Sensus divinitatis («чувство божественности»), также называемый sensus deitatis («чувство божественности») или semen Religiousis («семя религии»), это термин, использованный впервые французским протестантским реформатором Жаном Кальвином для описания гипотетического человеческого смысла. Вместо знания окружающей среды (например, запаха или зрения) sensus divinitatis, как утверждается, дает людям знание о Боге.
По мнению Кальвина, разумного неверия не существует. Неокальвинисты, которые придерживаются пресуппозиционалистской школы христианской апологетики, иногда обращаются к sensus divinitatis, чтобы доказать, что не существует настоящих атеистов :
Мы считаем, что в человеческом разуме и в силу естественного инстинкта существует некое чувство Божества [sensus divinitatis], неоспоримым, поскольку сам Бог, чтобы помешать любому человеку притвориться невежественным, наделил всех людей некоторым представлением о своем Божество…. … Это не учение, которое впервые изучается в школе, а доктрина, согласно которой каждый мужчина от чрева является самим себе хозяином; тот, который сама природа не позволяет никому забыть.
Философ-аналитик Элвин Плантинга из Университета Нотр-Дам постулирует модифицированную форму sensus divinitatis, в соответствии с которой все обладают смысл, только он не работает должным образом у некоторых людей из-за ноэтических эффектов греха. (См. Реформатская эпистемология.)
Римско-католический теолог Карл Ранер предложил врожденное чувство Бога, которое, как было отмечено, имеет общие элементы с Sensus Divinitatis Кальвина.
Джонатан Эдвардс, американский кальвинистский проповедник и богослов 18-го века, утверждал, что, хотя каждому человеку была дарована способность познать Бога, успешное использование этих способностей требует отношения «истинной доброжелательности».
Философ Эван Фалес представляет три аргумента против наличия sensus divinitatis:
Философ Стивен Майтцен утверждал в 2006 году, что демография религиозных верований делает маловероятным существование sensus divinitatis, поскольку это ощущение представляется настолько неравномерно распределенным.
Ханс Ван Эйген утверждает, что феноменологическое описание Sensus divinitatis не соответствуют тому, что показывают когнитивные науки о религиозных убеждениях.
Однако Майтцен, возможно, спутал sensus dei Аквинского с sensus divinitatis - sensus divinitatis (религиозное чувство) требует только основного религиозного / компонент веры в свои убеждения, в то время как sensus dei направлен на естественное познание Бога - сравните: «В сумерках западной мысли» Германа Дойеверда (1894–1977).