Референдумы во Франции

редактировать

В Франции существует два типа референдумов :

Конституционный закон от 23 июля 2008 г. предусматривает референдум с общей инициативой (организуемый по инициативе одной пятой членов Парламент, поддержанный одной десятой зарегистрированных избирателей).

Содержание
  • 1 Концепция
  • 2 История референдумов во Франции
    • 2.1 Тупик революционной возможности
    • 2.2 Влияние плебисцитарного использования при Империи
    • 2.3 След генерала де Голля
    • 2.4 Перспективы и баланс в 21 веке
  • 3 Примечания
  • 4 Библиография
  • 5 Ссылки
Концепция

Референдум - это процесс, используемый для восстановления демократии идеалы, в которых «группа граждан призвана выразить посредством референдума мнение или намерение в отношении любой меры, которую другой орган принял или планирует принять» (перевод), которые будут приняты во внимание или приняты в случае положительного ответа. Референдум допускает только два возможных ответа: да (принять) или нет (отклонить).

Терминологически слово «референдум» редко появлялось во французских конституциях до 1958 года. Его заменили формулировками, такими как «консультация» или «обращение к народу». Только статья 3 Конституции от 27 октября 1946 года признала право народа на референдум. В ХХ веке кажется необходимым проводить различие между референдумом, который подразумевает решение, и обсуждением, результатом которого является мнение. В юридической литературе используются неофициальные термины «référendum consultatif» (консультативный референдум) и «консультативный референдум» (референдум), в зависимости от того, сосредоточено ли внимание на действии или на последствиях действия. Все эти варианты использования соответствуют общему определению, данному выше. Однако в юриспруденции Государственного совета четко различаются национальные референдумы, на которых французский народ осуществляет свой суверенитет (статьи 11, 89 и 88-5), подчиняющийся только Конституционному совету, и другие референдумы.

Методика референдума соответствует демократическому принципу, на который претендует республиканский режим, установленный Конституцией 1958 года:

  • Ст. 2 др. 5. - «Принцип (Республики) заключается в следующем: управление народом, народом и для народа»

Использование референдумов на национальном уровне подрывает национальный суверенитет под конституции, смешивая тем самым процессы прямой демократии и представительной демократии :

  • Ст. 3 др. 1. - «Национальный суверенитет принадлежит людям, которые осуществляют его через своих представителей и посредством референдума...»

Однако способы проведения различных референдумов и обсуждений, предусмотренных в действующая конституция Франции, как и во многих странах, является методом полупрямой демократии.

История референдумов во Франции

Тупик революционных возможностей

Референдум был важной частью конституционной мысли в революционную эпоху. Проект конституции жирондистов уже предусматривал массовое игнорирование парламентских актов. Однако эта концепция не вошла в окончательный проект.

Референдум впервые был использован во Франции в 1793 году для принятия якобинской конституции. Эта конституция, вдохновленная трудами Жан-Жака Руссо, также планировала использовать референдум для принятия законов, которые требовали одобрения народа.

Когда люди собрались на собрание, если одна десятая из них по крайней мере в половине департаментов (плюс один) возражали против предложенного закона (см. Статьи 58-60), он был отменен. Поговаривали даже о "популярном вето ". В конституционных вопросах электорат также имел право инициативы, если одна десятая часть первичных собраний решила пересмотреть национальный уровень. Сама Конституция была принята референдумом с июля по август 1793 г., хотя у некоторых есть оговорки по поводу ее демократического характера. Эта конституция никогда не применялась.

Влияние плебисцитарного использования при Империи

Из-за этого мы будем опасаться популизма: идеи Эммануэля Жозефа Сийеса в пользу национального суверенитета и представительности демократия преобладала над народным суверенитетом. Однако Наполеон слишком хорошо знал, как обращаться напрямую к людям, приручая их, и последовавший за этим долгий период дискредитировал этот процесс.

При имперских режимах референдум становится плебисцит, помощь в обретении власти Бонапарту, который с помощью рьяной и всепроникающей администрации в 1800 г. получил консульство после переворота 18 брюмера и пожизненное консульство, и его трансформация во время Империи, она расширяется, даже если в умеренной форме на сто дней. То же самое и с Наполеоном, который поддержал переворот 1851 года и восстановление Империи, где были ясны конституционализированные плебисцитарные методы, до ратификации высоколиберализованного правительства накануне войны 1870 года.

В Третьей республике референдум стал инструментом деспотизма. В результате формирование Четвертой республики игнорировало или ограничивало гипотетическое использование референдума только конституционными вопросами и альтернативами.

Травма имперской практики все еще была жива и доктринальна Споры еще не погашены. Если адвокат Эдвард Лабулай защищал референдум изолированно во время учреждения Третьей республики, вся доктрина считалась несовместимой с парламентской системой до тех пор, пока Карре де Мальберг, блестяще поддержавший противоположную позицию в 1931 году. Но большинство политического класса оставалось подозрительным до конца.

След генерала де Голля

Генерал де Голль использовал референдум в 1945 г. при Освобождении и оставил свой след в Пятой республике

Однако генерал Шарль де Голль вновь ввел использование референдума после освобождения Франции в 1945 г. положить конец Третьей республике и дать стране предварительный план. Кроме того, дважды в 1946 году французы голосовали по проекту конституции, положившему начало Четвертой республике. Это позволило людям освободиться от прошлого, проголосовав «нет» в первый раз. Но референдум не был проведен, и только после возвращения к власти генерала де Голля в 1958 году референдум был возобновлен, как для ратификации новой конституции, так и для самой конституции, которая является одним из ее главных нововведений. Действительно, в конституции Пятой республики референдум закреплен в качестве принципа, как средство осуществления суверенитета (статья 3) и одновременно охватывает три области: законодательную (статья 11) и конституционные (статья 11). 89) и самоопределение (статьи 53 и 86).

В то же время он сосредоточил критику со стороны противников Пятой республики, которые увидели в этом подтверждение создания авторитарного правительства. В этом случае референдум проходил в гораздо более демократическом контексте, чем при Империи, где практика была сильно окрашена плебисцитом, который, тем не менее, регулировал де Голль. Несмотря на это, у многих по-прежнему были серьезные сомнения по поводу референдума. Помимо использования, которое некоторые считают неконституционным, статьи 11 в 1962 и 1969 годах (см. ниже), что вызвало сильные споры и создание «картеля против»; Президентом Сената, даже говоря о «конфискации ». Мы также знаем, что де Голль рассматривал референдум как замену роспуска для разрешения любых разногласий с Парламентом как средство восстановления своей личной легитимности.

Это Поэтому неудивительно, что следующие референдумы предполагают, что во Франции этот процесс отмечен плебисцитом. Создается впечатление, что избиратели мотивированы a contrario, даже если, в отличие от де Голля, ни один из его преемников открыто не ставил вопрос о доверии. Это основная причина использования референдумов в последние годы, когда политически случайные референдумы дают возможность высказаться протестному голосованию с риском провала (как это почти имело место в 1992 году, как было случай 2005 г.). Кроме того, из почти культурного аспекта референдум может вызвать незначительное повышение интереса и низкое участие, что из-за требования кворума снижает масштаб его результатов (как в 1972 году и особенно в 1988 г.).

Перспективы и баланс в 21 веке

Несмотря на критику в отношении субъективности условий проведения референдума и несмотря на его недостатки (см. ниже), референдум все же имеет свои последователи за счет того, что используются только для ремонта.

Президент Валери Жискар д'Эстен не особо прибегал к референдуму, который он хотел использовать для решения некоторых социальных проблем.

Президент Франсуа Миттеран, который использовал референдум после 15-летнего перерыва, потерпел неудачу в своей попытке расширить рамки референдума. Законопроект о расширении сферы действия статьи 11 за счет включения гражданских свобод был принят Национальным собранием, но отклонен Сенатом в 1984 году. Хотя Миттеран инициировал работа Комиссии Веделя в 1993 году, после неоднозначного успеха референдума 1992 года он не действовал по предложениям комиссии. 10 сентября 1991 года президент Миттеран объявил референдум с целью проведения институциональной реформы, затрагивающей президентскую канцелярию, правосудие и роль парламента. Референдум так и не состоялся.

Президенту Шираку в 1995 г. удалось несколько расширить сферу применения статьи 11. Перед тем, как стать жертвой референдума в 2005 г., он также объявил о своем намерении возобновить использование референдумов. Он выполнил это дважды, первый из которых был конституционным вопросом, в соответствии с процедурой (статья 89, пункт 2), в 2000 году. В период его пребывания в должности после внесения поправок в конституцию в 1995 году, включая референдум. В дополнение к расширению сферы действия статьи 11 была исключена ссылка на несуществующую. Статья 86 устарела по той же причине и была удалена. Две другие реформы по расширению референдума были успешными: одна была проведена в 2003 году, когда был учрежден местный референдум (включая статью 72-1); другая, статья 88-5, в 2005 году вынудила использовать референдум для ратификации любой новой уступки Европейскому Союзу.

Примечания
Библиография
  • де Мальберг, Карре (1931). Considérations théoriques sur la question de la combinaison du référendum avec le parlementarisme [Теоретические соображения по вопросу о сочетании референдума с парламентаризмом] (на французском языке). RDP. "Malberg1931".
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-03 11:25:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте