Sunningdale Соглашение было попыткой установить разделение власти Северной Ирландии Исполнительный и трансграничную Совет Ирландии. Соглашение было подписано в парке Саннингдейл, расположенном в Саннингдейле, Беркшир, 9 декабря 1973 года. Противодействие профсоюзов, насилие и всеобщая забастовка привели к краху соглашения в мае 1974 года.
20 марта 1973 года британское правительство опубликовало белую книгу, в которой предлагалось избирать Ассамблею Северной Ирландии из 78 членов на основе пропорционального представительства. Британское правительство сохранит контроль над законностью, порядком и финансами, в то время как Совет Ирландии, состоящий из членов исполнительной власти Ирландской Республики, Дайла Эйрианна, Исполнительной власти Северной Ирландии и Ассамблеи Северной Ирландии, будет действовать в консультативной роли. Собрание должно было заменить приостановленный парламент Стормонта, но была надежда, что в нем не будет доминировать Ольстерская юнионистская партия (UUP) таким же образом, и, таким образом, он будет приемлем для националистов.
Законопроект о Ассамблее Северной Ирландии, принятый на основе Белой книги, вступил в силу 3 мая 1973 года, а выборы в новую ассамблею состоялись 28 июня. Соглашение поддержали националистическая Социал-демократическая и рабочая партия (SDLP), профсоюзный UUP и межобщинная Партия Альянса. Сторонники соглашения получили явное большинство мест (52 против 26), но существенное меньшинство внутри Ольстерской юнионистской партии выступило против соглашения.
Большинство националистического сообщества бойкотировало выборы, и ИРА продолжала свою кампанию оппозиции до конца.
После выборов в собрание начались переговоры между партиями, выступающими за белую книгу, о формировании «исполнительной власти с разделением власти». Основными проблемами были интернирование, охрана правопорядка и вопрос о совете Ирландии.
21 ноября было достигнуто соглашение о добровольной коалиции сторонников соглашения (в отличие от положений Белфастского соглашения, которое устанавливает метод д'Ондта для избрания министров пропорционально основным партиям в собрании). Среди видных членов исполнительной власти были бывший премьер-министр юнионистов Брайан Фолкнер в качестве главного исполнительного директора, лидер SDLP Джерри Фитт в качестве заместителя исполнительного директора, будущий лауреат Нобелевской премии и лидер SDLP Джон Хьюм в качестве министра торговли и лидер партии Альянс Оливер Нэпьер в качестве министра юстиции и главы государства. от Управления правовой реформы. Среди других членов исполнительной власти были юнионист Бэзил Макайвор в качестве министра образования, юнионист Герберт Кирк в качестве министра финансов, член SDLP Остин Карри в качестве министра жилищного строительства, юнионист Лесли Моррелл в качестве министра сельского хозяйства, член SDLP Пэдди Девлин в качестве министра здравоохранения и социальных служб., Юнионист Рой Брэдфорд в качестве министра окружающей среды и юнионист Джон Бакстер в качестве министра для информации. Этот новый исполнительный орган с разделением власти, состоящий из вышеупомянутых членов, вступил в должность и провел свое первое заседание 1 января 1974 года. В UUP были глубокие разногласия: его Постоянный комитет проголосовал за участие в исполнительной власти с перевесом 132 против 105..
портфолио | Министр | Вечеринка | Конституционная позиция | |
---|---|---|---|---|
Исполнительный директор | Брайан Фолкнер | UUP | Юнионист | |
Заместитель генерального директора | Джерри Фитт | SDLP | Националист | |
Министр сельского хозяйства | Лесли Моррелл | UUP | Юнионист | |
Министр торговли | Джон Хьюм | SDLP | Националист | |
Министр образования | Бэзил МакИвор | UUP | Юнионист | |
Министр окружающей среды | Рой Брэдфорд | UUP | Юнионист | |
министр финансов | Герберт Кирк | UUP | Юнионист | |
Министр здравоохранения и социального обеспечения | Пэдди Девлин | SDLP | Националист | |
Министр жилищного строительства, местного самоуправления и планирования | Остин Карри | SDLP | Националист | |
Министр информации | Джон Бакстер | UUP | Юнионист | |
Министр юстиции и руководитель Управления правовой реформы | Оливер Напье | Альянс | Несектантский |
Положения о совете Ирландии существовали в Законе о правительстве Ирландии 1920 года, но они никогда не применялись на практике. Юнионистов возмущала идея любого «вмешательства» Ирландской Республики в их недавно созданный регион. В 1973 году, после того, как было достигнуто соглашение о формировании исполнительной власти, было достигнуто соглашение о воссоздании Совета Ирландии для стимулирования сотрудничества с Ирландской Республикой. Были проведены переговоры между 6 и 9 декабря в Berkshire городе Саннингдейле между премьер - министром Великобритании Эдвард Хит, Ирландское Taoiseach Лиам Косгрэйв и трех про-соглашения сторон.
На переговорах был согласован двухчастный Совет Ирландии:
9 декабря было опубликовано коммюнике, объявляющее о соглашении, которое позже стало известно как «Соглашение Саннингдейла».
В конечном итоге было решено, что исполнительные функции Совета будут ограничены «туризмом, охраной окружающей среды и аспектами здоровья животных», но это не успокоило профсоюзов, которые видели в любом влиянии Республики на дела Севера шаг ближе к объединил Ирландию. Они увидели, что их опасения подтвердились, когда советник SDLP Хью Лог публично назвал Совет Ирландии «средством, которое приведет профсоюзов в объединенную Ирландию» в речи в Тринити-колледже в Дублине. 10 декабря, на следующий день после объявления о соглашении, лоялистские военизированные формирования сформировали Совет армии Ольстера - коалицию лоялистских военизированных групп, включая Ассоциацию обороны Ольстера и Добровольческие силы Ольстера, которые выступили против соглашения.
В январе 1974 года Юнионистская партия Ольстера проголосовала против продолжения участия в собрании, и Фолкнер ушел с поста лидера, и его сменил противник Саннингдейл Гарри Уэст. В следующем месяце прошли всеобщие выборы. Ольстерские юнионисты сформировали Объединенный совет юнионистов Ольстера (UUUC) как коалицию противников соглашения с Прогрессивной юнионистской партией Vanguard и Демократической юнионистской партией, чтобы выдвинуть единого кандидата против Саннингдейла в каждом избирательном округе. Сторонники Саннингдейла, СДЛП, Альянс, Лейбористская партия Северной Ирландии и «Юнионисты Pro Assembly», состоящие из сторонников Фолкнера, разошлись и выдвинули кандидатов друг против друга. Когда были объявлены результаты, UUUC захватил одиннадцать из двенадцати избирательных округов, несколько из которых были выиграны раздельным голосованием. Только Западный Белфаст вернул сторонника Саннингдейла депутата ( Джерри Фитта ). UUUC заявил, что это представляет собой демократическое неприятие Ассамблеи и исполнительной власти Саннингдейла, и попытался свергнуть их любыми возможными средствами.
В марте 1974 года сторонники соглашения отказались от поддержки соглашения, призвав Республику Ирландию сначала удалить статьи 2 и 3 своей конституции (эти статьи не будут пересматриваться до Соглашения Страстной пятницы 1998 года).
После поражения движения, осуждающего разделение власти в Ассамблее Северной Ирландии, Совет рабочих Ольстера, лоялистская организация, объявил всеобщую забастовку на 15 мая. После двух недель баррикад, нехватки средств, беспорядков и запугивания Брайан Фолкнер ушел с поста генерального директора, и 28 мая 1974 года соглашение о Саннингдейле было расторгнуто.
Забастовка была успешной, потому что британцы не хотели применять силу на ранней стадии, а позже на применение силы наложили вето профсоюзы в исполнительной власти.
Самым разрушительным аспектом забастовки было то, что она повлияла на электроснабжение - электростанция в Баллилумфорде вырабатывала электроэнергию в Белфасте и большей части Северной Ирландии. Персонал в подавляющем большинстве был протестантским, и эффективный контроль находился в руках UWC. План Джона Хьюма сократить сеть электроснабжения Северной Ирландии на две части и полагаться на электроэнергию, вырабатываемую электростанцией Coolkeeragh (где работали многие католики), чтобы поддерживать бизнес в Дерри и окрестностях, одновременно подрывая деятельность профсоюзных забастовщиков на востоке, был отвергнут британцами. Государственный секретарь Мерлин Рис.
Во время последующих забастовок силы безопасности были готовы немедленно применить силу, и поэтому устрашающие баррикады, необходимые для успеха забастовки UWC, были подавлены с самого начала.
Соглашение Страстной пятницы 1998 года (GFA), на котором основана нынешняя система передачи полномочий в Северной Ирландии, очень похоже на Соглашение Саннингдейла. Ирландский политик Симус Мэллон, который участвовал в переговорах, назвал соглашение «Саннингдейлом для отстающих». Это утверждение подверглось критике со стороны таких политологов, как Ричард Уилфорд и Стефан Вольф. Первый заявил, что «между ними [Саннингдейл и Белфаст] есть... существенные различия, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения обстоятельств их переговоров, реализации и функционирования».