Обложка первого издания | |
Автор | Томас Манн |
---|---|
Первоначальное название | Die vertauschten Köpfe |
Язык | Немецкий |
Жанр | новелла |
Издатель | Берманн-Фишер |
Дата публикации | 1940 |
Опубликовано на английском языке | 1941 автором Альфредом А. Кнопфом |
Переставленные головы (оригинальное немецкое название Die vertauschten Köpfe ) - это новелла Томаса Манна. Он был написан в 1940 году и опубликован позже в том же году Берманн-Фишер. Английский перевод Х. T. Lowe-Porter был опубликован в 1941 году Альфредом А. Кнопфом. Это была одна из последних новелл Манна, за которой последовали только Таблицы Закона в 1944 году и Черный лебедь в 1954 году. Действие происходит в Индии, это шутливый пересказ древнего народная легенда.
Манн озаглавил повесть «Индийская легенда». Он был вдохновлен на написание этой книги после прочтения книги индолога Генриха Циммера об индийской богине Кали, в которой Циммер пересказал старую народную сказку, которая стала основой «Переставленных голов». Манн начал писать ее в январе 1940 года и закончил в августе того же года. Опубликованную работу он посвятил Циммеру, добавив слова «Вернулся с благодарностью». И его сеттинг, и его источник отмечают уникальный отход от творчества Манна. Он описал это как «первый подход к сфере французского сюрреализма», косвенно отсылая к работе Жана Кокто, которого Манн знал благодаря дружбе Кокто с его сыном Клаусом. Хотя сказка трагична, Манн пересказывает ее в шутливом стиле.
Согласно Йенсу Рикманну, несмотря на экзотическую обстановку, темы «Переставленных голов» - «чувственность, метафизика, запутанные личности»., и проблема любви и индивидуальности »- были центральными в творчестве Манна. Еще одна тема в истории - архетип роковой женщины, который также можно увидеть в нескольких работах Манна, включая Маленький герр Фридеманн и кошмарные видения женщин-каннибалов Касторпом в Магии Гора. Сита, центральный женский персонаж в «Переставленных головах», кажется невинной девушкой, ставшей причиной смерти обоих мужчин, которые ее любят. Она становится человеческим воплощением Кали, богини времени и творения, но также и разрушения.
Шридаман и Нанда - два юных друга, которые «мало различаются по возрасту и по касте, но очень непохожий на тело ". Шридаман - образованный торговец с сильными духовными качествами и благородным лицом, но с худым, изможденным телом. Нанда - кузнец с сильным и красивым телом, но довольно обычным интеллектом. Оба влюбляются в Ситу, дочь животновода. Она принимает предложение Шридамана о замужестве, но вскоре после их свадьбы начинает задаваться вопросом, не сделала ли она неправильный выбор. Дела не усугубляются тем фактом, что Нанда остался другом Шридамана и частым гостем в их доме. Вскоре и Нанда, и Шридаман осознают, что происходит.
Через шесть месяцев после свадьбы, когда Сита была беременна ребенком Шридамана, они отправились навестить ее родителей в сопровождении Нанды. По дороге они останавливаются в храме богини Кали, куда Шридаман идет помолиться. В приступе религиозного рвения он обезглавливает себя, чтобы освободить Ситу и выйти замуж за Нанду. Затем Нанда входит в храм и, обнаружив труп Шридамана, обезглавливает себя. Узнав, что произошло, Сита собирается повеситься, когда появляется Кали. Она велит Сите снова положить головы на тела, и она вернет их к жизни. Однако в своем горе и замешательстве Сита положила голову Нанды на тело Шридамана, и наоборот. Каждый мужчина теперь сохраняет свою первоначальную идентичность, но имеет новое тело.
Поначалу кажется, что все идет хорошо. Сита родила Самадхи, милого ребенка с очень плохим зрением, которого прозвали «Андхака» («Маленький слепой мальчик»). Шридаман рад иметь совершенное тело, а Нанда рад иметь тело, от которого родился ребенок Ситы. Ему также приятно, что Сита занимается сексом с его прежним телом. Тем не менее, они решают посоветоваться с мудрым человеком Камадаманой относительно того, кто из двух мужчин на самом деле ее муж. Он определяет, что это тот, у которого голова Шридамана. В своем разочаровании Нанда становится религиозным затворником.
Прошло четыре года. Пока Шридаман уехал по делам, Сита берет своего сына в гости к Нанде и показывает ему ребенка, рожденного его новым телом. Сита и Нанда охвачены страстью. Вернувшись в пустой дом, Шридаман отправляется на поиски Нанды и Ситы. Он предлагает им единственное решение для ситуации, когда женщина влюблена одновременно в тело одного мужчины и голову другого мужчины. Двое мужчин должны покончить жизнь самоубийством, а Сита должна умереть ритуальной смертью на погребальном костре своего мужа. Это должным образом происходит, когда маленький Самадхи-Андхака зажигает огонь.