Сенат. Сенат | |
---|---|
21-й сенат Пятого созыва Республика | |
Логотип Сената Франции | |
Тип | |
Тип | Верхняя палата Французского парламента |
История | |
Основание | 4 Октябрь 1958 (1958-10-04) |
Предыдущий | Совет Республики. (Четвертая Республика ) |
Начало новой сессии | 1 октября 2020 года (2020-10-01) |
Лидерство | |
Президент | Жерар Ларше, LR. с 1 октября 2014 г. (2014-10-01) |
Структура | |
Мест | 348 |
Политические группы | |
Срок полномочий | 6 лет |
Выборы | |
Система голосования | Непрямые выборы |
Первые выборы | 26 апреля 1959 (1959-04-26) |
Последние выборы | 27 сентября 2020 (2020-09-27) |
Место встречи | |
Salle des Séances. Люксембургский дворец. Пари s, Французская Республика | |
Веб-сайт | |
сенат.fr | |
Конституция | |
Конституция от 4 октября 1958 года |
Сенат (Французский : Sénat; произношение: ) - верхняя палата французского парламента, которая вместе с Национальным собранием - нижняя палата - образует законодательный орган Франции. Он состоит из 348 сенаторов (сенаторов и сенаторов), избранных частью членов местных советов, т.е. на непрямых выборах, а также французскими гражданами, проживающими за рубежом. Срок полномочий сенаторов составляет шесть лет, при этом половина мест избирается каждые три года.
Сенат пользуется меньшим авторитетом, чем первая или нижняя палата, Национальное собрание, которое избирается прямым всеобщим голосованием, и по большинству голосов Правительство приходится полагаться: в случае разногласий последнее слово во многих случаях остается за Ассамблеей, хотя Сенат сохраняет за собой роль в некоторых ключевых процедурах, таких как поправки к конституции и, что наиболее важно, законодательство о себе.
Бикамерализм был впервые введен во Франции в 1795 и, как и во многих странах, присвоил второй палате роль сдерживания первой, хотя долгое время она была союзником должностное лицо. Нынешний режим выбора в Сенат восходит к началу Третьей республики, когда он был преобразован в то, что Леон Гамбетта, как известно, назвал «великим советом французских коммун». Со временем у него развилось чувство независимости как «хранителя институтов» и «хранителя свобод», чему способствовал тот факт, что сенаторы в среднем старше членов Национального собрания и присоединяются к палате в последней части их карьера. Дебаты в Сенате обычно менее напряженные и, как правило, меньше освещаются в СМИ.
В результате избрания на основе того, что часто называют сельскими мэрами, с 1958 года у него было правое большинство, за исключением трехлетнего периода в 2011–2014 годах. Левые исторически выступали против самого существования второй палаты, в то время как правые защищали ее, и время от времени возобновляются споры по поводу роли Сената. Распространенная фраза «темп сенатора» (un train de sénateur) высмеивает медленный ритм верхней палаты и ее готовность позволить умереть новому законодательству.
Председатель Сената должен исполнять обязанности президента Франции в случае потери трудоспособности или вакансии, что в последний раз произошло в 1974 году. Нынешний владелец - Жерар Ларше.
Сенат расположен в Люксембургском дворце в 6-м округе Парижа. Его охраняет республиканская гвардия. Перед зданием находится сад Сената, Люксембургский сад, открытый для публики.
Первый опыт Франции с верхней палатой был под Директорией с 1795 по 1799 год, когда Совет Древних был верхней палатой. В Первой и Второй империях были сенаты (первый был известен как Sénat conservateur, второй - французский сенат), но это были только номинально законодательные органы - технически они были не законодательными, а скорее консультативными органами по образцу Римского Сената.
. С Реставрацией в 1814 году появилась новая Палата пэров был создан по образцу британской Палаты лордов. Сначала он состоял из потомственных коллег, но после июльской революции 1830 года он стал органом, члены которого назначались на всю жизнь. Вторая республика вернулась к однопалатной системе после 1848 года, но вскоре после основания Второй Французской империи в 1852 году в качестве верхней палаты был учрежден Сенат. В Четвертой Республике Сенат был заменен Советом Республики, но его функции были в основном теми же. С новой Конституцией Пятой республики, которая вступила в силу 4 октября 1958 года, было восстановлено старое название Сената.
В 2011 Социалистическая партия впервые с момента основания Пятой республики получила контроль над Сенатом. В 2014 правоцентристы голлисты и их союзники вернули себе контроль над Сенатом; они сохранили свое большинство в 2017.
Согласно Конституции Франции, Сенат имеет почти те же полномочия, что и Национальное собрание. Законопроекты могут быть представлены администрацией (projets de loi) или любой палатой парламента (propositions de loi). Поскольку обе палаты могут вносить поправки в законопроект, для достижения соглашения между Национальным собранием и Сенатом может потребоваться несколько чтений. Когда Сенат и Национальная ассамблея не могут прийти к согласию по законопроекту, администрация может принять решение, после процедуры, называемой Commission mixte paritaire, передать окончательное решение Национальной ассамблее, большинство которой обычно на стороне правительства, но в отношении конституционного законы, которые администрация должна согласовывать с Сенатом. Это случается не часто; обычно обе палаты в конце концов соглашаются по законопроекту или администрация решает отозвать его. Однако это право дает Национальному собранию видную роль в законотворческом процессе, тем более что администрация обязательно принадлежит к той же стороне, что и Ассамблея, поскольку Ассамблея может распустить администрацию посредством вотума недоверия.
Право выразить вотум недоверия или недоверия ограничено. Как и в случае с конституцией Четвертой республики, новые кабинеты не должны получать вотум доверия. Кроме того, вотум недоверия может произойти только после того, как 10 процентов членов подпишут петицию; в случае отклонения те члены, которые подписали петицию, не могут подписать другую петицию до завершения этой сессии Парламента. Если петиция получит необходимую поддержку, вотум недоверия должен получить абсолютное большинство всех членов, а не только тех, кто голосует. Если Собрание и Сенат имеют политически различающееся большинство, Скупщина в большинстве случаев будет преобладать, и открытый конфликт между двумя палатами - редкость.
Сенат также является представителем территорий и часто защищает регионы и мэров, см. Статью 24 Конституции.
Сенат также отслеживает действия администрации, ежегодно публикуя множество отчетов по различным темам.
До сентября 2004 года в Сенате входил 321 член, каждый из которых избирался сроком на девять лет. В этом месяце срок полномочий был сокращен до шести лет, в то время как - чтобы отразить рост населения страны - число сенаторов должно было постепенно увеличиваться, достигнув 348 к 2011 году. Сенаторы избирались по трети каждые три года; это также менялось на половину их числа каждые три года.
Председатель Сената избирается сенаторами из числа своих членов. Нынешний сотрудник - Жерар Ларше. Согласно Конституции Пятой республики, председатель Сената является первым в линии преемственности - в случае смерти, отставки или снятия с должности (только по состоянию здоровья) - президентом Французской Республики, став исполняющим обязанности президента Республики до проведения новых выборов. Это случилось дважды с Аленом Поэром : один раз при отставке Шарля де Голля и один раз после смерти Жоржа Помпиду.
Председатель Сената также имеет право назначить трех из девяти членов Конституционного Совета сроком на девять лет.
Сенаторы избираются опосредованно примерно 150 000 должностных лиц, известных как «великие электораты», включая региональных советников, советников департаментов, мэров, муниципальных советников в больших коммунах, а также а также члены Национального собрания. Однако 90% выборщиков - делегаты, назначенные советниками. Эта система вносит предвзятость в составе Сената в пользу сельских районов. Как следствие, хотя политическое большинство в Национальном собрании часто меняется, Сенат остается политически правым, за одним кратким исключением, с момента основания Пятой республики, к большому неудовольствию Социалисты.
Это вызвало споры, особенно после выборов 2008 года, на которых Социалистическая партия, несмотря на контроль всех регионов Франции, кроме двух, подавляла большинство департаментов, а также коммуны, представляющие более 50% населения, по-прежнему не смогли добиться большинства в Сенате. Сенат также обвиняли в том, что он является «убежищем» для политиков, потерявших свои места в Национальном собрании. Левые, возглавляемые Социалистической партией, впервые с 1958 года получили контроль над Сенатом во время выборов 2011 года, что привело к избранию Жан-Пьера Беля на его пост президента. Это оказалось недолгой победой, так как правые во главе с Союзом народного движения вернули себе сенат три года спустя.
Парламентская группа | Члены | Ассоциированные | Прилагаются | Всего | Президент | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
LR | Республиканцы | 121 | 14 | 13 | 148 | Бруно Ритейло | |
SOCR | Социалист, эколог и республиканец | 64 | 1 | 0 | 65 | Патрик Каннер | |
UC | Centrist Union | 48 | 5 | 1 | 54 | Эрве Марсель | |
RDPI | Демократическое, прогрессивное и независимое объединение | 23 | 0 | 0 | 23 | Франсуа Патриат | |
RDSE | Европейское демократическое и социальное объединение | 15 | 0 | 0 | 15 | Жан-Клод Рекье | |
CRCE | Коммунист, республиканец, гражданин и эколог | 14 | 0 | 1 | 15 | Элиан Ассасси | |
LIRT | Независимые - республика и территории | 11 | 1 | 1 | 13 | Клод Малюре | |
EST | Эколог - Солидарность и территории | 12 | 0 | 0 | 12 | ||
RASNAG | Административное собрание сенаторов, не фигурирующих в списках какой-либо группы | 3 | – | – | 3 | Жан-Луи Массон (делегат) |
Сенат как палата, избираемая косвенно, часто подвергается критике со стороны политических партий, таких как La France Insoumise и Национальное собрание как недостаточно представительный. Республиканцы и Социалистическая партия стремятся реформировать Сенат, чтобы сделать его более эффективным, не подвергая сомнению его существование.
На Wikimedia Commons есть средства массовой информации, связанные с Сенатом. |