Pro Caelio

редактировать
Бюст Цицерона, изображенный в возрасте около 60 лет

Pro Caelio - это речь, произнесенная 4 апреля, 56 г. до н. Э., Знаменитым римским оратором Марком Туллием Цицероном в защиту Марка Целия Руфа, который когда-то был учеником Цицерона, но в последнее время стал его политическим соперником. Причины, по которым Цицерон защищал Целия, неясны, но высказывались различные теории.

Речь считается одним из лучших известных примеров римского ораторского искусства и так ценилась на протяжении всей истории. Он примечателен как яркий образец ораторской техники Цицерона.

Целий был обвинен в вис (политическом насилии), одном из самых серьезных преступлений в республиканском Риме. Прокуроры Целия, Луций Семпроний Атратин, Публий Клодий (предполагалось, что это Публий Клодий Пульхер, но, скорее всего, это был вольноотпущенник или родственник), и Луций Геренний Бальб, обвиненные ему были совершены следующие преступления:

  1. подстрекательство к гражданским беспорядкам в Неаполе ;
  2. нападение на Путеолы ;
  3. , нанесение ущерба собственности Паллы (о котором мы мало или ничего не знаем);
  4. взятие золота за попытку убийства Дио Александрийского, затем попытка отравления Клодии ; и
  5. убийство Дио.

Целий первым выступил в свою защиту и попросил Марка Лициния Красса защитить его во время суда. Речь Цицерона была последней из защитных речей. Судебный процесс вел судья Гней Домиций.

Содержание
  • 1 Предпосылки и испытание
    • 1.1 Обвинения
    • 1.2 Испытание
  • 2 Научные наблюдения
    • 2.1 Связь между водой и Клодией
    • 2.2 Комедия
    • 2.3 Скрытый мотив Цицерона
    • 2.4 Мотив Domus
    • 2.5 Идентификация Клодии как Лесбии
    • 2.6 Обвинения Клодии в инцесте у Цицерона и Катулла
    • 2.7 Использование Цицероном трагедии
    • 2.8 Цицерон как покровитель, Цицерон как отец?
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Цитаты
    • 3.2 Библиография
  • 4 Внешние ссылки
Предпосылки и испытания

Марк Целий Руф родился в 88 или 87 году до нашей эры в Интерамнии в Пиченуме, где его отец был отнесен к классу eques (рыцарь), а богатый средний класс располагался чуть ниже высшего класса патрициев. С 73 по 63 год до нашей эры Целий учился у Красса и Цицерона в политическом ученичестве. Во время этого обучения он познакомился с жизнью на Римском форуме. В 63 г. до н.э. Целий отвернулся от Цицерона, чтобы поддержать Катилину, баллотировавшуюся консульством. Неясно, поддерживал ли Целий Катилину после того, как последняя проиграла выборы и взяла в руки оружие, но его не было среди людей, привлеченных к ответственности за участие в заговоре.

С 62 по 60 год Целий покинул Рим, чтобы служить у правителя Африки, Квинта Помпея Руфа. В молодости для Целия это была прекрасная возможность увидеть мир и немного заработать. Однако Целий все еще хотел сделать себе имя в Риме, и в апреле 59 г. до н.э. он возбудил преследование против Гая Антония Гибрида, соратника Цицерона по консульству в 63 г. до н.э., за вымогательство. Цицерон не одобрял обвинения и встал на защиту Гибриды. Однако Целий выиграл процесс и получил признание среди римских граждан.

В результате Целий смог переехать на Палатинский холм и снял квартиру у Клодия. Его квартира находилась недалеко от сестры Клодия, Клодии, которой тогда было 36 лет, и она овдовела. Целий и Клодия вскоре стали любовниками. В конце 57 или начале 56 г. до н.э. Целий по неизвестной причине отделился от Клодиев. Клодий и Клодия были полны решимости наказать Целия за то, что тот оставил их.

11 февраля 56 г. до н. Э. Целий обвинил Луция Кальпурния Бестию в злоупотреблении служебным положением на выборах претора в 57 г. до н. Э. Цицерон встал на защиту Бестии и успешно оправдал его уже четыре раза, и снова оправдал против Целия. Однако Целий не признал своего поражения и выдвинул второе обвинение против Бестии, которая снова баллотировалась на претуру на выборах 56 г. до н.э. Сын Бестии, Луций Семпроний Атратин, не хотел, чтобы суд над его отцом состоялся, и поэтому выдвинул обвинение против Целия. Если Целий будет признан виновным, он сможет продолжить судебное преследование Бестии. Атратин обвинил Целия в суде по делам о насилии (quaestio de vi), чтобы предотвратить задержку судебного разбирательства. Публий Клодий и Луций Геренний Бальб пришли на помощь Атратину.

Обвинения

Обвинения, выдвинутые против Целия, были связаны с попыткой египетского царя Птолемея XII вернуть себе трон после свержения в 59 г. до н.э. После свержения Птолемей бежал в Рим, где умолял Сенат дать ему армию, чтобы он мог вернуть себе трон. Однако александрийцы не были заинтересованы в возвращении Птолемею престола Египта и послали делегацию из 100 граждан во главе с философом Дио в римский сенат для слушания их дела. Птолемей отреагировал на это подкупом, запугиванием и даже убийством членов депутации, что разозлило римских граждан. Несмотря на усилия Птолемея, Дион успешно добрался до Рима и остановился в доме Тита Копония, члена римского сената. В 57 г. до н. Э. Консул Публий Корнелий Лентул Спинтер издал указ о возвращении Птолемея на престол Египта. Однако в Сивиллинских книгах был обнаружен оракул, запрещающий восстановление Птолемея, и Сенат был вынужден отменить свой указ. Измученный попытками вернуть себе трон, Птолемей удалился в Эфес. В Риме Помпей ждал приказа претендовать на трон Египта.

В 56 г. до н.э. Дио был убит. Общественность направила большую часть своего гнева на Помпея, которого они считали ответственным за убийство. Сначала Публий Асициус, который якобы был агентом Помпея, был привлечен к ответственности за убийство Дио. Однако после того, как Цицерон успешно защитил его, Азиций был оправдан, а Целий предстал перед судом за убийство.

Испытание

Фактическое испытание состоялось 3–4 апреля 56 г. до н. Э. Первым выступило обвинение, Атратин напал на характер и нравы Целия, Клодий подробно описал обвинения, а Бальб выступил против поведения и нравственности Целия.

Защитные речи начались с того, что Целий остроумно насмехался над Клодией. Затем Красс защищался от фактических обвинений, и, наконец, Цицерон напал на Клодию. Речь Цицерона состоялась 4 апреля, на второй день суда. Он обвинял Клодию в том, что она не лучше проститутки, и утверждал, что Целий был умным человеком, чтобы отмежеваться от нее. Сосредоточив свое выступление на нападении на Клодию, Цицерон избежал противопоставления общественному мнению и ущерба своим отношениям с Помпеем. В конце концов, Целий был оправдан по всем пунктам обвинения.

Научные наблюдения

Связь между водой и Клодией

"Вода для римских публичных домов: Цицерон Сил" Кристера Бруна. 34 "обсуждает символическое и репрезентативное значение воды, использованное в" Pro Caelio ", § 34 Цицерона. Научное наблюдение Брууна дает предысторию защиты Марка Целия Руфа, предполагая, что презрительная любовница Целия Клодия, сестра Публия Клодия Pulcher, выдвинул против него обвинения и заявил, что пытался использовать яд на ней. Бруун также заключает, что Цицерон, который оставался правовым защитником Целия, в конечном итоге использовал концептуальную фразу aqua inceste uterere, «имея в виду общеизвестное владение водой некоторыми публичными домами в Риме, в то же время время, подразумевающее, что Клодия была проституткой ". Основа «Воды Брууна для римских борделей» подразделяется на несколько различных подтем; первая посвящена олицетворению Цицероном Аппия Клавдия Цека. Бруун утверждает, что в § 34 Pro Caelio Цицерон мощно использует «ораторскую технику« персонификации »или« речи в характере »(prosopopeia ) и какое-то время притворяется, очевидно, как жестами, так и голосом, быть одним из самых известных предков Клодии, римским цензором Аппием Клавдием Цеком ». Согласно Брууну, Аппий провозглашает, что он стимулировал три основных гражданских достижения, и для каждого Цицерона пытается указать причину, по которой Клодия должна стыдиться себя за аморальность, связанную с произведениями Аппиева. Цицерон вспоминает постройку Аппием Виа Аппиа и пытается связать безнравственное осквернение Клодией «этого деяния ее предка, идя по нему в сомнительной компании и с сомнительными целями, действительно,« гуляя по улице »; в действительности, он объявляет ее проституткой. Бруун считает, что этого отрывка недостаточно, и вместо этого предполагает, что «кажется непонятным, что использование воды должно было быть связано с якобы распущенной моралью Клодии». Снова опровергая связь Цицерона Клодии с водой и сексуальной безнравственности, Бруун заявляет, что это противоречит делу Клодии, заявляя, что «доказательства из римского мира ритуального очищения водой после сексуального« загрязнения »очень скудны и отличаются по своему характеру». его следующий подпункт о том, что существуют более убедительные доказательства безнравственности Клодии в связи с водой в период поздней римской республиканской власти, в конечном итоге путем анализа речи Марка Целия Руфуса о незаконном водоснабжении. er трубопроводы. Брунн приводит «De aquaeductu Urbis Romae» Фронтинуса из 100 г. н.э. в качестве примера «различных незаконных способов использования общественной воды в Риме». Бруун предполагает, что, как недавняя находка современного автора, Целий на самом деле произнес речь в 50 г. до н.э., когда он был курульным эдилом, и в конечном итоге объявил "худшее незаконное присвоение общественной воды в Риме", которое было обязано " все публичные дома незаконно снабжались проточной водой ". Более того, Бруун заключает, что, хотя эти возможные аргументы могут объяснить, почему Цицерон пытался связать Клодию с безнравственностью и водой, он просто использовал эту аргументацию, чтобы предположить, что доводы Клодии против Целия были необоснованными. Бруун, наконец, предполагает, что ораторский прием Цицерона был разработан для удобства и для "остроумной инвективы, ссылающейся на известные злоупотребления служебным положением в Риме".

Комедия

"The Pro Caelio and Comedy" предполагает его тезис по-прежнему сосредоточен на «предложении нового подхода» к комедии в Pro Caelio, а не на прямом опровержении прошлых литературных изысканий, как монография Кэтрин Геффкен 1973 года «Комедия в Pro Caelio». По словам Ли, Геффкен отождествляет Цицерона с «хитростью и словесной изобретательностью комического героя» и, по сути, «присяжные становятся соучастниками его успешной попытки отговорить его молодого соратника Целия из явно сложной ситуации». Ли утверждает, что Цицерон пытается заставить присяжных изучить то, что, по его утверждению, является центральным вопросом в деле, как если бы они смотрели комедию. Ли предполагает, что в центре его тезиса остается не определение «роли, которую играет комедия в Pro Caelio, как того, что может означать для нашего понимания риторической практики утверждение, что комедия играет такую ​​роль». Далее Ли предполагает, что роль в его работе состоит в том, чтобы ответить, «какова, в частности, взаимосвязь между комической моралью и локусом как единицей риторической аргументации, и каковы доказательства ее исторического развития в Рим?" Анализ Ли предполагает, что комедийное влияние в защитной речи Цицерона по-прежнему сосредоточено на различии между злосчастным молодым любовником (Целий) и нападением, совершенным на него аморальной проституткой (Клодия Пульчер). Ли называет Pro Caelio и другие современные судебные дела с подобными построениями, сосредоточенными на этом типе судебного преследования, как «Новая комедия». По словам Ли, присяжные при обвинении Целия признали бы «оба типажа, знакомые по комической сцене»: и Целия, и Клодию. Ли также предоставляет исторические и литературные свидетельства комического построения отношений между куртизанкой Клодией и ее молодым любовником Целием, ссылаясь на обсуждение Плутархом этого как эротического развлечения и его использования в качестве риторического приема <122.>

Скрытый мотив Цицерона

В статье Т.А. Дори «Цицерон, Клодия и 'Pro Caelio'» Дори утверждал, что, хотя Цицерон подчеркнул важную роль Клодии в деле против Целия, она сыграла только второстепенная часть. Фактически, Геренний заявил, что дело против Целия не было бы возбуждено без обвинения против Бестиии. Дори утверждал, что преследование Целия было попыткой отсрочить второе обвинение против Бестии и было вызвано новым нападением Целия на семью Бестии и Атратина.

На протяжении всей речи Цицерон заменял причину нападения на Клодию вместо нападения на Атратина, чтобы построить свою защиту Целия. Дори утверждает, что в это нельзя поверить, потому что оратор и историк в Древнем Риме не одно и то же, поскольку задача оратора заключалась в том, чтобы «выиграть дело», а задача историка - говорить «правду». В своей статье Дори утверждает, что цель обвинения заключалась в том, чтобы «даже если Целий был оправдан, оставалась вероятность того, что он окажется настолько дискредитированным, что серьезно поставит под угрозу его перспективы успеха в его возобновленных действиях против Бестии». Для этого обвинение предъявило ему обвинение в двух покушениях на убийство. Обвинения были бы неоспоримыми, потому что Клодия ранее предоставляла Целию средства, и было «мало сомнений», что Целий принимал участие в запугивании и преследовании александрийских послов; Цицерон даже признал это в своей речи. Несмотря на то, что Цицерон пытался «высмеять» Лициния и рабов встречи Клодии в банях для защиты Целия, не было никаких сомнений в том, что событие имело место и что «шкатулка, содержащая какое-то вещество для введения Клодии», была обменена.

Дори утверждал в статье, что участие Клодии в суде как «мстительная злоба и желание отомстить Целию за ее изгнание» было частью стратегии Цицерона в его защите Целия. Доказав, что Клодия злобно напала на Целия, он доказал невиновность Целия. Фактически, стратегия обвинения зависела от принятия присяжными показаний Клодии. Тогда стратегия Цицерона зависела от его способности опровергнуть Клодию тремя способами: доказать, что дело было возбуждено против Целия, потому что Клодия была мстительна, поставив под сомнение надежность свидетелей и полностью дискредитировав Клодию. Поэтому Цицерон предпринял жестокую атаку на Клодию в свою защиту, но атака была спровоцирована. Клодия помогла разграбить дом Цицерона во время его изгнания после катилинских событий, и в 60 г. до н.э. Цицерон написал письмо Аттику, в котором «[предавался] чрезвычайно непристойному остроте за счет Клодии».

Мотив Domus

В статье Анны Лин «Clodia Oppugnatrix: The Domus Motif in Cicero's Pro Caelio» утверждается, что использование Цицероном римского института domus, или дома, создало респектабельную репутацию Целия и ужасную репутацию Клодии. Домус в латинской литературе «имеет строго гендерное, социальное, культурное и политическое значение». Он упоминается в речи не менее 27 раз. Дом Клодии упоминается чаще всего, и это «проблематичное пространство, в котором вопиющим образом нарушаются традиционные римские представления о домашнем поведении». Затем Лин утверждал, что это стратегия Цицерона, в которой он напал на Клодию и защитил Целия. Каждый раз, когда упоминается домус, следует понимать настоящий дом, а также ближайших родственников и расширенную семью. Декор и посетители дома и его семьи определили репутацию, власть и престиж владельца в республиканском Риме. На протяжении всей речи Цицерон возродил репутацию Целия, неоднократно размещая его в престижных римских домах, таких как дома Красса и Цицерона.

В латинской литературе дом был сферой влияния женщин, которые проявляли римские качества "целомудрие, верность и женское послушание" мужу. Семья Клодии по умолчанию ошибалась, потому что там не было мужчин. На протяжении всей речи Цицерон не пытался полностью опровергнуть обвинения, которые Клодия выдвинула против Целия, но он стремился опровергнуть ее, разрушив ее репутацию с помощью изображений домуса. Когда Цицерон описывал дом Клодии, он ни разу не упомянул, что Целий был в ее доме одновременно с ней. Поступая таким образом, Цицерон бросил Целия в «положительную сторону римских ценностей» и поместил Клодию в «бездну сексуальной распущенности и ее метонимических аналогов, общественного хаоса и политической анархии».

Цицерон также принес историю семью Клодий в его речь, чтобы дискредитировать Клодию, противопоставляя нынешнее поведение Клодии поведению ее «великой республиканской родословной». Цицерон также сравнил ее с «Лукрецией» Ливия, в которой он дал присяжным дискредитирующее сравнение между Клодией и прекрасным примером римской женщины.

Мужчины в Древнем Риме должны были иметь полную, занятую семью; однако женщинам не полагалось иметь такую ​​занятую семью, как домус Клодии. Ее семья отражала «личную дурную репутацию, сексуальные проступки и социальные беспорядки». Имея собственное хозяйство, она забирала то, что по праву принадлежало мужчинам в Древнем Риме, и таким образом стирала границы между мужчинами и женщинами. Цицерон утверждал, что это угроза для республики в целом. Затем Цицерон утверждал, что Клодия выдвинула эти обвинения против Целия и напала на репутацию Луцка, который жил в доме Дио. Оскорбление гостя повредит репутации хозяина, и Цицерон не позволил Клодии забыть об этом. Благодаря нападению Цицерона на Клодию, Целий был признан невинной жертвой; его невиновность, по сути, обвинила Клодию в убийстве Дио. Лин утверждала, что домус развил совесть через это испытание, помогал и подстрекал Клодию в убийстве Дио и впоследствии признал ее виновным в преступлении. Однако Цицерон не позволил присяжным забыть, что он был лучшим свидетелем замыслов Клодии, рассказав свою историю в конце выступления. Его некогда великий дом, в котором жил сначала Целий, больше не существовал после Клодии.

Идентификация Клодии как Лесбии

Среди речей Цицерона Pro Caelio особенно прославляется своей связью с поэзией Катулл. Согласно общепринятому мнению критиков, Клодия Метелли, которая так заметно фигурирует в речи, известна как любовница Катулла Лесбия. Однако недавние критики критиковали эту связь с разной степенью успеха. В своей книге «Катулланские вопросы» Т. П. Вайзман утверждает, что идентификация Лесбии как одной из трех сестер Клодия Пульчера неоспорима. Писатель II века Апулей утверждал, что Катулл дал своей возлюбленной Клодии псевдоним Лесбия; Уайзман прослеживает источник Апулея для этого утверждения к историку Светонию, а источники Светония - к работе Гая Юлия Гигина De Vita Rebusque Illustrium Virorum. Гигин контактировал с несколькими людьми, связанными с Катуллом, которые, скорее всего, знали истинную личность Лесбии. В их число входят Гельвий Цинна, Поллион, Непос, Варрон и даже сам Цицерон. Более того, ученые согласны с тем, что повторяющееся слово «pulcher», означающее «красивый», в стихотворении Катулла 79 - это игра слов на прозвище Клодия, Pulcher. Таким образом, Лесбиус в этом стихотворении - это Клодий Пульхер, и Лесбия должна быть одной из трех его сестер. Однако все три сестры носили имя Клодия, и поэтому возникают трудности с доказательством того, что возлюбленной Катулла, должно быть, была Клодия из Pro Caelio. Наиболее частым доказательством этой связи является предполагаемое обвинение в инцесте, обычно обнаруживаемое в Катулле 79, по сравнению с обвинениями в инцесте против Клодии в Pro Caelio. Однако Уайзман характеризует риторику Цицерона как остающуюся «на уровне насмешливой инсинуации без доказательств или доказательств» и отмечает, что, хотя ходили слухи о том, что Клодий совершал инцест со всеми тремя его сестрами, существует множество бескорыстных источников только относительно его предполагаемых отношений с младшей. сестра, Клодия Лукулли. Более того, ученые широко полагали, что персонажи Целия и Руфа, которые фигурируют в нескольких стихотворениях Катулла, должны быть отождествлены с обвиняемым в Pro Caelio, Целием Руфом. Это подтвердит теорию о том, что Лесбия была Клодией. Напротив, Уайзман доказывает, что Целий Руф не мог быть Целием Катулла, потому что последний был Веронезе, а первый определенно не был. Руф Катулла, однако, изображается как конкурирующий любовник Лесбии и, таким образом, может быть тем же самым Целием Руфом, о котором говорилось в речи Цицерона, у которого, конечно же, был роман с Клодией. Тем не менее, Уайзман приходит к выводу, что, хотя очевидно, что Лесбия была одной из трех сестер Клодия по имени Клодия, невозможно определить, кем из них она была.

Обвинения в инцесте Клодии у Цицерона и Катулла

Одна из основных потенциальных связей между Лесбией и Клодией - это сходство между последствиями инцеста, очевидными в Катулле 79, и обвинениями Цицерона в инцесте в Pro Caelio. Однако эту ассоциацию несколько ослабляет аргумент Джеймса Л. Бутрика в «Клодии Пульхере в Катулле и Цицероне». Он подчеркивает важность слова pulcher в стихотворении Катулла и признает, что оно отождествляет персонажа Лесбия с Клодием Пульхером и Лесбию с Клодией. Однако он продолжает утверждать, что в стихотворении нет подтекста инцеста. Скорее, ссылка Катулла на нежелание соратников Клодия обмениваться с ним обычным социальным поцелуем подразумевает коннотации фелляции. Далее Бутрика цитирует комментатора 4-го века Мавра Сервия Гонората, который заметил, что слово pulcher иногда использовалось как иронический эвфемизм для слова exoletus, которое было римским мужчиной, воспитываемым как сексуальные рабы с детства. Экзолети отличались женственностью, сексуальной пассивностью, безнравственностью и ненасытным плотским аппетитом. Таким образом, Бутрика утверждает, что поворот в Катулле 79 - это каламбур на когномене Клодия с синонимом экзолет, и он связывает эту характеристику с фрагментами потерянных речей Цицерона, которые приписывают подобные качества Клодию Пульхеру. Бутрика признает, что обвинения в инцесте в Pro Caelio явно ясны, но он характеризует их как эскалацию риторики Цицерона против Клодия, которая идет от простого насмешки над его сексуальной пассивностью до серьезных обвинений в незаконном сексуальном поведении с его собственной сестрой.

Цицерон использует трагедию

А. В статье, написанной в 1998 году, С. Холлис указывает, что Цицерон использует тонкие ссылки на популярные трагедии, которые циркулировали в Риме в то время, когда была прочитана «Про Целио». Например, Холлис цитирует использование Цицероном слов equus Troianus и muliebre bellum, которые были названиями популярных трагедий, совпадающих с речью Цицерона. Фактически, Equus Troianus - это название трагедии, разыгранной на открытии Театра Помпея всего через пару лет после того, как был представлен Pro Caelio, как указывает Холлис. Есть ряд гораздо более откровенных трагических метафор, которые Цицерон вставляет в свою речь. Самым очевидным, конечно же, является то, что в ходе своих громких нападок на Клодию Цицерон часто сравнивает ее с Медеей, а также с Клитемнестрой. Наконец, есть несколько строк речи Цицерона, которые Холлис считает способными к слоговой форме ямба, и поэтому трагические ссылки Цицерона еще более тонкие.

Цицерон как покровитель. Цицерон как отец?

Джеймс М. Мэй демонстрирует использование Цицероном образов отца и сына, которые настолько распространены в речи Цицерона, поскольку перекрывают реалии зала суда римского права, а именно отношения патрон-клиент. С самого начала речи защита Цицерона начинает представлять Целия так, как если бы он был его сыном. Мэй определяет и подробно описывает то, что он считает защитой «мальчики будут мальчиками», присущей аргументу Цицерона. Цицерон должен сначала представить Клодию как нецеломудренную, распутную женщину, и он достигает этого, используя язык, связанный с проституцией, когда он описывает ее. Отношения Целия с ней - результат наивности первой и ее соблазнительных аморальных поступков. Ранее в своей речи Цицерон тщательно использовал свой преклонный возраст и высокую репутацию оратора, чтобы обезвредить аргументы Атратина, которому было всего 17 лет, когда он участвовал в судебном преследовании. Кроме того, Цицерон может ослабить связь между Целием и Катилиной, представив первого как мятежного сына, соблазненного на ложные пути развращающими влияниями. Наконец, Цицерон завершает свое разрушение связи Целия и Катилины, заявляя, что Целий почти соединился с Катилиной, на что Мэй сразу же указывает: «как отец, как сын!»

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 07:14:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте