A частный товар определяется в экономике как «объект, приносящий пользу людям», который исключается, т.е. его владельцы могут осуществлять права частной собственности, предотвращая те, кто не заплатил за это от использования товара или потребления его благ; и конкурирующий, т. е. потребление одним неизбежно препятствует потреблению другого. Частный товар как экономический ресурс дефицитен, что может вызвать за него конкуренцию. Кривая рыночного спроса на частный товар представляет собой горизонтальное суммирование кривых индивидуального спроса.
В отличие от общественных благ, таких как чистый воздух или национальная оборона, частные товары с меньшей вероятностью будут иметь проблема безбилетника, в которой человек извлекает выгоду из общественного блага, не способствуя ему. Если предположить, что частный товар положительно оценивается всеми, эффективность его получения затрудняется его соперничеством ; то есть одновременное потребление конкурирующего товара теоретически невозможно. Возможность получения товара затрудняется его исключительностью, что означает, что люди должны платить за него, чтобы пользоваться его преимуществами.
Один из наиболее распространенных способов взглянуть на товары в экономике - путем изучения уровня конкуренции в получении данного товара и возможности исключения его потребления; нельзя, например, помешать другому наслаждаться прекрасным видом в общественном парке или чистым воздухом.
В 1977 году лауреат Нобелевской премии Элинор Остром и ее муж Винсент Остром предложил дополнительные модификации существующей классификации товаров, чтобы выявить фундаментальные различия, влияющие на стимулы, с которыми сталкиваются люди. Их определения представлены в матрице ниже
Исключаемые | Неисключаемые | |
Соперники | Частные товары. продукты питания, одежда, автомобили, парковочные места | Ресурсы общего пользования. рыбные запасы, древесина, уголь |
Неконкурентоспособные | Клубные товары. кинотеатры, частные парки, спутниковое телевидение | Общественные товары. бесплатное телевидение, эфир, национальная оборона |
Примером личного блага является хлеб : хлеб, съеденный одним человеком, не может быть потреблен другим (соперничество), и пекарь легко отказаться торговать буханка (эксклюзив).
Чтобы проиллюстрировать характеристику горизонтального суммирования, предположим, что в этой экономике всего два человека и что:
В результате можно построить новую кривую рыночного спроса со следующими результатами:
Цена за буханку хлеба | Буханки хлеба хлеб | ||
---|---|---|---|
Человек A | Человек B | Всего | |
$6 | 0 | 0 | 0 |
$5 | 0 | 1 | 1 |
$4 | 0 | 2 | 2 |
$3 | 1 | 3 | 4 |
$2 | 2 | 4 | 6 |
$1 | 3 | 5 | 8 |