Люди пима

редактировать
Группа коренных американцев

Пима
Pima.jpg Портреты О'одхэма
Общая численность населения
19 921 +/– 4574 (2010)
Регионы со значительным населением
США США (Аризона Аризона )
Языки
О'одхам, английский, испанский
Религия
Римский католицизм, традиционная племенная религия
Родственные этнические группы

Пима (или Акимел О'одхам, также пишется Акимел Оготам, «Речные люди», ранее известные как Пима) группа коренных американцев, живущих на территории, состоящей из того, что сейчас является центральной и южной Аризоной, а также северо-западной Мексикой в штатах Сонора и Чихуахуа. Большая часть населения двух выживших банд Акимел О'одхам проживает в двух резервациях: Кели Акимел Одотам в Индейской общине реки Гила (GRIC) и Онк Акимел О'одхам в Индийская община Солт-Ривер Пима-Марикопа (SRPMIC).

Они тесно связаны с другими речными народами, Ак-Чин О'одхам, теперь образующими Индейское сообщество Ак-Чин. Они также связаны с собаипури, потомки которых проживают в резервации индейцев Сан-Ксавьер или Ваук (вместе с Тохоно О'одхам) и в индейской общине Солт-Ривер.. Вместе с родственниками Тохоно О'одхам («Люди пустыни», ранее известные как Папаго) Восточной Папагерии и Хиа Си-эд О'одхам («Люди песчаных дюн» ", ранее известный как Sand Papago) Западной Папагерии, Akimel O'odham образуют Верхний Oʼotham или Верхний Pima (также известный как Pima Alto).

Краткое название «Пима». считается, что они произошли от фразы pi 'añi mac или pi mac, означающей «я не знаю», которую они неоднократно использовали на своих первых встречах с испанскими колонистами. Последний называл их пима. Этот термин был принят позднее носителями английского языка: торговцами, исследователями и поселенцами.

Содержание
  • 1 История до 1688 года
  • 2 История после 1694 года
  • 3 Акимел О'одхам и Соленая река
  • 4 Современная жизнь
  • 5 Обычаи
  • 6 Известный Акимел О ' odham
  • 7 См. также
  • 8 Сноски
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
История до 1688 года
Территория пима в 1700 году н.э..pdf

Индейцы пима называли себя Othama до первого сообщения о взаимодействии с некоренными Американцев записали. Испанские миссионеры записали деревни Пима, известные как Кина, Эквитуни и Утуритук. Американцы европейского происхождения позже превратили это недопонимание в Пимос, который был адаптирован для жителей реки Пима. Народ Акимел Одотам сегодня называет свои деревни Район №1-У кехк (Блэкуотер), Район №2-Хашан Кехк (Стенд Сагуаро), Район №3-Гуу Ки (Сакатон), Район №4-Сантан, Район №5 -Вах Ки (Каса-Бланка), округ №6-Коматке (Горы Сьерра-Эстрелла ) и округ №7-Колония Марикопа.

Акимел Одотам (известный антропологам как Пима) являются подгруппой Верхнего Одотама или Верхнего Пима (также известного как Пима Альто), земли которого были известны на испанском языке как Пимерия Альта. Эти группы культурно связаны. Считается, что в культурном отношении они произошли от группы, классифицируемой в археологии как хохокам. Термин «хохокам» является производным от слова «хухугам» (произносится как «ху-ху-гам»), которое буквально переводится как «те, кто ушел раньше», что означает «предки».

Группы пима-альто или верхняя пима были подразделены учеными на основе культурных, экономических и языковых различий на две основные группы:

Одна была широко известна как пима или река пима. С конца 20 века их называли по собственному имени или автониму: Акимел Одотам

  • Акимел Оготам (Акимел Ау-Аутм, что означает «речные люди», часто называемые посторонними просто пима, жил к северу и вдоль рек Гила, Солт и Санта-Крус на территории, которая сегодня определяется как Аризона)
  • Ак-Чин О'одхам (Ак-Чин Ау-Аутм), Индийская община Ак-Чин
  • Собайпури (также просто Собас, которого соседний Акимел О'одхам называет Рсарсавина) "), первоначально жили в долинах рек Сан-Педро и Верхней реки Санта-Крус. В начале 18 века они постепенно были вытеснены из нижней части долины реки Сан-Педро. В середине века их оставшиеся поселения в верховьях реки Сан-Педро были разрушены нападениями апачей Аривайпа и Пиналеньо. Они двинулись на запад в поисках убежища среди Тохоно О'одхам и Акимел О'одхам, с которыми они слились.

Другой народ был широко известен как Папаго или Пустынный Пима. Люди теперь известны под своим именем или самоназванием, как Нация Тохоно О'одхам.

  • Тохоно О'одхам («Люди Пустыни»); соседний Акимел О'одхам называл их Pahpah Au-Authm или Ba꞉bawĭkoʼa - «поедание бобов тепари», что испанцы произносили как Папаго. Они жили в полузасушливых пустынях и горах к югу от современного Тусона, Тубака и к югу от реки Гила
    • Куитатк (kúí tátk)
    • Сикорхимат (sikol himadk)
    • Wahw Kihk (wáw kéˑkk)
    • Сан-Педро (wiwpul)
    • Цаур (jiawul dáhăk)
    • Анегам (áˑngam - «ива пустыни»)
    • Имках (iˑmiga)
    • Tecolote (kolóˑdi, также cú´kud kúhūk)
  • Hia C-eḍ O'odham («Люди песчаных дюн», также известные в соседнем O'odham как Hia Tadk Ku꞉mdam - «Крушители корней песка», широко известные как «Sand Papagos» или «Sand Pimas», жил к западу и юго-западу от Tohono O'odham в Gran Desierto de Altar Пустыня Сонора между хребтом Аджо, рекой Гила, рекой Колорадо и Калифорнийским заливом юг в северо-западную Сонору, Мексика. Там они были известны Тохоно О'одхам как Uʼuva꞉k или Uʼuv Oopad, названные в честь гор Тинахас-Альтас.)
    • Areneños Pinacateños или Пинакате ños (жил в Сьерра-Пинакате, известном как Cuk Doʼag у Hia C-eḍ O'odham в горах Кабеса-Приета в Аризоне и Соноре)
    • Арененьос (жили в Гран-Десиерто вокруг гор, которые были домом для Арененьос Пинакатеньос)

Акимел Одотам жили вдоль Гила, Солт, Яки и реки Сонора в деревнях в стиле ранчерия. Деревни были созданы как разрозненная группа домов с семейными группами, разделяющими центральную рамаду и кухню. Вокруг этого центрального района были построены круглые дома кистей оласки. Oʼotham матрилокальны, с дочерьми и их мужьями, живущими с матерью дочери и рядом с ней. Семейные группы, как правило, состоят из больших семей. Акимел Одотам также сезонно жили во временных полевых домах, чтобы ухаживать за посевами.

На языке O'odham, по-разному называемом O'odham ñeʼokĭ, O'odham ñiʼokĭ или Ootham ñiok, говорят все группы O'odham. Существуют определенные диалектные различия, но они взаимно понятны, и все группы О'одхэма могут понимать друг друга. Лексикографические различия возникли между разными группами, особенно в отношении новых технологий и инноваций.

Древняя экономика Акимела Одотама была в основном натуральным хозяйством, основанным на сельском хозяйстве, охоте и собирательстве. Они также вели обширную торговлю. Доисторические народы построили обширную ирригационную систему для компенсации засушливых условий. Он используется и сегодня. Со временем сообщества построили и изменили системы каналов в соответствии со своими меняющимися потребностями.

Akimel Oʼotham были экспертами в области текстиля и производили замысловатые корзины, а также тканую ткань. До прихода европейцев их основными военными соперниками были апачи и Явапай, которые время от времени совершали набеги на их деревни из-за конкуренции за ресурсы. Последние племена были более кочевыми, в основном зависящими от охоты и собирательства, и совершали набеги на более оседлые группы, выращивающие пищу. Они установили дружеские отношения с апачем.

История после 1694 года
Дома пима традиционной и кирпичной постройки в 1900 году Кавиу, старейшина пима, сфотографирован примерно в 1907 году Эдвардом С. Кертисом

Первоначально Акимел О'Отам пережил малоинтенсивный колониальный контакт. Ранние встречи были ограничены группами, путешествующими по территории, или членами общины, посещавшими поселения на юге. Латиноамериканская эра (1694–1853 гг. Н. Э.) Исторического периода началась с первого посещения отца Кино их деревень в 1694 году. Контакты с мексиканцами были нечастыми во время их правления в южной Аризоне между 1821 и 1853 годами. Акимел О'Отам пострадали от интродуцированных европейских элементов, таких как инфекционные заболевания, к которым у них не было иммунитета, новые культуры (культурные растения, например, пшеница), домашний скот и использование инструментов и изделий из металла.

Евроамериканские контакты с Акимел О'Отам в центре долины Хила увеличились после 1846 года в результате мексикано-американской войны. Акимел О'Отам торговал и помогал экспедициям Стивена Уоттса Кирни и Филиппа Сент-Джорджа Кука на пути в Калифорнию. После поражения Мексики она уступила территории нынешней Аризоны Соединенным Штатам, за исключением земли к югу от реки Хила. Вскоре после этого началась Калифорнийская золотая лихорадка, побудившая американцев отправиться в Калифорнию через мексиканскую территорию между Месиллой и рекой Колорадо пересечениями около Юмы, на так называемой тропе южных эмигрантов. Путешественники использовали деревни Акимел О'Отхам как оазисы, чтобы оправиться от пересечения незнакомых пустынь. Они также купили новые припасы и скот, чтобы поддержать путешествие через оставшиеся пустыни на запад.

Две молодые школьницы из индейцев пима, около 1900

Американская эра (1853–1950 гг. Н. Э.) Началась в 1853 году с покупки Гадсдена, когда США приобрели южную Аризону. Были разработаны новые рынки, первоначально для снабжения иммигрантов, направляющихся в Калифорнию. Зерно было необходимо для лошадей Сухопутной почты Баттерфилда и для военных во время Гражданской войны в США. В результате Акимел О'Отам пережил период процветания. Индейская община реки Хила (GRIC) была основана в 1859 году. Перепись 1860 года зафиксировала деревни пима как Агуа-Раис, Ареналь, Каса-Бланка, Качанильо, Черрито, Серро-Чикито, Эль-Льяно и Хормигуэро.

Гражданская война в США, многочисленные евроамериканские мигранты поселились в верховьях реки Гила, а также в нижнем течении Соленой реки. Из-за их вторжения и конкуренции за ограниченные ресурсы взаимодействие между группами коренных американцев и евроамериканскими поселенцами становилось все более напряженным. Правительство США приняло политику умиротворения и содержания коренных американцев в резервациях. Неопределенность и непостоянство урожайности привели к серьезной реорганизации поселений. Создание штаб-квартиры агентства, церквей и школ, а также торговых постов в Ваки (Casa Blanca) и Гу Уки (Sacaton) в 1870-х и 1880-х годах привело к росту этих городов в качестве административных и торговых центров за счет других.

К 1898 году сельское хозяйство в GRIC почти прекратилось. Хотя некоторые акимел О'Отам питались пайками, их основным средством к существованию было вырубка леса. Первые земельные наделы на реке Гила были созданы в 1914 году в попытке разделить общинные земли. Каждому человеку был выделен участок орошаемой земли площадью 10 акров (40 000 м²), расположенный в районах, орошаемых проектами Santan, Agency, Blackwater и Casa Blanca в восточной половине резервации. В 1917 году размер надела был увеличен вдвое, чтобы включить в него основной участок орошаемой земли и вторичный, обычно несмежный участок пастбищ площадью 10 акров (40 000 м).

Самой амбициозной попыткой исправить экономическое положение Акимел О'Отам был Закон о проекте Сан-Карлос 1924 года, который санкционировал строительство водохранилища на реке Хила. Он предусматривал орошение 50 000 акров (200 км) индийских и 50 000 акров (200 км) неиндийских земель. По ряду причин проект Сан-Карлос не смог оживить фермерскую экономику О'Отам. Фактически проект остановил воду реки Гила, и Акимел О'одхам больше не имел источника воды для сельского хозяйства. Так начались голодные годы. Многие Оготамы полагали, что эта ошибочная политика правительства была попыткой массового геноцида.

На протяжении десятилетий правительство США способствовало ассимиляции, вынуждая Акимел О'Отама вносить изменения почти во всех аспектах их жизни. Однако после Второй мировой войны в Акимел О'Отам возродился интерес к племенному суверенитету и экономическому развитию. Сообщество восстановило самоуправление и признано племенем. Кроме того, они создали несколько прибыльных предприятий в таких областях, как сельское хозяйство и телекоммуникации, и построили несколько игровых казино для получения доходов. Они начали строительство системы водоснабжения через резервацию, чтобы возродить свою сельскохозяйственную экономику.

Акимел О'одхам и Солт-Ривер
Прекрасные корзины Пима, сфотографированные примерно в 1907 году Эдвардом С. Кертисом

Акимел О'одхам («Речные люди») жили на берегу Хила и Солт-Риверс задолго до контакта с Европой.

Их образ жизни (himdag, иногда переводится на английский как Him-dag) был и остается центром на реке, которая считается святой. Следует уточнить термин «хим-даг», так как он не имеет прямого перевода на английский язык и не ограничивается почитанием реки. Он включает в себя многое, потому что О'одхам хим-даг переплетает религию, мораль, ценности, философию и общее мировоззрение, которые взаимосвязаны. Их мировоззрение / религиозные убеждения сосредоточены на мире природы, и это распространено во всей их культуре.

Реки Хила и Солт в настоящее время пересыхают из-за (проекта ирригации Сан-Карлоса) расположенных выше по течению плотин, которые блокируют сток и отвод воды чужими фермерами. Это было причиной огромного недовольства среди всех Ohamotham. Отвод вверх по течению в сочетании с периодами засухи приводил к длительным периодам голода, которые были разрушительным изменением от документально подтвержденного процветания людей до тех пор, пока неродные поселенцы не занялись более агрессивным сельским хозяйством в районах, которые традиционно использовались Акимел Оготам и Апачи в Восточной Аризоне. Это злоупотребление правами на воду стало толчком для почти столетней судебной тяжбы между индейской общиной реки Гила и правительством Соединенных Штатов, которая была урегулирована в пользу Акимела Одотама и подписана Джорджем Бушем в декабре 2005 года. примечание, иногда во время сезона дождей река Соленая течет, хотя и на низких уровнях. В течение нескольких недель после 29 декабря 2004 г., когда неожиданный зимний ливень затопил районы намного выше по течению (в Северной Аризоне), вода была выпущена через плотины на реке с более высокими темпами, чем когда-либо с момента заполнения Городского озера Темпе. в 1998 году и послужил поводом для небольшого празднования в Индейской общине Солт-Ривер Пима-Марикопа. Отвод воды и введение чужеродной диеты, как утверждается, были ведущим фактором, способствовавшим высокому уровню заболеваемости диабетом среди племени акимел оготам.

Современная жизнь
Генерал Дуглас Макартур встреча навахо, Пима, Пауни и другие индейские войска Дуглас Майлз (Акимел О'одхам– Сан-Карлос Апач ), художник, защитник молодежи и основатель Apache Skateboard

По состоянию на 2014 г. большая часть населения проживает в признанных на федеральном уровне Индейское сообщество реки Хила (GRIC). В исторические времена большое количество Акимел О'одхам мигрировало на север, чтобы занять берега реки Солт-Ривер, где они образовали Индейскую общину Пима-Марикопа Солт-Ривер (SRPMIC). Оба племени являются конфедерациями двух различных этнических групп, в том числе марикопа.

. Четыре признанных на федеральном уровне племени на юго-западе говорят на одном языке: они называются общиной индейцев реки Гила (Keli Akimel O одхам - «река Гила Люди»); индейская община Солт-Ривер Пима-Марикопа (Онк Акимел О'одхам - «Солт-Ривер Люди»); Индийская община Ак-Чин (Ак-Чин О'одхам); и Нация Тохоно О'одхам (Тохоно О'одхам - «Люди пустыни»). Оставшаяся группа, Hia C-ed O'odham («Люди песчаных дюн»), не признана на федеральном уровне, но проживает по всей юго-западной Аризоне.

Сегодня GRIC - это суверенное племя, проживающее на территории площадью более 550 000 акров (2200 км) в центральной части Аризоны. Сообщество разделено на семь округов (похожих на штаты) с советом, представляющим отдельные подправления. Он самоуправляется избранным губернатором (в настоящее время Грегори Мендоса), вице-губернатором (в настоящее время Стивен Роу-Льюис) и Советом племен, состоящим из 18 членов. Совет избирается по округам, количество избирателей определяется населением района. Всего насчитывается более 19 000 зарегистрированных членов.

Индейское сообщество реки Хила участвует в различных предприятиях экономического развития, которые обеспечивают развлечения и отдых: три игровых казино, прилегающие поля для гольфа, роскошный курорт и парк развлечений в западном стиле. Кроме того, они управляют различными индустриальными парками, полигонами и строительными материалами. GRIC также занимается сельским хозяйством и управляет собственными фермами и другими сельскохозяйственными проектами. В индейской резервации на реке Гила проживают Марикопа (Пийпаа, Пийпааш или Пи-Пош - «Люди») и Кели Акимел О'одхам (также Кели Акимел Ау-Аутм - «Народ реки Гила», подразделение Акимел О'одхам - «Речные люди»).

Индейское сообщество Солт-Ривер Пима-Марикопа меньше по размеру. Он также имеет правительство избранного президента и племенной совет. Они управляют племенными играми, промышленными объектами, свалками и строительными материалами. Индейская община Солт-Ривер Пима-Марикопа (SRPMIC) является домом для Онк Акимел О'одхам (также Онк Акимел Ау-Аутм - «Люди Соленой реки», подразделение Акимел О'одхам - «Речных людей»), Марикопа Легия (называют себя Ксаличидом Пийпаа или Ксаличидом Пийпааш - «Люди, которые живут у воды», потомки беженца Халчидхома ), Тохоно О'одхам («Люди пустыни») и некоторые Кели Акимел О'одхам (также Кели Акимел Ау-Аутм - «Народ реки Гила», другое подразделение Акимел О'одхам - «Народ реки»).

Индейская община Ак-Чин расположена в долине Санта-Крус в Аризоне. Сообщество состоит в основном из Ак-Чин О'одхам (Ак-Чин Ау-Аутм, также называемого Пима, другое подразделение Акимел О'одхам - «Речные люди») и Тохоно О'одхам, а также некоторые Йоэме. По состоянию на 2000 год население, проживавшее в общине, составляло 742 человека. Ак-Чин - это слово из О'одхама, которое означает «устье арройо» или «место, где смыв теряется в песке или земле».

Кели Акимел О'одхам и Онк Акимел О'одхам имеют различные экологические проблемы со здоровьем, связанные с упадком их традиционной экономики и сельского хозяйства. У них самая высокая распространенность диабета 2 типа в мире, намного больше, чем наблюдается в других популяциях США. Несмотря на то, что они не подвергаются большему риску, чем другие племена, люди пима были предметом интенсивных исследований диабета, отчасти потому, что они составляют однородную группу.

В целом повышенная распространенность диабета среди коренных американцев была гипотеза, возникшая в результате взаимодействия генетической предрасположенности (экономный фенотип или бережливый генотип), как было предложено антропологом Робертом Ферреллом в 1984 году, и внезапным переходом в рационе питания в течение прошлого века с традиционных сельскохозяйственных культур на обработанные продукты, вместе со снижением физической активности. Для сравнения: генетически схожий О'одхам в Мексике имеет лишь незначительно более высокую распространенность диабета 2 типа, чем мексиканцы, не принадлежащие к О'одхаму.

Обычаи

Акимел О'одхам придает большое значение имена лиц. С десяти лет и до момента вступления в брак ни мальчикам, ни девочкам не разрешалось произносить свои имена вслух. Индейцы пима считали, что такой поступок принесет несчастье детям и их будущему. Точно так же люди в племени не произносят вслух имена умерших людей, чтобы избежать неудач, призывая своих духов к живым. Но слово или слова в названии не исключены из языка.

Люди тщательно устно учили своих детей моральным, религиозным и другим вопросам. Их церемонии часто включали в себя стандартные речи, в которых говорящий рассказывал отрывки из их космического мифа. Такой пересчет был особенно важен при подготовке к войне. Эти речи были адаптированы для каждого случая, но общий контекст был одинаковым.

Известный Акимел О'одхам
См. Также
Сноски
Дополнительная литература
  • ДеДжонг, Дэвид Х (2011). Вынужденный покинуть наши поля во время интервью Пима Клэя Саутворта, Гила Ривер, 1914 г. Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press. ISBN 978-1-60781-095-7.
  • Ортис, Альфонцо, редактор тома. Справочник североамериканских индейцев. Vol. 10 Юго-запад. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1983.
  • Притцкер, Барри. Энциклопедия американских индейцев. Oxford: Oxford University Press, 1998. ISBN 0-19-513877-5.
  • Шоу, Анна Мур. Прошлое Пима. Tucson: University of Arizona Press, 1974. ISBN 0-8165-0426-1.
  • Смит-Моррис, Кэролайн. Диабет среди пима: истории выживания. Tucson: University of Arizona Press, 2006. ISBN 978-0816527328.
  • Уолдман, Карл. Энциклопедия индейских племен. Нью-Йорк: Чекмарк, 1999.
  • Заппиа, Натале А. Торговцы и рейдеры: коренной мир бассейна Колорадо, 1540–1859. Чапел-Хилл, Северная Каролина: University of North Carolina Press, 2014.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Пима.
Последняя правка сделана 2021-06-02 06:02:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте