Рио-Гранде - светская кантата на английском языке композитор Констан Ламберт. Написанный в 1927 году, он сразу же приобрел постоянную популярность, появившись на концертной сцене в 1929 году. Это образец симфонического джаза, мало чем отличающийся от стиля Джорджа Гершвина ' s Rhapsody in Blue, хотя это во многом индивидуальная концепция Ламберта. Он сочетает в себе джаз синкопию с гибкими латиноамериканскими танцевальными ритмами, которые создают атмосферу навязчивой ностальгии. Рио-Гранде настроен на импрессионистическое одноименное стихотворение Сашеверелла Ситвелла, и его исполнение занимает примерно 15-20 минут. Это произведение было посвящено Ангусу Моррисону, сыгравшему на его первом выступлении.
Рио-Гранде оценивается для солиста альта, смешанного хора, фортепиано, духовых инструментов, струнных и ударной секции из 15 инструментов, требующей пяти игроков. Он сочетает в себе джазовые синкопии, рэгтайм и бразильские влияния, гармонии и ритмы, вдохновленные Дьюком Эллингтоном, с традиционным английским хоровым звучанием. Внешние секции оживленные, окружают центральный ноктюрн. Партия фортепьяно часто играет триоли на фоне дуплетов, пахнущих румбой. Кода основана на материале из центральной части.
Ламберт отмечал в статье 1928 года:
Главный интерес джазовых ритмов заключается в их применении к настройке слов, и хотя джазовые настройки никоим образом не означает гибкость или тонкость аффектов начала семнадцатого века, например, нельзя отрицать их легкость и изобретательность... Английские слова требуют для своей успешной музыкальной обработки бесконечно более разнообразного и синкопированного ритма, чем в девятнадцатом веке романтики, и лучшие джазовые песни современности, по сути, ближе по своим методам к композиторам конца пятнадцатого века, чем любая музыка с тех пор.
Музыкальный критик Кристофер Палмер сказал об этом произведении, что
Ламберт был бы первым сегодня, кто признал бы, что некоторые из гармонических и ритмических клише, которые он осуждал в других, проскользнули в его собственную работу. Тем не менее, Рио-Гранде сохраняет первозданное качество. То твердое, то мягкое, в одно мгновение оно искрится и переливается, а в следующий момент соблазняет нас той блюзовой городской меланхолией, которую можно найти в более глубоких, богатых измерениях в совершенно другом контексте в Последняя воля и Завещание Саммер. Это прежде всего работа поэта, и поэтическая чувствительность Ламберта обеспечила выживание его лучшей музыке. Форма свободной фантазии сама по себе простота: первая часть (аллегро) - каденция для фортепиано и ударных - медленная центральная часть в стиле ностальгического танго - рекапитуляция - спокойная кода.
Стихотворение относится к реке в Бразилии, хотя здесь нет бразильской реки под названием Рио-Гранде.
Идея этой пьесы возникла, когда в 1923 году Ламберт посетил оркестр плантации Уилла Водери. Позже он писал: «После банальной игры английского оркестра в первом тайме было потрясено услышать группу Уилла Водери в фанфарах в стиле Делиуса, которые предваряли вторую. Это определенно открыло новый мир звука ». Этот« новый мир звука »- это синкопированный джазовый звук, который он включит в The Rio Grande. Хотя Джордж Гершвин явно оказал большое влияние, упоминание Водери показывает нам, что, помимо Гершвина, на эту пьесу повлиял весь джаз и бродвейский дух времени. Фредерик Делиус также послужил источником вдохновения. Вступительное слово фортиссимо хора - это прямая транскрипция фанфар, которые часто встречаются в творчестве Делиуса (знаменитая «Прогулка в райский сад» из Деревенские ромео и Джульетта, цитируя только один случай, имеет это почти в каждом баре). Делиус много знал о спиричуэлах, живя среди афроамериканцев во Флориде.
Его первым выступлением было радио BBC 27 февраля 1928 года. Солистом на фортепиано был Ангус Моррисон, которому была посвящена работа.
Первое концертное выступление состоялось в Манчестере 12 декабря 1929 года с сэром Гамильтоном Харти в качестве солиста-фортепьяно и композитором, дирижирующим Оркестром Халле. Премьера фильма Лондон состоялась на следующий день, 13 декабря, в Queen's Hall, Лондон с теми же силами. Это было повторено на последующем концерте Халле в следующем месяце.
Первое выступление в Канаде и в Северной Америке состоялось 11 февраля 1930 года с Эрнестом Зейтцем и Симфонический оркестр Торонто.
Его первое выступление в Нью-Йорке состоялось в мае 2018 года, когда хор Хантер-Колледжа под управлением Пола Ф. Мюллера исполнил это произведение вместе с Stabat Mater.
Россини. Обычно считается самой известной работой Константа Ламберта. Ламберт задумал Last Will and Testament Саммеров стать своим шедевром, но, к его огорчению, по популярности он так и не превзошел Рио-Гранде.
Композитор сделал две записи дирижера Рио-Гранде, оба из которых заняли свое место в каталоге:
Более поздние записи включают:
Поэма Рио-Гранде Сашеверелла Ситвелла была из «Тринадцатого Цезаря и другие стихи »: