Корзина-корзина Явапай начала 20 века, сотканная из ивы и тростника | |
Общая численность населения | |
---|---|
1550 (1992) | |
Регионы со значительным населением | |
Языки | |
Явапай (три диалекта языка Нагорного Юман ), Английский | |
Религия | |
Коренные, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Хавасупай, Хуалапай, Мохаве, Западные апачи |
Явапай индейское племя в Аризоне. Исторически явапаи - «люди солнца» (от enyaeva «солнце» + pai «люди четыре») - были разделены на географических группы, идентифицированные как отдельные независимые народы: o: lkabaya, или Западный Явапай; Явбе, или Северо-Западный Явапай; Гувевкабая, или Юго-Восточный Явапай; и Ви: пукба, или Северо-Восточный Явапай - Явапай долины Верде.
Другой отряд явапай, который больше не существует, был Mađqwadabaya или «Люди Пустыни». Считается, что его люди смешались с народами Мохаве и Кечан. (Несколько семейств мохаве и кечан ведут свою родословную от корней явапаи.) Явапаи имеют много общего со своими языками на севере, хавасупаи и хуалапаи. За эти явапай ошибочно принимали за апачи американские поселенцы, называли их «мохаве-апачи», «юма-апачи» или «тонто-апачи».
До 1860-х годов, когда поселенцы начали поиск золота в этом районе, Явапаи занимали территорию примерно 20 000 миль² (51800 км²), граничащую с пиками Сан-Франциско на севере., горы Пиналено и горы Мазатзал на юго-востоке, и река Колорадо на западе и почти до реки Хила и Соленая река на юге.
Перед тем, как ограничить резервации, явапаи в основном были охотниками-собирателями, после ежегодного раунда мигрировали в разные районы, чтобы следить за созреванием различных съедобных растений и перемещением дичи. Некоторые племена дополнили эту диету мелким выращиванием «трех сестер » - кукурузы, тыквы и фасоли - в плодородных почвах. русла рек. В частности, о: lkabaya, которые жили на землях, которые меньше поддерживали сбор пищи, обратились к сельскому хозяйству больше, чем другие Yavapai. Им приходилось работать, чтобы выращивать зерновые, так как их земля также меньше поддерживала сельское хозяйство. В свою очередь, o: lkabaya часто обменивал такие предметы, как шкуры животных, корзины и агава в группы кечан на еду.
Основные собранные растительные продукты: грецкие орехи, плоды сагуаро, ягоды можжевельника, желуди, подсолнечник. семена, ягоды манзаниты и яблоки, каркас, луковицы Quamash и зелень четверти ягненка, Scrophularia и Lupinus растения. Агава была важным урожаем, так как это была единственная растительная пища, доступная с поздней осени до ранней весны. Сердца растения жарили в ямах, выложенных камнем, и их можно было сохранить для дальнейшего использования. Основными промысловыми животными были олень, кролик, кролик, перепел и лесной крыс. Большинство групп явапай избегали рыб и водных птиц. Некоторые группы толкепайцев начали есть рыбу после контакта со своими квечанами соседями.
Ранние явапаи практиковали традиционные, такие как боевые танцы, танцы победы и светские. Танцы. Танец горного духа был танцем в маске, который использовался для руководства или исцеления больного человека. Танцоры в масках представляют горных духов, которые Явапай считал обитающими в Четырех пиках, Горах Макдауэл, Красной Горе (около форта Макдауэлл), Горе Мингус - (Блэк-Хиллз ) около Кэмп-Верде и Гранитная гора около современного Прескотта. Явапаи также верят, что горные духи обитают в пещерах Замка Монтесумы и Колодца Монтесумы в долине Верде.
Современные явапаи принимают участие в нескольких танцах и пении, таких как пение и танцы птиц народа Мохаве.
Хижина, построенная Явапаи жилища-убежища, называемые Вам бу нья: ва (Вом-бу-нья-ва). Летом строили простые навесы без стен. В зимние месяцы закрытые хижины (называемые уважение) строились из ветвей окотилло или другого дерева и покрывались шкурами животных, травой, корой и / или землей. В районе реки Колорадо о: lkabaya построил Uwađ a'mava, прямоугольную хижину, с плоской крышей и заваленной землей по бокам. Они также искали убежище в пещерах или заброшенных пуэбло, чтобы спастись от холода.
Основная общественно-политическая организация Явапай составляет местные группы больших семей, которые были отождествлены с определенными географическими регионами, в они проживали. Эти местные группы будут формировать банды во время войны, набегов или обороны. На большей части истории Явапаи семья была центральной группой, будь то нуклеарная семья или расширенная. Использование большого количества продуктов питания для больших групп населения. Однако известны исключение.
Рядом находился Ананьике (Перепелиный петух), летний лагерь Гувевкабая, в котором одновременно проживало более 100 человек. Он поддерживал сбор плодов опунции, а также охоту на кроликов и древесных крыс. Зимой лагеря сформировались большими группами, состоящими из нескольких семей. Они разделились на более мелкие группы в конце зимы, к весеннему урожаю.
Правительство Явапаи, как правило, было неформальным. Не был вождей племен, таких как вождь гувевкабая или вождь Ɖo: lkabaya. Некоторые стали признанными лидерами на основании того, что решили следовать им, прислушиваться к их советам и поддерживать их решения. Мужчин, которые славились своими воинами, называли мастава («не бояться») или бамульва («человек, идущий вперед»). Другие воины были готовы последовать за такими людьми в бой. Некоторые мужчины Явапаи были известны своей мудростью и способностью говорить. Вызываемые баквау («говорящий») разрешили споры внутри лагеря и консультировали других по выбору места для лагеря, трудовой этике и производству еды.
Народы явапай были не политическими или социальными модулями, а скорее четырьмя отдельными автономными группами. Несмотря на то, что они связаны культурно, лингвистически и этнически, они не идентифицированы как явапаи централизованно. Эти четыре группы по географическим, историческим, культурным и семейным причинам входили в различные союзы с соседними племенами, без учета интересов соседних групп явапаи. Четыре группы состояли из разных местных групп, состоящих в основном из родственных групп, известных как кланы.
Явапаи разделились на следующие группы:
Оба в Валькамепа и Викеджасапа, следующие кланы были представлены и делились, в основном, пересекающимися территориями:
Ви: пукба («Люди у подножия» Апачи (Тонто-Апачи) с центральной и западной стороны Аризоны ») и Гувевкабая жили рядом с дильженэ. и обычно к востоку от реки Верде, и большинству банд явапай к западу от нее. Зоны проживания племен ви: пукба в пиках Сан-Франциско, вдоль реки Верхняя Верде, каньона Оук-Крик и Фоссил-Крик, перекрываются с теми же из северных тонто-апачей.
. Подобным образом гувевкабая разделяла охотничьи и собирательные угодья к востоку от реки Верде, вдоль реки Фоссил, реки Ист-Верде, реки Солт и в суевериях Горы, Сьерра-Анча и Горы Пиналено с южными тонто-апачами и отрядами апачей Сан-Карлос. Поэтому они образовали двуязычные смешанные племенные группы. Посторонние, такие как испанцы, мексиканцы и американцы, различали народы прежде всего по языку, но часто называли их одним именем. Апачи говорили на диалекте тонто западного языка апачей (Ndee biyati '/ Nnee biyati'), а явапаи говорили на языке явапаи, ответвлении нагорья Юман. Живя вместе в общих ранчериях, семьи, идентифицированные как апачи или явапаи на основании их «родного языка ». Обе группы имели систему матрилинейного родства, в которой дети считались рожденными в семье и клане матери, а наследование и собственность передавались по материнской линии.
Большинство людей в этих смешанных группах говорили на обоих языках. У главы каждой группы обычно было два имени, по одному от каждой культуры. Поэтому враг навахо на севере называл обоих, тонто-апачей и их союзников, явапаи, Dilzhʼíʼ dinéʼiʼ - «Люди с высокими голосами». Этнические европейцы называли явапаи и апачи вместе как тонто или тонто апачи. Народы вместе совершали набеги и воевали против вражеских племен, таких как Тохоно О'одхам и Акимел О'одхам.
. Ученые не могут сказать по записям, писатели того времени, используя термин Tonto Apache имели в виду Yavapai или Apache, или эти смешанные группы. Кроме того, европейцы часто неправильно называли Wi: pukba и Guwevkabaya как Yavapai Apache или Yuma Apache. Европейцы называли Ɖo: lkabaya, юго-западную группу Yavapai, и Hualapai (которые принадлежали), как Yuma Apache или Mohave Apache.
Этнологические сочинения описывают некоторые основные физическиеразличия между народами явапай и тонто апачей. Явапаи описывались как более высокие, более мускулистые, пропорциональные и толстые, тогда как тонто-апачи были худыми и менее мускулистыми, меньшего роста и изящными. В историческом отчете Смитсоновского института женщины Явапаи были представлены как более полные и с «красивыми» лицами, чем Юма. Явапаи часто делали татуировки, но апачи редко использовали татуировки. Они нарисовали разные рисунки на лицах. У них также были разные похоронные обычаи. В одежде мокасины явапай имели округлую форму, а у апачей - с острыми носками. Обе группы были охотниками-собирателями. Они покинули стоянки настолько похожи, что ученые редко могут различить их.
Согласно истории их создания, явапаи верят, что их народ произошел «в начале» или «много лет назад», когда либо дерево, либо кукуруза растение проросло из земли на том месте, где сейчас находится колодец Монтесумы, принесшие в мир явапаи. Большинство археологов сходятся во мнении, что явапаи произошли от групп патаян, которые мигрировали на восток из региона реки Колорадо, чтобы стать нагорными юманами. Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что они разделились, чтобы развиться как явапаи где-то около 1300 лет нашей эры.
Война не была редкостью в мире явапай, и они заключили сменные союзы в целях безопасности. Банды Wi: pukba (Wipukepa) и Guwevkabaya (Kwevkepaya) сформировали союзы с бандами западных апачей, чтобы атаковать и защищаться от набегов групп Pima и Maricopa из юг. Из-за большей силы пима / марикопа, набеги явапаи / апачей обычно проводились небольшими контрыми набегами с последующим отступлением, чтобы избежать контратаки. Явапаи защищали свои земли от вторжений пима, когда пима вторглись, чтобы собрать сагуаро плодов.
На севере и северо-западе банды Ви: пукба и Явбе время от времени имели отношения с ними на протяжении большей части их истории. Хотя Пай и Явапай говорили на диалектах Нагорья Юман и имели общую культурную историю, у каждого народа были рассказы о споре, который отделял друг от друга. Согласно мифу Пая, спор начался с «драки в грязи между детьми». Ученые считают, что этот раскол произошел примерно в 1750 году нашей эры.
Последняя крупная битва между объединениями Колорадо и реки Гила произошла в августе 1857 года, когда около 100 явапай, кечан и воинов Мохаве напали на поселок Марикопа недалеко от Пима Бьютте. Победив Марикопу, Явапаи ушли. Группа пима, снабженная ружьями и лошадьми от американских войск, прибыла и разбившихся оставшихся мохаве и кечанцев.
Первый зарегистрированный контакт с Явапаи был установлен Антонио де Эспехо, которого хопи привезли на гору Иероним в 1583 году в поисках золота. Де Эспехо был разочарован, обнаружив только медь. В 1598 году Хопи привел Маркоса Фарфана де лос Годоса и его группа к одному и тем же рудникам, к их волнению. Фарфан называл явапаев «крузадо» из-за крестов, нарисованных на их головах. Группа, вредоносная Хуаном де Оньяте, вела другую группу через земли Явапаи в 1598 году и снова в 1604-1605 годах, ища путь к морю, о котором Явапай сказал им. После этого больше 200 лет не было никаких других контактов с Европой.
За прошедшее время через контакты с другими племенами, имевшими больше контактов с Европой, явапаи начали перенимать европейские обычаи. Они выращивали скот и сажали урожай, а также использовали некоторые современные инструменты и оружие. Синкретическим образом они переняли элементы христианства. По оценкам, 25% населения умерло от оспы в 17 и 18 веках, это меньшие потери, чем у некоторых племен, но достаточно, чтобы разрушить их общество. С использованием ружей и другого оружия они начали менять методы войны, дипломатии и торговли. Они использовали набеги скота либо из других племен, таких как Марикопа, либо из испанских поселений к югу от них, чтобы пополнить свою экономику. Во время набегов они часто брали в плен людей, которые они продавали в рабство испанцам в обмен на европейские товары.
В 1820-х годах бобровые ловцы, истощив бобровую популяцию в Скалистых горах, начал входить на территорию Явапая. Они ловили бобра на реках Солт, Гила и Билл Вильямс. Когда Кит Карсон и Юинг Янг вели группу отловчиков через территорию в 1829 году, группу «каждую беспокоили...» Ловушки были украдены, а некоторые из их лошадей и мулов были убиты.
После объявления войны Мексике в мае 1845 года и особенно после заявления США о юго-западных землях в соответствии с Договором Гваделупе-Идальго, военные вторжения США на территории Явапая значительно увеличилось. После того, как в 1849 году в Калифорнии было обнаружено золото, через территорию Явапаи прошло больше белых эмигрантов, чем когда-либо прежде. Несмотря на то, что через их территорию проходили тысячи эмигрантов, явапа избегали контактов с белыми.
Первые боевые действия между войсками США и Явапаи произошли в начале 1837 года, когда толкепая присоединилась к своим соседям-кечанам, чтобы защищаться от майора Сэмюэля Хайнцельмана через паромную переправу кечан через реку Колорадо. Кечан использовали паром для перевозки поселенцев через реку в Калифорнию. После того, как они убили группу во главе с Джоном Глэнтоном, захватил переход, правительство США в ответ сожгло поля кечанов и взяло контроль над переходом.
По словам Томас Суини, Толкепайя, сказал бы американским офицерам, встреченным на территории Кечан, что у них был 30-дневный марш на своей территории. Они хотели воспрепятствовать вторжению США на их землю.
В 1851 году семья Оатман попала в засаду группы членов племени, возможно, o: lkabaya Yavapai, хотя многие историки утверждают, что это невозможно знать. Ройс Отман и его жена были убиты вместе с четырьмя из семи их детей. Сын, Лоренцо, был оставлен умирать, но выжил, а сестры Олив и Мэри Энн позже были проданы Моджаву в качестве рабов. История была широко опубликована и усилила опасения белых поселенцев перед атакой в Аризоне.
Когда в начале 1863 года Walker Party обнаружила золото в Линкс-Крик (около современного Прескотт, Аризона ), он положил начало цепочке событий, которые привели к появлению поселений вдоль белых рек Хассаямпа и Агуа-Фриа, близлежащие долины, а такжескотт и Форт Уиппл будут построены к концу года и все на традиционной территории Явапаи.
Войны Явапаи, или Войны Тонто, были серией вооруженных конфликтов между Явапаи и Тонто племена против Соединенных Штатов в Аризоне. Период начался не позднее 1861 года с приходом американских поселенцев на земли Явапаи и Тонто. В то явапаи считались группой людей западных апачей из-за их тесных отношений с такими племенами, как тонто и пинал. От 366 до 489 Явапаи были убиты в резне, и 375 погибли во время выселения индейцев из 1400 оставшихся явапай.
После переезда в резервацию Кэмп-Верде, на реке Верде около Кэмп-Верде, явапаи начали строить там ирригационные системы (в том числе пяти-миля (8 км) протяженность ров), которая функционировала достаточно хорошо, чтобы собрать достаточный урожай, что делало племя относительно самодостаточным. Но подрядчики, которые работали с правительством, отменяли брони. Правительство подчинилось, и в марте 1875 года правительство закрыло резервацию и отправило жителей на 180 миль (290 км) к резервации Сан-Карлос. Более 100 Явапаи погибли во время зимнего похода.
К началу 1900-х годов Явапаи отдалялись от резервации Сан-Карлос и просили разрешения жить на территории первоначальной резервации Кэмп-Верде. В 1910 году были добавлены 40 акров (161 874 м) в качестве индейской резервации Кэмп-Верде, в следующем десятилетии были добавлены 248 акров (1 003 620 м) на двух участках, которые стали индейской резервацией Среднего Верде. Эти две резервации были объединены в 1937 году и образовали племя Кэмп-Верде Явапай - апачей. Сегодня площадь резервации составляет 665 акров (2,7 км) в четырех разных местах. Туризм вносит большой вклад в экономику племени, в основном благодаря наличию сохранившихся мест, в том числе национального памятника «Замок Монтесумы». Нация явапай-апачей - это слияние двух исторически различных племен, оба из которых занимали Верхнюю Верде до европейского вторжения. Тонто Апачи, называющие себя Дильже'э, использовали земли к северу, востоку и югу; в то время как ви: пукба 'или северо-восточные явапаи использовали страны на севере, западе и юге. Это было Верхнее Верде, где они пересекались.
Была основана резервация Явапай в Прескотте в 1935 году, установлен состоявший из 75 акров (300 000 м²) земли, ранее занятых военным заповедником Форт-Уиппл. В 1956 году были добавлены еще 1320 акров (5 км). После первого вождя племени, Сэма Джимуллы, его жена Виола стала первой женщиной-вождем североамериканского племени. Сегодня племя состоит из 159 официальных членов. Население состоит в основном из группы Явапаи / Явапе.
Форт Макдауэлл Явапай Нация расположена в округе Марикопа примерно в 20 милях к северо-востоку от Феникса. Резервация возникла, когда Теодор Рузвельт объявил Форт Макдауэлл резервацией в 40 квадратных миль (100 км) в 1903 году, но к 1910 году Управление по делам индейцев пыталось переселить жителей, чтобы открыть области и права на воду для других интересов. Делегация Явапаи заявила комитету Конгресса против этого и победила. Сегодня племенная община состоит из 900 членов, 600 из которых живут в резервации, а остальные 300 живут за пределами резервации. Гувевкабая или юго-восточные явапаи в резервации Форт-МакДауэлл называют себя А'ба: ja - «Народ», поэтому некоторые антропологи и лингвисты считают, что это название апачи для различных южных атабаскских народов происходит от самоназвания Явапаи. Население Форт Макдауэлл состоит из Гувевкабая Явапай.
В ответ на рост в районе Феникс в начале 1970-х годов власти Аризоны предложили построить плотина в месте слияния Верде и Соленых рек. Плотина затопила бы две трети резервации площадью 24 000 акров (97 км). Взамен членам племени (в то время состоявшего из 425 человек) предлагались дома и денежные выплаты. Но в 1976 году племя отклонило это предложение 61% голосов, заявив, что племя будет фактически распущено в результате переезда. В 1981 году после многочисленных петиций со стороны правительства США и трехдневного марша примерно 100 явапай план строительства плотины был отменен.
Язык явапаи является одним из три диалекта языка нагорья юман, который сам является членом ветви пай языковой семьи юман. Язык включает три диалекта: западный, северо-восточный и юго-восточный, а также Прескотт, Верде-Вэлли и o: lkabaya.
вождь тонто (двуязычный лидер квевкепая-тонто-апачи или квевкепая-пиналеньо-апачи)
лидер квевкепайи
лидер Wipukepa
лидер Явапе
вождь толкепайцев
В 1 сезоне Ад на колесах Ева рассказывает Эламу, что ее обменяли на три одеяла и лошадь на племя, которое татуировало ее. В эпизоде 8 («Сошел с рельсов») Ева рассказывает Лили, что явапай зарубил и снял скальп с родителей Евы, изнасиловал ее сестру, а выбил ей мозги камнями, но у Евы была оспа, и они не трогали ее. Вместо этого они продали ее какому-нибудь Мохаве.
Явапаи широко представлена в психоделическом / вестерн-альбоме Eyes Like the Sky австралийской группы Король Гиззард и ящерица-волшебник. В нем рассказывается об американском мальчике ирландского происхождения, жившем на американском Западе во время гражданской войны, который был похищен военным отрядом Явапая и воспитан как собственный. Он становится легендарным воином, названным в честь его потрясающих глаз.
На Викискладе есть материалы, связанные с Явапай. |