Телос (/ˈtɛ.lɒs/ ; Греческий : τέλος, перевод. télos, лит. «конец, 'цель' или 'цель ") - это термин, используемый философом Аристотелем для обозначения полной потенциальной или неотъемлемой цели или цели человека или предмета, аналогично понятию« конечная цель »или« raison d » être '. Более того, его можно понимать как «высшую цель человеческих усилий».
«Удовольствие и боль, кроме того, питают мотивы желания и избегания, а также источники поведения в целом. Если это так, из этого ясно следует, что действия являются право и похвально только как средство для достижения жизни, полной удовольствий. Но то, что само по себе не является средством для чего-либо еще, но для чего все остальное является средством, - это то, что греки называют Телосом, высшим, окончательным или конечное благо. Следовательно, следует признать, что главное благо - жить в согласии ». - Цицерон, De Finibus Bonorum et Malorum, Книга IТелос - это корень современного термина телеология ', изучение целесообразности или объектов с точки зрения их целей, задач или намерений. Телеология занимает центральное место в работе Аристотеля по биологии и в его теории причин. Представление Аристотеля о том, что все имеет телос, также породило эпистемологию. Он также занимает центральное место в некоторых философских теориях истории, таких как теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Карла Маркса.
Телос последовательно использовался в трудах Аристотеля., в котором этот термин в некоторых случаях означает «цель». Это считается синонимом teleute («конец»), особенно в рассуждениях Аристотеля о сюжетной структуре в Поэтике. Философ зашел так далеко, что сказал, что телос может охватывать все формы человеческой деятельности. Можно, например, сказать, что телос войны - это победа, или телос бизнеса - это создание богатства. В рамках этой концептуализации есть телосы, подчиненные другим телосам, поскольку все действия имеют свои собственные цели.
Для Аристотеля этот подчиненный телос может стать средством достижения более фундаментального телоса. С помощью этой концепции, например, философ подчеркнул важность политики и то, что все другие области ей подчинены. Он объяснил, что телос кузнеца - это изготовление меча, а телос фехтовальщика, который использует оружие как инструмент, - убить или вывести из строя врага. С другой стороны, телос этих занятий является лишь частью целей правителя, который должен следить за направлением и благополучием государства.
Напротив, techne - рациональный метод, связанный с созданием объекта или достижением цели или задачи; однако в принципе эти два метода не исключают друг друга. Это демонстрируется в случаях записи и видения, как объяснил Мартин Хайдеггер : первое считается формой techne, поскольку конечный продукт лежит за пределами (пара) деятельности производство; тогда как в видении нет остатка вне или за пределами самой деятельности в момент ее совершения. Аристотель, со своей стороны, просто обозначил телос как завершение или конечную причину techne.
В современной философии биологии ведутся споры. в какой степени телеологический язык (т. е. «цели» различных органов или жизненных процессов) остается неизбежным, а когда он просто становится сокращением идей, которые в конечном итоге могут быть сформулированы нетелеологически.
Согласно Аристотелю, телос растения или животного также является «тем, для чего он был создан», что можно наблюдать. Например, кажется, что деревья созданы для роста, производства фруктов / орехов / цветов, создания тени и воспроизводства. Таким образом, это все элементы телоса деревьев. Более того, деревья обладают такими элементами только в том случае, если они здоровы и процветают - «только если они живут достаточно долго и в правильных условиях, чтобы реализовать свой потенциал».
Теория действия также существенно использует телеологический словарь. С точки зрения Дональда Дэвидсона действие - это просто что-то, что агент делает с намерением, то есть ожидая какого-то результата, который будет достигнут этим действием. Действие считается лишь шагом, необходимым для реализации человеческого телоса, поскольку оно ведет к формированию привычек.
Согласно марксистской точке зрения, исторические изменения продиктованы социально-экономическими структурами, что означает что законы во многом определяют реализацию телоса классовой борьбы. Таким образом, согласно работам Гегеля и Маркса, исторические тенденции тоже имеют телос.