман дан Фодио начал джихад против Гобира, который длился около четырех лет и закончился победой мусульман. Шейх Мухтар ал-Кунти (1729-1811) был чрезвычайно влиятельным реформатором, возглавлявшим Кадирийа тарикат в Западной Африке. Шейх Усман дан Фодио смотрел на него как на учителя, а Шейх Мухтар, как сообщается, поддержал Шейха Усмана в его кампании в Сокото, заявив, что «Усман ибн Фуди - один из совершенных святых; его джихад справедлив». Усман основал столицу своей новой империи в Сокото. После некоторой безрезультатной борьбы с государством Борну джихад прекратился к 1810 году. Шеху разделил свои завоевания между братом и сыном и провел остаток своей жизни в изучении и преподавании. Он умер в 1817 году. Халифат Сокото просуществовал до британского завоевания в 1903 году, когда он потерял политическую власть. Султан Сокото по-прежнему остается важным религиозным деятелем. Когда Сааду Абубакар был избран султаном в 2006 году, он стал формальным главой 70 миллионов мусульман в Нигерии.

Массина

Мусульманское государство фульбе Масина был основан к югу от Тимбукту в 1818 году. Секу Амаду (Шейх Ахмад Лоббо) родился в бедной семье около 1773 года в Маланге в империи Сегу Массина губернии. Он был набожным, честным и скромным, и глубоко заинтересовался религией, привлекая множество последователей, на которых оказало влияние исламское движение в Сокото. В 1816 году Усман дан Фодио присвоил ему титул шейха, а в 1818 году он возглавил восстание против местных правителей.

Ранний успех против армии сегу привел к массовому обращению в веру людей фульбе, и Массина быстро стал сильное мусульманское государство, хотя война с Сегу продолжалась много лет. В 1826 году новое государство захватило Тимбукту, которое удерживало Массина до смерти Секу Ахмаду в 1845 году. На завоеванных территориях были созданы укрепленные деревни Тородбе для поддержания мира.

Эмират Липтако

Эмират Липтако был исламским государством фулани начала 19 века в регионе, где сегодня встречаются Буркина-Фасо, Мали и Нигер. В первой части Массины, в 1824 году, она восстала и стала независимой, пока в 1864 году не прибыли французы. Брахима Сайду возглавил восстание, и его семья сохранила власть. Тородбе, выступившему против восстания, была поручена роль формирования коллегии выборщиков, которая выбирала эмира на основе его личных заслуг, доказанных способностей, семейных связей и других факторов. Один из Тородбе закутывал голову новоизбранного амира в тюрбан.

Империя Тукулёров

Фута Торо, Фута Джаллон и Макина, а империя Эль-Хаджа Умара Талля была обведена красным. Фута Бунду находится между Фута Торо и Джаллоном.

Около 1827 года священнослужитель Тородбе 'Умар Талл покинул Фута Торо и совершил продолжительное паломничество в Мекку. Эль-Хадж 'Умар Талл вернулся в 1846 году и начал вербовку для джихада. Мухаммед Белло, сын и наследник Усмана дан Фодио, считается автором стихотворения, восхваляющего славные подвиги Бану Торо. Аль-Хаджи 'Умар Талл включил это стихотворение в послания, которые он отправлял лидерам Фута Торо, призывая к поддержке своего джихада, поскольку оно показало, что могущественная семья Фодио поддерживает его дело. В стихотворении частично говорится:

Эти [Бану Торо / Тородбе] - мой народ; происхождение моего клана;... для поддержки ислама они объединились;... среди них есть те, кто преуспел в религиозных науках... и те, кто защищался от зла ​​врага и объявил джихад.

'Умар Талл начал свой джихад в 1852 году. Его силам удалось основать несколько государств в Судане к востоку от Фута Торо, но французы под командованием майора Луи Файдербе не позволили ему включить Фута Торо в свою империю. 'Умар потерпел поражение от французов при Медине в 1857 году, потеряв доступ к территориям ниже по течению реки Сенегал. В 1860 году он заключил договор с французами, в котором он признал их превосходство в Фута Торо, в то время как он был признан в Каарта и Сегу. Затем он совершил нападение на мусульманское государство Массина. Коалиция мусульманских государств оказала сопротивление, и в 1864 году Умар был разбит и убит. Его последователи создали государство, основанное на Хамдуллахи, которое просуществовало до 1893 года.

Примечания и ссылки

Примечания

Цитаты

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-11 07:43:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте