SERVQUAL - это многомерный исследовательский инструмент, разработанный для определения ожиданий и восприятия услуг потребителями по пяти измерениям, которые считается представителем качества обслуживания. SERVQUAL построен на парадигме ожидания-отрицания, которая, говоря простым языком, означает, что качество обслуживания понимается как степень, в которой ожидания потребителей до потребления качества подтверждаются или не подтверждаются их фактическим восприятием опыта обслуживания. Когда анкета SERVQUAL была впервые опубликована в 1985 году группой академических исследователей, А. Parasuraman, Valarie Zeithaml и Leonard L. Berry для измерения качества в секторе услуг, это был прорыв в методах измерения, используемых для исследования качества обслуживания. Диагностическая ценность инструмента поддерживается моделью качества обслуживания, которая формирует концептуальную основу для разработки шкалы (т. Е. Инструмента или вопросника). Этот инструмент широко применялся в различных контекстах и культурных условиях и оказался относительно надежным. Она стала доминирующей шкалой измерения качества услуг. Несмотря на давний интерес к SERVQUAL и его мириадам контекстно-зависимых приложений, он вызвал некоторую критику со стороны исследователей.
SERVQUAL - это многомерный исследовательский инструмент, предназначенный для измерения качества обслуживания путем сбора ожиданий и представлений респондентов по пяти измерениям качества обслуживания. Анкета состоит из совпадающих пар пунктов; 22 элемента ожидания и 22 элемента восприятия, сгруппированных по пяти измерениям, которые, как считается, соответствуют ментальной карте измерения качества обслуживания потребителя. Как компонент ожиданий, так и компонент восприятия в анкете состоят в общей сложности из 22 пунктов, включая 4 пункта для определения материальных ценностей, 5 пунктов для определения надежности, 4 пункта для реагирования, 4 пункта для подтверждения и 5 пунктов для выражения сочувствия. Анкета предназначена для проведения личного интервью и требует выборки от среднего до большого размера для статистической надежности. На практике принято добавлять дополнительные элементы, такие как демографические данные респондента, предыдущий опыт работы с брендом или категорией и поведенческие намерения (намерение повторно посетить / совершить повторную покупку, намерения лояльности и склонность давать рекомендации из уст в уста). Таким образом, окончательная анкета может состоять из 60+ пунктов и обычно занимает не менее одного часа на каждого респондента. Длина анкеты в сочетании с требованиями к размеру выборки приводит к значительным затратам на администрирование и анализ данных.
Измерение | No. пунктов анкеты | Определение |
---|---|---|
Надежность | 5 | Способность надежно и точно выполнять обещанные услуги |
Гарантия | 4 | Знания и вежливость сотрудников и их способность выражать доверие и уверенность |
Материальные ценности | 4 | Внешний вид физических объектов, оборудования, персонала и коммуникационных материалов |
Сочувствие | 5 | Обеспечение заботливого, индивидуального внимания к клиенту |
Отзывчивость | 4 | Готовность помочь клиентам и предоставить быстрые сервис |
Инструмент, который разрабатывался в течение пяти лет; был протестирован, предварительно протестирован и доработан, прежде чем появиться в окончательном виде. Разработчики прибора Parasuman, Ziethaml и Berry заявляют, что это очень надежный и действующий инструмент. Безусловно, он был широко использован и адаптирован в исследованиях качества услуг для многих отраслей и различных географических регионов. В приложениях многие исследователи вынуждены вносить небольшие изменения в инструмент, если это необходимо для контекстно-зависимых приложений. Некоторые исследователи маркируют свои обновленные инструменты инновационными названиями, такими как EDUQUAL (образовательный контекст), HEALTHQUAL (контекст больницы) и ARTSQUAL (художественный музей).
Dimension | Примерный элемент ожиданий | Пример элемента восприятия |
---|---|---|
Надежность | Когда отличные телефонные компании обещают сделать что-то к определенному времени, они это делают | Компания XYZ предоставляет свои услуги в обещанное время |
Гарантия | Поведение сотрудников отличных банков вызывает доверие у клиентов | Поведение сотрудников банка XYZ вселяет в вас уверенность. |
Материальные активы | Отличные телефонные компании будут иметь современное оборудование | Компания XYZ имеет современное оборудование |
Эмпатия | Отличные банки будут работать в удобное для клиентов время | XYZ у банка удобные часы работы |
Оперативность | Сотрудники отличных телефонных компаний никогда не будут слишком заняты, чтобы помочь клиенту | Сотрудники XYZ никогда не будут слишком заняты, чтобы помочь вам |
Описана анкета SERVQUAL как «самый популярный стандартизированный вопросник для измерения качества обслуживания». Он широко используется сервисными фирмами, чаще всего в сочетании с другими показателями качества обслуживания и удовлетворенности клиентов. Инструмент SERVQUAL был разработан как часть более широкого понимания того, как клиенты понимают качество обслуживания. Эта концептуализация известна как модель качества обслуживания или, более популярно, как модель пробелов.
Модель качества обслуживания, широко известная как модель разрывов, была разработана группой американских авторов А. Парасураман, Валари А. Зейтамл и Лен Берри в программе систематических исследований, проводившейся между 1983 и 1988 годами. Модель определяет основные параметры (или компоненты) качества обслуживания ; предлагает шкалу измерения качества обслуживания (SERVQUAL) и возможные причины проблем с качеством обслуживания. Первоначально разработчики модели определили десять параметров качества обслуживания, но после тестирования и повторного тестирования было обнаружено, что некоторые из параметров автокоррелированы, и общее количество параметров было сокращено до пяти, а именно: надежность, уверенность, материальные ценности, сочувствие и отзывчивость. Считается, что эти пять измерений представляют параметры качества обслуживания в различных отраслях и условиях. Среди изучающих маркетинг мнемонический знак RATER, акроним, образованный из первой буквы каждого из пяти измерений, часто используется в качестве вспомогательного средства.
Упрощенная модель качества обслуживанияКомпании используют инструмент SERVQUAL (например, анкету) для измерения потенциальных проблем с качеством обслуживания и модель качества обслуживания, чтобы помочь диагностировать возможные причины проблемы. Модель качества обслуживания построена на парадигме подтверждения ожидания, которая предполагает, что потребители воспринимают качество с точки зрения их восприятия того, насколько хорошо данная услуга соответствует их ожиданиям от этой доставки. Таким образом, качество обслуживания можно представить в виде простого уравнения:
SQ = P- E
Когда ожидания клиентов превышают их представления о доставке, качество услуг считается низким. Когда восприятие превышает ожидания, качество обслуживания высокое. Модель качества обслуживания определяет пять пробелов, из-за которых клиенты могут испытывать низкое качество обслуживания. В этой модели разрыв 1 - это разрыв в качестве услуг, и это единственный разрыв, который можно напрямую измерить. Другими словами, прибор SERVQUAL был специально разработан для определения зазора 1. Напротив, зазоры 2-5 нельзя измерить, но они имеют диагностическое значение.
Пробелы | Краткое описание | Возможные причины |
---|---|---|
Пробелы 1 Пробелы в знаниях | Разница между ожидаемыми услугами целевого рынка и восприятием руководства ожидаемого обслуживания целевого рынка |
|
Разрыв 2 Стандарты Разрыв | Разница между восприятием руководством ожиданий клиентов и преобразованием в процедуры и спецификации обслуживания |
|
Разрыв 3 Разрыв в доставке | Разница между спецификациями качества услуг и фактически предоставленной услугой |
|
Пробел 4 Пробел в коммуникации | Разница между намерениями по предоставлению услуг и тем, что сообщается заказчику |
|
Разработка модели качества обслуживания включала в себя систематическое исследование, которое началось в 1983 году и после различных усовершенствований привело к публикации прибора SERVQUAL в 1988 году. Разработчики модели начал с исчерпывающего поиска литературы, чтобы определить элементы, которые, как предполагалось, влияют на воспринимаемое качество обслуживания. Этот первоначальный поиск выявил около 100 элементов, которые использовались в первых раундах потребительского тестирования. Предварительный анализ данных с использованием метода сокращения данных, известного как факторный анализ (также известный как анализ основных компонентов ), показал, что эти элементы загружены в десять измерений (или компонентов) качества обслуживания. Первоначальные десять параметров, которые, как предполагалось, отражали качество обслуживания, были:
Дальнейшее тестирование показало, что некоторые из десяти предварительных параметров качества обслуживания были тесно связаны или автокоррелированы. Таким образом, десять исходных размеров были уменьшены, а надписи изменены, чтобы точно отражать пересмотренные размеры. К началу 1990-х годов авторы уточнили модель до пяти факторов, которые при тестировании оказались относительно стабильными и надежными.
Это пять измерений качества обслуживания, которые составляют основу отдельных пунктов в инструменте исследования SERVQUAL (анкета). Аббревиатура RATER часто используется, чтобы помочь студентам, изучающим маркетинг, запомнить пять параметров качества, явно упомянутых в инструменте исследования. Считается, что именно эти пять измерений представляют собой мысленный контрольный список качества обслуживания потребителя.
Найек, Моралес, Ладхари и Понс (2002) заявили, что инструмент измерения SERVQUAL «по-видимому, остается наиболее совершенной попыткой концептуализировать и измерить качество обслуживания» (стр. 101). Инструмент измерения SERVQUAL использовался многими исследователями в широком спектре сфер услуг и контекстов, таких как здравоохранение, банковское дело, финансовые услуги и образование (Nyeck, Morales, Ladhari, Pons, 2002).
Хотя инструмент SERVQUAL широко применяется в различных отраслях и межкультурных контекстах, существует множество критических замечаний по поводу этого подхода. Фрэнсис Баттл в 1996 году опубликовал одну из наиболее полных критических замечаний в отношении модели качества обслуживания и связанного с ней инструмента SERVQUAL, в котором были выявлены как операционные, так и теоретические проблемы. Некоторые из наиболее важных критических замечаний включают:
Несмотря на эту критику, инструмент SERVQUAL или любой из его вариантов (т.е. модифицированные формы) доминируют в текущих исследованиях качества обслуживания. В обзоре более 40 статей, в которых использовался SERVQUAL, группа исследователей обнаружила, что «немногие исследователи занимаются валидацией измерительного инструмента». SERVQUAL не только является предметом научных работ, но и широко используется практиками.