Явапай

редактировать
Племя американцев
Явапай
Явапай p1070211.jpg Корзина-корзина Явапай начала 20 века, сотканная из ивы и тростника
Общая численность населения
1550 (1992)
Регионы со значительным населением
Языки
Явапай (три диалекта языка Нагорного Юман ), Английский
Религия
Коренные, христианство
Родственные этнические группы
Хавасупай, Хуалапай, Мохаве, Западные апачи

Явапай индейское племя в Аризоне. Исторически явапаи - «люди солнца» (от enyaeva «солнце» + pai «люди четыре») - были разделены на географических группы, идентифицированные как отдельные независимые народы: o: lkabaya, или Западный Явапай; Явбе, или Северо-Западный Явапай; Гувевкабая, или Юго-Восточный Явапай; и Ви: пукба, или Северо-Восточный Явапай - Явапай долины Верде.

Другой отряд явапай, который больше не существует, был Mađqwadabaya или «Люди Пустыни». Считается, что его люди смешались с народами Мохаве и Кечан. (Несколько семейств мохаве и кечан ведут свою родословную от корней явапаи.) Явапаи имеют много общего со своими языками на севере, хавасупаи и хуалапаи. За эти явапай ошибочно принимали за апачи американские поселенцы, называли их «мохаве-апачи», «юма-апачи» или «тонто-апачи».

До 1860-х годов, когда поселенцы начали поиск золота в этом районе, Явапаи занимали территорию примерно 20 000 миль² (51800 км²), граничащую с пиками Сан-Франциско на севере., горы Пиналено и горы Мазатзал на юго-востоке, и река Колорадо на западе и почти до реки Хила и Соленая река на юге.

Содержание

  • 1 Культура до резервации
    • 1.1 Прожитие
    • 1.2 Танцы
    • 1.3 Приют
    • 1.4 Социально-политическая организация
    • 1.5 Банды Явапаи
    • 1.6 Взаимодействие с соседними апачами
  • 2 История
    • 2.1 Европейские контакты
      • 2.1.1 Семья Оатмана
    • 2.2 Золото
    • 2.3 Взаимодействие с правительством США
  • 3 Бронирование
    • 3.1 Явапай - народ апачей
    • 3.2 Явапай Прескотт Индийская резервация
    • 3.3 Форт Макдауэлл Reservation
      • 3.3.1 Конфликт на плотине Орм
  • 4 Язык
  • 5 Вожди и старейшины явапай
  • 6 Популярной культуре
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Культура до резервации

Выживание

Рисунок 1851 года людей Явапаи, сделанный Ситгривсом первой топографической миссией через Аризону

Перед тем, как ограничить резервации, явапаи в основном были охотниками-собирателями, после ежегодного раунда мигрировали в разные районы, чтобы следить за созреванием различных съедобных растений и перемещением дичи. Некоторые племена дополнили эту диету мелким выращиванием «трех сестер » - кукурузы, тыквы и фасоли - в плодородных почвах. русла рек. В частности, о: lkabaya, которые жили на землях, которые меньше поддерживали сбор пищи, обратились к сельскому хозяйству больше, чем другие Yavapai. Им приходилось работать, чтобы выращивать зерновые, так как их земля также меньше поддерживала сельское хозяйство. В свою очередь, o: lkabaya часто обменивал такие предметы, как шкуры животных, корзины и агава в группы кечан на еду.

Основные собранные растительные продукты: грецкие орехи, плоды сагуаро, ягоды можжевельника, желуди, подсолнечник. семена, ягоды манзаниты и яблоки, каркас, луковицы Quamash и зелень четверти ягненка, Scrophularia и Lupinus растения. Агава была важным урожаем, так как это была единственная растительная пища, доступная с поздней осени до ранней весны. Сердца растения жарили в ямах, выложенных камнем, и их можно было сохранить для дальнейшего использования. Основными промысловыми животными были олень, кролик, кролик, перепел и лесной крыс. Большинство групп явапай избегали рыб и водных птиц. Некоторые группы толкепайцев начали есть рыбу после контакта со своими квечанами соседями.

танцы

Ранние явапаи практиковали традиционные, такие как боевые танцы, танцы победы и светские. Танцы. Танец горного духа был танцем в маске, который использовался для руководства или исцеления больного человека. Танцоры в масках представляют горных духов, которые Явапай считал обитающими в Четырех пиках, Горах Макдауэл, Красной Горе (около форта Макдауэлл), Горе Мингус - (Блэк-Хиллз ) около Кэмп-Верде и Гранитная гора около современного Прескотта. Явапаи также верят, что горные духи обитают в пещерах Замка Монтесумы и Колодца Монтесумы в долине Верде.

Современные явапаи принимают участие в нескольких танцах и пении, таких как пение и танцы птиц народа Мохаве.

  • Церемония танца восхода солнца не является древней церемонией явапая. Апачи и Явапай часто вступают в брак и перенимали элементы культур друг друга; эти два племени проживают вместе в резервациях Кэмп Верде и Форт Макдауэлл. Танец восхода солнца - это четырехдневный переходный ритуал для девочек-апачей, который обычно проходит с марта по октябрь. Танец восхода солнца - древняя практика, уникальная для апачей. Это связано с мифом о могущественной фигуре в культуре апачей, которая, как считается, дарует долголетие. Сила Изменяющаяся Женщины передается девушке, достигшей половой зрелости, через песни в исполнении Знахаря. Знания присоединяются к другим племенным членам, которые представляют собой 32-х числа, которые впервые были спеты «Изменяющейся женщиной».
  • Пение и танцы птиц Первоначально часть культуры Люди Мохаве из региона реки Колорадо, пение и танцы птиц были приняты современной культурой явапай. Пение и танцы птиц не принадлежат к народу явапай в целом, но практика была взята на вооружение различными племенами семьи Юман. По словам старейшин Мохаве, песни птиц рассказывают историю. Чтобы спеть весь цикл, от захода солнца до восхода, требуется целая ночь. В этой истории рассказывается о создании народа Юман и о том, как он появился. Птичьи песни поют в сопровождении тыквы, обычно раскрашенной различными рисунками и сделанной ручкой из тополя. Современное пение и танцы птиц используются для различных целей, таких как траур, празднование и социальные цели.

Убежище

Дома Явапаи Ранняя хижина, которая служила домом для семьи Явапаи

Хижина, построенная Явапаи жилища-убежища, называемые Вам бу нья: ва (Вом-бу-нья-ва). Летом строили простые навесы без стен. В зимние месяцы закрытые хижины (называемые уважение) строились из ветвей окотилло или другого дерева и покрывались шкурами животных, травой, корой и / или землей. В районе реки Колорадо о: lkabaya построил Uwađ a'mava, прямоугольную хижину, с плоской крышей и заваленной землей по бокам. Они также искали убежище в пещерах или заброшенных пуэбло, чтобы спастись от холода.

Общественно-политическая организация, которую составляют

Основная общественно-политическая организация Явапай составляет местные группы больших семей, которые были отождествлены с определенными географическими регионами, в они проживали. Эти местные группы будут формировать банды во время войны, набегов или обороны. На большей части истории Явапаи семья была центральной группой, будь то нуклеарная семья или расширенная. Использование большого количества продуктов питания для больших групп населения. Однако известны исключение.

Рядом находился Ананьике (Перепелиный петух), летний лагерь Гувевкабая, в котором одновременно проживало более 100 человек. Он поддерживал сбор плодов опунции, а также охоту на кроликов и древесных крыс. Зимой лагеря сформировались большими группами, состоящими из нескольких семей. Они разделились на более мелкие группы в конце зимы, к весеннему урожаю.

Правительство Явапаи, как правило, было неформальным. Не был вождей племен, таких как вождь гувевкабая или вождь Ɖo: lkabaya. Некоторые стали признанными лидерами на основании того, что решили следовать им, прислушиваться к их советам и поддерживать их решения. Мужчин, которые славились своими воинами, называли мастава («не бояться») или бамульва («человек, идущий вперед»). Другие воины были готовы последовать за такими людьми в бой. Некоторые мужчины Явапаи были известны своей мудростью и способностью говорить. Вызываемые баквау («говорящий») разрешили споры внутри лагеря и консультировали других по выбору места для лагеря, трудовой этике и производству еды.

Банды явапай

Народы явапай были не политическими или социальными модулями, а скорее четырьмя отдельными автономными группами. Несмотря на то, что они связаны культурно, лингвистически и этнически, они не идентифицированы как явапаи централизованно. Эти четыре группы по географическим, историческим, культурным и семейным причинам входили в различные союзы с соседними племенами, без учета интересов соседних групп явапаи. Четыре группы состояли из разных местных групп, состоящих в основном из родственных групп, известных как кланы.

Явапаи разделились на следующие группы:

  • Ɖo: lkabaya / Tolkepaya / Tulkepaia или Western Yavapai (их часто называют юма-апачи или апачи-юма, потому что они имели тесные культурные связи с юма и мохаве, жившими на западной территории и вдоль Река Хассаямпа (Явапай: Хасая: мво / Хасаямчо: «перевернутая река») на юго-западе Аризоны)
    • Вильтайкапая / Группа Вильтайкапая («Люди двух гор рядом с Саломе (на Явапаи : Вильтайка) "или Хакехилапая / Хакехелапа (" Люди проточной воды, то есть воды из гор Харкуахала ") жили в горах Харкуахала и Харкувар, в долина Пиплс, долина Киркланд, верховья ручья Хассаямпа в южно-центральной части Аризоны)
    • Ha'kahwabaya / Hakawhatapa Band («Люди вдоль красной воды или Красной реки, т. э., река Колорадо») или Mađqwadabaya / Matakwarapa («Люди безводной и равнинной земли, т.е. люди пустыни »), занимались земледелием вдоль реки Колорадо, жили в Ла-Пасе и Castle Dome )
    • Hakupakapaya / Hakupakapa Band или Hnyoqapaya / Inyokapa Band (жили в горах к северу от нынешнего Конгресса )
  • Явбе / Явапе или Северо-западный Явапай, Центральный Явапай (часто называемый Мохаве-Апачи (Апачи-Моджавы), часто называемый называемый настоящими Явапаи, потому что они почти не испытали культурного влияния соседних народов, жили из Вильямсона (долина Вильямсона) к югу от гор БрэдшоуЯвапаи : Виканьяча - «грубый черный хребет скал») до реки Агуа-Фрия )
    • Явбе '/ Явапе Бэнд (заявленные земли в верховьях долины Верде и окружающих гор, включая национальный замок Монтесума )
      • , местная группа Хваалькьянянепая / Валкеаньяпая («Жители горы Мингус (в Явапе) ai: Hwa: lkyañaña)», населяли горы, где Джером, Аризона, прилегающая к нему гору Мингус
    • Матаупапая (населяли горы Прескотта до Коронный король и Шмель, Аризона )
      • Местная группа Виквтеепая / Викутепа («Великая гора, т. Е. Гранитный пик Люди », также известная как« Гранитный пик », жила в окрестностях современного Прескотта, включая долину Чино, Сьерра-Приета и северные горы Брэдшоу)
      • местная группа Викеньячапая / Викеничапа (« Люди грубого, черного горного хребта, т.е. гор Брэдшоу (на Явапаи: Wi: kañacha) ", также известный как" Черная гора или группа коронного короля ", жил в южных Брэдшоу к югу от района Викенбург и средняя река Агуа- Фрия)
  • Wi: pukba / Wipukepaya / Wipukepa («Люди у подножия горы (Ред-Баттс)» или «Люди у подножия Красной скалы») или Северо-восточный Явапай (часто называемые мохаве-апачи (апачи- Мохавес) или Тонто Апачи, жили в каньоне Оук-Крик и вдоль Фоссил-КрикЯвапаи : ʼХахавсува или Виальнюча) и Рио-Верде, Аризона, в северо-центральной части Аризоне, образовались и образовались с северными тонто-апачами двуязычными единицами и группой)
    • Группа Маткитвавипа («Люди долины реки Верхний Ве рде (на Явапаи: Матк ') amvaha) »или по-апачски: Ту Дотлиж Нде (« Люди Голубой Воды, т. е. полоса Ископаемого Ручья "), жили в долине Верде, вдоль реки Ист-Верде, Вест-Клир-Крик, Фоссил-Крик и к югу от Кейв Крик в центральной части Аризоне, на английском языке также известный как «Фоссил Крик Бэнд» (с акцентом на Апачи).)
    • Випукепая / Випукепа Бэнд («Люди каньона Дубового ручья», жили в Стране Красных Скал вокруг Седоны (на Явапаи: Випук), собирали кукурузу в Дубовом ручье и собирали Мескит в долине Верде разделены на две двуязычные местные группы явапай-северных тонто-апачей)
      • первая местная группа Wiipukepaya / Wipukepa (на апачском языке: Tsé Hichii Indee («горизонтальные люди из красных скал, т. Е. Группа Oak Creek»), на английском языке также известная как «группа Oak Creek Canyon Band» (особое внимание уделяется явапаи) или как " Oak Creek Band »(акцент на апачей).
      • вторая местная группа Wiipukepaya / Wipukepa (на Apache: Dasziné Dasdaayé Indee (″ Дикобраз, сидящий над людьми, т. Е. Г. руппа Лысых гор ″), в Английский язык известен как «Группа лысых гор» (акцент на апачей).)
  • Гувевкабая / Квевкепая / Квевикопая («Южные люди») или Юго-Восточный Явапай, Южный Явапай (часто называемые тонто-апачи, вдоль реки Верде к югу от гор Мазатзал и соленой реки до гор суеверий и западных Горы Сьерра-Эстрелла, включая южные и западные склоны гор Пинал, горы Макдауэлл, Капельные источники, Четыре пика и горы Мазатцаль на юго-западе Аризоны, между связан и сформирован с южными тонто-апачами и бэндом пиналеньо / пинал-апачей и бандой Аривайпа / араваипа из двуязычных единиц и групп / кланов Сан-Карлос )
    • Хваалькамвепая / Walkamepa Band (« Люди Сосновых гор », вдоль Южного шоссе от Майами, Аризона, до Феникса и далее до Superior, Arizona )
      • Hwaalkamvepaya / Клан Walkamepa (« фактический »или« настоящая «Walkamepa» на апачском языке : T'iisibaan / Tiis Ebah Nne e ("Серый тополь в скалах Люди, т.е. группа пиналеньо / пинальских апачей ") жили в южных и западных горах Пиналь, называемых Уокаме -" сосновые горы ", также известный на английском языке как« Пиналеньо / Пинальская группа апачей »из числа апачей Сан-Карлоса.)
      • клан Илихаситумапа («Люди, торчащие из дерева, торчащие из середины воды», на апачском языке: T'iisibaan / Tiis Ebah Nnee («Серый тополь в скалах, люди, т. Е. Группа Pinaleño / Pinal Apache») жила в северных в горах Пиналено, поэтому также известна на английском языке как «Pinaleño / Pinal Apache Band» в Сан-Си арлос Апач.)
      • далее клан Хваалькамвепая / Валькамепа (имя Явапаи неизвестно), в Апачах: Дзил Длааже («Апачи на горе Тернбулл ») жил в горах Санта-Тереза ​​ включая Гора Тернбулл, на английском языке наиболее широко известна как« клан апачей Аривайпа »из числа апачей Сан-Карлос.)
    • Викчасапая / группа Викеджасапа («Люди гор МакДауэлл (на Явапаи: Wi: kajasa)», жил вдоль Apache Trail из Феникса (на Явапае: Ватинка / Вакатехе; Western Apache: Fiinigis) в Майами на плотину Рузвельта вдоль Тонто-Крик, включая сегодняшний Национальный памятник Тонто.)
      • клан Амахиюкпа (« дикий люди дыни ", в горах к западу от реки Верде, к северу от Лайм-Крик, также известные как горы Макдауэлл примерно в двадцати милях к северо-востоку от Феникса)
      • клан Атачиопа («Люди Стрелы», жили в горах к западу от Черри, Аризона )
      • клан Хакайопа («Люди Коттонвуда», на апачском языке: Це Nołtłʼizhn («Скалы в ряду зеленых людей, т. Е. Группа мазатцалов) южного Тонто). Apache "), жил к югу от горы Mazatzal и к западу от Fort Reno в Tonto Basin в центральной части Аризоне, по-английски известный как Mazatzal Band (в центре внимания апачи).)
      • Клан Хичапулвапа («кучка деревянных торчащих людей», на апачском языке: Це Nołtłʼizhn («Скалы в ряду зеленых людей, т. Е. Группа мазатцалов южных тонто-апачей»), в горах Мазатзал с от реки Ист- Верде и к западу от Сев ерного пика (на Явапаи: Ивиламая - «заросшие кустами холмы») к пику Мазатзал, на английском языке известном как «Мазатзал Бэнд» (акцент на апачей).

Оба в Валькамепа и Викеджасапа, следующие кланы были представлены и делились, в основном, пересекающимися территориями:

  • Клан Иивилкамепа («люди травянистого плато», жили между суевериями и горами Пинал)
  • клан Маткапа ( «Красные слои» -country People, то есть Sierra Ancha People ", на апачском языке: Dilzhę́'é / Dil Zhe`é (" Люди с высокими голосами, т. Е. Полубанда Dil Zhęʼé южных тонто-апачей "), согласно традициям смешанные браки Валькамепы с апачами Сьерра-Анча в центральной Аризоне)
  • клан Елючопа («люди мескаль-ямы», обитавшие в Мазатзал между территориями Хакайопа и Хичапулвапа)
  • Клан Оналкеопа («Люди Скалистых мест», в горах Мазатзал между территориями Хичапулвапа и Елючопа, но позже двинулись на юг, на территории Валькамепы)

Взаимодействие с соседними апачами

Ви: пукба («Люди у подножия» Апачи (Тонто-Апачи) с центральной и западной стороны Аризоны ») и Гувевкабая жили рядом с дильженэ. и обычно к востоку от реки Верде, и большинству банд явапай к западу от нее. Зоны проживания племен ви: ​​пукба в пиках Сан-Франциско, вдоль реки Верхняя Верде, каньона Оук-Крик и Фоссил-Крик, перекрываются с теми же из северных тонто-апачей.

. Подобным образом гувевкабая разделяла охотничьи и собирательные угодья к востоку от реки Верде, вдоль реки Фоссил, реки Ист-Верде, реки Солт и в суевериях Горы, Сьерра-Анча и Горы Пиналено с южными тонто-апачами и отрядами апачей Сан-Карлос. Поэтому они образовали двуязычные смешанные племенные группы. Посторонние, такие как испанцы, мексиканцы и американцы, различали народы прежде всего по языку, но часто называли их одним именем. Апачи говорили на диалекте тонто западного языка апачей (Ndee biyati '/ Nnee biyati'), а явапаи говорили на языке явапаи, ответвлении нагорья Юман. Живя вместе в общих ранчериях, семьи, идентифицированные как апачи или явапаи на основании их «родного языка ». Обе группы имели систему матрилинейного родства, в которой дети считались рожденными в семье и клане матери, а наследование и собственность передавались по материнской линии.

Большинство людей в этих смешанных группах говорили на обоих языках. У главы каждой группы обычно было два имени, по одному от каждой культуры. Поэтому враг навахо на севере называл обоих, тонто-апачей и их союзников, явапаи, Dilzhʼíʼ dinéʼiʼ - «Люди с высокими голосами». Этнические европейцы называли явапаи и апачи вместе как тонто или тонто апачи. Народы вместе совершали набеги и воевали против вражеских племен, таких как Тохоно О'одхам и Акимел О'одхам.

. Ученые не могут сказать по записям, писатели того времени, используя термин Tonto Apache имели в виду Yavapai или Apache, или эти смешанные группы. Кроме того, европейцы часто неправильно называли Wi: pukba и Guwevkabaya как Yavapai Apache или Yuma Apache. Европейцы называли Ɖo: lkabaya, юго-западную группу Yavapai, и Hualapai (которые принадлежали), как Yuma Apache или Mohave Apache.

Этнологические сочинения описывают некоторые основные физическиеразличия между народами явапай и тонто апачей. Явапаи описывались как более высокие, более мускулистые, пропорциональные и толстые, тогда как тонто-апачи были худыми и менее мускулистыми, меньшего роста и изящными. В историческом отчете Смитсоновского института женщины Явапаи были представлены как более полные и с «красивыми» лицами, чем Юма. Явапаи часто делали татуировки, но апачи редко использовали татуировки. Они нарисовали разные рисунки на лицах. У них также были разные похоронные обычаи. В одежде мокасины явапай имели округлую форму, а у апачей - с острыми носками. Обе группы были охотниками-собирателями. Они покинули стоянки настолько похожи, что ученые редко могут различить их.

История

Бывшая территория Явапаи. Желтая линия показывает форсированный марш к резервации Сан-Карлос.

Согласно истории их создания, явапаи верят, что их народ произошел «в начале» или «много лет назад», когда либо дерево, либо кукуруза растение проросло из земли на том месте, где сейчас находится колодец Монтесумы, принесшие в мир явапаи. Большинство археологов сходятся во мнении, что явапаи произошли от групп патаян, которые мигрировали на восток из региона реки Колорадо, чтобы стать нагорными юманами. Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что они разделились, чтобы развиться как явапаи где-то около 1300 лет нашей эры.

Война не была редкостью в мире явапай, и они заключили сменные союзы в целях безопасности. Банды Wi: pukba (Wipukepa) и Guwevkabaya (Kwevkepaya) сформировали союзы с бандами западных апачей, чтобы атаковать и защищаться от набегов групп Pima и Maricopa из юг. Из-за большей силы пима / марикопа, набеги явапаи / апачей обычно проводились небольшими контрыми набегами с последующим отступлением, чтобы избежать контратаки. Явапаи защищали свои земли от вторжений пима, когда пима вторглись, чтобы собрать сагуаро плодов.

На севере и северо-западе банды Ви: пукба и Явбе время от времени имели отношения с ними на протяжении большей части их истории. Хотя Пай и Явапай говорили на диалектах Нагорья Юман и имели общую культурную историю, у каждого народа были рассказы о споре, который отделял друг от друга. Согласно мифу Пая, спор начался с «драки в грязи между детьми». Ученые считают, что этот раскол произошел примерно в 1750 году нашей эры.

Последняя крупная битва между объединениями Колорадо и реки Гила произошла в августе 1857 года, когда около 100 явапай, кечан и воинов Мохаве напали на поселок Марикопа недалеко от Пима Бьютте. Победив Марикопу, Явапаи ушли. Группа пима, снабженная ружьями и лошадьми от американских войск, прибыла и разбившихся оставшихся мохаве и кечанцев.

Европейский контакт

Первый зарегистрированный контакт с Явапаи был установлен Антонио де Эспехо, которого хопи привезли на гору Иероним в 1583 году в поисках золота. Де Эспехо был разочарован, обнаружив только медь. В 1598 году Хопи привел Маркоса Фарфана де лос Годоса и его группа к одному и тем же рудникам, к их волнению. Фарфан называл явапаев «крузадо» из-за крестов, нарисованных на их головах. Группа, вредоносная Хуаном де Оньяте, вела другую группу через земли Явапаи в 1598 году и снова в 1604-1605 годах, ища путь к морю, о котором Явапай сказал им. После этого больше 200 лет не было никаких других контактов с Европой.

За прошедшее время через контакты с другими племенами, имевшими больше контактов с Европой, явапаи начали перенимать европейские обычаи. Они выращивали скот и сажали урожай, а также использовали некоторые современные инструменты и оружие. Синкретическим образом они переняли элементы христианства. По оценкам, 25% населения умерло от оспы в 17 и 18 веках, это меньшие потери, чем у некоторых племен, но достаточно, чтобы разрушить их общество. С использованием ружей и другого оружия они начали менять методы войны, дипломатии и торговли. Они использовали набеги скота либо из других племен, таких как Марикопа, либо из испанских поселений к югу от них, чтобы пополнить свою экономику. Во время набегов они часто брали в плен людей, которые они продавали в рабство испанцам в обмен на европейские товары.

В 1820-х годах бобровые ловцы, истощив бобровую популяцию в Скалистых горах, начал входить на территорию Явапая. Они ловили бобра на реках Солт, Гила и Билл Вильямс. Когда Кит Карсон и Юинг Янг вели группу отловчиков через территорию в 1829 году, группу «каждую беспокоили...» Ловушки были украдены, а некоторые из их лошадей и мулов были убиты.

После объявления войны Мексике в мае 1845 года и особенно после заявления США о юго-западных землях в соответствии с Договором Гваделупе-Идальго, военные вторжения США на территории Явапая значительно увеличилось. После того, как в 1849 году в Калифорнии было обнаружено золото, через территорию Явапаи прошло больше белых эмигрантов, чем когда-либо прежде. Несмотря на то, что через их территорию проходили тысячи эмигрантов, явапа избегали контактов с белыми.

Первые боевые действия между войсками США и Явапаи произошли в начале 1837 года, когда толкепая присоединилась к своим соседям-кечанам, чтобы защищаться от майора Сэмюэля Хайнцельмана через паромную переправу кечан через реку Колорадо. Кечан использовали паром для перевозки поселенцев через реку в Калифорнию. После того, как они убили группу во главе с Джоном Глэнтоном, захватил переход, правительство США в ответ сожгло поля кечанов и взяло контроль над переходом.

По словам Томас Суини, Толкепайя, сказал бы американским офицерам, встреченным на территории Кечан, что у них был 30-дневный марш на своей территории. Они хотели воспрепятствовать вторжению США на их землю.

Семья Оатман

Олив Оатман 1863

В 1851 году семья Оатман попала в засаду группы членов племени, возможно, o: lkabaya Yavapai, хотя многие историки утверждают, что это невозможно знать. Ройс Отман и его жена были убиты вместе с четырьмя из семи их детей. Сын, Лоренцо, был оставлен умирать, но выжил, а сестры Олив и Мэри Энн позже были проданы Моджаву в качестве рабов. История была широко опубликована и усилила опасения белых поселенцев перед атакой в ​​Аризоне.

Золото

Когда в начале 1863 года Walker Party обнаружила золото в Линкс-Крик (около современного Прескотт, Аризона ), он положил начало цепочке событий, которые привели к появлению поселений вдоль белых рек Хассаямпа и Агуа-Фриа, близлежащие долины, а такжескотт и Форт Уиппл будут построены к концу года и все на традиционной территории Явапаи.

Взаимодействие с правительством США

Войны Явапаи, или Войны Тонто, были серией вооруженных конфликтов между Явапаи и Тонто племена против Соединенных Штатов в Аризоне. Период начался не позднее 1861 года с приходом американских поселенцев на земли Явапаи и Тонто. В то явапаи считались группой людей западных апачей из-за их тесных отношений с такими племенами, как тонто и пинал. От 366 до 489 Явапаи были убиты в резне, и 375 погибли во время выселения индейцев из 1400 оставшихся явапай.

Жизнь в резервации

Явапай - народ апачей

После переезда в резервацию Кэмп-Верде, на реке Верде около Кэмп-Верде, явапаи начали строить там ирригационные системы (в том числе пяти-миля (8 км) протяженность ров), которая функционировала достаточно хорошо, чтобы собрать достаточный урожай, что делало племя относительно самодостаточным. Но подрядчики, которые работали с правительством, отменяли брони. Правительство подчинилось, и в марте 1875 года правительство закрыло резервацию и отправило жителей на 180 миль (290 км) к резервации Сан-Карлос. Более 100 Явапаи погибли во время зимнего похода.

К началу 1900-х годов Явапаи отдалялись от резервации Сан-Карлос и просили разрешения жить на территории первоначальной резервации Кэмп-Верде. В 1910 году были добавлены 40 акров (161 874 м) в качестве индейской резервации Кэмп-Верде, в следующем десятилетии были добавлены 248 акров (1 003 620 м) на двух участках, которые стали индейской резервацией Среднего Верде. Эти две резервации были объединены в 1937 году и образовали племя Кэмп-Верде Явапай - апачей. Сегодня площадь резервации составляет 665 акров (2,7 км) в четырех разных местах. Туризм вносит большой вклад в экономику племени, в основном благодаря наличию сохранившихся мест, в том числе национального памятника «Замок Монтесумы». Нация явапай-апачей - это слияние двух исторически различных племен, оба из которых занимали Верхнюю Верде до европейского вторжения. Тонто Апачи, называющие себя Дильже'э, использовали земли к северу, востоку и югу; в то время как ви: пукба 'или северо-восточные явапаи использовали страны на севере, западе и юге. Это было Верхнее Верде, где они пересекались.

Индийская резервация Явапай Прескотт

Флаг Явапай-Прескотт Форт Макдауэлл Резервация Явапай

Была основана резервация Явапай в Прескотте в 1935 году, установлен состоявший из 75 акров (300 000 м²) земли, ранее занятых военным заповедником Форт-Уиппл. В 1956 году были добавлены еще 1320 акров (5 км). После первого вождя племени, Сэма Джимуллы, его жена Виола стала первой женщиной-вождем североамериканского племени. Сегодня племя состоит из 159 официальных членов. Население состоит в основном из группы Явапаи / Явапе.

Резервация Форт Макдауэлл

Форт Макдауэлл Явапай Нация расположена в округе Марикопа примерно в 20 милях к северо-востоку от Феникса. Резервация возникла, когда Теодор Рузвельт объявил Форт Макдауэлл резервацией в 40 квадратных миль (100 км) в 1903 году, но к 1910 году Управление по делам индейцев пыталось переселить жителей, чтобы открыть области и права на воду для других интересов. Делегация Явапаи заявила комитету Конгресса против этого и победила. Сегодня племенная община состоит из 900 членов, 600 из которых живут в резервации, а остальные 300 живут за пределами резервации. Гувевкабая или юго-восточные явапаи в резервации Форт-МакДауэлл называют себя А'ба: ja - «Народ», поэтому некоторые антропологи и лингвисты считают, что это название апачи для различных южных атабаскских народов происходит от самоназвания Явапаи. Население Форт Макдауэлл состоит из Гувевкабая Явапай.

Конфликт на плотине Орм

В ответ на рост в районе Феникс в начале 1970-х годов власти Аризоны предложили построить плотина в месте слияния Верде и Соленых рек. Плотина затопила бы две трети резервации площадью 24 000 акров (97 км). Взамен членам племени (в то время состоявшего из 425 человек) предлагались дома и денежные выплаты. Но в 1976 году племя отклонило это предложение 61% голосов, заявив, что племя будет фактически распущено в результате переезда. В 1981 году после многочисленных петиций со стороны правительства США и трехдневного марша примерно 100 явапай план строительства плотины был отменен.

Язык

Язык явапаи является одним из три диалекта языка нагорья юман, который сам является членом ветви пай языковой семьи юман. Язык включает три диалекта: западный, северо-восточный и юго-восточный, а также Прескотт, Верде-Вэлли и o: lkabaya.

вожди и старейшины явапаи

вождь тонто (двуязычный лидер квевкепая-тонто-апачи или квевкепая-пиналеньо-апачи)

  • (Делше, Делчеа, Делача или Тель-Чи - 'Красный Ant ', Явапаи называли его Вах-пу-эта или Вапотехе - «Большой Осколок», лидер квевкепая-тонто-апачей, его двуязычный смешанный отряд местной группы Маткаватапа из Валькамепа-Квевкепая и Южного Тонто-Апачей, насчитывающий около 200 человек. жили в горах Сьерра-Анча с их западным пределом, образующим Тонто-Крик, и на востоке Черри-Крик, но часто сообщалось, что они жили в горах Мазатзал к западу от их основного ареала, не путать с Вах-пу-эта *, около 1835 ; был причастен к убийству лейтенанта Джейкоба Алми в Сан-Карлосе в 1873 году и бежал после убийства вместе с Чунцем, Кочиная и Чан-деиси в пустыню, был выслежен разведчиками апачей при Десалине и убит 29 июля 1874 года., его голова вместе с 76 захваченными Квевкепая-Тонто были доставлены в лагерь МакДауэлл)
  • (Wapotehe, Wapo oita - «Большой Круп», апачи называли его Делача или Делше - «Красный Муравей», лидер квевкепая-тонто-апачей, около 750 членов группы, в основном Квевкепая и несколько южных тонто-апачей из группы Мазатцаль, его группа проживала в южные горы Мазатзал были известны как самая большая и свирепая банда, потому что он отказался заключить мир с американцами, о нем мало что известно, не путать с Делшаем * ?; убит † 15 августа 1869 г. группой из 44 Марикопы и Акимела О'одхама под командованием военного лидера Марикопы Хуана Чиварии в каньоне Касл-Крик)
  • (Чалипун, Ча-Тле-Па, Чолтепун, названный Армия США Чарли Пан, лидер квевкепая-тонто-апачей, сам был южным тонто-апачем из банды мазатцаль, его банда состояла в основном из Викеджасапа-квевкепая, его последователи-апачи принадлежали к масацалу и четверо из шести Полубанды Южного Тонто, его группа из примерно 100 человек жила к юго-западу от Зеленой долины и к югу от реки Ист-Верде, примерно в десяти милях к востоку от реки Верде на северных склонах гор Мазатзал, поэтому они могли легко совершать набег области Прескотт и Викенбург)
  • (Ascavotil, в Apache Escavotil, лидер квевкепая-пиналено-апачей, его банда из примерно 200 воинов жила к востоку от Черри-Крик к югу по обеим сторонам реки Солт и в горах Пиналено, рядом с Вах-пу-эта он был самым военным лидером в центральной Аризоне. оруженный и хорошо снабженный боеприпасами из Апачи в резервации Форт Гудвин, его воины совершали набеги и воевали до Тусона, Сакатона и Кэмп Грант)
  • (Хаскальте, Хас-Кей-А- Йол-Тел, лидер Тонто-Апачей- Квевкепая, в его группу входили 70 воинов, 20 женщин и 20 детей, его отряд, состоящий в основном из южных тонто-апачей и некоторое количество квевкепая, располагался по обеим сторонам от Тонто-Крик к северу от реки. Восточная река Верде и к югу от реки Солт, близкий союзник Ашкавотила и Вах-пу-эта, его воины были хорошо вооружены, но боеприпасы зависели от Ашкавотила и Вах-пу-эта, жили к востоку от Четырех пиков в горах Мазатзал по направлению к Соленой реке, убит † в марте 1873 г.)
  • (Тонто-Апа че-квевкепая вождь, *?; был ответственен за множество набегов на Акимел О'Одхам и белые поселения вдоль реки Солт и Гила, убит † 28 декабря 1872 года в битве при каньоне Солт-Ривер, также называемой резней в пещере скелетов, 130 солдат из 5-й кавалерийский полк под командованием капитана Уильяма Х. Брауна и 30 индийских разведчиков убили 76 мужчин, женщин и детей, еще 15 погибли на Пещера скелетов (выжили и были взяты в плен только 18 женщин и 6 детей)
  • (Скитианоя, в Явапаи Скитлависях, лидер квевкепая-тонто-апачей, его смешанная группа примерно из 80 человек проживала к северу от Делшая. ке и верховьями Тонто-Крик к северу до Обода Моголлон )
  • (Пи-я-гон-те, лидер Явапай-Тонто-Апачей в 1860-х и 1870-х годах, с его группой около 75 человек. людей, которых он жил по обе стороны верхней берега реки Ист-Верде к северу до Обода Моголлона, он, как полагали, был ответственен за большинство разграблений вокруг d Прескотт)
  • (Натокел или Нотокель, лидер квевкепайя-тонто-апачей, убит † июнь 1873 г.)

лидер квевкепайи

  • (Сайгулли отправился в Вашингтон с Джоном Кламом и главой апачей Аривайпа Эскиминзин, апач Пиналеньо из апачей Сан-Карлоса по рождению)
  • (лидер банды в Кровавой котловине)

лидер Wipukepa

  • («Туман: Туман», лидер банды в Каньон Оук-Крик, позже назначенный «Главным вождем» индейцев Верде - Толкепая, Явапе, Випукепа, Квевкепая и Тонто Апаче - в резервации Рио-Верде)
  • («Высокий человек»)
  • (летом 1872 года привели около 200 випукепа на крайний север своей территории, чтобы спастись от армии, и разбили лагерь в горах Билла Вильямса, где они надеялись получить боеприпасы и оружие от Хавасупай и Южные пайюты в обмен на оленьи шкуры. ако отряд американских солдат с помощью разведчиков Пай выследил их и атаковал, не согревшись и не желая сдаться. В то время как большая часть явапай сбежала, солдаты сожгли все их припасы и еду)

лидер Явапе

  • (также Хочачивака, убит † в январе 1864 года, когда солдаты из форта Уиппл атаковали его банду, убив 28 явапе, включая Хосекруа)
  • («Зеленый лист», лидер Хваалькьяняйепайи в горах Брэдшоу и горы Мингус )
  • («Узел перепела», лидер Виквтепая (Викутепа, также известный как «Гранитный пик») в горах Брэдшоу и Гранитных гор)

вождь толкепайцев

  • (также Quacanthewya)
  • Охатчекама (Очикама, A-wha-che-ka-ma - «Удар по врагу кулаком» или просто «Ударный враг», лидер первой бойни в Долине Черепа)
  • («Оглядываясь назад»)
  • Пакота (Покати - «Большой человек», которого называли Уайтс Хосе Кофе, путешествовал с Такодавой в качестве в 1872 году в Вашингтоне, округ Колумбия, и встретился с президентом Улиссом С. Грантом)
  • Такодава (позже назывался Вашингтон Чарли, сопровождал Пакоту в Вашингтон в 1872 году)

В популярной культуре

В 1 сезоне Ад на колесах Ева рассказывает Эламу, что ее обменяли на три одеяла и лошадь на племя, которое татуировало ее. В эпизоде ​​8 («Сошел с рельсов») Ева рассказывает Лили, что явапай зарубил и снял скальп с родителей Евы, изнасиловал ее сестру, а выбил ей мозги камнями, но у Евы была оспа, и они не трогали ее. Вместо этого они продали ее какому-нибудь Мохаве.

Явапаи широко представлена ​​в психоделическом / вестерн-альбоме Eyes Like the Sky австралийской группы Король Гиззард и ящерица-волшебник. В нем рассказывается об американском мальчике ирландского происхождения, жившем на американском Западе во время гражданской войны, который был похищен военным отрядом Явапая и воспитан как собственный. Он становится легендарным воином, названным в честь его потрясающих глаз.

См. Также

На Викискладе есть материалы, связанные с Явапай.

Ссылки

Источники

  • Брац, Тимоти (2003). Выживание в завоевании. University of Nebraska Press. ISBN 978-0-8032-2242-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кэмпбелл, Джули А. (1998). Исследования в истории Аризоны. Тусон, Аризона: Историческое общество Аризоны. ISBN 0910037388
  • Сундук, Уильям Э. (1982). Сипапу, История индейцев Аризоны и Нью-Мексико, Ван Ностранд Рейнхольд, ISBN 0-442-21590-8.
  • Фенн, Эл, «История Микки Бернса», Sun Valley Spur Shopper, 30 сентября 1971 г.
  • Фиш, Пол Р. и Фиш, Сюзанна К. (1977). Археология долины Верде: обзор и перспективы, Флагстафф: Музей Северной Аризоны, отчет об антропологическом исследовании № 8
  • Гиффорд, Эдвард ( 1936). Северо-восточный и западный Явапаи. Беркли, Калифорния: University of California Press.
  • Hoxie, Frederick E. (1996). Encyclopedia of North American Indians, Houghton Mifflin Books, ISBN 0-395-66921-9.
  • Джонс, Терри Л. и Клар, Кэтрин А. (2007). Калифорнийская предыстория: колонизация, культура и сложность, Роуман А. Итамира, ISBN 0-7591-0872-2.
  • Кендалл, Марта Б. (1976). Избранные проблемы в синтаксисе Явапаи. Нью-Йорк: Garland Publishing, Inc., ISBN 0-8240-1969-5.
  • Нельсон Эспеланд, Венди (1998). Борьба за воду: политика, рациональность и идентичность на юго-западе Америки, University of Chicago Press. ISBN 0-226-21793-0
  • Прицкер, Гарри (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы, Oxford University Press, ISBN 0-19-513877-5.
  • Руланд Торн, Кейт; Родда, Жанетт; Смит, Нэнси Р. (2005). Познакомьтесь с Джеромом: Моголы, горняки и любовницы Клеопатры Хилл, Primer Publishers, ISBN 0-935810-77-3.
  • Зальцманн, Зденек и Зальцманн, Джой М. ( 1997). Коренные американцы Юго-Запада: Введение серьезного путешественника в народы и места. Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 0-8133-2279-0
  • Суантон, Джон Рид (1952). Индейские племена Северной Америки, Типография правительства США.
  • Калифорнийский университет, Беркли (1943). Публикации Калифорнийского университета по лингвистике, Калифорнийский университет Press.
  • Атли, Роберт Маршалл (1981). Frontiers in Blue: Армия Соединенных Штатов и Индия, 1848-1865, University of Nebraska Press, ISBN 0-8032-9550-2.
  • Big Dry Wash Battlfield, Arizona в NPS
  • Форт Макдауэлл Нация Явапаи, история и культура
  • Нация Явапай-Апачи, официальный сайт
  • Индейское племя Явапай Прескотт, официальный сайт

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-22 11:18:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте