Ревизионизм ( исп. Revisionismo) - термин, появившийся в конце 1990-х годов и применяемый к группе франкистских историографических теорий, связанных с недавней историей Испании.
До конца 1990-х гг. В Испании термин « revisionismo histórico» применялся к различным историографическим дебатам за рубежом, часто, хотя и не всегда, связанным с нацизмом. Он редко использовался на местном фоне, и его обозначение могло быть различным, например, в 1988 году это выражение использовалось для обозначения научной историографии. По мнению ученых, которые позже столкнулись с ревизионизмом, эта общая обстановка изменилась в середине 1990-х годов; новое правительство Хосе Марии Аснара предприняло попытку пересмотреть господствующий историографический взгляд на недавнее прошлое. С административной точки зрения эта схема была воплощена, например, в Plan de Mejora de la Enseñanza, схеме, направленной на изменение школьной программы, в 1997 году предложенной кортесам и в конечном итоге отвергнутой. Параллельно с этим правая администрация провела контрнаступление в рамках публичного дискурса, кульминацией которого стало «Operación Moa». Предполагаемый результат - коммерческий успех трех книг, появившихся на рынке в период с 1999 по 2003 год; написанные историком-любителем и крайне правым пропагандистом Пио Моа, они сосредоточены на Второй республике и Гражданской войне.
Книги Моа вызвали негативную реакцию. Впервые это было воплощено в манифесте 1999 года под названием « Combate por la historyia» ; Подписанный историками, писателями и общественными деятелями, он был первым, кто применил термин «ревизионисты» к группе неназванных испанских историков, обвиненных в искажениях и фальсификациях. В начале 21 века это имя просочилось в газеты, и это явление стало широко обсуждаемой темой, особенно потому, что очень хорошо продавались и другие книги, обвиненные в ревизионизме. По мнению некоторых ученых, второй срок правления правительства Аснара усилил ревизионистские усилия, выраженные, например, в виде еще одного образовательного плана, выдвинутого Real Academia de Historia. Реакция антиревизионистов достигла апогея в 2005–2006 годах, когда профессиональные историки выпустили 3 книги под редакцией Альберто Рейга Тапиа и Франсиско Эспиносы Маэстре ; тома якобы окончательно опровергли ревизионистский нарратив Моа, и в то время считалось, что они положили конец дискуссии.
Альберто Рейг ТапиаВместо того, чтобы угаснуть, после 2005 года дебаты о ревизионизме разгорелись и перешли на новый уровень. В некоторой степени поддержанные принятием Ley de la Memoria Historica в 2007 году дискуссия изменилась, когда группа профессиональных историков бросила вызов антиревизионистам; с этого момента конфликт происходил уже не между любителями и учеными, а между самими учеными. Еще одна важная веха наступила в 2010-2011 годах, когда Мануэль Альварес Тардио и Роберто Вилья Гарсия опубликовали общий труд о Второй республике и когда изданное RAH Diccionario Biográfico Español опубликовало биографию Франсиско Франко. Последнее вызвало жаркие споры, главным образом в народном дискурсе; по мнению многих, биография была ревизионистской и скандальной. Первый имел незначительный, но более продолжительный эффект и стал отрицательной точкой отсчета для многих работ, противостоящих ревизионистской историографии. Дискуссия о ревизионизме продолжала обостряться и приобретала все более воинственный тон. Следующая веха была достигнута, когда в 2014 году Стэнли Г. Пейн опубликовал свою биографию Франко (в соавторстве с Хесусом Паласиосом Тапиасом ); в этот момент некоторые пришли к выводу, что ревизионизм поддержали самые выдающиеся латиноамериканцы мира. С тех пор дебаты достигли беспрецедентного уровня и перекинулись на глобальную историографию. Это также отражено в дебатах 2018 года, связанных с предложением о новой Ley de Memoria Histórica.
Некоторые ученые, противостоящие ревизионистскому течению, утверждают, что термин «ревизионизм» как таковой по умолчанию не является осуждающим, а некоторые авторы, считающиеся сторонниками антиревизионизма, объявляют себя ревизионистами, называя скептицизм рекомендуемым историографическим подходом. Они отмечают, что авторы, которые стремятся переписать историю Испании 20 века, на самом деле не заслуживают названия «ревизионистов» и их, скорее, следует называть манипуляторами и лжецами; их называют «самопровозглашенными ревизионистами». Другие оставляют термин для интеллектуалов, таких как де Феличе, Нольте, Лахманн или Фюре, и подчеркивают, что такие, как Моа или Видаль, далеко не их рост. Есть авторы, которые согласны с тем, что этим именем злоупотребляют, и называют своих оппонентов скорее «псевдоревизионистами». Наконец, некоторые ученые проводят различие между «ревизионизмом», термином, обозначающим дилетантские произведения Моа и других, и «неоревизионизмом», термином, применяемым к научно обоснованным работам, преследующим схожие, но не идентичные взгляды. Наконец, немногие авторы отмечают, что историографический пересмотр обычно приветствуется и необходим, но «ревизионизм» по умолчанию означает пересмотр, основанный на манипуляциях, и ему нет места в академической сфере.
Большинство авторов, осуждающих попытки исказить и фальсифицировать историю, не вникают в такие детали и ссылаются на «ревизионизмисторико» и «ревизионистов». Название обозначает попытку пересмотреть общепринятую, проверенную научную версию недавней истории Испании и применяется как к «историадорам союнтуралес», так и к «историадорам професионалес»; В последнее время этот термин применяется не только к профессионалам в области историографии, но и к ученым, которые до своей «загадочной эволюции» были мировыми символами научного латиноамериканства. Иногда в таких случаях термин квалифицируется как вполне респектабельный научный «revisionismo amable», но обычно такого различия не делается. Иногда ревизионизм делится на пуристскую и сравнительную ветви. Иногда два ассоциируемых ярлыка - это «отрицание» и «отрицание», поскольку авторы, о которых идет речь, отрицают или отрицают общепринятые и предположительно проверенные историографические концепции.
Рикардо де ла СьерваХотя авторов, классифицируемых как ревизионисты, обычно обвиняют в питании постфранкистских, профранкистских, неофранкистских, квази-франкистских или явно франкистских настроений, предпринимаются некоторые попытки провести различие между «франкистской историографией» и «ревизионистской историографией». Первый считается фактически ортодоксальным в его франкистском наборе схем и черт старого стиля, невосприимчивым к дискурсу, прямым продолжением повествования до 1975 года и представлен такими авторами старшего поколения, как Рикардо де ла Сьерва, Висенте Паласио Атард и Фернандо Вискайно Касас. Последнее считается конфронтационным ответом на историографическое видение, общепризнанное после 1975 года. Иногда его изображают как школу, представленную новым поколением авторов, часто вооруженных современными научными инструментами, причем некоторые из этих авторов опытны, если не превосходны - это так., пока они не приняли ревизионизм - в историографическом ремесле. Лишь в последнее время в ходе все более ожесточенных споров все меньше внимания уделяется отличию историков-франкистов от историков-ревизионистов. Обе группы могут быть связаны друг с другом, многие нити и мотивы должны доказывать преемственность их историографического видения, а ревизионизм изображен как «почти« голубой »». Некоторые критики ревизионизма идут еще дальше и заявляют, что это на самом деле ортодоксальное франкистское прочтение истории.
Есть около 10-15 книг, которые неоднократно выступают в качестве отрицательных точек отсчета в антиревизионистском дискурсе, хотя на последующие тома можно ссылаться реже или даже изредка. Они примерно делятся на две разные категории. Один составлен из разрозненных эссе, отформатированных для неспециализированного читателя и лишенных основы, которая обычно составляет часть научного аппарата; это случай томов, опубликованных Моа, Видалем, Мартином Рубио или другими. Другой составлен из полноценных историографических исследований, рассчитанных на более опытную, если не профессиональную аудиторию; это случай книг, опубликованных Альваресом Тардио, Вилла Гарсия, дель Рей Регильо или другими. Работы обеих категорий, наиболее часто обвиняемые в ревизионизме, перечислены ниже, причем приоритет отдается томам, которые наиболее заметно выступают в качестве ключевых проводников ревизионистского повествования.
30 работ, которых чаще всего называют ревизионистскими |
---|
Пио Моа, Los mitos de la Guerra Civil, Мадрид 2003, ISBN 9788497340939 |
Мануэль Альварес Тардио, Роберто Вилья Гарсия, El Precio de la Exclusión. La política durante la Segunda República, Мадрид 2010, ISBN 9788499200309 |
Стэнли Г. Пейн, Хесус Паласиос, Франко. Личная и политическая биография, Лондон, 2014 г., ISBN 9780299302108 |
Фернандо дель Рей Регильо (редактор), Palabras como puños: la intransigencia política en la Segunda República Española, Мадрид 2011, ISBN 9788430952175 |
Альфонсо Буллон де Мендоса, Луис Эухенио Тогорес (ред.), Revisión de la Guerra Civil Española, Мадрид 2002, ISBN 9788497390002 |
Мануэль Альварес Тардио, Фернандо дель Рей Регильо (ред.), El laberinto republicano: la democracia española y sus admigos (1931-1936), Мадрид 2012, ISBN 9788490063576 |
Габриэле Ранзато, «Великая жизнь 1936 года». Come la Spagna crasitó nella guerra civile, Бари 2011, ISBN 9788842096474 |
Сезар Видаль, Паракуэльос Катынь. Un ensayo sobre el genocidio de la izquierda, Мадрид, 2005 г., ISBN 9788496088320 |
Анхель Давид Мартин Рубио, Los mitos de la represión en la Guerra Civil, Baracaldo 2005, ISBN 9788496899636 |
Хосе Мануэль Макарро Вера, Socialismo, república y revolución en Andalucia (1931-1936), Севилья 2000, ISBN 9788447205998 |
Роберто Вилла Гарсия, Мануэль Альварес Тардио, 1936. Fraude y violencia en las elecciones del Frente Popular, Madrid 2017, ISBN 9788467049466 |
Стэнли Г. Пейн. El colapso de la República. Los orígenes de la guerra civil (1933-1936), Мадрид 2005, ISBN 9788497343275 |
Мануэль Альварес Тардио, El camino a la democracia en España. 1931 г. и 1978 г., Мадрид 2005 г., ISBN 9788493465834 |
Фернандо дель Рей Регильо, Paisanos en lucha. Exclusión política y violencia en la Segunda República española, Мадрид, 2008 г., ISBN 9788497429047 |
Пио Моа, Los origines de la Guerra Civil Española, Мадрид 1999, ISBN 9788474905267 |
Юлиус Руис, «Красный террор» и гражданская война в Испании. Революционное насилие в Мадриде, Кембридж 2014, ISBN 9781107682931 |
Сезар Видаль, Франсиско Хименес Лосантос, Historia de España, vol. III: De la Restauración bórbonica hasta el primer franquismo, Барселона 2010, ISBN 9788408094593 |
Анхель Давид Мартин Рубио, Пас, Пердон... и Вердад: La represión en la guerra civil. Una sintesis Definitiva, Толедо 1999, ISBN 8488787162 |
Габриэле Ранзато, « Затмение демократии». La Guerra Civil española (1936-1942), Мадрид 2006, ISBN 9788432312489 |
Хосе Мария Марко, Патриотическая история Испании, Барселона, 2013 г., ISBN 9788408112150 |
Хосе Хавьер Эспарса, El Terror rojo en España, Мадрид 2007, ISBN 9788496840041 |
Mercedes Gutiérrez Sánchez, Diego Palacios Cerezales (ред.), Conflicto político, democracia y dictadura, Madrid 2007, ISBN 9788425913761 |
Пио Моа, El derrumbe de la segunda república y la guerra civil, Madrid 2001, ISBN 9788474906257 |
Сезар Видаль, Checas de Madrid, Барселона 2007, ISBN 9788467445640 |
Бартоломе Беннассар, El infierno fuimos nosotros. La guerra civil española (1936-1942...), Мадрид 2005, ISBN 9788430605873 |
Альфонсо Буллон де Мендоса, Хосе Кальво Сотело, Барселона 2004, ISBN 9788434467187 |
Хосе Мария Завала, Los gángsters de la Guerra Civil, Барселона 2007, ISBN 9788483462881 |
Хуан Бласкес Мигель, Turbulenta Испании: alteraciones, violencia y sangre durante la II República, Мадрид 2007, ISBN 9788493299477 |
Альфонсо Буллон де Мендоса, Луис Эухенио Тогорес Санчес (ред.), La República y la Guerra Civil setenta años después, Мадрид 2008, ISBN 9788497390705 |
Энрике Саканелл, генерал Санджурджо, герой и жертва. El militar que pudo evitar la dictadura franquista, Мадрид 2004, ISBN 9788497342056 |
Дебаты сосредоточены на Второй республике и, в некоторой степени, на Гражданской войне, хотя иногда и период Реставрации или франкизм могут стать предметом пристального внимания. Тезис, первоначально выдвинутый антиревизионистскими учеными, заключался в том, что после 1975 года «сектор мэритарио» испанской историографии согласился с безпропагандистским мнением о республике и что в постфранкистской Испании не было идеологически мотивированной «войны историков»; Ревизионисты были отмечены как те, кто пытался начать такую войну. В последнее время эта позиция изменилась, и некоторые антиревизионисты признают, что действительно могут быть некоторые «области разногласий» и разногласий, воплощенные в дебатах между теми, кто осуждает «ложный ортодоксальный канон», и теми, кто осуждает «ревизионизм». Однако многие авторы продолжают отмечать ревизионизм как социальное, а не историографическое явление.
Считается, что ревизионисты руководствуются желанием опорочить республику; их ключевой тезис заключается в том, что гражданская война была вызвана левыми. Сообщается, что это основное нижнее сообщение поддерживается рядом более подробных концепций. Один критик перечислил их в ироническом «декалоге ревизионистов»: 1) притворяться научным нейтралитетом; 2) игнорирование «структурной истории»; 3) попытаться демифологизировать республику; 4) представить республику исключением; 5) обвинять левых в радикальном революционизме; 6) отрицать роль CEDA как фашистского троянского коня ; 7) утверждают, что Бьенио негр не был таким черным; 8) подчеркивают, что насилие было равным с обеих сторон; 9) критикует memoria Historica как не имеющее ничего общего с историей; 10) прославить переход, ставший возможным благодаря франкизму.
Историкам, называемым ревизионистами, обычно отказывают в научных полномочиях как относительно молодым ученым, так и академическим латиноамериканцам, которые на протяжении десятилетий утверждали свою позицию. Некоторые представлены как заинтересованные в продаже книг, а не в исторической строгости. Чаще всего выдвигается обвинение в том, что вместо установления истины их цель - развенчать «либерально-левые мифы». Поскольку они нечестны, они не могут быть квалифицированы как ученые, даже при том, что они очень притворяются так и постоянно выдвигают претензии к мифу о научной «объективности» и «беспристрастности» - качества, которые им также отрицаются. Сообщается, что ревизионистам не хватает «modus operandi propiamente Historiográfico», они не «дают сбалансированную оценку», демонстрируют предвзятость, искажают историю, прибегают к «псевдонаучным» методам, манипуляциям и преднамеренной фальсификации, создают новые мифы, склонны к истерике и культивированию собственная «педагогика ненависти». Указатель манипулятивных приемов, используемых ревизионистами, содержит 5 ключевых методов: 1) использование логических заблуждений; 2) релятивизация, редукционизм и отрицание; 3) мистификация; 4) психологизация и 5) мифологизация.
Митинг Фаланги в современной ИспанииАвторы-ревизионисты «служат политическим целям настоящего», их цель определена как «обелить историю испанских правых» и скрыть преступления националистов. Они связаны с рядом политических вариантов и могут быть названы «историографическими правыми», «консерваторами», «неоконсерваторами», «теоконсерваторами», «ультраконсерваторами», «консерваторами / неофранкистами», «профранкистами». "," филофранкисты "," панегирики режима и идеологизированные "историки", "апологеты франкизма" и "авторитаристы". Их обвиняют в превознесении «чистого франкизма», поддержании «канонического неофранкиста», «распространении дискредитированных исторических повествований», «переупаковке легенд франкистской« историографии »», в подаче «повторно обжаренных франкистских басен», «почти« голубых »мифов. и даже взращивание «филонацизма». Предполагается, что обвинения подтверждаются политической принадлежностью некоторых историков, их публикациями в периодических изданиях или издательствах правого толка, связями с правыми институтами, их набором «идеологических товарищей по постели» или теми, с кем они обедали. Авторитарные настроения могут быть предложены и другими ассоциациями, например, в случае с Пейном было отмечено, что он живет в Висконсине, родном штате сенатора Маккарти. Иногда их присутствие в публичном дискурсе противопоставляется отрицанию Холокоста и ревизионизму, караемому по закону в таких странах, как Германия.
Диссертация представлена как: | |||||||||||
"Православный" | «Ревизионист» | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вторая республика была стандартным парламентским демократическим режимом того времени. | Вторая республика была склонна к левым, исключительна, и ее демократический характер был серьезно несовершенным. | ||||||||||
Республике с самого начала угрожали главным образом правые заговоры. | в течение своей жизни Республика подвергалась нападениям как правых, так и левых. | ||||||||||
PSOE была одной из основных конституционных сил республики. | PSOE рассматривал республику как переходный режим, за которым следует своего рода народная демократия. | ||||||||||
CEDA была авторитарной партией, стремившейся свергнуть республику. | CEDA в принципе оставалась верной республиканскому режиму | ||||||||||
республиканские политики, такие как Асанья, своим умеренным отношением способствовали стабильности режима | республиканские политики, такие как Асанья, своим сектантским отношением способствовали ухудшению режима | ||||||||||
радикализация политики во время республики была вызвана главным образом отказом правых признать режим | радикализация политики во время республики была вызвана главным образом претензиями левых на владение режимом. | ||||||||||
Восстание 1934 года в Астурии было направлено против правых и оставалось неконтролируемой вспышкой насилия со стороны левых. | Восстание 1934 года в Астурии было направлено против республики и стало революционной прелюдией к гражданской войне. | ||||||||||
Правительство Народного фронта было похоже на любое другое конституционное правительство | Правительство Народного фронта было протореволюционным. | ||||||||||
до июльского переворота госструктуры работали в обычном режиме | после выборов 1936 г. государственные структуры распались | ||||||||||
в начале лета 1936 года неминуемой угрозы левой революции не было. | в начале лета 1936 года республика должна была превратиться в революционную диктатуру. | ||||||||||
Республика рухнула, потому что на нее напали правые | Республика распалась, потому что не могла обеспечить политическое решение структурных проблем Испании. | ||||||||||
Июльский переворот стал результатом фундаментального отказа правых признать республику | Июльский переворот спровоцирован левыми | ||||||||||
в июле 1936 г. военные намеревались свергнуть республику и установить авторитарный или тоталитарный режим. | в июле 1936 года военные намеревались свергнуть правительство Народного фронта и заново определить республиканский режим. | ||||||||||
Республика продолжала существовать после июльского переворота | режим, возникший после июльского переворота, больше не был Второй республикой | ||||||||||
Испанская демократия продержалась до марта 1939 г. | Испанская демократия рухнула весной 1936 года | ||||||||||
Насилие левых во время Гражданской войны было реактивным, спонтанным, снизу-вверх и противостояло государству. | Насилие левых во время Гражданской войны было тесно связано с новым форматом, принятым государством, оно было в значительной степени организовано и спровоцировано официальными структурами. | ||||||||||
Насилие левых и правых во время гражданской войны несопоставимы, поскольку они были разными по структуре и масштабу. | Насилие левых и правых во время гражданской войны сопоставимо. | ||||||||||
насилие в республиканской зоне было мерой самообороны | насилие в республиканской зоне было мерой революционного террора | ||||||||||
Националистический режим, возникший во время гражданской войны, был фашистским. | безоговорочное отождествление зарождающегося националистического режима с фашизмом является недопустимым упрощением. | ||||||||||
По сути, Гражданская война в Испании была борьбой между демократией и диктатурой. | По сути, Гражданская война в Испании была борьбой между революцией и контрреволюцией. |
Авторы, которых называют ревизионистами, не занимают единой позиции. Некоторые неявно принимают этот ярлык, поскольку они открыто форматируют свои работы как вызов предполагаемым «мифам», якобы преобладающим в историографии. Некоторые присоединились к антиревизионистской кампании и превратились из знаковых ревизионистов в знаковых антиревизионистов. Некоторые игнорируют термин и не участвуют в прямой полемике. Некоторые заняли воинственную позицию и в многочисленных статьях, заявлениях для прессы и книгах выступают против своих оппонентов. Есть авторы, которых называют ревизионистами, которые отрицают наличие чего-либо общего с другими «ревизионистами» и относятся к ним уничижительно, есть авторы, которые признают, что разделяют схожие взгляды. В целом они ставят под сомнение существование ортодоксального, общепринятого историографического видения республики и заявляют, что историография - это споры и множественность мнений. На этом основании они утверждают, что такой вещи, как ревизионизм, не существует, что этот термин представляет собой искусственную конструкцию, объединяющую воедино различных ученых и мнений, и что с помощью подобных произвольных суждений можно было бы учесть даже такие символы антиревизионизма, как Престон. Сочувствующим термином, альтернативным «ревизионизму», является «моаистская революция».
Нет названия, обычно применяемого к ученым, критикующим предполагаемый ревизионизм, хотя некоторые из них придумали термин «contrarrevisionismo». Иногда их называют «pequeño grupo de Historiadores», которые намереваются монополизировать дискурс с помощью созданной ими социальной, политической и инфраструктурной сети. С этой целью они якобы пытаются заклеймить всех тех, кто не подчиняется, как псевдоученых, занятых грязной политической повесткой дня и не заслуживающих места в академическом дискурсе. Авторы-антиревизионисты представлены как движимые собственными предрассудками, идеологически мотивированные, «политически приверженные» и названные «небольшой группой историков, полных решимости защищать любой ценой видение священной и« героической »республиканской демократии». Их предполагаемые политические симпатии четко описаны как левые со ссылками на «историографию 'progresista'», «новую [прогрессивную] религию гражданской», «антифашистскую историографию», «политкорректность», «постмарксистскую идеологию», «воинственная история» и «антифранкистские, прогрессивные историки». Их основная цель описывается как дальнейшая мифологизация республики; эта позиция иронически упоминается замечаниями о том, что «Республика не была красной шапочкой ».
высмеивает контрревизионистов: Правые и Испанская республика?Некоторые авторы-ревизионисты очень серьезно относятся к обвинениям в своих предполагаемых симпатиях к франкистам. Они требуют от периодических изданий, которые опубликовали такие мнения, права на ответ и требуют от лиц, выдвигающих такие претензии, отозвать их; эти требования обычно не дают результата, за исключением заявлений о том, что «угрожая квазиправовым языком» они намереваются административно ограничить свободу слова. Они также утверждают, что никогда не поддерживали режим, и предполагают, что, хотя в некоторых секторах испанских СМИ могло быть скромное постфранкистское возрождение, все профессиональные историки остались неприкосновенными. Они опровергают обвинения и утверждают, что франкистское наследие демонстрируют скорее «противоположные ревизионисты»: неспособные отделить науку от политики, они, как сообщается, рассматривают историю в манихейских терминах, отказываются признать свой анализ и замыкаются в схематической биполярной схеме. логика. Эти ревизионисты пытаются опровергнуть и другие обвинения, направленные против них, и таким же образом осуждают своих оппонентов в том, с кем они обедают и где публикуются, например, отмечая, что один из самых воинственных антиревизионистов связан с троцкистским периодическим изданием. Они используют антиинтеллектуализм, чтобы попытаться высмеять позу морального превосходства, которую, как сообщается, принимает этот кричащий ревизионизм, и агонизируют по поводу своих якобы «личных очернений».
Действующие в настоящее время историки представлены как: | |||||||||||
"православный" | «ревизионист» | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
значок | Пол Престон | Стэнли Дж. Пэйн | |||||||||
наиболее воинственный, чаще всего упоминаемый | Альберто Рейг Тапиа [ es ] Франсиско Эспиноса Маэстре [ es ] Рикардо Робледо Эрнандес [ es ] Антонио Бернат Монтесинос | Пио Моа Родригес Фернандо дель Рей Регильо [ es ] Мануэль Альварес Тардио [ es ] Роберто Вилла Гарсия Юлиус Руис [ es ] | |||||||||
также учитывается | Игнасио Пейро Мартин [ es ] Хорхе Марко Карретеро [ es ] Алехандро Кирога Фернандес де Сото [ es ] Франсиско Х. Родригес Хименес Майкл Ричардс ( ы ) Хуан Карлос Лосада Питер Андерсон Хосе Луис Ледесма Вера Франсиско Морено Гомес [ es ] Франсиско Санчес Перес Франсиско Севильано Калеро Октавио Руис Маньон [ es ] Сэмюэл Пирс Борха де Рикер и Перманьер [ es ] Гутмаро Гомес Браво Глицерио Санчес Ресио Серхио Риеско Роче | Луис Арранс Нотарио Габриэле Ранзато [ es ] Анхель Мария Мартин Рубио Джеральд Блейни-младший Найджел Таунсон [ es ] Хосе Мануэль Макарро Вера Сезар Алькала Хименес [ es ] Майкл Зайдман [ es ] Педро Карлос Гонсалес Куэвас [ es ] Луис Эухенио Тогорес [ es ] Роберт Стрэдлинг Хосе Антонио Парехо Фернандес Сесар Алонсо де лос Риос [ es ] Энрике Саканелл Руис Хосе Мария Завала [ es ] Хуан Бласкес Мигель Габриэль Тортелла Касарес [ es ] | |||||||||
институциональные форпосты | Hispania Nova | FAES La Ilustración Libral Revista Hispano-Cubana Катоблепас Редакция Encuentro |