Гробница Алины - это древнеегипетская могила времен Тиберия или Адриана, раскопанная в Хавара в 1892 году.
Во второй половине XIX века растущий интерес к истории, культуре и искусству Египта привел к настоящей конкуренции между различные европейские народы, стремящиеся сохранить древние находки наилучшего качества (и количества) для своих национальных музеев. В этом общем контексте немецкий археолог Рихард фон Кауфман предпринял короткую кампанию раскопок в Хаваре в марте 1892 г.; его самой важной находкой была так называемая гробница Алины. Шахта вела к простой глинобитной яме размером 2,8 на 3,5 м, в которой находилось восемь мумий. Трое не были украшены, двое были с бумажными масками и трое были украшены портретами мумий. Могила не имела надстройки.
Внизу лежали три мумии с нарисованными портретами; они принадлежали женщине Алине и двум детям женского пола. Две мумии в масках лежали на них под прямым углом; они принадлежали мужчине и девушке несколько постарше. Две неукрашенные мумии, в свою очередь, лежали сверху, опять же под прямым углом. На мумии мужчины, женщины и трех девочек обертка была дополнительно скреплена глиняными скрепами с использованием различных камешков. На одном изображен Геракл, сражающийся с Немейским львом, на других - головы. Не все пломбы сохранились. В погребальный инвентарь входил глиняный горшок с брызгами цветов, что характерно для таких могил. Была также грубо высеченная стела со следующей греческой надписью :
греческой | английской |
---|---|
ΑΛΙΝΗΙ. Η ΚΑΙ ΤΈΝΩϹ. ΗΡΩΔΟΥ ΧΡΉC. ΤΗ ΧΑΙΡΕ ΠΟΛΛΑ. ΕΤΟΥϹ Ι ΛΕ Λ. ΜΕΣΟΡΉ Ζ | Алина. также звала Тенос. дочь Герода. очень любимого. умерла в 10 году, возраст 35 лет. 7-го числа Месор |
Могила была названа в честь этой надписи. Стипендия предполагает, что Алина - женщина, похороненная в гробнице и снабженная портретом мумии. Далее считается, что этот мужчина был ее мужем, а девочки - дочерьми. Поскольку возраст и пол неукрашенных мумий неизвестны, их нельзя точно отнести. Разделение даты в надписи на две части в результате вставки возраста Алины в середине необычно. Поскольку в Римском Египте было обычным делом отсчитывать год от прихода на престол нынешнего правителя, могилу можно довольно точно датировать вместе с портретной прической одним из двух возможные даты. Обычно это происходит с десятого года правления Тиберия, т.е. 24 г. н.э. Та же самая прическа стала популярной еще раз столетие спустя, так что 10-й год правления Адриана (107 г. н.э.) также возможен, но большинство ученых предпочитают более раннюю дату. Дальнейшие аргументы в пользу более поздней даты включают тонкий стиль рисования и использование штриховки, типичные для II века нашей эры, лиловые тона одежды, изображение женщины довольно сытой, а также волосы и борода мужчины. Остается неясным, когда были депонированы мумии и все ли умерли в рамках одного поколения.
Сегодня находки из могилы находятся в Египетском музее, Берлин. Часть из них экспонируется в Старом музее.
Портрет Алины был написан темперой на белье, как и у двух девушек. Он имеет высоту 40 см и ширину 32,5 см. Под нарисованной тканью клочки полотна, прижатые к лицу мумии, были использованы для обеспечения ровной поверхности, так что портрет почти плоский. Некоторые из портретов были написаны до смерти объекта, но в случае Алины, когда он фактически нарисован на конце обертки мумии, похоже, что он был создан после смерти, возможно, на основе ранее подготовленного портрета. Как это часто бывает с портретами мумий, картина производит впечатление трехмерной глубины, что является относительно недавней особенностью египетского искусства и обусловлено греко-римским влиянием. Фронтальные изображения человеческих лиц также были необычными на протяжении большей части истории египетского искусства. Волнистая прическа с центральным пробором красится просто, но аккуратно. Поражают небольшие локоны над лбом. Лицо кажется полным, но не жирным. Создается впечатление, что эта женщина, принадлежавшая к среднему или высшему слою египетского общества, вела хорошую жизнь. Ее простые украшения тщательно расписаны. К портрету добавлено изображение ожерелья из золоченого гипса. Алина носит белую тунику или хитон, тонкие сиреневые полосы (clavus ) пересекают ее плечо. Цвета теплые. Печальный, задумчивый взгляд типичен для портретов мумий. В целом это мастерский портрет женщины средних лет.
Две мумии младших девочек еще не открыты. В начале 1990-х годов они были исследованы с использованием современных методов. Портрет старшей девочки, вероятно средней среди трех дочерей Алины и ее мужа, похож на портрет ее матери. Поскольку он все еще прикреплен к ее мумии, в настоящее время он менее четко виден; кроме того, она была прикреплена слишком далеко справа от оконного проема в упаковке. Как и в случае с другими детьми и мужчиной, ее имя неизвестно. На ней ценные, но простые украшения, а прическа - локон.
Портрет молодой девушкиДолгое время ученые считали младшую девушку мальчиком. Недавние исследования однозначно доказывают, что пухлый ребенок с торчащими ушами - это девочка. На шее у нее кожаный ремешок с кулоном лунула, капотропный амулет, который обычно носят женщины и девушки. Ее хитон фиолетового цвета, что характерно только для женщин. Далее он частично упал, обнажив ее левое плечо, атрибут богини Афродиты, призванный подчеркнуть эротическое влечение. Его часто используют на портретах мумий женщин и даже молодых девушек. Таким образом, пол ребенка, несомненно, женский.
В отличие от нарисованных портретов, бумажные маски были менее связаны с изображением людей. Маска мумии мужчины позолочена. Находка масок и портретов в гробнице показывает, что обе формы обращения с мертвыми не только сосуществовали одновременно, но и действительно могли использоваться одной семьей в одной могиле.
Маска мумии мужа Алины
Маска мумии и гроб одной дочери Алины
Два гроба мумии с портретами мумий двух дочерей Алины