Sermo Lupi ad Anglos (Проповедь Волка Английский ') - это титул, данный проповедью, составленной в Англии между 1010-1016 годами Вульфстаном II, архиепископом Йоркским (умер в 1023 году), который обычно сам Lupus, или «волк» после первого элемента в его имени [wulf-stan = «волчий камень»]. Хотя название - латынь, само произведение написано на староанглийском. Сермо Лупи - самая известная работа Вульфстана. В нем он обвиняет отсутствие моральной дисциплины среди своих собратьев англичан как источник гнева Бога против англичан, который принял форму тридцатилетних набегов викингов на Англию. Вулфстан увещевает англичан вести себя более угодным Богу образом и, в частности, жить по законам церкви и короля. Сермо Лупи известен своими риторическими достижениями и считается олицетворением вершины мастерства Вульфстана как гомилиста и ритора. Текст Sermo Lupi неоднократно подвергался критическому редактированию, в последний раз Дороти Бетурум. Работа содержит одно из нескольких упоминаний древнеанглийского wælcyrian, термина, родственного древнескандинавскому valkyrjur— valkyries.
Прошлое Вульфстана неясно, хотя вполне возможно, что он начал свою церковную карьеру как бенедиктинец монах. Мы знаем, что он стал епископом Лондона в 996 году, возможно, уже в возрасте почти 50 лет. В 1002 году он одновременно был повышен до епископа Вустера и архиепископа Йоркского. Он держал оба видит во множественности до 1016 года, когда он отказался от Вустера. Он оставался архиепископом Йоркским до своей смерти. Возможно, когда он был епископом Лондона, он впервые стал известен как автор проповедей или проповедей, возможно, конкретно на тему Антихриста.
Как архиепископ Йоркский, административные обязанности Вульфстана были значительными. Помимо заботы о духовных и финансовых потребностях религиозных и светских общин севера Англии, он был глубоко вовлечен в жизненно важную политику Юга. Он был одним из самых важных членов консультативного совета короля Этельреда II, известного как Витан, и как таковой принимал активное участие в принятии всех наиболее важных политических решений того времени. К 1008 году он получил привилегию составить официальное королевское законодательство, провозглашенное королем и Витаном. Он был глубоко озабочен законодательством, считая, что хорошие законы необходимы для процветания народа. Он продолжал быть главным составителем законных документов во время правления датского короля Кнута Великого. Примечательно и одновременно озадачивающе, что Вульфстан смог сыграть столь важную роль в политике как при Этельреде, так и при Кнута, тем более что именно при Этельреде Вулфстан в своем Сермо Лупи так яростно осудил нападения датчан и 176>Норвежский Викинги.
Король Этельред II по прозвищу Этельред «Неподготовленный» правил Англией с 978 по 1016 год. Практически все время его правления Англия была объектом последовательных набегов викингов. В период с 980 по 1016 год несколько областей южной Англии остались невредимыми, когда сначала совершали набеги викинги, а затем целые армии викингов грабили и разоряли английскую сельскую местность. Этельред, резко критикуемый историками как неэффективный перед лицом натиска викингов, так и не смог успешно атаковать подвижный флот викингов, а его усилия по защите своего королевства от армий викингов постоянно подрывались. Этельред и его советники в конечном итоге приняли политику подкупа армий викингов деньгами. Эти огромные выплаты, известные как Данегельд, должны были взиматься с английских землевладельцев и граждан, и это имело разрушительные последствия для английской экономики. Вместе набеги викингов и выплаты Данегельда поставили англичан на колени. Но нападения викингов продолжались. Немногие англичане в то время увидели бы какие-либо причины для оптимизма в отношении своего собственного будущего или будущего своих соотечественников. Ситуация стала отчаянной в 1013 году, когда, несмотря на Этельреда, выдающийся лидер армий викингов Свейн Форкберд сумел позиционировать себя как король Англии. В ответ Этельред отступил в Нормандию, где он оставался до смерти Свейна в следующем году, после чего он немедленно договорился о своем безопасном возвращении в Англию и восстановлении в должности короля. Именно об этих событиях упоминается одна из версий Сермо Лупи. Роль Вульфстана в этих событиях неясна, хотя чувства, которые он выражает в других местах своих писаний, предполагают, что он поддержал бы дело Этельреда, а не любого датчанина. Дороти Уайтлок пишет, что «у нас нет доказательств, где находился Вулфстан во время представления [Англии Свейну], но он был в Йорке в течение двух недель смерти [Свегна], и мы можем подозревать, что он использовал свое влияние, чтобы вернуть провинцию английскому королю Этельреду ".
Хотя имя Вульфстана никогда не упоминается напрямую Для Сермо Лупи нет никаких сомнений в авторстве Вульфстана. Текст Сермо Лупи сохранился в пяти рукописях, в некоторых из которых проповедь ассоциируется с псевдонимом Вульфстана, Люпусом. Пять рукописей представляют текст в трех версиях, один короче и два длиннее. Принято считать, что более короткая версия является оригинальной, а одна из более длинных версий является более поздней авторской редакцией; то есть Вульфстан составил проповедь, а затем переработал и расширил ее. Таким образом, эти версии дают возможность изучить практики древнеанглийского писателя, который пересматривает свои собственные работы.
Более длинная версия, которую Вульфстан, вероятно, пересмотрел сам, существует в рукописи, которая, как известно, была аннотирована и обработана архиепископом; на самом деле, в этой рукописи есть много исправлений к Сермо Лупи, которые были внесены собственным пером Вульфстана. Рубрика , или заголовок, для Sermo Lupi в этой рукописи гласит: Sermo Lupi ad Anglos quando Dani maxime persecuti sunt eos, quod fuit anno millesimo XIIII ab incarnatione Domini nostri Iesu Cristi, 'Проповедь волка к англичанам в то время, когда датчане [викинги] изводили их, то есть на 1014-м году от рождения Иисуса Христа ». Таким образом, датой пересмотра был, вероятно, 1014 год. Это был год, когда Этельред вернулся в Англию из Нормандии и возобновил свое положение английского короля. Это также год большого королевского совета, на котором Этельред и его Витан опубликовали новый свод законов. Есть веская причина связывать эти события со специальной устной доставкой Сермо Лупи Вульфстаном восстановленному английскому Витану. Кажется знаменательным, что Сермо Лупи специально упоминает ссылку Этельреда, вспоминая о ней с сожалением.
Вульфстан не только абстрактно обсуждал взаимосвязь между вторжениями викингов и гневом Бога, но также прямо указал типы действий, которые Бог сочтет осуждаемыми. Чтобы подчеркнуть серьезность своей ситуации, Вульфстан использовал различные риторические приемы, чтобы вызвать чувство срочности (повторение фраз, метафорический язык и т. Д.). Вместо того, чтобы предлагать единую позицию против викингов, он умолял свою конгрегацию / английское население отказаться от грабежа, продажи друг друга в рабство, предательства своего господина, покупки женщин для сексуального удовлетворения, нарушения религиозных и моральных клятв, восхваления ложных богов, и множество других достойных сожаления поступков. Вульфстан, однако, заявил, что еще можно избежать апокалипсиса / гнева Бога, если они будут держаться подальше от дьявола и вместо этого останутся послушными и уважительными по отношению к Всевышнему.
Вульфстан достиг высокой степени компетентности в риторической прозе, работая с отличительной ритмической системой, основанной на аллитерационных парах. В качестве литературных приемов он использовал усиливающие слова, отличительную лексику и соединения, риторические фигуры и повторяющиеся фразы. Эти устройства придают проповедям Вульфстана их динамичное, почти лихорадочное качество, позволяя им приближаться к множеству кульминаций. Гений его стиля основан главным образом на звуке и параллелизме. В приведенном ниже отрывке, взятом из Сермо Лупи, используются многочисленные риторические приемы, включая аллитерацию, параллелизм, тавтологию и рифму :
|
|
Сермо Лупи, как и все литературные произведения Вульфстана, - это известен своим частым, почти обычным употреблением усиливающих фраз. Примеры из вышеприведенного отрывка включают oft gelome «часто и часто» и swyþe earle «очень ужасно». Другие интенсифицирующие фразы, часто используемые Вульфстаном в Сермо Лупи и в других его работах, - это ealles to swyðe «слишком много», georne «нетерпеливо», mide rihte «правильно», для Годе и для worulde «для Бога». и для мира ", среди прочего. Известно, что Вульфстан часто составлял длинные «списки грешников», в которых он объединял ряд терминов (составных слов и часто никем не использовался) в группы, используя аллитерацию. Один из самых известных примеров можно найти в Сермо Лупи:
|
|
Подобный прием действует в его списке несчастий в первом отрывке, приведенном выше. (здесь и голод, брине и блудгите... сталу и цвалу, стрик и стеорфа, орфквеальм и ункоу, хол и хете...). Считается, что Сермо Лупи особенно хорошо использует повторение как риторический прием. В работах Вульфстана были замечены и другие устройства: dubitatio и. Его работы почти полностью лишены метафор и сравнений, а Вульфстан, как правило, избегает повествования и описания конкретного. «Сермо Лупи» - одна из его единственных работ, где описание (то есть морального упадка нации) играет значительную роль.
Сермо Лупи из Вульфстана также использует риторический прием, известный как Ubi sunt (латинское «где...?»), Распространенный средневековый литературный рефрен используется «для обозначения настроения или темы в литературе, посвященной изменчивости вещей». Хотя припев никогда не возникает должным образом в Sermo Lupi (на английском или на латыни), тема, тем не менее, очень активна, поскольку Вульфстан представляет заветные блага и добродетели прошлого как потерянные в настоящем из-за морального упадка людей и мира. через время.
В проповеди Вульфстан обращается ко всей английской нации и возлагает на нее ответственность за бедственное положение страны. Ключевым элементом проповеди Вульфстана была связь, которую он установил между первоначальными англосаксонскими правителями Англии (которые изгнали бриттов из страны) и датчанами, которые в настоящее время преследуют страну. Согласно Гилдасу, бритты потерпели поражение, потому что согрешили против Бога. Поэтому Бог позволил им быть побежденными. Вульфстан призывает своих слушателей извлекать уроки из прошлого и не разделять судьбу британцев.
Проповедь Волка - одна из многих проповедей, которые приписывают набеги викингов гневу Бога. Понимая этот текст как часть древнеанглийских проповедей, приравнивающих и анализирующих физические события и природные процессы к трансцендентным силам, современная аудитория может наблюдать христианское богословие, твердо проявляющее себя в психологии английского населения (богословие, о котором большинство не подозревало бы только несколько столетий назад). В таких вызывающих воспоминаниях речах / текстах англичан непреднамеренно представлялся их злейшим врагом, что в конечном итоге привело к пассивной реакции на завоевания викингов, поскольку они не были источником их бедствий. Таким образом, такое отношение позволило датчанам продвинуться дальше вглубь страны и основать свои собственные поселения в различных регионах.
Проповедь была расценена как «неоценимое свидетельство мрачного положения дел во время правления Этельреда», так как она является одним из первых. из единственных современных документов, описывающих последствия вторжений викингов в начале одиннадцатого века.
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Sermo Lupi ad Anglos |