Полиелей (греч. : Πολυέλεος (мн. Ολυέλεοι), что означает «много милосердие »из-за повторения в одном из Полиелей фразы« ὅτι εἰς τὸν αἰῶνα τὸ ἔλεος αὐτοῦ », означающего« потому что вовек [длится] милость Его »), является праздничной частью утрени или всенощное бдение, соблюдаемое в праздничные дни более высокого ранга в восточно-православных и католических церквях византийского обряда. Полиелей считается кульминацией богослужения и включает чтение Евангелия от утрени. Из-за его литургического значения, декорации для Полиелея были составлены Сергеем Рахманиновым и другими.
В частности, Полиелей состоит из Псалмов 134 и 135 (Септуагинты нумерация; Версия Короля Иакова : Псалмы 135 и 136 ), которые торжественно поются в праздничную мелодию, с рефренами Аллилуиа между каждым стихом. Припев к 134-му Псалму звучит как «Аллилуия». Припев к Псалму 135 звучит так: «Аллилуия, аллилуия. Ибо вовек милость Его. Аллилуия». Это повторение слова «милость» - еще одна причина, по которой эти псалмы называются Полиелей.
В максимальной музыкальной обстановке он может длиться до более часа. В настоящее время псалмы обычно сокращаются до нескольких избранных стихов каждый, за исключением некоторых монастырей.
Во время пения Святые врата открываются, и духовенство выходит из святилища, чтобы встать. перед значком из пира, который лежит на аналоге в центре нефа. диакон (или священник, если нет диакона) кадет икону праздника. Однако, если это воскресная служба, Святые врата открываются, духовенство остается в святилище, а священник ругает перед Священным столом (жертвенником).
В праздничные дни за Полиелей следуют избранные стихи из других псалмов, относящихся к празднику. В греческой православной традиции эти стихи упоминаются как; в употреблении русского православия между этими избранными стихами поется гимн, называемый мегалинарион (увеличение), а духовенство совершает полное каре церкви.
По воскресеньям, вместо эклогариона, в честь Воскресения поется гимн, посвященный путешествию Мироносиц на пути к Гробнице Христа. и объявление о Воскресении Иисуса. Если праздник с мегалинарионом выпадает на воскресенье, то однократно произносится только припев мегалинариона, после чего поются евлогитарии. (Если, однако, Великий праздник Господа выпадает на воскресенье, ничего из обычного воскресного богослужения не воспевается, но все поется для Великого праздника, и порядок повторяется в будние дни.)
В три воскресенья перед началом Великого поста, Псалом 136 (KJV: Псалом 137 ), «У вод Вавилона», добавляется к Полиелею. Этот псалом повествует о печали евреев во время вавилонского плена и их тоске по Иерусалиму ; и предписано Церковью в это время вызывать верных в печали из-за их плена греха и тоски по Небесному Иерусалиму.
В греческом обиходе Псалом 44 (KJV: Псалом 45 ) заменяет Псалмы 134 и 135 на праздники Богородицы (Богородицы ).
В более широком смысле термин Полиелей относится ко всему раздел утрени, который выпадает после чтений из псалтиря и до пения канона. Службы ниже ранга Полиелея полностью отсутствуют в этом разделе (за исключением Псалма 50, который читается каждый день, кроме Светлой недели ). Конкретный план Полиелея различается в зависимости от дня недели:
(По воскресеньям, Полиелей проходит в святилище, где духовенство стоит вокруг Священного стола, который представляет Гроб Христа. Почти все гимны поются Тоном Ви k )
В определенные сезоны года, если в воскресенье нет праздника Полиелея или более высокого ранга, Псалмы 134 и 135 заменяются Псалом 118 (KJV: Псалом 119 ).
(В будние дни Полиелей проходит в центре церкви, а священнослужители стоят вокруг иконы праздника. Гимны установлены в различных тонах, в зависимости от вкуса гимнографов)
В православном рейтинге праздников день« Полиелеос »считается «Срединный пир», имеющий рейтинг выше Великого славословия и ниже Всенощного бдения. В литургических календарях он символизируется греческим крестом, напечатанным красным.
Она имеет форму очень большого круга (также называемого короной или horos) с множеством свечей на нем, и часто украшают иконы многочисленных святых. Полиэлайос подвешен на цепочке к потолку. Во время пения псалмов Полиелея (134 и 135) все свечи зажигаются, и их толкают с помощью жезла, так что он вращается взад и вперед во время пения, чтобы символизировать присутствие ангелов, что только добавит радости. службы. Эта практика до сих пор наблюдается в монастырях горы Афон и в других традиционных православных монастырях по всему миру.