Oktōēchos (здесь транскрибируется «Octoechos»; Греческий : ὁ Ὀκτώηχος Греческое произношение: ; от ὀκτώ «восьмерка» и ἦχος «звук, мода» назывались эхо ; славянский : Осмогласие, Осмогласие от о́смь «восьмерка» и гласъ, глаголица : ⰳⰾⰰⱄⱏ, «голос, звук») - восьмиступенчатая система, используемая для композиции религиозных воспевайте в византийской, сирийской, армянской, грузинской, латинской и славянской церквях со времен средневековья. В измененном виде октоихос до сих пор считается основой традиции монодического пения в Византийском обряде.
Имена, приписываемые восьми тонам, отличаются в переводе на церковнославянский. Славянская система считала plagioi echoi как Glas 5, 6, 7 и 8. Для справки, эти различия показаны здесь вместе с древнегреческими названиями октавных видов согласно Hagiopolites (см. Hagiopolitan Octoechos ) и трактатам песнопений и тонариям теоретиков Каролингов. Композиторы пятнадцатого века, такие как Мануэль Хризаф, Лампадариос при дворе Палеологов в Константинополе, обменяли фригийское на лидийское. Армянские имена и их временные циклы представлены в статье о сборниках гимнов octoechos и parakletike.
византийские octoechos | церковнославянские osmoglasie | виды октав | Каролингский octo toni |
---|---|---|---|
Первый (ἦχος πρῶτος) | Первый (гласъ а.) | Дориан | Tonus primus / Authentus protus |
Второй (ἦχος δεύτερος) | Второй (гласъ в.) | Фригийский | Tonus tertius / Authentus deuterus |
Третий (ἦχος τρίτος) | Третий (гласъ г.) | Лидийский | Tonus quintus / Authentus tritus |
Четвертый (ἦχος τέταρτος) | Четвертый (гласъ д.) | миксолидийский | Tonus septimus / Authentus tetrardus |
Плагал Первого (ἦχος πλάγιος τοῦ πρώτου) | Пятый (гласъ є.)Hypodorian | Tonus secundus / Plagis proti | |
Плагал Второй (ἦχος πλάγιος τοῦ δευτέρου) | Шестой (гласъ ѕ.) | Гипофригийский Tonus quartus / Plagis deuteri | |
Могила (ἦχος βαρύς) | Седьмой (гласъ з.) | Гиполидиец | Tonus sextus / Plagis triti |
Плагал Четвертого (ἦχος πλάγιος τοῦ τετάρτου) | Восьмого (гласъ и.) | Гипомиксолидийца | Tonus octavus / Plagis tetrardi |
Южные славяне используют византийскую музыкальную систему и, тем не менее, ее вариант нумерация, которая всегда встречается в церковнославянских текстах.
Согласно трем основным периодам, разделяющим историю восьмиступенчатой системы, первая статья была разделена хронологически:
Octoechos | Период | Ссылка |
---|---|---|
Hagiopolitan Octoechos | 6-13 века | Псевдо- Иоанн Дамаскин |
Пападский Octoechos | XIII – XVIII века | Джон Гликис, Джон Кукузелес |
Необызантийский октоих | XVIII – XXI века | Хризантос Мадитосский |
Практика исполнения византийских песнопений было проведено вычислительное сравнение с теорией Хризантоса. Анализ 94 византийских песнопений в исполнении 4-х певцов показал стремление певцов нивелировать теоретические особенности эха, которые выходят за рамки общей нормы в октоихе. На практике меньшие ступени шкалы (67–133 цента) кажутся увеличенными, а максимальная ступень шкалы 333 цента, по-видимому, уменьшена по сравнению с теорией. На практике первые четыре ноты шкалы в порядке убывания I, III, II, IV более заметны, чем V, VI и VII.