Англо-ирландское соглашение

редактировать
Договор между Ирландией и Соединенным Королевством о прекращении проблем в Северной Ирландии

Маргарет Тэтчер Гаррет Фитцджеральд Англо-ирландское соглашение было подписано в 1985 г. в замке Хиллсборо премьер-министром Великобритании (Тэтчер) и ирландцем Таосич (Фитцджеральд).

Англо-ирландское соглашение было договором 1985 года между Соединенным Королевством и Республикой Ирландия, целью которого было положить конец Смуты в Северной Ирландии. Договор давал ирландскому правительству роль консультанта в правительстве Северной Ирландии, подтверждая, что не будет никаких изменений в конституционном положении Северной Ирландии, если большинство ее народа не согласится присоединиться к республике. В нем также изложены условия для создания делегированного консенсусного правительства в регионе.

Соглашение было подписано 15 ноября 1985 г. в замке Хиллсборо премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер и ирландцем Таосич (премьер-министром) Гаррет Фитцджеральд.

Содержание

  • 1 История вопроса
  • 2 Положения
    • 2.1 Англо-ирландская межправительственная конференция
    • 2.2 Коммюнике
  • 3 Реакция на соглашение
    • 3.1 Поддержка
    • 3.2 Юнионистская и лоялистская оппозиция
    • 3.3 Республиканская оппозиция
    • 3.4 Дополнительные выборы в Северной Ирландии
  • 4 Долгосрочные эффекты
  • 5 См. Также
  • 6 Источники
    • 6.1 Источники
    • 6.2 Цитаты
  • 7 Внешние ссылки

Предыстория

Во время своего первого срока на посту премьер-министра Тэтчер провела безуспешные переговоры с Джеком Линчем и Чарльзом Хоги о разрешении конфликта в Северная Ирландия. В декабре 1980 года Тэтчер и Хоги встретились в Дублине, и в последующем коммюнике содержалось призыв к совместным исследованиям «возможных новых институциональных связей» между Великобританией, Северной Ирландией и Ирландской Республикой. Хотя это привело к созданию Англо-ирландского межправительственного совета в 1981 году, англо-ирландские отношения к этому времени ухудшились из-за ирландской голодовки, и поэтому этим органом пренебрегли. Вскоре после этого Хоги вернулся к власти и встал на сторону Аргентины во время Фолклендской войны, в результате чего встреча, запланированная на июль 1982 года, была отменена. Однако британский секретарь Северной Ирландии Джим Прайор предложил «скользящую передачу полномочий»: поэтапный подход, в соответствии с которым местное правительство было передано собранию, избираемому на основе пропорционального представительства. Это было бойкотировано националистическим сообществом, и к июню 1983 года этот план был провален.

Кампания ИРА на материковой части Великобритании продолжалась, с бомбардировками Казармы Челси в октябре 1981 года, взрывы в Гайд-парке и Риджентс-парке в июле 1982 года и взрывы в Harrods в декабре 1983 года. Сама Тэтчер была целью в Взрыв гостиницы в Брайтоне в октябре 1984 года. Британская военная разведка сообщила Тэтчер, что она не может противостоять ИРА, и вероятность бесконечного насилия убедила ее искать политическое решение проблем. Истоки англо-ирландского соглашения лежат в закулисных переговорах между британскими и ирландскими министерствами иностранных дел, координируемыми секретарем кабинета Робертом Армстронгом и секретарем ирландского правительства Дермотом Налли..

Форум Новой Ирландии был основан (при поддержке тогдашнего Таосича Гаррета Фитцджеральда ) в мае 1983 года Джоном Хьюмом в попытка подорвать поддержку ИРА, объединив конституционные националистические партии по обе стороны границы. В июне 1983 года Тэтчер и Фицджеральд снова встретились и возродили Англо-Ирландский совет, который собирался шестнадцать раз в период с ноября 1983 года по март 1985 года. Отчет Форума Новой Ирландии был опубликован в мае и предлагал три возможных решения: объединенная федеральная Ирландия, конфедеративная объединенная Ирландия или совместный суверенитет. Фицджеральд надеялся, что Тэтчер удастся убедить в третьем варианте, но на пресс-конференции после их встречи Тэтчер публично заявила, что все три варианта «исключены». Непримиримость Тэтчер убедила американского президента Рональда Рейгана вмешаться.

Наибольшее давление в пользу Соглашения оказали Соединенные Штаты, где ирландцы -Американское лобби уступало по влиянию только израильскому лобби. Во главе со спикером Палаты представителей Типом О'Нилом и сенаторами Эдвардом Кеннеди и Дэниелом Мойниханом ирландское лобби регулярно осуждало то, что они считали британским. колониализм и нарушения прав человека в Северной Ирландии. Рейган, который также был американцем ирландского происхождения и посетил Ирландию в июне 1984 года, все больше поощрял Тэтчер добиваться прогресса на англо-ирландских переговорах. 45 сенаторов и конгрессменов (включая О'Нила, Кеннеди и Мойнихана) написали Рейгану, критикуя отказ Тэтчер от доклада Форума. Они также подтолкнули его к тому, чтобы заставить Тэтчер пересмотреть свою позицию на предстоящей встрече в Кэмп-Дэвиде в декабре 1984 года. Рейган должным образом обсудил Северную Ирландию с Тэтчер на их встрече, сказав ей, что «достижение прогресса важно» и что «есть большой интерес со стороны Конгресса. в этом вопросе », добавив, что О'Нил хотел, чтобы она была« разумной и общительной ». Впоследствии Рейган заверил О'Нила, что он подчеркивал необходимость прогресса.

Шон Донлон, генеральный секретарь Министерства иностранных дел, позже утверждал, что «вмешательство Рейгана было жизненно важно, и это стало возможным благодаря Типу ". Майкл Лиллис, заместитель генерального секретаря Министерства иностранных дел с 1983 по 1985 год, аналогичным образом утверждал, что «О'Нил был очень активен и эффективен в мобилизации президента. И нет никаких сомнений в том, что регулярные ссылки Рейгана на это во время своего взаимодействия с Тэтчер нам очень помогли ".

К январю 1985 г. Тэтчер была убеждена, что в этом вопросе необходимо добиться прогресса. Ее основной целью была безопасность, но она понимала, что для получения помощи в этой области ей нужно будет уступить в других областях, например, в жалобах на работу полиции и суды. Она также надеялась, что это поможет примирить католическое население с Соединенным Королевством. Она пригласила Джона Хьюма в Чекерс 16 января, чтобы обсудить Северную Ирландию. Теперь она согласилась с необходимостью «ирландского измерения» в обмен на согласие ирландского правительства с тем, что Северная Ирландия останется членом Соединенного Королевства до тех пор, пока она пользуется поддержкой большинства. В апреле о переговорах проинформировали комитет кабинета из четырех человек; в октябре был проинформирован весь Кабмин. Тэтчер и Фицджеральд снова встретились в мае на европейском саммите, на котором они обсудили то, что стало англо-ирландским соглашением.

Положения

Англо-ирландская межправительственная конференция

Установленное соглашение англо-ирландская межправительственная конференция, состоящая из официальных лиц британского и ирландского правительств. Этот орган занимался политическими, правовыми вопросами и вопросами безопасности в Северной Ирландии, а также «продвижением трансграничного сотрудничества». Он имел только консультативную роль - ему не было дано никаких полномочий принимать решения или изменять законы. Конференция будет иметь право вносить предложения только «постольку, поскольку эти вопросы не входят в компетенцию автономной администрации Северной Ирландии». Это положение было предназначено для поощрения профсоюзных активистов (которые выступали против участия ирландского правительства в Северной Ирландии через Конференцию) к разделению власти в автономном правительстве. Секретариат Мэрифилда был постоянным секретариатом конференции, в который входили сотрудники республиканского Министерства иностранных дел, расположенного в Белфасте пригороде Мэрифилда.. Присутствие государственных служащих из республики особенно возмутило профсоюзов. Офисы в Мэрифилде закрылись в декабре 1998 года после того, как Британо-ирландская межправительственная конференция заменила англо-ирландскую межправительственную конференцию.

Коммюнике

В коммюнике, прилагаемом к соглашению, Великобритания согласились, что все патрули британской армии в Северной Ирландии будут иметь гражданское сопровождение Королевской полиции Ольстера, за исключением самых исключительных обстоятельств. К 1997 году ирландское правительство заявило тысячи протестов против нарушения этого обязательства.

Реакция на Соглашение

Поддержка

Палата общин Великобритании проголосовала за предложение одобрить Соглашение большинством в 426 человек (473 за и 47 против, самое большое большинство во время премьерства Тэтчер). За него проголосовало большинство Консервативной партии (хотя в партии были некоторые депутаты-профсоюзы, которые выступали против), также как и Лейбористская партия и Либеральная - СДП. Альянс. Из основных партий Северной Ирландии соглашение поддержали только националистическая Социал-демократическая и рабочая партия (СДЛП) и межобщинная Партия альянса.

Соглашение было одобрено Дайлом Эйрианом 88 голосами против 75 и Шонад Эйрианн 37 голосами против 16. Ирландский националист Политическая партия Фианна Файл, основная оппозиционная партия Ирландии, также отвергла Соглашение. Лидер Fianna Fáil, Чарльз Хоги, заявил, что Соглашение противоречит статьям 2 и 3 Конституции Ирландии, поскольку оно официально признает британскую юрисдикцию в Северной Ирландии. Против этого также выступили независимые республиканцы TD Нил Блейни и Тони Грегори, причем Блейни назвал соглашение «мошенничеством». Несмотря на это противодействие, все другие основные партии в республике поддержали Соглашение, и оно было ратифицировано Парламентом.

Опрос, проведенный вскоре после его подписания, показал, что в республике 59% одобрили Соглашение, 29% выступили против него и 12% не придерживались мнения. Рейтинги одобрения правительства FitzGerald выросли с 10% до 34%; 32% одобрили оппозицию Хоги Соглашению, 56% выступили против.

Оппозиция юнионистов и лоялистов

Один из плакатов, использованных в кампании Ольстер говорит нет

Соглашение был широко отвергнут профсоюзными активистами, потому что это впервые дало Ирландии возможность участвовать в управлении Северной Ирландией и потому, что они были исключены из переговоров по соглашению. Ольстерская юнионистская партия (UUP) и Демократическая юнионистская партия (DUP) возглавили кампанию против соглашения, включая массовые митинги, забастовки, гражданское неповиновение и массовые отставка из британской палаты общин всех унионистов депутатов. DUP и UUP совместно организовали 400 000 подписей под петицией против Соглашения. Министр Северной Ирландии Том Кинг подвергся нападению протестантов в Белфасте 20 ноября. 23 ноября 1985 г. возле мэрии Белфаста прошел массовый митинг против соглашения, ирландский историк доктор Джонатан Бардон сказал о нем: «Ничего подобного не видели с 1912 года». Оценки количества людей там различаются: The Irish Times заявила, что там присутствовало 35 000 человек; News of the World, The Sunday Times и Sunday Express заявили о 100 000; преподаватель политики в Университете Ольстера Артур Оги утверждал, что там было более 200 000 человек; и организаторы собрания заявили, что на собрании присутствовало 500 000 человек.

Лидер DUP Ян Пейсли обратился к толпе:

Откуда действуют террористы? Из Ирландской Республики! Вот откуда они! Куда террористы возвращаются в поисках убежища? За Ирландскую Республику! И все же миссис Тэтчер говорит нам, что республика должна иметь право голоса в нашей провинции. Мы говорим никогда, никогда, никогда, никогда!

На следующий день после митинга опрос общественного мнения MORI в Северной Ирландии показал, что 75% протестантских юнионистов проголосовали бы «против», если бы референдум был проведен по Согласие: 65% католических националистов заявили, что проголосуют «за».

Член парламента UUP Енох Пауэлл спросил Тэтчер в палате общин за день до подписания соглашения: «Правильно ли Достопочтенная леди понимает - если она еще не понимает, то скоро поймет - что наказание за предательство - это публичное презрение? " Лидер UUP Джеймс Молино говорил о «зловонии лицемерия, обмана и предательства», а позже сказал о «всеобщей холодной ярости» по поводу Соглашения, какой он не испытывал за сорок лет общественной жизни. Ян Пейсли несколько дней спустя сравнил Тэтчер с «Иезавелью, которая стремилась уничтожить Израиль за один день». Он написал Тэтчер: «Не сумев победить ИРА, вы теперь капитулировали и готовы привести в действие механизм, который достигнет цели ИРА... объединенную Ирландию. Теперь мы знаем, что вы подготовили ольстерских юнионистов к жертвам на алтарь политической целесообразности. Они должны стать жертвенными агнцами, чтобы умилостивить дублинских волков ". В своем письме Фитцджеральду Пейсли сказал: «В соответствии с вашей конституцией вы заявляете о юрисдикции над нашей территорией, нашими домами, нашими людьми и нашими семьями. Вы позволяете использовать свою территорию в качестве стартовой площадки для банд убийц и убежища для них, когда они возвращаются, пропитанные кровью нашего народа. Вы попутчик с ИРА и надеетесь ехать на спине их терроризма к вашей цели - Объединенной Ирландии. Мы отвергаем ваши претензии и никогда не подчинимся вашей власти. Мы никогда не поклонимся к правилам Дублина ".

Модератор пресвитерианской церкви Ирландии, доктор Роберт Дикинсон, написал Тэтчер и сказал, что Соглашение было" началом процесса вытеснения Северной Ирландии из Соединенное Королевство - суверенитет нарушен ". Близкий друг Тэтчер и бывший личный секретарь парламента Ян Гоу ушел в отставку с должности в Министерстве финансов в знак протеста против Соглашения.

Политики UUP Кристофер и Майкл МакГимпси даже подали иск против правительства Ирландии в Высокий суд Ирландии, утверждая, что Соглашение недействительно, поскольку оно противоречит Статьи 2 и 3 Конституции Ирландии. (Этот аргумент был необычным, исходящим от юниониста из-за традиционной оппозиции профсоюзов этим двум статьям.) Дело было отклонено в Высоком суде, и снова при апелляции в Верховный суд.

Орден апельсинов в Шотландии утверждал, что тысяча человек вышла из Консервативной партии в знак протеста против Соглашения. В 1990 году Тэтчер заявила, что «англо-ирландское соглашение оттолкнуло некоторых проольстерских сторонников в важнейших округах» в Шотландии.

В августе 1986 года заместитель лидера DUP Питер Робинсон возглавил лоялистов »вторжение в деревню Клонтибрет в Ирландской Республике, недалеко от границы. Лоялисты разгромили многие здания и избили двух полицейских. Робинсон был арестован, что привело к беспорядкам до и после суда.

Тэтчер была ошеломлена жестокостью реакции профсоюзов, и в своих мемуарах она сказала, что их реакция была «хуже, чем кто-либо мне предсказывал». Кроме того, она утверждала, что Соглашение было в соответствии с традицией британских правительств воздерживаться «от политики безопасности, которая могла бы оттолкнуть ирландское правительство и ирландское националистическое мнение в Ольстере, в надежде заручиться их поддержкой против ИРА». Однако Тэтчер сочла результаты этого разочаровывающими, потому что «наши уступки оттолкнули юнионистов, не достигнув уровня сотрудничества в сфере безопасности, на который мы имели право рассчитывать. В свете этого опыта, безусловно, пора рассмотреть альтернативный подход».. В 1998 году Тэтчер заявила, что сожалеет о подписании Соглашения, и сказала о несогласии Эноха Пауэлла с Соглашением: «Теперь я считаю, что его оценка верна».

Видный Ирландская лейбористская партия член Мэри Робинсон, которая впоследствии стала президентом Ирландии, вышла из Ирландской лейбористской партии, поскольку считала, что Соглашение «не может достичь своей цели по обеспечению мира и стабильности в Северной Ирландии... потому что... это было бы неприемлемо для всех частей мнений юнионистов ».

Республиканская оппозиция

Соглашение было отклонено республиканцами, поскольку оно подтверждало статус Северной Ирландии как части Великобритания. Временная Ирландская республиканская армия (ИРА) продолжала свою насильственную кампанию и не поддержала соглашение. Президент Шинн Фейн, Джерри Адамс, денонсировал Соглашение: «... формальное признание раздела Ирландии... [является] катастрофой для националистических целей... [это] намного перевешивает бессильная консультативная роль отдана Дублину ". С другой стороны, ИРА и Шинн Фейн утверждали, что уступки, сделанные Великобританией, были результатом ее вооруженной кампании, благодаря которой СДРП получила политический авторитет. Брайан Фини из SDLP предположил, что соглашение ускорило решение Шинн Фейн в 1986 году отказаться от воздержания от Oireachtas.

Выступления в Палате общин Джереми Корбина, депутата парламента от Ислингтон Норт, а позже Лидер лейбористов выступил против договора, заявив, что он противоречит цели Объединенной Ирландии :

. Джентльмен согласен с тем, что некоторые из нас выступают против соглашения по причинам, отличным от тех, которые он привел? Мы считаем, что соглашение усиливает, а не ослабляет границу между шестью и 26 округами, и те из нас, кто хочет видеть Объединенную Ирландию, выступают против соглашения по этой причине.

Затем он выразил обеспокоенность тем, что соглашение угрожал ирландскому нейтралитету и рисковал вынудить Ирландскую Республику принять британское присутствие в Северной Ирландии. Бывший член кабинета министров Тони Бенн и Кен Ливингстон, тогдашний лидер Совета Большого Лондона, также выступили против соглашения, поскольку они считали, что Британии следует уйти из Северной Ирландии.

Дополнительные выборы в Северной Ирландии

дополнительные выборы, назначенные после того, как депутаты-юнионисты подали в отставку, не совсем предложили электорату четкий выбор в отношении соглашения из-за нежелание других сторон их оспаривать. Ни один кандидат от профсоюзов не выступал против другого, в то время как и СДЛП, и Шинн Фейн оспаривали только четыре места, где на предыдущих выборах большинство голосов было отдано за кандидатов-националистов. СДЛП отклонила предложение Шинн Фейн сформировать националистический избирательный пакт, чтобы противостоять профсоюзному избирательному пакту. В ходе этого процесса SDLP получила место Ньюри и Арма. Альянс формально обязался бороться за все места на платформе поддержки Соглашения, но некоторые местные отделения отказались выбирать кандидатов. Рабочая партия заняла несколько мест. В четырех округах, где ни одна партия не выступила бы против депутата-униониста, человек по имени изменил свое имя в результате опроса на «Питер Барри » (имя министра иностранных дел Ирландии) и встал на ярлык «За англо-ирландское соглашение», но не проводил кампании. Несмотря на это, он собрал почти 7000 голосов и сэкономил три депозита. Объединенные ими юнионистские партии набрали более 400 000 голосов и более 71% от общего числа опросов, но так как дополнительные выборы не проводились в устойчивых националистических местах в Западном Белфасте и Фойле, последний фигура искажена.

Долгосрочные последствия

Соглашение не привело к немедленному прекращению политического насилия в Северной Ирландии; также это не примирило две общины. Децентрализованное правительство с разделением власти, предусмотренное Соглашением, не могло стать реальностью в течение многих лет, причем в совершенно другой форме. Тем не менее, это улучшило сотрудничество между правительствами Великобритании и Ирландии, что сыграло ключевую роль в создании Соглашения Страстной пятницы тринадцать лет спустя. Как таковой, его можно рассматривать как важную ступеньку в мирном процессе, решающее значение в котором имеет межправительственный компонент.

На стратегическом уровне соглашение продемонстрировало, что британское правительство признало законным желание Республики иметь интерес в делах Северной Ирландии, оно также продемонстрировало членам профсоюзов, что они не могут политически наложить вето на политику Великобритании. в отношении Ольстера через свое присутствие в Палате общин.

Ирландские республиканцы остались в положении, отвергающем единственный элемент конституционного прогресса (в глазах многих националистов и республиканцев) после падения Стормонта десятилетием ранее. Таким образом, соглашение усилило политический подход, пропагандируемый SDLP, и способствовало республиканскому признанию, прямо выраженному в соглашении 1998 года, принципа согласия как основы фундаментального изменения национального статуса Северной Ирландии. Однако в течение десяти лет PIRA объявила (первое) прекращение огня, и оба правительства начали переговоры с двумя сторонами конфликта в Северной Ирландии, которые привели к Соглашению Страстной пятницы.

Англо-ирландское соглашение также косвенно повлияет на исход выборов Чарльза Хоги в качестве Таосич после всеобщих выборов в Ирландии 1987 года. Независимый TD Тони Грегори воздержался при голосовании за то, чтобы Хоги считал Хоги «меньшим из двух зол» из-за несогласия Грегори с Соглашением наряду с его личной неприязнью к Фитцджеральду. Хоги был избран Taoiseach решающим голосом Ceann Comhairle.

См. Также

Ссылки

Источники

Цитаты

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Англо-ирландское соглашение.

Последняя правка сделана 2021-06-11 15:09:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте