Сонаты, дуэты и фантазии Франца Шуберта

редактировать

Сонаты, дуэты и фантазии Франца Шуберта включают все произведения для соло фортепиано от Франца Шуберта, кроме отдельных танцев. Они также включают ряд сочинений для двух исполнителей: фортепиано в четыре руки или фортепиано и струнного инструмента (скрипка, арпеджионе ).

Содержание
  • 1 Сонаты для фортепиано соло
    • 1.1 Различие между полными и неполными сонатами для фортепиано
      • 1.1.1 Полные сонаты
      • 1.1.2 Возможно полные сонаты
      • 1.1.3 Незавершенные сонаты и сонаты фрагменты
    • 1.2 Нумерация сонат для фортепиано
      • 1.2.1 Ненумерованные издания
      • 1.2.2 Нумерованные издания
      • 1.2.3 Другие системы нумерации
  • 2 Фантазии для фортепиано соло
  • 3 Сонаты и Фантазии для фортепиано в четыре руки
  • 4 сонаты и дуэты для фортепиано и инструмента
    • 4.1 Скрипка и фортепиано
    • 4.2 Арпеджионе и фортепиано
    • 4.3 Флейта и фортепиано
  • 5 сонат для трех исполнителей
  • 6 партитур
  • 7 Источники
  • 8 Списки (фортепианных) сочинений Шуберта
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Сонаты для фортепиано соло

Двадцать четыре сохранившихся сонаты и Фрагменты сонаты перечислены в версии 1978 года Немецкого каталога :

  1. D 154, Соната для фортепиано ми мажор (1815, фрагмент; сходство с первой частью Сонаты для фортепиано ми мажор, D 1 57)
    I. Аллегро (фрагмент)
  2. D 157, Соната для фортепиано ми мажор (1815, незаконченный - сохранились первые три части)
    I. Allegro ma non troppo
    II. Анданте
    III. Менуэтто. Allegro vivace - Трио
  3. D 279, Соната для фортепиано до мажор (1815, незаконченный - сохранились первые три части; фрагмент Allegretto до мажор, D 346, вероятно, является четвертой частью)
    I. Allegro moderato
    II. Анданте
    III. Менуэтто. Allegro vivace - Трио
    IV. Аллегретто (D 346, фрагмент)
  4. D 459, Соната для фортепиано ми мажор (1816, в 2 частях; также в паре с D 459A для получения сонаты из пяти частей или пяти пьес для фортепиано » Fünf Klavierstücke ")
    I. Allegro moderato
    II. Скерцо. Allegro
  5. D 459A, Три фортепианных пьесы «Drei Klavierstücke» (1816?), Также в паре с D 459, чтобы иметь пятичастную сонату или пять фортепианных пьес «Fünf Klavierstücke»
    III. Adagio
    IV. Скерцо. Аллегро - Трио. Più tardo
    V. Allegro patetico
  6. D 537, Соната для фортепиано ля минор (1817, впервые опубликовано как Op. posth. 164)
    I. Allegro ma non troppo
    II. Allegretto quasi andantino
    III. Allegro vivace
  7. D 557, Соната для фортепиано ля-бемоль мажор (1817; нет полной уверенности, что третья часть, ми-бемоль мажор, является финалом произведения)
    I. Allegro moderato
    II. Анданте
    III. Аллегро
  8. D 566, Соната для фортепиано ми минор (1817, незаконченный? - сохранились первые три части; рондо ми мажор, D 506, вероятно, четвертая часть)
    I. Moderato
    II. Allegretto
    III. Scherzo. Allegro vivace - Trio
    IV. Рондо. Аллегретто (D 506)
  9. D 568, Соната для фортепиано ре-бемоль мажор / Ми-бемоль мажор (1817, 2 редакции; для 1-й версии Скерцо ре-бемоль мажор, D 593 № 2, возможно, составляет третью часть; последняя часть - фрагмент; АНБ также добавляет исправленное первое движение из 1-й версии; 2-я версия впервые опубликована как Op. posth. 122)
    I. Allegro moderato
    II. Andante molto
    III. Скерцо. Аллегро модерато - Трио (D 593 No. 2)
    IV. Аллегретто (фрагмент)
    I. Allegro moderato
    II. Andante molto
    III. Менуэтто. Аллегро - Трио
    IV. Allegro moderato
  10. D 571, Соната для фортепиано фа-диез минор (1817, неоконченная - сохранился фрагмент первой части "Allegro moderato". Пьеса ля мажор, D 604, анданте, а также скерцо ре мажор и аллегро фа-диез минор фрагмент из D 570, вероятно, составляют оставшиеся части)
    I. Allegro moderato (фрагмент)
    II. Анданте (D 604)
    III. Скерцо. Allegro vivace - Трио (D 570)
    IV. Аллегро (D 570, фрагмент)
  11. D 575, Соната для фортепиано си мажор (1817, впервые опубликовано как Op. Posth. 147)
    I. Allegro, ma non troppo
    II. Анданте
    III. Скерцо. Аллегретто - Трио
    IV. Allegro giusto
  12. D 613, Соната для фортепиано до мажор (1818, незаконченный - сохранились фрагменты двух частей; Адажио ми мажор, D 612, а также Менуэт с трио D 600/610, возможно, составляют оставшиеся движения)
    I. Модерато (фрагмент)
    II. Адажио (D 612)
    III. Менуэт - Трио (D 600/610)
    IV. Без указания темпа (фрагмент)
  13. D 625, Соната для фортепиано фа минор (1818, неоконченная - сохранились законченное скерцо с трио и фрагменты двух частей «Аллегро»; Адажио ре-бемоль мажор D 505, вероятно, вторая часть)
    I. Аллегро (фрагмент)
    II. Адажио (D 505)
    III. Скерцо. Аллегретто - Трио
    IV. Аллегро (фрагмент)
  14. D 655, Соната для фортепиано до-диез минор (1819, фрагмент)
    I. Аллегро (фрагмент)
  15. D 664, Соната для фортепиано ля мажор, Little A major (1819 или 1825, впервые опубликовано как Op. Posth. 120)
    I. Allegro moderato
    II. Анданте
    III. Аллегро
  16. D 769A, Соната для фортепиано ми минор [ранее D 994] (ок. 1823 г., фрагмент)
    I. Аллегро (фрагмент)
  17. D 784, Соната для фортепиано ля минор, Большая соната (1823, впервые опубликовано как Op. Posth. 143)
    I. Allegro giusto
    II. Анданте
    III. Allegro vivace
  18. D 840, Соната для фортепиано до мажор, Reliquie (1825, неоконченная - первая и вторая части завершены; третья и четвертая части - фрагменты)
    I. Модерато
    II. Анданте
    III. Менуэтто. Аллегретто - Трио (фрагмент)
    IV. Рондо. Аллегро (фрагмент)
  19. D 845, Соната для фортепиано ля минор (1825, впервые опубликовано как соч.42)
    I. Модерато
    II. Анданте поко моссо
    III. Скерцо. Allegro vivace - Трио. Un poco più lento
    IV. Рондо. Allegro vivace
  20. D 850, Соната для фортепиано ре мажор, Gasteiner (1825, впервые опубликовано как соч. 53)
    I. Аллегро
    II. Con moto
    III. Скерцо. Allegro vivace - Трио
    IV. Рондо. Allegro moderato
  21. D 894, Соната для фортепиано соль мажор, Фантазия (1826, впервые опубликовано как соч. 78; NSA также прилагает отброшенную 1-ю версию второй части)
    Я. Molto moderato e cantabile
    II. Анданте
    III. Менуэтто. Allegro moderato - Трио
    IV. Аллегретто
  22. D 958, Соната для фортепиано до минор (1828)
    I. Аллегро
    II. Адажио
    III. Менуэтто. Аллегро - Трио
    IV. Аллегро
  23. D 959, Соната для фортепиано ля мажор (1828)
    I. Аллегро
    II. Андантино
    III. Скерцо. Allegro vivace - Трио. Un poco più lento
    IV. Рондо. Аллегретто
  24. D 960, Соната для фортепиано си-бемоль мажор (1828)
    I. Molto moderato
    II. Andante sostenuto
    III. Скерцо. Allegro vivace e con delicatezza - Трио
    IV. Allegro, ma non troppo

Есть также некоторые, возможно, утерянные фортепианные сонаты:

  • D Anh. I / 8, Соната для фортепиано фа мажор (1815, утрачено или идентично D 157)
  • D Anh. I / 9, Соната для фортепиано фа мажор (1816, утрачена или идентична D 459)
  • D deest, Соната для фортепиано до-диез мажор (1825?, Утрачена или идентична D 568 1-я версия)

Фортепианные композиции, которые, возможно, были задуманы как части фортепианной сонаты:

  • D 277A, Менуэт ля минор с Трио фа мажор для фортепиано (1815, альтернативная третья часть для Сонаты для фортепиано до мажор) мажор, D 279)
  • D 346, Аллегретто до мажор для фортепиано (1816 ?, фрагмент; вероятно, четвертая часть Сонаты для фортепиано до мажор, D 279)
  • D 505, Адажио ре-бемоль мажор для фортепиано (1818 ?, вероятно, вторая часть незаконченной Сонаты для фортепиано фа минор, D 625; впервые опубликовано ми мажор в сокращенная форма как соч. posth.145 № 1)
  • D 506, Рондо ми мажор для фортепиано (1817 ?, вероятно, четвертая часть незаконченного? Соната для фортепиано ми минор, D 566; впервые опубликовано как Op. Posth.145 No. 2)
  • D 570, Скерцо ре мажор и Аллегро фа-диез минор для пи ano (1817 ?, «Аллегро» - фрагмент; они, вероятно, были задуманы как третья и четвертая части, соответственно, неоконченной Сонаты для фортепиано фа-диез минор, D 571)
  • D 593, Два скерци для фортепиано (1817): № 2, Allegro moderato ре-бемоль мажор (возможно, третья часть неоконченной Сонаты ре-бемоль мажор, D 568 [1-я версия, ранее D 567])
  • D 600, Менуэт до-диез минор для фортепиано (1814?; Трио ми мажор, D 610, вероятно, предназначалось для этого Менуэта; в свою очередь, Менуэт с тандемом Трио D 600/610, возможно, составляет третью часть незаконченного Соната для фортепиано до мажор, D 613)
  • D 604, пьеса для фортепиано ля мажор (1816 или 1817; также встречается как «Анданте ля мажор»; вероятно, вторая часть неоконченной музыки Соната для фортепиано фа-диез минор, D 571)
  • D 610, Трио ми мажор для фортепиано, которое следует рассматривать как потерянный сын менуэта (1818, это Трио, вероятно, предназначалось для менуэта до-диез минор, D 600; в свою очередь Менуэт с трио D 600 / Тандем 610, возможно, составляет третью часть неоконченной Сонаты для фортепиано до мажор, D 613)
  • D 612, Адажио ми мажор для фортепиано (1818, вероятно, вторая часть неоконченной Соната для фортепиано до мажор, D 613)

Различие между полными и неполными сонатами для фортепиано

Полные сонаты

Эти произведения, по общему мнению, закончены и всегда были взяты как таковые:

Возможно полные сонаты

Перечисленные ниже сочинения считаются законченными или неполными, в зависимости от источника:

Неполные сонаты и фрагменты сонаты

Их можно разделить на следующие категории:

  • Незаконченные сонаты с достоверностью всех предполагаемых движений
Нет никаких сомнений в отношении движений, которые Шуберт предназначал для следующей сонаты:
  • Незаконченные сонаты, не имеющие самостоятельной работы связанные с ними движения вмятины
Пять работ, перечисленных ниже, по всем оценкам, незакончены, но имеют независимые движения (либо целые, либо фрагменты), которые обычно считаются составляющими их структуры:
  • D 279, Соната для фортепиано до мажор (1815, неоконченная - сохранились первые три части; Аллегретто до мажор, фрагмент D 346, вероятно, четвертая часть)
  • D 568, Соната для фортепиано ре-бемоль мажор (1817, 1 версия; последняя часть - фрагмент; Скерцо ре-бемоль мажор, D 593 № 2, возможно, составляет третью часть)
  • D 571, Соната для фортепиано фа-диез минор (1817, неоконченный - фрагмент " Сохранилась первая часть Allegro moderato. Пьеса для фортепиано ля мажор, D 604, Анданте, а также фрагмент Скерцо ре мажор и Аллегро фа-диез минор из D 570, вероятно, составляют оставшиеся части)
  • D 613, Соната для фортепиано до мажор (1818, неоконченная - сохранились фрагменты из двух частей; Адажио ми мажор, D 612, а также Менуэт с трио D 600/610, возможно, составляют оставшиеся части)
  • D 625, Соната для фортепиано фа минор (1818, незаконченный - сохранились законченное скерцо с трио и фрагменты двух частей «Аллегро»; Адажио в D- бемоль мажор, D 505 наверное сек вторая часть)
  • Незаконченные сонаты, состоящие из одной неполной части
Три перечисленные ниже произведения, по общему мнению, неполные и всегда воспринимались как таковые; в каждом случае сохранился только фрагмент первой части:.

Нумерация фортепианных сонат

Для фортепианных сонат не существует единой системы нумерации. Для этого есть несколько причин, в том числе отсутствие единого мнения относительно включения независимых движений в состав незавершенных или незаконченных сонат. Этот вопрос вызывает беспокойство у ученых и исполнителей произведений, которые должны решить, какие из этих движений, если они вообще есть, должны быть включены в определенную сонату. В некоторых случаях также необходимо определить порядок, в котором они должны быть представлены.

Общая система нумерации, которую можно найти в записях и на некоторых веб-сайтах, содержит 21 сонату:

  1. D 157
  2. D 279 ('Неоконченный')
  3. D 459
  4. Д 537, Указ. posth. 164
  5. D 557
  6. D 566
  7. D 567
  8. D 571 (фрагмент; включая различные другие mvmts.)
  9. D 575, Соч. posth. 147
  10. D 613 (фрагмент)
  11. D 625
  12. D 655 (фрагмент)
  13. D 664, Op. 120
  14. D 784, Op. posth. 143
  15. D 840 ('Relique')
  16. D 845, Op. 42
  17. D 850, Указ. 53 ('Gasteiner')
  18. D 894, Op. 78 ('Fantasy')
  19. D 958
  20. D 959
  21. D 960

Ненумерованные издания

Следующие два издания фортепианных сонат Шуберта являются неполные и воздерживаются от предоставления системы нумерации:

  • Edition Peters - Sonaten für Klavier zu 2 Handen (Лейпциг: CF Peters, 1970-1974): издание в двух томах, которое включает одиннадцать полных сонат (D 537, D 568 2-я версия, D 575, D 664, D 784, D 845, D 850, D 894, D 958, D 959, D 960)
  • Schirmer Edition - Десять сонат для фортепиано (Нью-Йорк: G. Schirmer, 1906): издание в одном томе, которое включает десять полных сонат (D 537, D 568 2-я версия, D 575, D 664, D 784, D 845, D 850, D 958, D 959, D 960)

Следующее издание фортепианных сонат Шуберта является полным, но в нем не приводится система нумерации:

  • Г. Henle Verlag - Klaviersonaten (München: G. Henle, 1979-1989): трехтомник, включающий все полные сонаты, все незаконченные сонаты и все независимые движения, обычно связанные с этими незаконченными произведениями (D 154, D 157, D 279/346 / (277A), D 459 / 459A, D 537, D 557, D 566/506, D 568 1-я и 2-я версии, D 571/604/570, D 575, D 613/612, D 625 / 505, D 655, D 664, D 769A, D 784, D 840, D 845, D 850, D 894, D 958, D 959, D 960). Тома I и II были отредактированы Полом Мисом и обработаны Гансом-Мартином Теопольдом. Том III редактировал и проверял Пол Бадура-Шкода. Он включает в себя все незаконченные сонаты и связанные с ними независимые части, а также дополнения Бадурой-Шкодой всех фрагментов, за исключением D 154, D 655 и D 769A. Хотя сонаты в этом последнем томе имеют нумерацию от 1 до 10, это не система нумерации всего выхода сонаты, учитывая, что первые два тома присваивают номера от 1 до 11 произведениям, которые они содержат.

Нумерованные издания

Это была первая публикация, которая претендовала на печать комплект фортепианных сонат Шуберта. Это издание переиздавалось с 1970 г. на Dover Publications. На веб-сайте Международного проекта библиотеки музыкальных партитур IMSLP есть факсимиле многих сонат из этого первого издания, включая нумерацию X, 1 - X, 2 и т. Д. На партитуре.
  • Wiener Urtext Edition (Schott / Universal Edition ) Франц Шуберт: Полные сонаты. Издание в трех томах, которое включает все полные сонаты, все незавершенные сонаты и все независимые части, обычно связанные с этими незаконченными произведениями:
    • Vol. 1
      • Соната №. 1 ми мажор D 157
      • Соната Nr. 2 до мажор D 279
      • Соната Nr. 3 ми мажор D 459
      • Соната Nr. 4 ля минор D 537
      • Соната Nr. 5 Ля-бемоль мажор D 557
      • Соната Nr. 6 ми минор D 566
      • Соната Nr. 7 Ре-бемоль мажор D 567
      • Соната Nr. 8 ми-бемоль мажор D 568
      • Фрагмент ми мажор D 154
      • Менуэто ля минор D 277A
    • Vol. 2
      • Соната №. 9 Фа-диез мажор D 571
      • Соната Nr. 10 си мажор D 575
      • Соната Nr. 11 До мажор D 613
      • Соната Nr. 12 фа минор D 625
      • Соната Nr. 13 Ля мажор D 664
      • Соната Nr. 14 ля минор D 784
      • Соната Nr. 15 до мажор D 840
      • Соната Nr. 16 Ля минор D 845
      • Фрагмент сонаты до-диез минор D 655
      • Фрагмент соната ми минор D 769A
    • Vol. 3
      • Соната №. 17 Ре мажор D 850
      • Соната Nr. 18 соль мажор D 894
      • Соната Nr. 19 до минор D 958
      • Соната Nr. 20 Ля мажор D 959
      • Соната Nr. 21 си-бемоль мажор D 960
Единственные отличия от вышеупомянутой "коммерческой" системы нумерации 21 сонат находятся в диапазоне 8–12 (начиная с того, считается ли 567/568 одной или двумя сонатами, и заканчивая тем, что фрагмент D 655 включен или опущен). Он был отредактирован из источников и снабжен комментариями и аппликатурой Мартино Тиримо.
Помимо предварительных набросков некоторых из вышеперечисленных, в приложениях к этим томам напечатаны также следующие неполные фортепианные сочинения: D 154, D 309A, D 571, D 505, D 613, D 655 и D 769A.

Другие системы нумерации

В дополнение к нумерации систем, присутствующих в вышеназванных изданиях, можно указать еще одну. Эту систему нумерации можно найти на двух веб-сайтах:

Это система, в которой пронумерованы двадцать три сонаты и фрагменты. В этой системе D 769A имеет номер 4.

Фантазии для фортепиано соло
  • D 2 E, Фантазии до минор для фортепиано [ранее D 993] (1811)
  • D 605, Фантазия до мажор для фортепиано (1821-23, фрагмент)
  • D 605A, Фантазия до мажор для фортепиано, Grazer Fantasy (1818?)
  • D 760, Фантазия до мажор для фортепиано, Wanderer Fantasy (1822, впервые опубликовано как соч.15)
I. Allegro con fuoco ma non troppo
II. Адажио
III. Престо
IV. Аллегро
  • D 894, Соната для фортепиано соль мажор, Фантазия (1826, впервые опубликовано как соч.78; NSA также прилагает отброшенную 1-ю версию второй части)
    Я. Molto moderato e cantabile
    II. Анданте
    III. Менуэтто. Allegro moderato - Трио
    IV. Аллегретто
  • Д Ань. I / 10, Фантазия ми-бемоль мажор для фортепиано (1825 ?, утрачено)
Сонаты и фантазии для фортепиано в четыре руки
  • D 1, Фантазия соль мажор для фортепианного дуэта (1810, также существует отброшенная первая версия «Финала»)
    I. Адажио - Аллегро
    II. Престо - Аллегретто
    III. Финал: Allegro maestoso (также существует альтернативная отброшенная первая версия Финала)
  • D 1B, Фантазия соль мажор для фортепианного дуэта (1810 или 1811, фрагмент)
  • D 1C, Соната in Фа мажор для фортепианного дуэта (1810 или 1811, сохранился фрагмент первой части)
  • D 9, Фантазия соль минор для фортепианного дуэта (1811)
  • D 48, Фантазия до минор для фортепианного дуэта, Большая соната (1813, 2 редакции)
  • D 608, Рондо ре мажор для фортепианного дуэта, Notre amitié est неизменный (1818, 2 версии; 2-я версия впервые опубликована как Op. posth.138)
  • D 617, Соната си-бемоль мажор для фортепианного дуэта (1818, впервые опубликовано как соч.30)
  • D 812, Соната до мажор для фортепианного дуэта, Grand Duo (1824, впервые опубликовано как Op. Posth. 140)
  • D 940, Фантазия фа минор для фортепианного дуэта (1828, впервые опубликовано как Op. 103)
  • D 947, Аллегро ля минор для фортепианного дуэта, Lebensstürme (1828, впервые опубликовано как соч. Пост. 144)
  • D 951, Рондо ля мажор для фортепианного дуэта, Grand Rondeau (1828, впервые опубликовано как соч. 107)
  • D 968, Allegro moderato до мажор и Анданте ля минор для фортепианного дуэта, Сонатина (между 1815 и 1819?)
  • D 968A, Вступление, Четыре вариации на оригинальную тему и Финал си-бемоль мажор для фортепианного дуэта [ранее D 603] (дата неизвестна, впервые опубликовано как Op. posth. 82 № 2)
Сонаты и дуэты для фортепиано и инструмента

Скрипка и фортепиано

  • Три сонатины для скрипки и фортепиано, соч. 137.
    • Сонатина ре мажор, D 384 (Op.137 No. 1)
    • Сонатина ля минор, D 385 (соч.. 137 No. 2)
    • Сонатина соль минор, D 408 (Op.137 No. 3)
  • Соната или (Большой) дуэт ля мажор для скрипки и фортепиано, D 574 (Op. 162)
  • Рондо (Блестящее) си минор для скрипки и фортепиано, D 895 (Op.70)
  • Фантазия до мажор для скрипки и фортепиано, D 934 (Op. 159)

Арпеджионе и фортепиано

  • Соната ля мажор для арпеджио и фортепиано, D 821

Флейта и фортепиано

  • Интродукция и вариации, для флейты и фортепиано
Сонаты для трех исполнителей
  • Трио си-бемоль мажор для скрипки, виолончели и фортепиано, D 28, также известное как Sonatensatz (сонатная часть) : Сохранилась часть «Аллегро», написанная в 1812 году

Ни одно из других трио, сочиненных Шубертом, не указано как соната.

Очки
Ссылки
  1. ^Пол Бадура-Шкода, изд. Клавиерсонатен, Том III. Мюнхен: Г. Хенле Верлаг, 1979-1989: В. Бадура-Шкода утверждает, что «Скерцо ре-бемоль мажор [...], трио которого почти идентично Трио менуэта ми-бемоль мажор Соната D 568, скорее всего, относится к Сонате D 567 ре-бемоль мажор, которая должна быть вставлена ​​до или после Анданте ».
  2. ^Ева Бадура-Шкода и Питер Бранскомб. Шубертоведение: проблемы стиля и хронологии. Cambridge University Press, 1982: 314. В то время как Adagio, D 612 обычно рассматривается как медленная часть этой сонаты, предложение D 600/610 в качестве третьей части не имело такого большого значения. Это включение было предложено Рейнхардом ван Хорикксом, который утверждает, что «не исключено, что Менуэт до-диез минор (D 600) и Трио ми мажор (D 610) также могли быть изначально предназначены для этой сонаты: они могли бы безусловно, вписывается в характерную шубертовскую схему ключей ».
  3. ^Франц Петер Шуберт в www.classicalarchives.com
  4. ^Верке Франца Шуберта: Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe - Серия 10: Sonaten für Pianoforte. Лейпциг: Breitkopf Härtel, 1888.
  5. ^Нумерация фортепианных сонат согласно Franz Schubert: Complete Sonatas the Wiener Urtext Edition, Schott / Universal Edition –Musikverlag Ges. м. б. H. Co., KG Wien: Wiener Urtext Edition, 1997.
  6. ^Новое издание Schubert Edition Серия VII: Фортепианная музыка, тома 2/1 (2000), 2/2 (2003) и 2/3 (1996). Bärenreiter
  7. ^Нумерация фортепианных сонат, встречающаяся в Franz Schubert: Catalogo delle composizioni at flaminioonline.it и [1] at musiqueorguequebec.ca
  8. ^Deutsch 1978, p. XXI
Списки (фортепианных) сочинений Шуберта
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 09:43:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте