Штефанешт (хасидская династия)

редактировать
Раввин Авраам Маттисяху Фридман, второй Ребе Штефанешт

Штефанешт (Иврит : שטפנשט) была хасидской династией, названной в честь города Штефэнешть, Румыния. Это была одна из ветвей династии Ружинеров вместе с Богушем, Бояном, Чортковым, Гусятиным, и Садигура. Династия просуществовала с 1851 по 1933 год и имела только два Ребе : раввин Менахем Нохум Фридман, сын Ружинерского Ребе, и раввин Аврохом Маттисёху Фридман, единственный сын раввина Менахема Нохума. Во время правления последнего Штефэнешти стал одним из важнейших хасидских центров в Восточной Европе.

Содержание
  • 1 Раввинское руководство
    • 1.1 Раввин Менахем Нохум Фридман, первый Штефанештер Ребе
    • 1,2 Раввин Аврохом Маттисёху Фридман, второй Ребе Штефанешта
  • 2 Иешива Штефанешта
  • 3 Институт Торас Эмес
  • 4 Цитаты, приписываемые раввину Менахему Нохуму Фридману
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Раввинское лидерство

Раввин Менахем Нохум Фридман, Первый Штефанештер Ребе

После смерти раввина Исраэля Фридмана из Ружина 9 октября 1850 года его шесть сыновей основали свои собственные суды в разных городах. Его четвертый сын, раввин Менахем Нохум Фридман (1823–1869), переехал в город Штефэнешти в Румынии.

В отличие от евреев Польши и Галиции, которые были Хорошо сведущие в изучении Торы и в числе которых было много знатоков Торы, евреи Румынии были простыми и необразованными крестьянами. Поэтому Ребе Штефанештер привлекли свою паству, щедро раздавая благословения и открыто демонстрируя свои силы как баалей мофсим (чудотворцы). Хотя Штефанештерские Ребе хорошо разбирались в Каббале, они не произносили диврей Тора публично. Их личная авода Ашем (богослужение) была пылкой и напряженной.

Как и его отец, Ружинер, первый Ребе Штефанештер был царственной фигурой. Доктор Менахем Мендель Брайер, отец Боянерского Ребе, видел Ребе в юности в Штефэнешти; по словам Брайера, Ребе характеризовал «легкую шутку, улыбку, деликатность, хорошее настроение, способность проникать, не проникая в точку, и способность касаться одной точки, не касаясь границ. Как и его отец до него, он любил рассказывать истории о действиях, но не обладал отцовским даром символической абстракции ». Ребе построил роскошный дом с большим садом в Штефэнешти и вел себя как король, включая верховую езду. После его смерти в 1869 году первый Штефанештер Ребе был похоронен в Яссах. Территория бывшего кладбища позже была заменена общественным парком, и здесь нет памятника первому Ребе.

Раввин Аврохом Маттисёху Фридман, Второй Ребе Штефанештер

Единственный сын раввина Менахема Нохума и его преемник, раввин Аврохом Маттисёху, родился на восьмой день Хануки 1847 года в Садигуре. Во время его брит-мила его дед, Ружинер Ребе, дал ему второе имя Маттисёху после Маттафия Маккавея Первосвященника. В 1862 году он женился на дочери Реба Ицхока Райха из Рейши, но они развелись после 11 лет без детей. Затем он снова женился на своей двоюродной сестре Саре Зиппоре, дочери Реба Йосефа Мансона из Бердичева, который овдовел от своего мужа Реба Аарона Шорра из Бердичева. Раввин Аврохом Маттисёху усыновил троих ее детей; у них не было собственных детей.

Рабби Аврохому Маттисёху был 21 год, когда его отец, раввин Менахем Нохум, умер в 1869 году. После долгих мольб и одобрения своего дяди, раввина Аврохома Яакова Фридман, первый Ребе из Садигуры, раввин Аврохом Маттисяху согласился занять должность своего отца, которую он занимал 64 года.

Второй Стефанештер Ребе считался одним из скрытых цаддиким своего поколения. Было рассказано много историй о чудесах, которые он творил.

Однажды к Ребе пришел хасид и плакал, что его дочь заболела тифом и находится в безнадежном состоянии. Ее часы были сочтены, и только чудо могло спасти ее. Ребе дал хасиду свою личную ложку, которую он использовал каждое утро для завтрака, и кусок своего хлеба, и сказал хасиду, чтобы он накормил хлебом его дочь с ложки. Хотя девочка не могла глотать и ничего не ела несколько дней, она с готовностью съела шираим Ребе [остатки еды Ребе], а через несколько дней она вернулась к себе и дожила до глубокой старости. Ложка, передаваемая из поколения в поколение, до сих пор является семейной реликвией.

Его влияние на румынское еврейство было огромным, а его последователи исчислялись тысячами. Его почитали и евреи, и христиане. Во время его ежегодного визита в Бухарест все магазины были закрыты в его честь, и десятки тысяч людей вышли поприветствовать его. Присутствие его двора превратило Штефэнешть в один из самых важных хасидских центров в Восточной Европе. Он никогда не говорил на своей тиш, но «создавал атмосферу глубокой медитации и трепета» одним своим присутствием

. Три из десяти синагог в городе были находится во дворе Ребе. Ребе также заботился о благополучии многих набожных хасидов, которые отрезали себя от внешнего мира, чтобы продолжить свое Божественное служение. Среди тех, кто оставался при его дворе месяцами или даже годами, были раввин Хаим Занвл Абрамовиц, Ребе Рибницер и раввин Элиэзер Зусия Португалия, первый Скуленер Ребе.

Второй Штефанештер Ребе умер 15 июля 1933 года (21 Таммуз 5693). Его похороны, состоявшиеся в городе Яссы, собрали 50 000 скорбящих. Поскольку он никогда не был благословлен потомством, он пригласил сына своей сестры, раввина Менахема Нохума, в Штефанешти, чтобы унаследовать его. Однако раввин Менахем Нохум умер на месяц раньше Ребе. Могила второго Ребе Штефанештер стала священным местом паломничества как для евреев, так и для христиан, привлекая тысячи посетителей на его yahrtzeit и на хранение тысяч молитвенных записок, написанных в Иврит, идиш и румынский в его охель.

В 1968 году д-р Джозеф Брайер, бывший ав бейс дин (глава раввинский суд) Штефанешта, а с 2006 года раввин в синагоге Тиферет Авраама Матитяху в Бронксе, Нью-Йорк, инициировал план по повторному захоронению останков Ребе в Израиле. Тело было эксгумировано под руководством доктора Мозеса Розена, главного раввина Румынии, и повторно захоронено на участке Ружин на кладбище Нахалат Ицхак в Гиватаим, Израиль. Это новое место захоронения также стало святыней для людей, нуждающихся в благословениях и спасении, которые ежегодно посещают тысячи посетителей на yahrtzeit Ребе. Вернувшись в Румынию, православные крестьяне продолжали зажигать свечи и оставлять молитвенные записки в пустом охеле Ребе в надежде, что Ребе все же заступится за них.

Иешива Штефанешта

После смерти второго Штефанештерского Ребе, ешива по имени Бейс Аврохом была основана во дворе дома Ребе в его память. Его рош-ешивой (деканом) был раввин Йозеф Брайер. К 1936 году здесь обучалось около 60 студентов. Учебная программа включала обучение талмуду и обучение в государственной гимназии ; студенты дважды в год проходили тестирование по последнему на правительственных советах Ботогани и Ясс. Ешива была распущена в июне 1941 года, когда румынские власти выселили из города евреев.

Институт Торас Эмес

В 1993 году в Бней-Браке раввин Авраам основал Институт Тора Эмес. Яакова Соломона, чтобы сохранить наследие династии Штефанештов.

Цитаты, приписываемые раввину Менахему Нохуму Фридману
  • Однажды Ребе наткнулся на группу своих хасидов, играющих в шашки. Он сказал им: «Я расскажу вам, чему нас учит игра в шашки. Мы изучаем следующие правила: 1. Вы отдаете одну фигуру, чтобы спасти две. 2. Вы не можете сделать два хода одновременно. 3. Вам не разрешено. чтобы сожалеть. 4. Вы только идете вперед, вы не отступаете. 5. Когда вы поднимаетесь, путь открыт со всех сторон ».
  • Когда люди просили Ребе помолиться за одного человека, который был очень религиозным, он ответил: «Лично я вообще не знаю, что означает слово« религиозный »(frum); также мой отец не упомянул мне это слово. Но мне кажется, что это тип одежды, внешняя оболочка которой - гордость, подкладка - гнев, и которая сшита черным унынием ».
  • « Если бы мы могли повесить все наши печали на крючки и нам было позволено выбирать те, которые мы любил больше всего, каждый из нас забирал бы свое, все остальное казалось бы еще более трудным ».
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:08:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте