Дело СНС-Лавалин

редактировать
Политический спор или скандал в 2019 году в Канаде

Дело СНС-Лавалин было политический скандал, связанный с попыткой политического вмешательства в систему правосудия со стороны премьер-министра Канады, Джастина Трюдо и канцелярии премьер-министра (PMO). Уполномоченный по этике Парламента Канады Марио Дион обнаружил, что Трюдо ненадлежащим образом повлиял на министра юстиции и генерального прокурора Джоди Уилсон-Рейбоулд, чтобы вмешаться в продолжающееся уголовное дело против строительной компании из Квебека SNC-Lavalin. Правительство Трюдо утверждало, что не было ни неправомерного давления, ни нарушения закона, что предложение SNC-Lavalin соглашения об отсрочке судебного преследования (DPA) могло бы спасти рабочие места, и что спор возник в результате непонимание и «эрозия доверия».

Дело стало достоянием общественности после того, как The Globe and Mail опубликовали статью, раскрывающую обвинения, 7 февраля 2019 года, вскоре после того, как Уилсон-Рейбоулд был переведен на другую должность в кабинете министров. Четыре дня спустя комиссар по этике Дион объявил, что расследует обвинения. Позднее в тот же день Уилсон-Рейбоулд ушел из кабинета министров. За этим последовала отставка Джеральда Баттса, главного секретаря Трюдо. Затем последовала отставка коллеги либерала кабинета министров Джейн Филпотт из-за того, как правительство решило это дело. Комитет Палаты общин 'Правосудие провел три слушания по делу. Уилсон-Рейбоулд, Баттс и Майкл Верник, секретарь Тайного совета дали показания перед комитетом. Уилсон-Рейбоулд заявила, что имело место нарушение независимости прокуратуры, когда члены правительства оказали давление на нее, чтобы она предложила SNC-Lavalin DPA вместо продолжения уголовного преследования. Баттс и Верник показали, что они связались с Уилсон-Рейбоулдом, чтобы найти «политическое решение» после того, как было принято решение не предлагать SNC-Lavalin DPA. Как ни странно, Уилсон-Рейбоулд показала, что она тайно записала разговор, который у нее был с Верником, когда она была Генеральным прокурором.

После слушаний Верник объявил о своем досрочном выходе из Тайного совета. Лидер официальной оппозиции Эндрю Шеер призвал к отставке Трюдо. Он также обвинил Трюдо в политическом вмешательстве, лжи канадцам и коррупционному поведению. Трюдо ответил на эти комментарии угрозой судебного процесса о клевете через своего адвоката. Оппозиционные партии и бывший генеральный прокурор попросили Королевскую канадскую конную полицию (RCMP) расследовать, квалифицируется ли поведение Трюдо как воспрепятствование правосудию. В апреле Трюдо исключил Уилсона-Рейбоулда и Филпотта из фракции либералов.

После шестимесячного расследования комиссар по этике Дион опубликовал отчет, в котором был сделан вывод о том, что Трюдо нарушил раздел 9 федерального закона о конфликте интересов, оказав ненадлежащее давление на Уилсон-Рейбоулд. Дион писал, что хотя Уилсон-Рейбоулд никогда официально не получал указаний о вмешательстве, это влияние было «равнозначно политическому направлению». Дион не обнаружил фактического политического вмешательства в судебное преследование; однако он сообщил, что не имел доступа ко всем уликам. Закон не предусматривает санкций за нарушение. После обнародования отчета комиссара премьер-министр выступил с заявлением, в котором он взял на себя ответственность и защитил свои действия. Лидеры оппозиции призвали к дальнейшему расследованию.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Обвинения SNC-Lavalin во взяточничестве
    • 1.2 Введение соглашений об отсрочке судебного преследования
    • 1.3 Независимость обвинения
  • 2 Обнаружение и первые реакции
    • 2.1 Отставка Уилсон-Рейбоулд
  • 3 Слушания
    • 3.1 Слушание 21 февраля 2019 года
    • 3.2 Слушание 27 февраля 2019 года
    • 3.3 Слушание 6 марта 2019 года
    • 3.4 Слушание 13 марта 2019 года
    • 3.5 Заключение слушаний Комитета по правосудию
    • 3.6 Дополнительные материалы, представленные Wilson-Raybould
  • 4 Реакция и последствия
    • 4.1 Утечка информации относительно рекомендации Верховного суда
    • 4.2 Отставки
    • 4.3 Изгнание из партии
    • 4.4 Отчет комиссара по этике
    • 4.5 Запрос RCMP
  • 5 См. Также
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Предыстория

Обвинения SNC-Lavalin во взяточничестве

Совету директоров SNC-Lavalin стало известно о финансовых нарушения, касающиеся деятельности компании в Ливии к началу 2009 года. Правление выразило озабоченность по поводу стоимости поездки, на которую Al-S Аади Каддафи уехал в Канаду в 2008 году на общую сумму 1,9 миллиона долларов, за которую компания SNC-Lavalin заплатила. Правление вынесло Стефану Рою, финансовому контролеру компании, «серьезное предупреждение» за размер законопроекта Каддафи. Правление также выразило озабоченность по поводу сумм наличных денег, хранящихся в ливийском офисе SNC - на тот момент около 10 миллионов долларов - по словам финансового директора компании. В мае 2009 года совет директоров распорядился, чтобы в сейфе компании в Ливии хранилось не более 1 миллиона долларов наличными.

19 февраля 2015 года Королевская канадская конная полиция (RCMP) и Государственная прокуратура Канады (PPSC) предъявила обвинения SNC-Lavalin Group Inc. и двум ее дочерним компаниям: SNC-Lavalin International Inc. и SNC-Lavalin Construction Inc. Каждой фирме было предъявлено обвинение по одному подсчет мошенничества в соответствии с разделом 380 Уголовного кодекса и один эпизод коррупции в соответствии с разделом 3 (1) (b) Закона о коррупции иностранных государственных должностных лиц. В обвинениях утверждается, что в период с 2001 по 2011 год СНС-Лавалин заплатила канадских долларов 48 миллионов канадских долларов в качестве взятки в Ливии должностным лицам в правительстве Муаммара Каддафи. Они также утверждают, что в то же время компания выманила у ливийских организаций 130 миллионов канадских долларов. В тот же день SNC-Lavalin объявила, что они оспаривают обвинения и планируют сделать заявление о признании себя невиновным.

В Канаде участники торгов по контрактам с Public Services and Procurement Canada должны в соответствии с законодательством о режиме добросовестности, принятым в июле 2015 года. Режим добросовестности предназначен для исключения поставщиков, имеющих уголовные судимости, связанные с этикой, например за взяточничество, установление цен или лоббирование. В случае признания виновным, СНС-Лавалин может быть запрещено участвовать в торгах по контрактам с федеральным правительством на срок до десяти лет.

После канадских федеральных выборов 2015 года с либеральным правительством во главе с Джастином Придя к власти Трюдо, СНС-Лавалин лоббировала в правительстве изменение Уголовного кодекса, чтобы избежать уголовного преследования. Усилия длились двадцать месяцев и включали пятьдесят одну встречу с правительственными чиновниками и депутатами, а также с официальными лицами в офисах лидеров оппозиционных партий и во вновь избранном правительстве Коалиции Авенир Квебек. В число целей лоббирования SNC-Lavalin входили министр общественных услуг, закупок и доступности, Карла Куалтро, а также должностные лица в канцелярии премьер-министра (PMO). Компания выступала за быстрое принятие законодательства, разрешающего новый тип соглашения о вынесении приговора, называемого соглашение об отсрочке судебного преследования (DPA), и внесение изменений в Режим добросовестности Оттавы, чтобы изменить 10-летнюю дисквалификацию контрактов для поставщиков с этическими соображениями. судимости.

По рекомендации Директора государственного обвинения (DPP) Кэтлин Руссель бывшему исполнительному вице-президенту SNC-Lavalin Норманду Морену было предъявлено обвинение в суде Квебека в мае 2018 года с незаконными пожертвованиями канадским федеральным политическим партиям. Обвинения, которые не имели отношения к федеральным обвинениям против компании, утверждали, что с 2004 по 2011 год Морен организовывал и запрашивал политические пожертвования от сотрудников или их супруг канадским федеральным политическим партиям анонимно от имени SNC-Lavalin, которые должны были быть впоследствии возмещены. Выплаченные суммы включали около 110 000 канадских долларов Либеральной партии и 8 000 канадских долларов другим политическим партиям Канады. В ноябре 2018 года Морен признал себя виновным по двум из пяти обвинений и был оштрафован на 2000 долларов. Остальные три обвинения были сняты обвинением.

9 октября 2018 года SNC-Lavalin получила письмо от DPP, в котором сообщалось, что было принято решение не приглашать компанию к переговорам о DPA. Причинами, указанными в письме, были «характер и тяжесть» дела, «степень причастности старших офицеров организации», а также то, что СНС-Лавалин «не сообщала о себе» о предполагаемых преступлениях.

Позже в 2018 году СНС-Лавалин подала иск в Федеральный суд, чтобы обязать прокуратуру предложить ей DPA. В решении, вынесенном 8 марта 2019 года, суд проанализировал законодательство DPA и подтвердил, что решение не предлагать DPA остается на усмотрении прокурора. В рамках решения суд подтвердил принцип независимости прокуратуры, и заявление SNC-Lavalin о принуждении DPA было отклонено как «не имеющее разумных шансов на успех».

Введение соглашений об отсрочке судебного преследования

В июне 2018 года правительство премьер-министра Джастина Трюдо приняло сводный законопроект о бюджете, который содержал поправки к Уголовному кодексу. Изменения вводят тип соглашения о назначении наказания, называемый соглашением об отсрочке судебного преследования (DPA). Посредством DPA соглашения о вынесении приговора и возмещении ущерба заключаются под надзором судьи между федеральными органами прокуратуры и корпорацией, обвиняемой в правонарушении, обычно в контексте мошенничества или коррупции. После утверждения и успешного выполнения условий соглашения компания может подать заявку на судебное приостановление уголовного производства и тем самым избежать уголовного преследования, судебного разбирательства и наказания.

Включение Поправки к Уголовному кодексу в бюджетное законодательство вызвали озабоченность у депутатов как от Либеральной партии, так и от оппозиционных партий. Депутат-либерал Грег Фергус сказал Финансовому комитету Палаты общин, что он обеспокоен тем, что изменение, по-видимому, предназначено для того, чтобы корпорации, причастные к финансовым преступлениям, «слегка хлопнули по запястью», сказав: «Кажется, мы позволяем тем, у кого есть средства, легче пережить это, чем тем, у кого нет средств». По словам депутата Новой демократической партии (НДП) Пьера-Люка Дюссо, правительство не желало выделять поправки в Уголовный кодекс из бюджета, чтобы они были приняты отдельным законопроектом. Дюссо также сказал, что, по его мнению, изменение должно было быть сделано незаметно. Представитель тогдашнего министра юстиции Рейбоулда заявил, что прокуратура будет нести ответственность за принятие решения о том, имеет ли компания право на участие в соглашениях, и согласование условий, действуя независимо от правительства.

Независимость прокуратуры

Независимость прокуратуры - это принцип конституционного закона Канады. В деле Miazga v Kvello Estate, Верховный суд Канады постановил, что «независимость генерального прокурора настолько важна для целостности и эффективности системы уголовного правосудия, что конституционно Принцип независимости требует, чтобы Генеральный прокурор действовал независимо от политического давления со стороны правительства ». Точно так же в деле Кригер против Общества юристов Альберты Верховный суд постановил: «Согласно конституционному принципу генеральные прокуроры этой страны должны действовать независимо от партийных интересов при осуществлении делегированных им суверенных полномочий возбуждать, продолжать или прекращать судебное преследование». Роль генерального прокурора Канады связана с так называемым «принципом Шоукросса », основанным на заявлении лорда Шоукросса в 1951 году. Принцип (или доктрина) гласит, что Генеральный прокурор должен принимать во внимание вопросы, представляющие общественный интерес, что помощь коллег по кабинету должна ограничиваться советом, что ответственность за решение лежит только на Генеральном прокуроре и что правительство не должно оказывать на него или ее давление.

На практике независимость прокуратуры обеспечивается за счет наличия независимого офиса, ответственного за судебное преследование. До 2006 года Федеральная прокуратура Канады находилась в составе Министерства юстиции, что делало его уязвимым для политического вмешательства со стороны премьер-министра или кабинета министров. Государственная прокуратура Канады была создана в 2006 году после принятия Закона о прокуратуре как агентство, независимое от Министерства юстиции. Согласно Закону, ГП несет ответственность за все федеральные уголовные преследования. Тем не менее, генеральный прокурор может издать директиву ГП относительно продолжающегося судебного преследования или взять под контроль судебное преследование. Такие директивы должны быть предоставлены в письменной форме и опубликованы в виде уведомления в Canada Gazette, официальной газете правительства Канады.

Discovery и первые реакции

7 февраля. 2019, The Globe and Mail сообщили об утверждениях неназванных источников о том, что начиная с октября 2018 года канцелярия премьер-министра (PMO) оказала давление на тогдашнего министра юстиции и генерального прокурора Джоди Уилсон-Рейбоулд, чтобы тот вмешался. ведется уголовное дело против СНС-Лавалин с целью предложить компании соглашение об отсрочке судебного преследования. Уилсон-Рейбоулд отказался. Допуская отставку Скотта Брайсона, она была переведена в министерство по делам ветеранов 14 января 2019 года в результате перестановки в кабинете министров. Этот переход был широко расценен как понижение в должности, и высказывались предположения время о причине этого. В то время и Трюдо, и Уилсон-Рейбоулд отрицали, что она была понижена в должности.

В статье говорилось, что после предъявления обвинений SNC-Lavalin в октябре 2017 года компания обратилась к официальным лицам в Оттаве, включая членов премьер-министра. Канцелярия министра, чтобы получить DPA. Уголовный приговор СНС-Лавалин приведет к тому, что компания будет лишена федеральных контрактов на 10 лет и, возможно, приведет к ее банкротству. Согласно статье, источники в Либеральной партии заявили, что Уилсон-Рейбоулд знал, что законодательство DPA в Уголовном кодексе предназначено для того, чтобы помочь SNC-Lavalin избежать уголовного приговора. Директор государственной прокуратуры Кэтлин Руссель отклонила запрос на DPA в октябре 2018 года. В качестве генерального прокурора Уилсон-Рейбоулд имела право отменить это решение и должна была сделать это в письменной форме в Canada Gazette. Согласно статье источники утверждали, что Уилсон-Рейбоулд отказалась отменить отказ Русселя, потому что она доверяла суждению Русселя, и она хотела избежать даже ощущения политического вмешательства. Канцелярия премьер-министра сообщила The Globe and Mail по электронной почте, что не давала указания генеральному прокурору делать какие-либо выводы по этому поводу.

В дни после публикации статьи в The Globe and Mail, политики оппозиционных партий и СМИ задались вопросом, был ли причиной смещения Уилсон-Рейбоулд ее отказ предотвратить уголовное преследование SNC-Lavalin. Трюдо отверг обвинения, заявив репортерам: «Утверждения, изложенные в статье, являются ложными». Он заявил: «Ни разу я или мой офис не давали указания нынешнему или предыдущему генеральному прокурору принимать какое-либо конкретное решение по этому вопросу». Замена Уилсона-Рейбоулда на посту министра юстиции и генерального прокурора Дэвид Ламетти заявил в Палате общин, что канцелярия премьер-министра не давала директив ни одному из них и не оказывала на них давления.. Уилсон-Рейбоулд не стала комментировать статью, заявив, что она связана привилегией адвоката и клиента.

11 февраля, отвечая на запрос депутатов НДП, Уполномоченный по конфликту интересов и этике Парламента Канады Марио Дион сказал, что он начнет расследование утверждений о политическом вмешательстве со стороны ОУП. В письме к критику этики NDP Чарли Ангусу и депутату Натану Каллену Дион сказал, что у него есть «основания полагать, что возможное нарушение статьи 9 [Закона о конфликте интересов] может произошло". Этот раздел запрещает государственным должностным лицам пытаться влиять на решения, которые могут «ненадлежащим образом способствовать личным интересам другого человека».

Отставка Уилсон-Рейбоулд

На пресс-конференции, в тот же день, когда проводилось расследование по вопросам этики. Как было объявлено, Трюдо сказал, что полностью доверяет Уилсон-Рейбоулду и что они говорили прошлой осенью, когда он прямо сказал ей, что решения относительно DPP были ее единственной. Трюдо также сказал, что уважает ее мнение о том, что она не может давать комментарии из-за привилегии, добавив: «Я также подчеркиваю, что мы связаны конфиденциальностью кабинета. В нашей системе управления ее присутствие в кабинете министров должно говорить само за себя». В тот же вечер Уилсон-Рейбоулд подала в отставку из кабинета.

В своем письме об отставке, опубликованном на следующий день, 12 февраля, Уилсон-Рейбоулд подтвердила свою приверженность работе в парламенте, заявив, что она сохранила Томаса Кромвеля, судья Верховного суда Канады в отставке, и получала советы о том, что ей по закону разрешено обсуждать публично. Трюдо сказал, что он был «озадачен и явно разочарован» отставкой, заявив репортерам, что «если кто-то, особенно генеральный прокурор, чувствовал, что мы не выполняем свою работу ответственно и в соответствии со всеми правилами правительства, то это ее ответственность. чтобы выступить передо мной прошлой осенью и осветить это непосредственно мне. Она не сделала этого ».

В ответ на развивающиеся события 13 февраля комитет Палаты общин собрался, чтобы проголосовать за заслушивание показаний В этом участвовали должностные лица ОУП, а также сама Уилсон-Рейбоулд. То, что должно было стать первым из множества слушаний, первоначально было связано с участием только Ламетти, заместителя министра юстиции Натали Друин и Майкла Верника в качестве свидетелей, поскольку либеральное большинство в комитете блокировало попытки депутатов от оппозиционной партии привлечь Уилсона-Рейбоулда.

Через три дня после пресс-конференции, на которой Трюдо сказал, что Уилсон-Рейбоулд не говорил с ним о каких-либо проблемах, 15 февраля Трюдо сказал репортерам, что Уилсон-Рейбоулд приходил к нему прошлой осенью, чтобы спросить, не он давал ей указание принять конкретное решение по досье, но он сказал ей, что решение было ее собственным. Во время той же пресс-конференции он снова отрицал, что отстранение Уилсон-Рейбоулд от должности генерального прокурора было связано с ее отказом прекратить судебное преследование SNC-Lavalin, заявив: «Если Скотт Брисон не ушел из кабинета, Джоди Уилсон-Рейбоулд по-прежнему будет министром юстиции и генеральным прокурором Канады ».

Анонимные источники сообщили агентству« Канадская пресса », что Уилсон-Рейбоулд« стал занозой в бок. члена кабинета, с кем-то, по словам инсайдеров, было трудно ладить, он, как известно, открыто ругал коллег-министров за столом ". Союз вождей индейцев Британской Колумбии утверждал, что это было «расистское и сексистское» нападение на Уилсон-Рейбоулд, что побудило Трюдо извиниться за замечания.

Слушания

Во время экстренного заседания 13 февраля 2019 г., где преобладают либералы Комитет юстиции Палаты общин, отклонил предложения оппозиционных партий заслушать мнение бывшего генерального прокурора и ключевых сотрудников канцелярии премьер-министра, заявив, что роль комитета - «не следственный орган». Вместо этого было предложено изучить некоторые юридические вопросы, лежащие в основе дела, такие как доктрина Шоукросса и соглашения об отсрочке судебного преследования. В результате для дачи показаний были первоначально приглашены только нынешний министр юстиции Дэвид Ламетти, заместитель министра юстиции Натали Друин и Секретарь Тайного совета Майкл Верник.

Сенат Канады обсудил предложение 28 февраля о проведении собственного исследования по этому делу, но оно не было одобрено большинством сенаторов.

Слушание 21 февраля 2019 г.

В В ответ на жалобы Комитет юстиции провел серию из трех публичных слушаний по поводу предполагаемого вмешательства. Верник, секретарь Тайного совета, предстал перед комитетом. Он оспорил обвинения в необоснованном давлении на Уилсон-Рейбоулд и заявил, что статья в The Globe and Mail содержала ошибки и необоснованные предположения.

Слушание 27 февраля 2019 г.

Уилсон-Рейбоулд свидетельствовал перед комитетом, подтверждающий отчет The Globe and Mail и подробное описание предполагаемого политического вмешательства. В своем подготовленном заявлении Уилсон-Рейбоулд сказала:

В течение примерно четырех месяцев с сентября по декабрь 2018 года я ощутила последовательные и настойчивые попытки многих людей в правительстве попытаться политически вмешаться в осуществление дискреционных полномочий прокуратуры. в моей роли генерального прокурора Канады в неуместной попытке обеспечить заключение соглашения об отсрочке судебного преследования с SNC-Lavalin.

Уилсон-Рейбоулд предоставил подробности и даты встреч и назвал одиннадцать человек, причастных к предполагаемым попыткам вмешательства, в том числе Трюдо, Верник, Джеральд Баттс, Кэти Телфорд, Билл Морно и другие высокопоставленные чиновники из PMO и министра финансов.

Несмотря на попытки убедить ее пересмотреть свою позицию с учетом возможных экономических и политических последствий, Уилсон-Рейбоулд заявила, что она «неустрашима в своем положении отказаться от выполнения Соглашения об отсрочке судебного преследования». Она считает, что, несмотря на давление, которое она чувствовала, она не верила, что произошедшее было незаконным. На вопрос, почему она не ушла со своей должности в то время, когда, по ее словам, применялось ненадлежащее давление, Уилсон-Рейбоулд ответила: «Я, по моему мнению, выполнял свою работу в качестве генерального прокурора. Я защищал основополагающий конституционный принцип независимость прокуратуры и независимость нашей судебной системы. Это работа генерального прокурора ».

Уилсон-Рейбоулд также повторила, что Приказ Совета оставляет в силе различные ограничения, которые не позволяют ей говорить свободно о вопросах, которые произошли после того, как она покинула пост генерального прокурора, о коммуникациях, когда она была министром по делам ветеранов, ее отставке с этой должности и ее представлении Кабинету министров после ее отставки. Она заявила, что будет готова дать дополнительные показания, если освободится от этих ограничений.

Трюдо дал короткую пресс-конференцию в Монреале после слушаний 27 февраля, отвергнув обвинения. «Я и мои сотрудники всегда действовали надлежащим образом и профессионально», - сказал он. «Я полностью не согласен с характеристикой бывшего генерального прокурора об этих событиях... Решение по SNC-Lavalin было исключительно за г-жой Уилсон-Рейбоулд и ею. Это решение принимает только генеральный прокурор».

Слушание 6 марта 2019 года

Джеральд Баттс, бывший главный секретарь Джастина Трюдо

6 марта 2019 года Комитет юстиции провел слушание по искам, на котором Баттс дал показания. Баттс, который был замешан в деле Уилсона-Рейбоулда на предыдущем слушании, служил главным секретарем Трюдо в PMO.

Во время дачи показаний Баттс сказал, что да. не хотел дискредитировать показания Вильсона-Рейбоулда, но хотел предложить свою собственную «иную версию событий». Он заявил, что считает, что «ничего неуместного не произошло» и что «ничего неуместного не произошло до тех пор, пока не произошла перетасовка кабинета министров». Баттс сказал, что любые разговоры между Уилсон-Рейбоулд и должностными лицами в PMO были предназначены только для того, чтобы убедиться, что она понимает все потенциальные последствия уголовного осуждения SNC-Lavalin, и что никто в PMO никогда не пытался повлиять на Уилсон-Рейбоулд. решение. «Речь шла не о том, чтобы пересмотреть решение. Речь шла о том, чтобы генеральный прокурор принимал решение с использованием максимально достоверных доказательств», - заявил Баттс. Баттс также показал, что, по его мнению, период в двенадцать дней был слишком сжатым для такого важного решения.

Баттс далее заявил, что Уилсон-Рейбоулд не высказывал никаких опасений до тех пор, пока не произошла перетасовка кабинета 12 января: «Если это был неправильным, и неправильным в том смысле, в каком он якобы был неправильным, почему мы ведем это обсуждение сейчас, а не в середине сентября, или октября, или ноября, или декабря? »

Либеральные члены комитет отклонил ходатайство о проведении всех правительственных переговоров между Баттсом и другими сторонами, упомянутыми в деле SNC-Lavalin.

На слушании Верник дал показания во второй раз и заявил, что решение о рассмотрении DPA принято никогда не окончательный, и что он только напоминал Уилсон-Рейбоулду о необходимости принять во внимание соображения общественных интересов.

Заместитель министра юстиции Натали Друин также свидетельствовала на слушании. Когда его спросили, Друин заявила, что не ей было говорить, было ли время, затраченное на проверку на должную осмотрительность, достаточным или нет, и что она не участвовала в проверке, проведенной компанией Wilson-Raybould в отношении этого дела. Друин также ответил, что «Прокурор несет ответственность за оценку и переоценку... в свете новых фактов и доказательств, представленных прокурору».

Друин также сказал, что в конце октября 2018 г. Офис Тайного совета (ВКП) обратился в свой департамент за советом о возможных последствиях для СНС-Лавалин, если соглашение об отсрочке судебного преследования не будет выполнено. Этот совет «не был предоставлен PCO по запросу канцелярии министра».

После показаний Баттса Трюдо дал пресс-конференцию в Оттаве 7 марта. Он снова отверг все обвинения в неуместном или незаконном давлении и сказал, что между ним, его сотрудниками и бывшим Генеральным прокурором произошли «эрозия доверия» и «разрыв связи». Трюдо также подтвердил, что во время встречи 17 сентября он попросил Уилсон-Рейбоулд «пересмотреть свое решение» не вести переговоры о внесудебном урегулировании с SNC-Lavalin, и попросил своих сотрудников проконтролировать окончательное решение Уилсон-Рейбоулд. 85>

Слушание 13 марта 2019 г.

Во время слушания в Комитете либералы депутаты заблокировали попытку членов оппозиционной партии немедленно пригласить Уилсон-Рейбоулд снова, чтобы рассказать о усилиях правительства. чтобы оказать на нее давление, несмотря на готовность бывшего министра юстиции снова дать показания. Вместо этого члены Либеральной партии проголосовали за возобновление заседания Комитета по правосудию in camera 19 марта, чтобы решить, следует ли пригласить Уилсона-Рейбоулда и других высокопоставленных правительственных чиновников для дачи показаний.

Заключение слушаний Комитета по правосудию

19 марта 2019 года Комитет правосудия провел закрытое заседание, на котором члены Либеральной партии представили и передали ходатайство о прекращении любого дальнейшего расследования скандала SNC-Lavalin, указав, что они предпочитают оставить оставшееся расследование на комиссар по этике. В письменном письме председателю комитета либеральные члены заявили, что «ни одному свидетелю не препятствовали предоставить доказательства по какой-либо соответствующей информации в течение периода, охватываемого отказом», и пришли к выводу, что «канадцы могут сами судить о фактах, перспективах и соответствующие правовые принципы ". В общей сложности Комитет правосудия провел одиннадцать заседаний за пять недель, собрав тринадцать часов свидетельских показаний десяти различных свидетелей. Комитет не получил известий от некоторых лиц, причастных к спору Вильсона-Рейбоулда, включая Кэти Телфорд (руководитель аппарата Трюдо) и старших сотрудников Бена Чина, старейшины Маркеса и Матье Бушара. Консервативная партия и Новая демократическая партия также утверждают, что Уилсон-Рейбоулд должен был быть вызван в комитет, чтобы ответить на показания Верника и Баттса.

Дополнительные материалы, представленные Уилсон-Рейбоулдом

29 марта Комитет правосудия опубликовал запись, сделанную тайно Уилсон-Рейбоулд, телефонного разговора между ней и Верником, который произошел 19 декабря 2018 года. В ней Верник сказал Уилсон-Рейбоулду, что Трюдо хочет получить DPA. для СНС-Лавалин "так или иначе". Уилсон-Рейбоулд ответила, что запрос был неуместным политическим вмешательством в систему правосудия и что ей было неудобно вести беседу. Запись сопровождалась представлением на сорока страницах, дополняющих ее первоначальные свидетельские показания, включая копии текстов и электронных писем, излагающих взгляд Уилсон-Рейбоулд на события и их значение для независимости прокуратуры. В своем заявлении она также объяснила, что ее решение уйти из кабинета было вызвано предложением Трюдо днем ​​ранее, что «ее продолжающееся присутствие в его кабинете говорит само за себя».

PMO ответил, что Верник никогда не информировал Трюдо. об этом разговоре. Верник сказал, что он не проинформировал премьер-министра о звонке из-за перерыва в праздничном сезоне, и что он не обсуждал SNC снова с PMO, пока эта история не просочилась в сеть в начале февраля.

Реакция и последствия

11 февраля 2019 года, после усиления давления со стороны консерваторов и НДП, Марио Дион, комиссар канадского парламента по вопросам этики, начал федеральное расследование предполагаемого вмешательства. Целью этической проверки является изучение любого возможного нарушения правил, запрещающих должностным лицам использовать свое положение для оказания влияния на решения, которые могут способствовать личным интересам другого лица.

Элизабет Мэй, лидер Партия зеленых призвала к независимому расследованию обвинений под руководством КККП, заявив, что «комиссар по этике не подходящее место для проведения такого расследования; также как и комитет по правосудию». После слушаний в Комитете справедливости 27 февраля лидер оппозиции Эндрю Шеер призвал к отставке Трюдо, заявив, что он «потерял моральное право управлять». 28 февраля Шеер отправил письмо комиссару КККП Бренде Лаки, в котором он призвал провести расследование действий Трюдо в связи со спором. Пять бывших генеральных прокуроров призвали КККП расследовать возможные препятствия отправлению правосудия.

11 марта Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством, членом которой является Канада, написала правительству Канады. выражая озабоченность по поводу возможного политического вмешательства в это дело, и заявляя, что «будет внимательно следить за расследованиями дела SNC-Лавалин комитетом юстиции Палаты общин и федеральным комиссаром по этике». Рабочая группа прояснила, что у нее нет причин сомневаться в подходе канадского правительства, и отметила готовность Канады полностью информировать ее о слушаниях на своем следующем заседании в июне 2019 года.

18 марта Трюдо объявил, что бывший заместитель премьер-министра Энн Маклеллан будет выступать в качестве специального советника для проверки того, следует ли одному министру продолжать занимать должности министра юстиции и генерального прокурора. Советник также проанализирует текущие роли, политику и практику государственных чиновников, которые взаимодействуют с Генеральным прокурором. Маклеллан должна была доложить о своих рекомендациях премьер-министру к 30 июня 2019 года.

После заседания Комитета юстиции 19 марта оппозиционные партии обратились в Комитет Палаты общин по этике с просьбой начать собственное расследование этого преступления. дело и потребовал, чтобы Уилсон-Рейбоулд дала показания перед комитетом не позднее 27 марта. Это предложение было отклонено 26 марта либеральным большинством в комитете. Консервативная партия опротестовала решение Комитета юстиции о завершении судебных заседаний, объявив о проведении всенощной сессии Палаты общин.

20 марта генеральный директор SNC-Lavalin Нил Брюс заявил в своем заявлении. в интервью The Globe and Mail говорится, что компания «полностью реформирована» и «не понимает, почему с ней не заключили сделку». Брюс сказал, что канадцы, похоже, «отказались» от SNC-Lavalin и что широкая общественность не понимает потенциальных экономических последствий десятилетнего запрета на федеральные контракты. 28 марта информационное агентство Canadian Press получило презентацию, в которой описывался «План Б» СНС-Лавалин, если они не смогли заключить соглашение о восстановлении. План, представленный Государственной прокуратуре Канады прошлой осенью, включал в себя перенос ее штаб-квартиры в Монреале в США в течение года, сокращение штата и, в конечном итоге, свертывание операций в Канаде. Представитель компании подтвердил его подлинность, назвав его «конфиденциальным документом» и заявив, что DPA - «лучший способ защитить и увеличить почти 9000 прямых рабочих мест канадской SNC-Lavalin, а также тысячи косвенных рабочих мест».

7 апреля 2019 года лидер консерваторов Эндрю Шеер обнародовал письмо, которое он получил 31 марта от адвоката премьер-министра Джастина Трюдо Джулиана Портера, в котором он угрожал подать иск о клевете в отношении заявлений Шеера 29 Марш обвинил Трюдо в политическом вмешательстве, лжи канадцам и коррупционному поведению. Шеер поддержал его комментарии, назвав письмо «тактикой запугивания» и сказав: «Если мистер Трюдо считает, что у него есть дело против меня, я призываю его немедленно выполнить свою угрозу».

Далее 18 декабря 2019 года компания SNC-Lavalin Construction Inc. признала себя виновной в мошенничестве в нарушение статьи 380 (1) а) Уголовного кодекса. Компания заявила, что с 2001 по 2011 год аль-Саади Каддафи было выплачено взяток на сумму более 47,5 миллиона долларов. Деньги были направлены через две репрезентативные компании, в которых в качестве единственного бенефициарного владельца указаны бывший вице-президент SLCI и президент Риад Бен Аисса. В обмен на выплаты Аль-Саади Каддафи использовал свое влияние для заключения контрактов на строительство для SNC-Lavalin Construction. Выплаты личных пособий на общую сумму более 73,5 миллионов долларов были также произведены через компании-представители Бену Айссе и Сами Бебави, бывшему президенту SLCI. В рамках соглашения о признании вины с Государственной прокуратурой SLCI была оштрафована на 280 миллионов долларов.

Утечка информации относительно рекомендации Верховного суда

25 марта 2019 года CTV News сообщило о конфликте между Уилсон-Рейбоулд и Трюдо в 2017 году, когда Трюдо не согласился с рекомендацией Уилсон-Рейбоулд назначить Гленна Джояла в Верховный суд Канады, заменив Беверли Маклахлин на посту главного судьи Канады. В отчете предполагается, что у премьер-министра могли быть причины, не связанные с делом SNC-Lavalin для исключения Уилсон-Рейбоулда из портфеля правосудия. Уилсон-Рейбоулд отрицал конфликт с Трюдо из-за рекомендации Верховного суда. Трюдо и Уилсон-Рейбоулд осудили утечки и отрицал, что они были источником.

Комиссар Канады по вопросам конфиденциальности начал расследование утечки конфиденциальной информации 4 апреля после получения запроса от оппозиционных партий. В расследовании будут участвовать организации, подпадающие под действие Закона о конфиденциальности, такие как Управление Тайного совета и Министерство юстиции. Закон о конфиденциальности не распространяется ни на министерские кабинеты, ни на PMO.

Отставки

Джеральд Баттс ушел в отставку с поста главного секретаря премьер-министра Трюдо 18 февраля 2019 года. Уходя в отставку, он отрицал, что Уилсон-Рейбоулд имел на него оказали давление, заявив, что обвинение в том, что он оказал давление на Уилсона-Рейбоулда, отвлекало от работы PMO.

Джейн Филпотт, президент Совета казначейства, подала в отставку со своего поста в Кабинет Трюдо 4 марта в знак солидарности с Вильсон-Рейбоулдом. В своем заявлении она сказала, что «потеряла уверенность в том, как правительство решило этот вопрос и как оно отреагировало на поднятые вопросы». Филпотт считался одним из самых доверенных министров Трюдо. Филпотт, в то время министр здравоохранения, работал вместе с Уилсон-Рейбоулд над законом об оказании помощи при смерти, принятом в 2016 году.

Майкл Верник объявил 18 марта, что он досрочно уходит на пенсию с должности клерка. Тайного совета и секретаря кабинета министров «в связи с недавними событиями», а именно подрывом доверия и признанием пристрастия; что повлияет на государственную службу в целом и поставит под сомнение его позицию, если оппозиционная партия сформирует следующее правительство. 18 апреля Верник ушел с поста клерка Тайного совета.

Изгнание из партии

29 марта CBC опубликовал статью, в которой говорилось, что фракция либералов в Палате общин планировала проголосовать за исключение Уилсона. -Рэйбоулд и Филпотт. Члены фракции заявили, что они не думают, что Уилсон-Рейбоулд и Филпотт могут остаться членами партии, «учитывая ущерб, нанесенный правительству делом SNC-Lavalin». Депутаты-либералы раскритиковали публикацию Уилсоном-Рейбоулдом записи телефонного разговора, причем министр туризма Мелани Жоли охарактеризовала ее как «в корне неверную», а бывший генеральный солиситор под Жан Кретьен, Уэйн Фокс, называя это «почти настолько низким, насколько вы можете». Премьер-министр Трюдо не озвучил свою позицию по результатам голосования, сказав: «Что касается того, что доктор Филпотт и мисс Уилсон-Рейбоулд намерены сделать в качестве следующих шагов, люди должны будут спросить их». В день, когда должно было начаться голосование, Уилсон-Рейбоулд написала письмо кокусу, в котором утверждала, что она должна оставаться его членом, говоря: «В конечном итоге выбор, который стоит перед вами, заключается в том, в какой партии вы хотите быть частью, в какой ценности, которые он будет поддерживать, видение, которое его оживляет, и действительно тип людей, которых он будет привлекать и составлять ". В конечном итоге, голосование закрытого собрания не проводилось.

2 апреля 2019 года Трюдо исключил Уилсона-Рейбоулда и Филпотта из фракции либералов. Он также исключил Уилсона-Рейбоулда и Филпотта как кандидатов от либеральной партии на выборах Ванкувер, Гранвиль и Маркхэм— Stouffville соответственно на канадских федеральных выборах 2019 года. На пресс-конференции Трюдо сказал, что доверие между двумя женщинами и остальной частью либерального собрания было подорвано, назвав запись Уилсон-Рейбоулд «бессовестной». Он также говорил об опасности «гражданских войн внутри партий», говоря: «Наши политические противники побеждают, когда либералы разделены. Мы не можем позволить себе совершить эту ошибку. Канадцы рассчитывают на нас». После того, как ей сообщили о решении, Уилсон-Рейбоулд заявила, что не сожалеет, и сделала то, что, по ее мнению, «должно было быть сделано на основе принципов и ценностей, которые всегда должны выходить за рамки партии». В тот же день Филпотт заявила, что она была «ошеломлена» тем, что ее исключили, не получив возможности выступить перед национальным собранием, и что нападения на нее и Уилсона Рейбоулда были основаны на «неточностях и лжи».

Решение было осуждено всеми оппозиционными партиями, а лидер Консервативной партии Эндрю Шеер назвал его «предательством справедливости» и заявил, что люди, сообщающие о неправомерном поведении, должны быть защищены, а не наказаны. Лидер НДП Джагмит Сингх сказал, что Уилсон-Рейбоулд пыталась «поставить честность и то, что правильно для канадцев, а не то, что помогает либералам», и что она «заслуживала большего». Лидер Партии зеленых Элизабет Мэй сказала, что Уилсон-Рейбоулд проявила честь и честность в своей работе, и что «законы были нарушены не потому, что она держалась». На следующий день после изгнания около пятидесяти молодых женщин в Палате общин в составе делегации Молодежного лидерства «Дочери голосования» отвернулись от Трюдо в знак протеста во время его выступления перед делегацией.

В мае 2019 года Уилсон-Рейбоулд и Филпотт объявили о своем намерении баллотироваться в качестве независимых кандидатов на федеральных выборах 2019 года. В интервью New York Times Трюдо подтвердил свою невиновность в этом вопросе и предположил, что серьезность проблемы была чрезмерно преувеличена, заявив, что «СМИ и оппозиция были отвлечены этим внутренним спором, который был изобретен и усилен. «

Отчет комиссара по этике

Марио Дион, комиссар по этике парламента Канады, начал расследование в марте. 14 августа 2019 года он опубликовал отчет, в котором был сделан вывод, что Трюдо нарушил раздел 9 Закона о конфликте интересов, оказав ненадлежащее давление на Уилсон-Рейбоулд. В отчете подробно рассказывается о лоббистских усилиях SNC-Lavalin с целью повлиять на судебное преследование с февраля 2016 года, включая лоббирование с целью принятия закона DPA. В отчете анализируются интересы СНС-Лавалин и делается вывод о том, что лоббирование продвигало частные интересы компании, а не общественные. Дион пришел к выводу, что Уилсон-Рейбоулд сопротивлялась ненадлежащему давлению на нее, и он не обнаружил политического вмешательства в судебное преследование. Он отметил, что у него не было полной информации по делу, поскольку Тайный совет не выпустил девять свидетелей, которые утверждали, что обладают информацией по делу.

В аналитическом разделе отчета обсуждаются темы независимости прокуратуры и доктрины Шоукросса ( двойная роль генерального прокурора), чтобы сделать вывод о том, что влияние было ненадлежащим и нарушением Закона о конфликте интересов. Однако некоторые юридические аналитики, такие как Эррол Мендес, профессор конституционного права в Университете Оттавы, ветеран адвокат Дэвид Хамер и Кеннет Джулл, адъюнкт-профессор права в Университете Торонто и советник Торонтской юридической фирмы Gardiner Roberts, не согласились с Дион и предположил, что отчет, возможно, переоценил свои выводы.

Экстренное заседание комитета по этике Палаты общин для дальнейшего обсуждения отчета было запланировано на 21 августа 2019 года. Ходатайство оппозиции о том, чтобы Дион дал показания до того, как комитет потерпел поражение 5-4, только с депутатом-либералом Нейт Эрскин-Смит порывает с Либеральным большинством в комитете. Дополнительное ходатайство НДП о том, чтобы сам Трюдо дал показания вместе с министром финансов Биллом Морно и его бывшим руководителем аппарата Беном Чином, также было отклонено.

Комиссар по этике не имеет полномочий налагать санкции за такие нарушение. Отвечая на отчет, Трюдо сказал, что принял его и взял на себя ответственность, но не согласен с его выводами. Шеер возобновил свои призывы к расследованию RCMP, в то время как Мэй и Сингх повторили свои призывы к расследованию. Представитель КККП отказался подтвердить или опровергнуть факт расследования, заявив, что полиция внимательно изучает факты и примет «соответствующие меры по мере необходимости».

После того, как отчет был обнародован, Уилсон-Рейбоулд выпустила заявление, в котором говорится, что это подтверждение ее позиции относительно независимости прокуратуры и роли генерального прокурора. Она заявила, что отчет подтверждает, что она всегда действовала надлежащим образом и что сотрудники канцелярии премьер-министра действовали ненадлежащим образом. В день публикации отчета Уилсон-Рейбоулд сообщила репортеру, что с ней не связывался RCMP. На следующий день она пояснила, что, хотя КККП не связывался с ней с момента публикации отчета Комиссара по этике, ранее весной с ней связались сотрудники полиции по поводу этого дела.

То же самое. В день доклада комиссара был обнародован сопутствующий отчет Энн Маклеллан о том, следует ли разделять роли министра юстиции и генерального прокурора (MoJAG). Он рекомендовал сохранить позицию комбинированной, как это было со времен Конфедерации. Маклеллан рекомендовал различные изменения и разъяснения к протоколам и сообщениям, попросить Генерального прокурора объяснить решения о прямом или непрямом судебном преследовании, прямо отметить независимость Генерального прокурора в законе, обучить парламентариев, обновить Закон о Министерстве юстиции и изменить название от Министерства юстиции до Министерства юстиции и Управления Генерального прокурора Канады.

После публикации отчета Трюдо рассмотрел претензии, заявив, что он взял на себя «полную ответственность» за ход дела. обработаны, но не будут извиняться за защиту рабочих мест в Канаде. Ян Ли, профессор Карлтонского университета, и Филип Кросс, научный сотрудник Института Макдональда-Лорье, оспорили заявления Трюдо о вакансиях, заявив, что даже если SNC-Lavalin запретили участвовать в торгах на федеральные контракты, которые она сможет продолжать участвовать в тендерах на провинциальные и муниципальные проекты, а другие компании, выигравшие федеральные контракты, будут нанимать канадских рабочих. Мишель Надо, бывший заместитель начальника Caisse de dépôt, сказал, что маловероятно, что SNC-Lavalin перенесет свою штаб-квартиру из Монреаля. Премьер Квебека Франсуа Лего приветствовал заявления Трюдо о том, что премьер-министру важно защищать хорошо оплачиваемые рабочие места.

Запрос RCMP

10 сентября 2019 г. Globe and Mail опубликовали статью, в которой утверждалось, что правительство Трюдо не сотрудничало с расследованием RCMP в отношении потенциального препятствия отправлению правосудия. Секретарь Тайного совета не предоставил отказ от конфиденциальности, и Трюдо не переопределил секретарей, который позволил бы RCMP доступ как к сотрудникам, так и к материалам. Согласно сообщению, источникам, которые разговаривали с The Globe and Mail, было сказано не обсуждать вопросы, связанные со скандалом, с представителями полиции. Хотя Шеер сказал, что RCMP проводит расследование в офисе премьер-министра, по состоянию на 10 сентября 2019 года не было никаких доказательств того, что RCMP начал расследование в отношении кого-либо в PMO. 10 сентября 2019 г. Уилсон-Рейбоулд дала интервью следователям.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-06 03:55:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте