Присциллиан (умер ок. 385) был богатым дворянином из Римской Испании проповедовавшие строгую форму христианского аскетизма. Он стал епископом Авилы в 380 году. Некоторые практики его последователей (такие как собрания на загородных виллах вместо посещения церкви) были осуждены на Соборе Сарагосы в 380. Напряженность между Присциллианом и епископами, выступавшими против его взглядов, продолжалась, равно как и политические маневры с обеих сторон. Около 385 г. Присциллиан был обвинен в колдовстве и казнен властью императора Максима. Аскетическое движение Присциллианство названо в его честь и продолжалось в Испании и Галлии до конца VI века. Трактаты Присциллиана и его близких последователей, которые казались утерянными, были обнаружены в 1885 году и опубликованы в 1889 году.
Основным и почти современным источником карьеры Присциллиана является галльский летописец Сульпиций Северус, который охарактеризовал его (Хроника II. 46) как благородного и богатого, мирянина, который посвятил свою жизнь учебе и напрасно получил свое классическое языческое образование.
Присциллиан родился около 340 года нашей эры, в знати, возможно, в западной Испании, и был хорошо образован. Около 370 г. он инициировал движение в пользу аскетизма. Присциллиан выступал за изучение не только Библии, но и апокрифических книг. Среди его последователей, покоренных его красноречием и суровым аскетическим примером, были епископы Инстанций и Сальвиан.
Согласно Присциллиану, апостолы, пророки и «врачи» (в латинское значение слова «учителя») - это божественно назначенные церковные приказы, причем первенство принадлежит докторам, к которым причислял себя Присциллиан. «Духовные» все понимают и судят, будучи «детьми мудрости и света»; и подчеркивается различие между плотью и духом, тьмой и светом, Моисеем и Христом, и «князем мира сего» и Христом. В аскетизме Присциллиан различал три степени, хотя и не отказывал в надежде на прощение тем, кто не смог достичь полного совершенства. Совершенные телом, разумом и духом воздерживались от целомудрия, а в браке - от матери. Определенные обычаи присциллианцев известны по осуждающим канонам, изданным синодом 580 года, например, принятие Евхаристии в церкви, но употребление ее дома или в монастыре; женщины присоединяются к мужчинам во время молитвы; пост даже в воскресенье; и медитировать дома или в горах вместо посещения церкви во время Великого поста.
По словам Аны Марии CM Хорхе, «Он сыграл роль катализатора среди лузитанских христиан и кристаллизовал множество аскетических, монашеских и интеллектуальных устремлений, которые были либо справедливо, либо даже полностью несовместимы с христианством, поскольку его придерживалось подавляющее большинство епископов того времени ».
Его известными противниками в Испании были Гигин., епископ Кордовы, и Гидаций, епископ Мериды. Они обвинили учение Присциллиана в гностической природе. Своей нетерпимой жестокостью Гидаций скорее способствовал, чем предотвратил распространение секты. Гидаций созвал синод, состоявшийся в Сарагосе в 380 году. На этом синоде присутствовали десять епископов из Испании и два из Аквитании, Дельфин Бордоский и Фебад Агенский. Хотя ни Присциллиан, ни кто-либо из его последователей не присутствовали на этом мероприятии, он написал в ответ свой третий трактат, оправдывающий чтение апокрифической литературы, не отрицая, что их содержание было частично ложным.
Ни Присциллиан, ни кто-либо из его учеников не упоминается в книге указы. Синод запретил определенные практики. Он запрещал присвоение звания «врача» и запрещал священнослужителям становиться монахами по мотивам более совершенной жизни; женщинам не разрешалось давать титул «девы », пока они не достигли возраста сорока лет. Майкл Куликовский характеризует озабоченность в Сарагосе как отношения между городом и деревней, а также власть городского епископата над религиозной практикой в отдаленных сельских районах.
Сразу после синода, Присциллиан был избран епископом Авила и был рукоположен Инстанцием и Сальвианом. Присциллиан был теперь суфраганом Итакиуса Оссонубы, митрополита Лузитании, которого он пытался изгнать, но затем получил от императора Грациан указ против «лжеепископов и манихеев ». Это было угрозой для присциллианцев, поскольку Римская империя запретила манихейство задолго до того, как она узаконила христианство. Следовательно, три епископа, Инстанций, Сальвиан и Присциллиан, лично отправились в Рим, чтобы представить свою позицию Папе Дамасу I, самому уроженцу Испании. Ни Папа, ни Амвросий, епископ Милана, где проживал император, не удостоили их аудиенции. Сальвиан умер в Риме, но благодаря вмешательству Македония, имперского magister officiorum и врага Амвросия, им удалось добиться отмены указа Грациана и приказа об аресте Итация. Инстанций и Присциллиан, вернувшись в Испанию, восстановили свои престолы и церкви.
Внезапная перемена произошла в 383 году, когда губернатор Британии, Магнус Максимус, восстал против Грациана, который выступил против него, но был убит. Максимус был признан императором Британии, Галлии и Испании и сделал Трир своей резиденцией.
Там Итаций представил свои доводы против Присциллиана, и Максим приказал созвать синод в Бордо в 384 году. После этого дело было передано в светский суд в Треве.. Итаций и Гидаций из Мериды отправились туда на суд. Сульпиций Северус отмечает, что Мартин Турский выразил протест императору против постановления, в котором говорилось, что обвиняемый, отправившийся в Трев, должен быть заключен в тюрьму. Максимус, испанец по происхождению, относился к этому вопросу не как к соперничеству церковных, а как к морали и обществу. Сообщается также, что он хотел обогатить свою казну конфискацией имущества осужденных.
В Трире Присциллиан предстал перед светским судом по уголовным обвинениям, включая колдовство, наказуемое смертной казнью. Присциллиан был допрошен и вынужден признаться, что он изучал непристойные доктрины, проводил ночные встречи с постыдными женщинами и молился обнаженным. Следовательно, ему было предъявлено обвинение в занятиях магией (Maleficium), за что он был осужден и приговорен к смертной казни. Итаций был его главным обвинителем. Присциллиан был осужден и вместе с пятью его товарищами казнен мечом в 385 году. Казнь Присциллиана рассматривается как первый пример вмешательства светского правосудия в церковный вопрос и первый христианин, убитый другими христианами за ересь.
Папа Сириций, Амвросий Миланский и Мартин Турский протестовали против казни, в основном на основании юрисдикции, что церковное дело не должно быть решенным гражданским судом и работать над уменьшением преследования. Папа Сириций осудил не только Итация, но и самого императора. Получив информацию от Максима, он отлучил Итация и его соратников. Во время официального визита в Трир Амвросий отказался признать Италию, «не желая иметь ничего общего с епископами, которые послали еретиков на смерть». Перед судом Мартин получил от Максимуса обещание не применять смертную казнь. После казни Мартин разорвал отношения с Феликсом, епископом Трира, и всеми другими, связанными с расследованиями и судом, и восстановил общение только после того, как император пообещал остановить преследование присциллианцев. Максим был убит при попытке вторжения в Италию в 388 году. При новом правителе Итаций и Гидаций были свергнуты и сосланы. Останки Присциллиана были привезены из Трира в Испанию, где он был почитаем как мученик, особенно на западе страны, где Присциллианство исчезло только во второй половине VI века.
ересь, несмотря на принятые против нее суровые меры, продолжала распространяться как в Галлии, так и в Испании. Письмо папы Иннокентия I от 20 февраля 405 г. к епископу Тулузскому Экзуперию выступило против толкования апокрифов присциллианцами. В 412 г. Лазарь епископ Экс-ан-Прованса и Ирод епископ Арля были изгнаны со своих престолов по обвинению в манихействе. Прокул, митрополит Марселя, и митрополиты Вены и Narbonensis Secunda также были последователями ригористской традиции Присциллиана. Что-то было сделано для его подавления синодом Турибиуса Асторга в 446 г. и синодом Толедо в 447 г.; как открыто исповедуемое кредо, оно должно было быть объявлено еретическим еще раз вторым синодом Браги в 563 г., что свидетельствует о том, что аскетизм присциллианцев был еще силен еще долгое время после его казни. «Официальная церковь», - говорит Ф. К. Конибер, "должен был уважать аскетический дух в той мере, в какой он предписывал безбрачие его священникам и признавал или, скорее, замуровал таких мирян по желанию жить в соответствии со старым аскетическим идеалом.
Не всегда легко отделить подлинные утверждения самого Присциллиана от тех, которые приписываются ему его врагами, или от более поздних разработок, предпринятых группами, которых причисляли к Присциллиану. Давно распространенная оценка Присциллиана как еретика и манихея опиралась на Августин, Турибий Асторгский, Лев Великий и Орозий (цитирует фрагмент письма Присциллиана), хотя на Соборе Толедо в 400 г., через пятнадцать лет после смерти Присциллиана, когда его дело было пересмотрено, наиболее серьезным обвинением, которое могло быть выдвинуто, была ошибка языка в неправильном толковании слова innascibilis («незабываемый»). Августин критиковал присциллианцев, которые, по его словам, были подобны манихе имеет обыкновение поститься по воскресеньям.
Присциллианство продолжалось на севере Испании и юге Галлии. Присциллиан был почитаем как мученик, особенно в Галлеции (современная Галисия и северная Португалия ), где его тело было благоговейно возвращено из Трира.
Некоторые сочинения Присциллиана считались ортодоксальными и не были сожжены. Например, он разделил послания Павла (включая Послание к Евреям ) на серию текстов по их богословским вопросам и написал введение к каждому разделу. Эти каноны сохранились в форме, отредактированной Перегрином. В них содержится сильный призыв к личной благочестивой жизни и аскетизму, включая целомудрие и воздержание от мяса и вина. харизматические дары всех верующих подтверждаются одинаково. Настоятельно рекомендуется изучение Священных Писаний. Присциллиан придавал большое значение апокрифическим книгам, не как вдохновляющим, а как полезным для распознавания истины и заблуждения. Долгое время считалось, что все его сочинения исчезли, но в 1885 году Георг Шепс обнаружил в Вюрцбургском университете одиннадцать подлинных трактатов, опубликованных в CSEL в 1886 году. Хотя они содержат сочинения Присциллиана. Имя, четыре, описывающие суд над Присциллианом, похоже, были написаны его ближайшим последователем.
Согласно Raymond E. Brown (1995), источнику Comma Johanneum, краткой интерполяции в First Послание Иоанна, известное с четвертого века, похоже, является латинским Liber Apologeticus Присциллиана.
Современная оценка Присциллиана резюмируется Генри Чедвиком (1976).