Светлана Алексиевич | |
---|---|
Алексиевич в 2013 году | |
Родное имя | Святлана Аляксандраўна Алексіевіч |
Родился | Светлана Александровна Алексиевич 31 мая 1948 г. (73 года) Станислав, Украинская ССР, Советский Союз (современный Ивано-Франковск, Украина ) ( 1948-05-31) |
Занятие | Журналист, устный историк |
Язык | русский |
Гражданство | Беларусь |
Альма-матер | Белорусский государственный университет |
Известные награды | Нобелевская премия по литературе (2015) Орден Почета (1984) Орден Искусств и литературы (2014) Friedenspreis des Deutschen Buchhandels (2013) Prix Médicis (2013) Медаль 100-летия Белорусской Демократической Республики (2018) |
Подпись | |
Веб-сайт | |
alexievich.info/indexEN.html |
Светлана Александровна Алексиевич (родилась 31 мая 1948 г.) - белорусский журналист-расследователь, публицист и устный историк, пишет на русском языке. Она была удостоена Нобелевской премии по литературе 2015 года «за свои многоголосые произведения, памятник страданиям и мужеству нашего времени». Она первая писательница из Беларуси, получившая награду.
Светлана Алексиевич родилась в городе Станислав на западе Украины (с 1962 г. - Ивано-Франковск) в семье белоруса и матери-украинки. Выросла в Беларуси. После окончания средней школы она работала репортером в нескольких местных газетах. В 1972 году окончила Белорусский государственный университет и стала корреспондентом литературного журнала « Нёман» в Минске (1976).
За время своей журналистской карьеры Алексиевич специализировалась на создании повествований, основанных на свидетельских показаниях. При этом она написала искусно составленные устные рассказы о нескольких драматических событиях в советской истории: Второй мировой войне, войне в Афганистане, распаде Советского Союза и Чернобыльской катастрофе.
В 1989 году книга Алексиевич « Zinky Boys» о павших солдатах, вернувшихся в цинковых гробах с советско-афганской войны 1979–1985 годов, стала предметом споров, и ее обвинили в «клевете» и «осквернении солдатской чести». ". В период с 1992 по 1996 год Алексиевич несколько раз судили. После политических преследований со стороны администрации Лукашенко она покинула Беларусь в 2000 году. Сеть международных городов-убежищ предложила ей убежище, и в течение следующего десятилетия она жила в Париже, Гётеборге и Берлине. В 2011 году Алексиевич вернулся в Минск.
Книги Алексиевич прослеживают эмоциональную историю советского и постсоветского человека через тщательно составленные коллажи интервью. По словам российского писателя и критика Дмитрия Быкова, ее книги во многом обязаны идеям белорусского писателя Алеся Адамовича, который считал, что лучший способ описать ужасы 20-го века - не создавать художественные произведения, а записывать показания свидетелей. Белорусский поэт Владимир Некляев назвал Адамовича «литературным крестным отцом». Он также назвал документальный роман я из огня Village ( белорусский : Я з вогненнай вёскі) Алесь Адамович, Янка Брыль и Владимир Колесник, о деревнях сожжены немецкими войсками во время оккупации Беларуси, в качестве основной одной книги, что повлиял на отношение Алексиевича к литературе. Алексиевич подтвердил влияние Адамовича и белорусского писателя Василия Быкова, в том числе. Она считает Варлама Шаламова лучшим писателем ХХ века.
Среди ее наиболее заметных работ в английском переводе - сборник рассказов из первых рук о войне в Афганистане ( Zinky Boys: Soviet Voices from a Forgotten War) и устная история чернобыльской катастрофы ( Chernobyl Prayer / Voices from Chernobyl). Алексиевич так описывает тематику своих работ:
Если посмотреть на всю нашу историю, как советскую, так и постсоветскую, то это огромная братская могила и кровавая баня. Вечный диалог палачей и жертв. Проклятые русские вопросы: что делать и кто виноват. Революция, ГУЛАГ, Вторая мировая война, советско-афганская война, скрытая от народа, крушение великой империи, крушение гигантской социалистической страны, суша-утопия, а теперь и вызов космических масштабов - Чернобыль. Это вызов всему живому на земле. Такова наша история. И это тема моих книг, это мой путь, мои круги ада, от человека к человеку.
Ее первая книга, «Неженское лицо войны», вышла в 1985 году. Она неоднократно переиздавалась и была продана тиражом более двух миллионов экземпляров. Книга была закончена в 1983 году и опубликована (сокращенным тиражом) в ежемесячном советском литературном журнале « Октябрь » в феврале 1984 года. В 1985 году книга была издана несколькими издательствами, а количество печатных экземпляров достигло 2 000 000 экземпляров в следующие пять лет.. Этот роман состоит из монологов женщин на войне, говорящих об аспектах Второй мировой войны, о которых раньше никогда не упоминалось. Другая книга, «Последние свидетели: книга недетских историй», описывает личные воспоминания детей во время войны. Война глазами женщин и детей открыла новый мир чувств.
В 1992 году Алексиевич опубликовал книгу «Мальчики в цинке», получившую Нобелевскую премию по литературе. О ходе советско-афганской войны (1979-1989 гг.) Рассказывают эмоциональные личные свидетельства неназванных участников войны; от медсестер до офицеров и пилотов, матерей и вдов. В каждом из них содержится отрывок из советско-афганской войны, замаскированной перед лицом критики сначала как политическая поддержка, затем интервенция и, наконец, гуманитарная помощь афганскому народу. Алексиевич пишет в начале книги:
После великих войн двадцатого века и массовых смертей, писать о современных (малых) войнах, таких как война в Афганистане, требует иных этических и метафизических позиций. Что нужно исправить, так это мелкое, личное и конкретное. Одинокий человек. Единственный человек для кого-то, но не для государства, а для матери, для жены, для ребенка. Как мы можем восстановить нормальное видение жизни?
Алексиевич не была связана с Красной Армией из-за ее репутации в Советском Союзе, вместо этого она по своей собственной прерогативе поехала в Кабул во время войны и собрала множество отчетов от ветеранов, вернувшихся из Афганистана. В «Мальчиках в цинке» Алексиевич называет себя «историком неизведанного» и «отчаянно стремится (от книги к книге) сделать одно - свести историю к человеку». Она приводит откровенно честные рассказы о войне, чтобы положить ее к ногам советского народа, но не заявляет о героизме для себя: «Я ходила [посмотреть, как они собирают куски мальчиков, взорванных противотанковой миной], и в ней не было ничего героического. об этом, потому что я потерял сознание там. Возможно, от жары, а может, от шока. Я хочу быть честным. Монологи, составляющие книгу, представляют собой честные (если отредактировать для ясности) репродукции устных рассказов, собранных Алексиевич, в том числе тех, кто, возможно, не понимал ее цели: «Для чего ваша книга? Для кого это? Все равно никому из нас, кто вернулся оттуда, это не понравится. Как вы можете рассказать людям, как это было? Мертвые верблюды и мертвецы лежали в единой луже крови, и их кровь смешалась вместе. Кому это нужно? Алексиевич предстал перед судом в Минске между 1992 и 1996 годами по обвинению в искажении и фальсификации показаний афганских ветеранов и их матерей, которые были «оскорблены [...] тем, что их сыновей изображали исключительно как бездушных роботов-убийц, грабителей, наркоманов. и насильники... «Суд, очевидно, защищающий честь армии и ветеранов, широко рассматривается как попытка сохранить старую идеологию в посткоммунистической Беларуси. Белорусская лига прав человека утверждает, что в начале 1990-х годов против демократически настроенной интеллигенции было направлено множество дел с политически мотивированными приговорами.
В 1993 году она опубликовала книгу « Очарованные смертью» о попытках самоубийства, совершенных после распада Советского Союза. Многие люди чувствовали себя неотделимыми от коммунистической идеологии и неспособными принять новый порядок и новую интерпретацию истории.
Ее книги не издавались белорусскими государственными издательствами после 1993 года, в то время как частные издательства в Беларуси выпустили только две ее книги: Чернобыльская молитва в 1999 году и Секонд хенд в 2013 году, обе переведены на белорусский язык. В результате Алексиевич был более известен в остальном мире, чем в Беларуси.
Ее называют первым журналистом, получившим Нобелевскую премию по литературе. Сама она отвергает представление о том, что она журналист, и, фактически, избранный Алексиевич жанр иногда называют «документальной литературой»: художественная передача реальных событий с некоторой степенью поэтической свободы. По ее собственным словам:
Я искал литературный метод, который позволил бы максимально приблизиться к реальной жизни. Реальность всегда притягивала меня, как магнит, мучила и гипнотизировала, хотелось запечатлеть это на бумаге. Так что я немедленно присвоил себе этот жанр реальных человеческих голосов и признаний, свидетельских показаний и документов. Так я слышу и вижу мир - как хор отдельных голосов и коллаж из повседневных деталей. Так работают мои глаз и ухо. Таким образом, весь мой умственный и эмоциональный потенциал реализуется в полной мере. Таким образом, я могу быть одновременно писателем, репортером, социологом, психологом и проповедником.
26 октября 2019 года Алексиевич избран председателем Белорусского ПЕН-центра.
В 2020 белорусских протестах Алексиевич стала член Координационного совета по Светлане Tsikhanouskaya.
20 августа генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк возбудил уголовное дело в отношении членов Координационного совета по статье 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь за попытку захвата государственной власти и нанесение ущерба национальной безопасности.
26 августа Алексиевич была допрошена белорусскими властями о ее участии в совете.
9 сентября 2020 года Алексиевич предупредила прессу о том, что «люди в черных масках» пытались проникнуть в ее квартиру в центре Минска. «У меня не осталось друзей и товарищей в Координационном совете. Все находятся в тюрьме или были насильно отправлены в ссылку», - написала она в заявлении. «Сначала они похитили страну; теперь очередь лучших из нас. Но еще сотни заменят тех, кто был вырван из наших рядов. Это не Координационный совет восстал. Это страна». Дипломаты из Литвы, Польши, Чехии, Румынии, Словакии и Швеции начали круглосуточное наблюдение за домом Алексиевич, чтобы не допустить ее похищения спецслужбами.
28 сентября 2020 года Алексиевич выехал из Беларуси в Германию, пообещав вернуться в зависимости от политических условий в Беларуси. Она была последним членом Координационного совета, который не находился в изгнании или аресте до ее отъезда.
В августе 2021 года ее книга «Последние свидетели» была исключена из школьной программы в Беларуси, а ее имя было удалено из учебной программы. Предполагалось, что исключение сделано за ее политическую деятельность.
Алексиевич получил множество наград, в том числе:
Алексиевич является членом экспертного комитета премии Lettre Ulysses. 9 октября 2019 года она прочитает первую лекцию, посвященную памяти Анны Политковской, в Британской библиотеке. Лекция представляет собой международную платформу для усиления голоса женщин-журналистов и правозащитников, работающих в зонах войн и конфликтов.