Платформизм - это форма анархизма организация, которая стремится к единству со своими участниками, имея в качестве определяющей характеристики идею о том, что каждая платформистская организация должна включать только людей, которые полностью согласны с идеями основной группы, отвергая людей, которые не согласны. Он подчеркивает необходимость в плотно организованных анархистских организациях, способных влиять на рабочий класс и крестьянские движения.
Платформистские группы отвергают модель ленинского авангардизма, вместо этого стремясь к «сделать анархические идеи ведущими идеями в классовой борьбе ». Согласно платформизму, четыре основных принципа, по которым должна действовать анархическая организация, - это идеологическое единство, тактическое единство, коллективная ответственность и федерализм.
В целом платформистские группы стремятся получить как можно более широкое влияние анархистских идей и методов в своей работе. класс и крестьянство - подобно группам especifismo, платформисты ориентируются на рабочий класс, а не на остальную часть крайне левых. Обычно это влечет за собой готовность работать в кампаниях по конкретным вопросам, профсоюзах и общественных группах; и бороться за немедленные реформы, связывая это с проектом построения общественного сознания и организации. Поэтому они отвергают подходы, которые, по их мнению, предотвратят это, такие как повстанческий анархизм, а также «взгляды, отвергающие деятельность в профсоюзах» или отвергающие антиимпериалистические движения <143.>
Название происходит от Организационной платформы Всеобщего союза анархистов (проект) 1926 года, опубликованной Группой русских анархистов за рубежом в их журнале Dielo Truda («Дело рабочих»). Группа, которая состояла из ссыльных российских анархистов ветеранов 1917 года Октябрьской революции (в частности, украинца Нестора Махно, сыгравшего ведущую роль в анархической революции на Украине 1918–1921), основав Платформу на своем опыте революции и возможной победе большевиков над анархистами и другими группами. Платформа попыталась обратиться и объяснить неудачи анархистского движения во время русской революции за пределами Украины. Документ вызвал похвалу и критику со стороны анархистов всего мира и вызвал серьезные дебаты в анархистском движении.
Сегодня платформизм является важным течением в международном анархизме. Около тридцати платформистских и особых организаций объединены в проекте, включая группы из Африки, Америки и Европы. По крайней мере, с точки зрения количества аффилированных организаций (если не фактического членства в некоторых странах) сеть Anarkismo больше, чем другие анархистские международные организации, такие как synthesist International of Anarchist Federation и анархо-синдикалистов Международная ассоциация рабочих.
Платформа описывает четыре ключевые организационные особенности, которые отличают платформизм:
Платформа утверждает, что" [мы] жизненно нуждаемся в организации, которая, привлекая большинство участников анархистского движения, установила бы общую тактическую и политическую линию для анархизм и тем самым служить руководством для всего движения ». Короче говоря, единство означает единство идей и действий в противоположность единству на основе анархического ярлыка.
Организационная Платформа Всеобщего союза анархистов (проект) была написана в 1926 году Группой русских анархистов за рубежом, группой изгнанных русских и украинских анархистов во Франции, которые издали журнал Dielo Truda. mphlet - это анализ основных анархистских убеждений, видение анархического общества и рекомендации относительно того, как должна быть структурирована анархическая организация.
Авторы платформы настаивали на том, что ее основные идеи не новы, но имеют давнюю анархистскую родословную. Таким образом, платформизм - это не отход от классического анархизма или новый подход, а «повторное изложение» существующих позиций.
Они процитировали Петра Кропоткина, утверждая, что «формирование анархической организации в России это далеко не наносит ущерба общей революционной задаче, напротив, это желательно и полезно в очень большой степени »и утверждал, что« стремления Михаила Бакунина в отношении организаций, а также его деятельность «в Первом Интернационале,« дают нам полное право рассматривать его как активного сторонника именно такой организации ». Действительно, «практически все активные анархистские боевики боролись против разрозненной деятельности и хотели анархического движения, объединенного единством целей и средств».
Платформа была известная на английском языке как «Организационная платформа коммунистов-либертарианцев», в результате того, что она была переведена из французского издания, популярного в начале 1970-х годов. В своей книге «Лицом к врагу: история анархической организации от Прудона до мая 1968 года» (стр. 131) Александр Скирда приписывает большую часть разногласий по поводу платформы оригинальному французскому переводу 1926 года, сделанному ее оппонентом Волин. В более поздних переводах на французский язык были исправлены некоторые неверные переводы, и последний английский перевод, сделанный непосредственно с русского оригинала, отражает это.
Некоторые платформистские организации сегодня недовольны этим обозначением, часто предпочитая использовать такие описания, как «анархический коммунист», «социальный анархист», «либертарианский коммунист / социалист» или даже особенный. Большинство согласны с тем, что Платформе 1926 года сильно не хватало в определенных областях, и указывают, что это был проект документа, который никогда не предполагался для принятия в его первоначальной форме. Итальянская Федерация анархистов-коммунистов (FdCA), например, не настаивает на принципе «тактического единства», которого, по их мнению, невозможно достичь на большой территории, предпочитая вместо этого «тактическую однородность»..
Сегодня во многих странах существуют организации, вдохновленные Платформой, в том числе:
Организации, вдохновленные Платформой, также были среди основателей ныне несуществующей сети Международной либертарианской солидарности и ее преемника, network, которой совместно управляют около 30 платформистских и специальных организаций по всему миру.
Платформа вызвала резкую критику со стороны некоторых секторов анархистского движения того времени, включая некоторых из самых влиятельных анархистов, таких как Волин, Эррико Малатеста, Луиджи Фаббри, Камилло Бернери, Макс Неттлау и Александр Беркман, Эмма Гольдман и Грегори Максимофф.
В качестве альтернативы платформизму Волин и Себастьен Фор предложили синтезаторские анархистские федерации, которые они планировали сформироваться в соответствии с принципами анархизма без прилагательных.
Вместо упора Платформы на тесное политическое и организационное единство, «синтезаторский» подход выступал за гораздо более свободную организацию, которая максимизировала бы числа, т.е. большая палатка подход. Платформисты считают такие организации слабыми, несмотря на их численность, поскольку отсутствие общих взглядов означает неспособность предпринимать общие действия, что противоречит цели общей организации.
Хотя такая критика указывает на прямой отказ от предложений Платформы, другие, похоже, возникли из-за недопонимания.
Примечательно, что Малатеста изначально полагал, что Платформа была «типично авторитарной» и «далека от того, чтобы способствовать победе анархистского коммунизма, к которой они стремятся, но могла только фальсифицировать анархический дух и привести к последствиям, которые против их намерений ».
Однако после дальнейшей переписки с Махно - и увидев формирование платформистской группы - Малатеста пришел к выводу, что на самом деле он был согласен с позициями Платформы, но был сбит с толку языком они использовали:
Но все это, возможно, только вопрос слов... В своем ответе Махно я уже сказал: «Может быть, под термином коллективная ответственность вы имеете в виду соглашение и солидарность, которая должна существовать среди членов ассоциации. И если это так, ваше выражение, на мой взгляд, будет равносильно неправильному использованию языка, и, следовательно, будучи всего лишь вопросом слов, мы были бы ближе к пониманию каждого другое. ".. А теперь, снова Принимая во внимание то, что говорят товарищи из 18е, я нахожу себя более или менее согласным с их подходом к пониманию анархической организации (будучи очень далеким от авторитарного духа, который, казалось, раскрывает «Платформа»), и я подтверждаю свое убеждение, что за языковые различия на самом деле лежат в одинаковых позициях.