То, что обычно называют гробом Святого Катберта, представляет собой фрагментарный дубовый гроб в Даремском соборе, собранный по частям в 20-м веке, который между 698 и 1827 годами нашей эры содержал останки святого Катберта, который умер в 687. На самом деле, когда останки Катберта еще были снова перезахороненный в 1827 году в новом гробу, около 6000 частей до четырех предыдущих слоев гроба были оставлены в захоронении, а затем окончательно удалены в 1899 году. Этот гроб считается первым деревянным гробом Катберта и, вероятно, датируется 698 годом., когда его останки были перенесены из каменного саркофага в церкви аббатства в Линдисфарне в главный алтарь.
Гроб - почти единственный пережиток того, что, без сомнения, было очень большим корпусом англосаксонской резьбы по дереву, на котором были начертаны или выгравированы линейные изображения, на которых есть титулы латинскими буквами и англосаксонские руны с именами апостолов и святых; многие имена неразборчивы.
Катберт умер 20 марта 687 года в келье своего отшельника на острове Внутренний Фарн, в двух милях от Бамбурга, Нортумберленд, и был доставлен обратно в главный монастырь в Линдисфарне для похорон. Одиннадцать лет спустя гроб снова открыли, и, согласно его биографиям (включая прозаические и стихотворные биографии Беды примерно 720 г.), его останки были признаны « нетленными » или нетленными. Это было традиционным атрибутом святости и очень помогло в его последующем культе. Он был перезахоронен в новом гробу, по-видимому, над первоначальным, который описан в его биографиях и точно соответствует сохранившемуся гробу; в биографии Беды это называется levis theca («легкий сундук» на латыни). Он был помещен над землей у алтаря и, по-видимому, покрыт льняной тканью, что свидетельствует о том, что Катберт уже считался святым.
В 875 году монахи эвакуировали аббатство с гробом в ожидании наступления Великой языческой армии. В течение семи лет они несли его с собой в различные места в современной Шотландии и Нортумбрии, прежде чем не оседание его в еще существующей церкви Святого Кутберта в Честер-ле-Стрит до 995, когда другой датский вторжение привело к его удалению в Ripon. Именно на Честер-ле-Стрит его посетил король Ательстан, и текстиль был помещен внутрь. В очередной раз повозка с гробом застряла в Дареме, что было воспринято как знак того, что святой желает там остаться. Была построена новая каменная церковь - так называемая «Белая церковь», предшественница нынешнего грандиозного собора. Тело перемещали в соборе в разные места; возможно, в 1041, в 1069 году, чтобы избежать разгромом Севера по Вильгельмом Завоевателем в 1104 году, когда собор Норман был построен, и в 1541 году, когда средневековый храм, который был одним из главных мест паломничества английских был разрушен во время Реформации. В течение этого периода гроб открывали в разное время: священник середины 11 века по имени Альфред Весту имел обыкновение часто расчесывать волосы святого, и также традиционно считается ответственным за размещение похищенных костей Беды в гроб.
В 1827 году гроб снова сняли, так как его нашли в обнесенном стеной месте на месте святыни. К тому времени существовало до четырех слоев гроба в фрагментарном состоянии, взятых на сегодняшний день с 1541, 1041, 698 и 687 годов, в которых находился полный скелет и другие человеческие останки, хотя многие из содержимого были удалены ранее. Текстиль был удален в 1827 году. Человеческие останки были перезахоронены в новом гробу под простой плитой с надписями, вместе с остатками старых гробов, которые были сняты в еще одном проеме захоронения в 1899 году. Всего их было около 6000, из которых 169 имели следы резьбы или гравировки. Историк искусства Эрнст Китцингер, работавший тогда в Британском музее, в 1939 году провел реконструкцию резных дубовых секций, которые впоследствии были немного перестроены. Реконструированный гроб и большая часть его содержимого сейчас находятся в Соборном музее; Кутбертово Евангелие часто был на выставке в Лондоне с 1970 - х годов.
Фрагменты гроба Святого Катберта выставляются в Даремском соборе с 2017 года.
Из нескольких тысяч фрагментов, собранных в 1899 году, историк искусства Эрнст Китцингер в 1939 году собрал по кусочкам 169 фрагментов гроба 7-го века, выставленного сейчас в музее Даремского собора, с выгравированными фигурами Христа в окружении четырех евангелистов. символы на крышке, на одном конце - самое раннее сохранившееся иконическое изображение Богородицы с младенцем за пределами Рима из средневекового искусства Западной церкви, с архангелами Михаилом и Гавриилом на другом. По бокам изображены Двенадцать апостолов и пять архангелов.
Гроб также содержал Евангелие от Стоунихерста или Святого Катберта (ныне Британская библиотека ) и лучшие сохранившиеся образцы англосаксонской вышивки или opus Anglicanum, украсть и манипулу, которые, вероятно, были добавлены в 930-е годы и подарены королем Ательстаном. Другие вероятные вещи Катберта, найденные внутри, - это гребень из слоновой кости, переносной алтарь и наперсный крест с перегородчатой перегородкой из золота и граната, редкий и важный ранний образец христианских англо-саксонских украшений.
Руническая надпись гласит:
Ма и, возможно, ес являются составная руна. Буква t перевернута. Далее следует:
Ма снова привязка руна, то:
Латинскими буквами, за которыми следует руническая:
Далее следует латиница:
Таким образом, имена Матфея, Марка и Иоанна написаны рунами, а имя Луки - латинскими буквами. Christogram заметно в рунической письменности, IHS ЭПС ᛁᚻᛋ ᛉᛈᛋ, с ч дважды запрещенным в континентальном стиле, первая аттестация этого варианта в Англии. Монограмму отражает руник варианта частично латинизированный XPS от греческого ΧΡΙΣΤΟΣ, с Rho визуализируется как рунический р а eolc руна (старый Algiz руна г ) используется для визуализации й. Трудно объяснить смешение шрифтов или найти значение, в котором части находятся в каком алфавите, но можно сказать, что такие смеси не редкость среди надписей того периода из северной Англии, включая Шкатулку Франков и камни из Линдисфарна. и Monkwearmouth.