Слава

редактировать
Слава
Sveti Jovan.jpg Слава приготовился к поклонению Иоанну Крестителю
Наблюдаетсясербскими православными христианами
ЗначениеПочитание святого покровителя семьи
Обрядыцерковные службы, семейные и другие общественные собрания

Слава (сербская кириллица : слава, лит. 'праздник', произносится ) является сербским православным христианином традиция ритуального прославления семейного покровителя. Семья ежегодно празднует Славу в день святого праздник. В ноябре 2014 года он был внесен в Списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Происхождение
  • 3 Современная история
  • 4 Празднование
  • 5 См. Также
  • 6 Аннотации
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Обзор

Слава - это ежегодная церемония семьи и почитание их святого покровителя, светское мероприятие, на котором семья собирается в доме патриарха. Также друзья семьи приходят в дом патриарха, как правило, без предварительного приглашения (есть старая сербская пословица о славянах - «На славу се не зове», что буквально означает «На Славу не приглашают»). Семейная святая передается по наследству от патриарха (главы семьи) - от отца к сыну, в то время как женщины усыновляют покровителя своих мужей при замужестве. Поскольку несколько святых-покровителей почитаются дважды в год, главный день - это Слава, а второй - преслава. Некоторые семьи могут праздновать другого святого покровителя в случае, когда жена остается единственным родственником по отношению к ее семье. В случаях, когда муж дочери присоединился к (традиционному) домашнему хозяйству родителей свекрови ("prizet" / "domazet" = "зять" / "зять в доме") "), слава отца жены отмечается как основная (когда ожидаются и / или приглашаются гости), а зятя - только как дополнительный, меньший (когда для семьи готовится только праздничная трапеза, а не ручная работы ведутся, но гостей не ждут).

Традиция является важным этническим маркером сербской идентичности. Слоган: «Где је слава, ту је Србин» («Где Слава, там серб ») был выдвинут в качестве национального идентификатора Сербии Милошем Милоевичем после его путешествие в Косово и Метохию в 1871–1877 гг. Сербы обычно считают Славу своим самым значительным и самым торжественным праздником. Традиция также очень хорошо сохранилась среди сербов по всему миру.

Помимо современной Сербии, Слава также распространен на некоторых территориях, где сербское средневековое государство распространилось правила и культурное влияние, но не только там. Подобные или идентичные традиции встречаются в разных странах Балкан и не только у сербов, но также у черногорцев, македонцев, католиков из Бока-Которской, Конавле, Южная Герцеговина, Босанско-Грахово, Яневци, христиане Северной Албании и мусульмане среди Горани и некоторые боснийцы в Боснии и Санджак. Похожая традиция встречается в Западной Болгарии, но также и у некоторых валахов и аромунов.

Происхождение

Святой Сава (1174–1236)

Некоторые сербские историки считают что упоминания о славе у сербов восходят к 1018 году.

Традиция берет свое начало в средневековой Сербии, связанной с Святым Саввой, первым архиепископом сербы. Есть указания на то, что учреждение славы восходит к святому Савве, что «в своем понимании и тактичном подходе к сербской народной религии» он «кажется, нашел компромиссную формулу, удовлетворяющую как традиции своего народа, так и требования византийского богословия». Слава - это переосмысление языческого обряда: предок-защитник стал христианским святым, часто святым Николаем, при этом языческий обряд был сокращен от многих религиозных элементов и частых церемоний и стал общественным событием с ежегодным собранием семьи и друзья.

В то же время в сербской историко-этнологической литературе идет дискуссия о происхождении славы, которая еще не завершена. По мнению некоторых сербских исследователей, тезис о том, что Слава является маркером этнической идентификации сербов, является просто патриотическим заблуждением романтических и патриотических граждан.

Современная история

Повышение эффективной географической мобильности, вызванное Урбанизация после Второй мировой войны, ранее в высшей степени аграрного общества, в сочетании с подавлением сербских православных традиций коммунистическим режимом, сделала некоторые аспекты этого обычая более расслабленными. В частности, во второй половине 20-го века стало обычным видеть традиционные патриархальные семьи, разделенные большими расстояниями, поэтому по необходимости Славу иногда приходилось праздновать более чем в одном месте членами одной семьи.

В то время как в коммунистический период «Слава» сохранял некоторую подпольную популярность, посткоммунистическое возрождение сербских православных традиций привело к его возрождению. Он признан отчетливо (если не полностью) сербским обычаем, и сегодня для ненаблюдающих христиан или даже атеистов довольно распространено празднование его в той или иной форме как наследственный семейный праздник и признак этнокультурной идентификации.

В ноябре 2014 года он был внесен в Списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Этот обычай также полезен в генеалогических исследованиях в качестве индикатора родственных отношений между семьями, позволяя проследить происхождение семьи до определенного региона, и др.

Праздник

Разрушение колачей, иллюстрация В. Тителбах, 1877.

Где је слава, ту је Србин / Gde je slava, tu je Srbin («Где Слава, там серб ")

Милош Милоевич,

Ритуал продукты, которые готовят для праздника: славский колач (или просто колач) = ритуальный хлеб, и коливо (или жито), блюдо из вареной пшеницы, подслащенное и иногда смешанный с измельченными грецкими орехами. Верхняя часть колача украшена христианским крестом, голубем мира и другими символами. Кольиво является символом Воскресения Христова. (ср. «Если зерно не умрет...» в Евангелии ) и причащаются памяти умерших (умерших членов семьи).

Остальные пир состоит из трапезы, содержание которой зависит от того, приходится ли празднование на период поста. Во время поста (поста) еда не должна содержать никакого мяса, кроме рыбы или других морепродуктов., и вряд ли будет содержать яйца или молочные продукты. Вне периода голодания, эти ограничения не применяются (mrsno). Таким образом, в просторечии славы могут называться посна или мришна. Также употребляются правильно приготовленные сладости.

Семья посещает церковные службы и принимает Святое Причастие в день праздника. После службы традиционно приходского священника принимают в доме семьи или семья приносит славский колач в церковь. Приходский священник совершает небольшую службу, которая включает в себя почитание памяти святого покровителя, освящение колачей и коливов, а также зажигание «славской свечи». Хотя это и не обязательно, священник обычно благословляет дом и совершает небольшую поминальную службу по умершим родственникам.

Самые распространенные праздничные дни - это Св. Николая (Николйдан, 19 декабря), ул. Георгия (Дюркевдан, 6 мая), Св. Иоанна Крестителя (Йованждан, 20 января), Св. Деметриус (Митровдан, 8 ноября), ул. Михаил (Аранжеловдан, 21 ноября) и Св. Сава (Савиндан, 27 января). Даты даны по григорианскому календарю. Сербская Православная Церковь использует Юлианский календарь.

Многие сербские общины (деревни, города, организации, политические партии, учреждения, компании, профессии) также чтят своего святого покровителя. Например, город Белград отмечает Вознесение Иисуса Христа как свой престольный праздник.

См. Также

Аннотации

  • Кришна слава (Крсна слава, «крещеная Слава») и Кришна ime (Крсно име, «крещеное имя»)

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Slava.
Найдите slava в Викисловаре, бесплатный словарь.
Последняя правка сделана 2021-06-08 05:31:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте