Раскол трех глав был расколом, который затронул халкидонское христианство в Северной Италии, продолжавшийся с 553 по 698 год нашей эры, хотя территория, не связанная с Римом, сжималась на протяжении всего этого времени. Это было частью более крупного спора из трех глав, затронувшего все римско-византийское христианство.
Противоречие из трех глав возникло в результате попытки примирить нехалкидонских (миафизитских ) христиан Ближний Восток с Халкидонской церковью. Важной частью попытки компромисса было осуждение некоторых произведений восточно-христианских писателей, таких как Теодорет Кира и Теодор Мопсуестийский, которые вскоре стали известны как Три главы. Противники Халкидонского собора считали их особенно неприемлемыми, и в попытке привлечь их к собору осуждение рассматривалось как способ их успокоить.
Осуждение имело место в виде императорского указа около 543 года, сопровождавшегося Томом Папы Льва I, который читался на Халкидонском соборе почти сто лет назад. перед. В грекоязычной восточной части Церкви было некоторое сопротивление, хотя, в конце концов, ведущие восточные епископы согласились осудить его. Тех, кто не осуждал эти работы, обвиняли в симпатии к ереси несторианства.
В 553 собором епископы Аквилея, Лигурия, Эмилия, Милан и полуостров Истрия - все они отказались осудить Три главы, аргументируя это тем, что это означало бы предать Халкидон. Они прервали общение с Римом под предводительством Македония Аквилейского (535–556).
Их, в свою очередь, предали анафеме другие церковники.
Раскол предоставил возможность епископу Аквилеи принять титул Патриарха. Преемник Македония Павел I (557–569) начал использовать этот титул около 560 года.
К концу следующего десятилетия Лангобарды захватили всю северную Италию.
В 568 году патриарх Аквилеи Паулин был вынужден бежать с сокровищами своей церкви на маленький остров Градо, около Триест, последний остаток Восточной Римской империи в северной Италии и в восьми милях к югу от Аквилеи. Это политическое изменение не повлияло на отношения патриархата с Апостольским Престолом; ее епископы, будь то в Ломбард или имперской территории, упорно отказывался от всех приглашений на примирение. Синод Градо 579 г. подтвердил эту позицию.
За исключением патриарха Аквилеи, эти епископы и большинство их суфражисток теперь были подданными лангобардов и были недоступны для византийского экзарха в Равенне. В результате они смогли сохранить свое несогласие в поддержку раскола.
епископом Милана был Дакий, который в то время находился в Константинополе и решительно выступал против осуждения трех Главы, доходящие до того, что прерывают общение с греческими епископами, подписавшими осуждение. Он умер в Константинополе в 552 году и не принимал прямого участия в расколе.
Епископ Миланский Гонорат бежал из города, когда он был осажден лангобардами Альбоином в 568 году. Гонорат искал убежища в Византии. -управлялась Генуей с большим количеством его духовенства. После его смерти произошел раскол: миланское духовенство в Генуе избрало Лаврентия II, а христиане, оставшиеся в Милане, избрали Фронто. Лоуренс присоединился к осуждению, в то время как Фронто наблюдал за расколом с Римом.
Общение между Миланом и Римом было восстановлено около 581 года.
резиденция Патриарха Аквилеи оставалась в контролируемой Византии Градо. Византийцы позволили эту свободу, и архиепископ Илия, уже названный своими суфражистами патриархом, построил собор под патронатом св. Евфимия как беззастенчивое заявление о своей приверженности расколу, поскольку именно в церкви св. Евфимии утверждались заседания Халкидонского Собора. Попытки Григория Великого к примирению ближе к концу своего понтификата, особенно через королеву лангобардов Теоделинду, начали давать определенный эффект.
Таким образом, в 606 году преемник Элиаса Северус умер, и было много клерикалов, склонных к примирению. Византийцы призвали их избрать Кандидиана, который однажды избрал, и сразу же восстановил общение. Те из его суфражистов, чьи взгляды находились в пределах империи, присоединились к нему в подчинении Апостольскому Престолу.
Многие материковые епископы, чьи епархии находились под контролем ломбардов, были недовольны примирением. Многие из них были епископами епархий, находящихся под ломбардским контролем. Эти диссиденты бежали в материковую Аквилею и под защитой Ломбардии избрали Иоанна своим соперничающим патриархом, который поддерживал раскол. В настоящее время в северной Италии существовало два патриархата: Аквилея в Градо и Старая Аквилея.
Епархия Комо, которая к середине 6 века была правителем Милана, не согласившись с примирением Милана, епархия отказалась от связи с этим городом и перешла в подчинение Аквилеи и оставалась там до 1751 года, отмечая Аквилеи до 1957 года, через год после его отмены в Аквилеи., когда Папа приказал епархии Комо покинуть его, несмотря на сопротивление.
Раскол углубился по политическим, ломбардно-римским линиям. Ирландский миссионер Колумб, служивший лангобардам в Боббио, был вовлечен в первую попытку разрешить это разделение посредством посредничества между 612 и 615 годами. Агилульф, король из лангобардов, убедил его адресовать письмо о расколе Бонифацию IV. Он сообщает папе, что его подозревают в ереси за принятие Пятого Вселенского Собора (Второй Собор Константинополя в 553 году), и призывает его созвать собор и доказать свою ортодоксальность.
Историк Эдвард Гиббон предположил, что Папа Гонорий I примирил Патриарха с Римом в 638 году, хотя это длилось недолго.
Поскольку раскол утерян своей энергией лангобарды начали отказываться от арианства и присоединяться к западной ортодоксии. Епископ Старой Аквилеи официально прекратил раскол на Синоде Аквилеи в 698. После того, как Старая Аквилея примирилась с Римом, Папа Григорий II пожаловал паллий Патриарху Аквилеи Серену (715–730) в 723 году. Разделение Патриархата Аквилеи на конкурирующие Патриархии Аквилеи и Градо способствовали эволюции Патриарха Градо в нынешний Патриарх Венеции.