Цикл Пикандера 1728–29 гг. Представляет собой цикл церковной кантаты либретто на литургический год. Впервые он был опубликован в 1728 году под названием Cantaten auf die Sonn- und Fest-Tage durch das gantze Jahr (Кантаты для Солнца и праздников в течение года). Иоганн Себастьян Бах положил несколько из этих либретто на музыку, но неизвестно, покрыл ли он значительную часть цикла. Этот неуловимый цикл настроек кантаты обозначается как четвертый лейпцигский цикл композитора или цикл Пикандера (нем. Picander Jahrgang).
Несколько вопросов, касающихся сотрудничества между Бахом и Пикандером, регулярно возвращаются в научной литературе по этой теме. Первый вопрос заключается в том, когда они начали активно сотрудничать: это могло быть уже в 1723 году или уже в 1729 году. Другой вопрос - сколько текстов Пикандера было установлено Бахом: очевидно, ничто не хуже из цикла Пикандера 1724–2525 годов, и из всех остальных настроек, включая Страсти по Матфею, сохранилось не более десятка настроек. Наконец: как ладили Бах и Пикандер? Пикандер был в первую очередь сатириком, сочиняющим беззаботные стихи, как же так получилось, что его духовная поэзия, не имеющая особых внутренних качеств, привела, в установленном Бахом, к священным шедеврам? Сотрудничество кажется маловероятным: серьезный Бах и шутливый либреттист.
По словам биографа Баха Спитты, композитор выбрал Пикандера среди других поэтов, создающих священную поэзию, таких как Эрдманн Ноймейстер и Саломон Франк, потому что у Пикандера было немного талантов, кроме быстрого пера и некоторой близости к музыке, то есть он мог превратить почти все в тексты, и поэтому был готов создавать тексты, соответствующие ожиданиям композитора. Предположительно сердечные отношения между поэтом и композитором иллюстрируются тем фактом, что жена Пикандера стала спонсором дочери Баха Иоганны Каролины, родившейся в 1737 году.
Кроме того, Бах мог быть серьезным в религиозных вопросах, он имел юмористическая сторона тоже, например, проиллюстрирована quodlibets на популярные мелодии, которые он написал в начале своей карьеры (BWV 524 ), а также позже (BWV 988/31, 1741 г.). Создавая светские кантаты, такие как Hercules auf dem Scheidewege (1731), Coffee Cantata и 1742 Peasant Cantata, композитор и сатирик, кажется, были
Будучи студентом в Лейпциге, Пикандер начал публиковать сатирические стихи в 1722 году. Самые ранние свидетельства того, что Бах поместил часть текста Пикандера, датируются сентябрем 1723 года., для кантаты Bringet dem Herrn Ehre seines Namens, BWV 148, хотя датировка кантаты не ясна.
С Адвента 1724 года Пикандер начал публиковать духовные стихи по случаю литургического года еженедельными выпусками, хотя некоторые из них были довольно светскими по содержанию, с сатирическим подтекстом или потворством жалости к себе. Он продолжал такие публикации до последнего воскресенья после Троицы следующего года, после чего он собрал цикл стихов этого года в Sammlung Erbaulicher Gedanken (сборник возвышающих мыслей), который включал тексты для 68 хоральных мелодий и либретто для оратории Страстей, известной как Erbauliche Gedanken auf den Grünen Donnerstag und Charfreitag über den Leidenden Jesum (BWV Anh. 169, не установлено Бахом). Сборник также содержал существенно иную версию либретто BWV 148.
Для церковного 1724–25 года Бах представлял вторую половину своего второго цикла кантатных лейпцигских кантат и первую половину. из его третьего цикла кантат, очевидно, не используя ни поэзию Erbauliche Gedanken, ни свои кантаты, ни свои Страсти по Иоанну, вторую версию которой он написал для Страстной пятницы 1725.
Одно из светских либретто кантат Пикандера, Entfliehet, verschwindet, entweichet, ihr Sorgen, однако, похоже, было установлено Бахом для презентации в Weißenfels 23 февраля 1725 г. (BWV 249a, также известная как Кантата пастухов). Утерянная музыка этой кантаты была связана с самой ранней версией Пасхальной оратории Баха, и Пикандер, возможно, предоставил текст пародии для этой музыки к Пасхе, впервые исполненной в 1725 году. Однако пасхальная кантата не имеет отношения к поэзии по случаю Пасхи, опубликованной в цикле Пикандера 1724–2525 годов.
В августе 1725 года Бах поставил еще одно светское либретто Пикандера, Zerreißet, zersprenget, zertrümmert die Gruft, BWV 205, a.k.a. Der zufriedengestellte Aeolus. Позже в том же месяце Бах установил кантату о выборах в совет Wünschet Jerusalem Glück, BWV Anh. 4 на либретто Пикандера, но музыка этой кантаты утеряна. Известно, что другое либретто Пикандера для светской кантаты было установлено Бахом и исполнено в Котене, Steigt freudig in die Luft, BWV 36a. Вероятно, это было исполнено в 1726 году, но либретто существует и в более ранней версии, Schwingt freudig euch empor, BMV 36c, предположительно также Пикандера.
В 1726 году Бах установил следующие либретто Пикандера: светскую кантату, Верджагет, zerstreuet, zerrüttet, ihr Sterne, BWV 249b и церковную кантату для Михайлова, Es erhub sich ein Streit, BWV 19. Для этого священного произведения Пикандер опубликовал либретто в 1725 году, но текст, использованный Бахом для его кантаты 1726 года, представляет собой сильно переработанную версию эстампа 1725 года. В начале 1727 года композитор и либреттист, похоже, совместно работали над другими кантатами и, возможно, Страстями по Матфею. Позже, в 1727 году и в начале 1728 года, есть еще две светские кантаты, написанные Бахом на либретто Пикандера.
В июне 1728 года Пикандер выпустил первую часть своего цикла кантатных либретто 1728–29 годов. Во введении он предложил Баху установить тексты. На этот первый набор из 16 кантат не было записано никакой реакции Баха. Если он установит какое-либо из либретто, музыка будет полностью потеряна.
В отличие от его цикла 1724–25, партии теперь ежеквартально подавались от 16 до 19 либретто кантат в каждой. К ним также относятся текст кантаты, непригодный для использования в контексте Лейпцига (кантаты для периодов Адвента и Великого поста, когда в Лейпциге наблюдался tempus clausum ) и кантаты для случаев, не относящихся к периоду, в течение которого цикл был запланированы (например, Рождество I и Крещение VI).
Начало цикла было исключительным: издание открылось либретто ко Дню святого Иоанна 24 июня 1728 года, за которым последовал текст кантаты к Троице V, которая в 1728 году выпала на 27 июня. Только из второй части, с текстами кантат для случаев от Дня Святого Михаила (29 сентября) до конца года, сохранились несколько декораций Баха, самая старая из них - декорация для Троицы XXI (17 октября 1728 года). Баховская постановка первой кантаты из второй части была представлена только в 1729 году. Всего для полного цикла из 70 либретто кантат известно девять постановок Баха, и только шесть из них полностью сохранились.
Не позднее Великого поста 1729 года Бах и Пикандер совместно работали над либретто Страстей по Матфею, которое для некоторых движений заимствовано из публикации Пикандера 1725 года Erbauliche Gedanken. Неизвестно, были ли премьера Страстей по Матфею состоялась в 1727 или 1729 году.
С 1727 года Пикандер публиковал свои Ernst-Schertzhaffte und Satyrische Gedichte, большие сборники серьезной, шутливой и сатирической поэзии. Все его тома, большинство из которых переиздавались несколько раз и переработанные издания, вплоть до пятого и последнего тома, опубликованного в 1751 году, содержали поэзию Баха, как духовные, так и светские сочинения.
Полный цикл кантат 1728–29 годов был переиздан в третьем томе Ernst-Schertzhaffte und Satyrische Gedichte, стр. 79–188, но теперь он начинается с либретто кантаты для Адвента I, а с 1729 года в качестве года. указано для цикла. Том содержал несколько текстов, составленных Бахом, в том числе светские кантаты и либретто для Страстей по Марку, BWV 247, которые Бах поставил в 1731 году. Том III был переиздан в 1737 году. После начала 1730-х годов есть только одно сохранившееся сочинение Баха с либретто, которое также появилось в одном из поэтических сборников Пикандера: Крестьянская кантата 1742 года.
Идеальный цикл, включающий все кантаты для Адвент и Великий пост, но без учета страстной музыки для Страстной пятницы и музыки для учреждения нового совета, было бы 73 кантаты. В цикле Пикандера 1728–1729 годов их 70. Разница объясняется следующим образом:
Для всех других возможных случаев от Дня святого Иоанна 24 июня 1728 года до Троицы IV 4 июля 1729 года Пикандер предоставил конкретный текст кантаты, независимо от того, произошло это событие в предполагаемый период, и было ли в Лейпциге обычным делом предоставлять музыку по этому случаю. Помимо текста кантаты Благовещения, который был помещен после текста для Judica Sunday в качестве последнего либретто для третьего раздела, последовательность текстов кантаты, напечатанная в 1728 году, следует за событиями этого периода, например с Рождеством I и Богоявлением VI. кантаты вставлены в соответствующие места.
Повод | Либретто | 1728–29 | 1732 | BWV. BDW | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Адвент I | Machet die Thore weit (Псалом 24 : 7) | II / 10 (28 ноября 1728 г.) | 079–81 | |
2 | Адвент II | Erwache doch mein Herze | II / 11 (5 декабря 1728 г.) | 081–82 | |
3 | Адвент III | Алле Плаген, алл Пейн | II / 12 (12 декабря 1728 г.) | 083–84 | |
4 | Адвент IV | Vergiß es, doch, mein Herze, nicht | II / 13 (19 декабря 1728 г.) | 084–85 | |
5 | Рождество | Ehre sey Gott in der Höhe (Луки 2:14). «Ehre sei Gott in der Höhe» | II / 14 - 25 декабря 1728 г. | 085–87 | 197a. 00245 |
6 | Рождество 2 | Kehret wieder, kommt zurücke | II / 15 (26 декабря 1728 г.) | 087–89 | |
7 | Рождество 3 | Ich bin in dich entzündt | II / 16 (27 декабря 1728 г.) | 089–90 | |
8 | Рождество I | Niemand kan die Lieb ergründen | II / 17 (28–31 декабря) | 090–91 | |
9 | Новый год | Gott, wie dein Nahme, so ist auch dein Ruhm (Псалом 48:11). «Gott, wie dein Имя, so ist auch dein Ruhm " | III / 1 - 1 января 1729 г. | 092–93 | 171. 00206 |
10 | Новый год I | Steh auf, mein Herz | III / 2 (2 января 1729 г.) | 093–95 | |
11 | Богоявление | Dieses ist der tag (Псалом 118: 24–25) | III / 3 (6 января 1729 г.) | 095–97 | |
12 | Богоявление I | Ich bin betrübt | III / 4 (9 января 1729 г.) | 097–99 | |
13 | Богоявление II | Ich hab in mir ein fröhlich Herze | III / 5 (16 января 1729 г.) | 099–100 | |
14 | Богоявление III | Ich steh mit einem Fuß im Grabe (Псалом 48:11). «Ich steh mit einem Fuß im Grabe» | III / 6 - 23 января 1729 г. | 100–102 | 156. 00190 |
15 | Богоявление IV | Wie bist du doch in mir | III / 7 (30 января 1729 г.) | 102–103 | |
16 | Очищение | Herr, nun lässest du deinen Diener in Friede fahren (Луки 2:29) | III / 8 (2 февраля 1729 г.) | 104–105 | |
17 | Богоявление V | Эрваче, du verschlaffnes Herze | III / 9 (6 февраля 1729 г.) | 105 –106 | |
18 | Богоявление VI | Валет будет их директором | III / 10 - | 106–108 | |
19 | Септуагесима | Ich bin vergnügt mit meinem Stande | III / 11 (13 февраля 1729 г.) | 108–110 | |
20 | Sexagesima | Sey getreu biß in den Tod | III / 12 (20 Февраль 1729 г.) | 110–111 | |
21 | Эстомихи | Сехет! Wir gehen hinauf, gen Jerusalem. "Sehet, wir gehn hinauf gen Jerusalem" | III / 13 - 27 февраля 1729 г. | 111–113 | 159. 00193 |
22 | Invocabit | Weg, mein Herz, mit den Gedanken | III / 14 (6 марта 1729 г.) | 114–115 | |
23 | Reminiscere | Ich stürme den Himmel mit meinem Gebethe | III / 15 (13 марта 1729 г.) | 115–116 | |
24 | Oculi | Schliesse dich, mein Herze zu | III / 16 (20 Март 1729 г.) | 116–118 | |
25 | Лаэтаре | Wer nur den lieben Gott läßt walten | III / 17 (27 марта 1729 г.) | 118–119 | |
26 | Judica | Böse Welt, schmäh immerhin | III / 18 (3 апреля 1729 г.) | 119–120 | |
27 | Благовещение | Der Herr ist mit mir, darum fürchte ich mich nicht (Псалом 118: 6) | III / 19 (25 марта 1729) | 120–121 | |
1 | Вербное воскресенье | Machet die Thore weit (Псалом 24: 7) | - (10 апреля 1729 г.) | 121 | |
28 | Пасха | Es hat überwunden der Löwe, der Held | IV / 1 (17 апреля 1729) | 122–123 | |
2 9 | Пасха 2 | Ich bin ein Pilgrim auf der Welt. «Ich bin ein Pilgrim auf der Welt» | IV / 2 - 18 апреля 1729 г. | 123–124 | Ань. 190. 01501 |
30 | Пасха 3 | Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen. «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» | IV / 3 - 19 апреля 1729 г. | 125–126 | 145. 00177 |
31 | Quasimodogeniti | Welt, behavior du das deine | IV / 4 (24 апреля 1729 г.) | 126–127 | |
32 | Misericordias Domini | Ich kan mich besser nicht versorgen | IV / 5 (1 мая 1729 г.) | 128–129 | |
33 | Jubilate | Faße dich betrübter Sinn | IV / 6 (8 мая 1729 г.) | 129–131 | |
34 | Cantate | Ja! Джа! Ich bin nun ganz verlassen | IV / 7 (15 мая 1729 г.) | 131–133 | |
35 | Rogate | Ich Schreye laut mit meiner Stimme | IV / 8 (22 мая 1729 г.) | 133–134 | |
36 | Вознесение | Alles, alles Himmel-werts | IV / 9 (26 мая 1729 г.) | 134–136 | |
37 | Exaudi | Quäle dich nur nicht, mein Herz | IV / 10 (29 мая 1729 г.) | 136–137 | |
38 | Пятидесятница | Raset und brauset ihr hefftigen Winde | IV / 11 (5 июня 1729) | 138–139 | |
39 | Pentecost 2 | Ich liebe den Höchsten von ganzen Gemüthe. " Ich liebe den Höchsten von ganzem Gemüte " | IV / 12 - 6 июня 1729 г. | 139–140 | 174. 00212 |
40 | Пятидесятница 3 | Ich klopff an deine Gnaden- Thüre | IV / 13 (7 июня 1729 г.) | 141–142 | |
41 | Тринити | Готт будет мич ин ден Химмель хабен | IV / 14 (12 Июнь 1729 г.) | 142–143 | |
42 | Trinity I | Welt, dein Purpur stinckt mich an | IV / 15 (19 июня 1729 г.) | 143–145 | |
43 | Тринити II | Kommt, eilet, ihr Gäste, zum seligen Mahle | IV / 16 (26 июня 1729 г.) | 145–146 | |
44 | Тринити III | Wohin? mein Herz | IV / 17 (3 июля 1729 г.) | 147–148 | |
45 | Trinity IV | Laß sie spotten, laß sie lachen | IV / 18 (10 июля 1729 г.) | 148–150 | |
46 | Иоганнис | Гелобет сей дер герр (Луки 1: 68–69) | I / 1 (24 июня 1728 г.) | 150–151 | |
47 | Trinity V | In allen meinen thaten | I / 2 (27 июня 1728 г.) | 152–153 | |
48 | Посещение | Meine Seele erhebt den Herrn (Луки 1:47) | I / 3 (2 июля 1728 г.) | 153–155 | |
49 | Trinity VI | Gott, gieb mir ein versöhnlich Герце | I / 4 (4 июля 1728 г.) | 155–156 | |
50 | Тринити VII | Ах, Готт! ich bin von dir | I / 5 (11 июля 1728 года) | 156–158 | |
51 | Trinity VIII | Herr, stärcke meinen schwachen Glauben | I / 6 (18 июля 1728 г.) | 158–160 | |
52 | Троица IX | Майн Хесу, был майне | I / 7 (25 июля 1728 г.) | 160–161 | |
53 | Trinity X | Laßt meine Thränen euch bewegen | I / 8 (1 августа 1728 г.) | 161–162 | |
54 | Trinity XI | Ich scheue mich | I / 9 (8 августа 1728 г.) | 163–164 | |
55 | Trinity XII | Ich bin wie einer, der nicht höret | I / 10 (15 августа 1728 г.) | 164–165 | |
56 | Тринити XIII | Können meine nasse Wangen | I / 11 (22 августа 1728 г.) | 165–167 | |
57 | Trinity XIV | Schöpfferaller Dinge | I / 12 (29 августа 1728 г.) | 167–169 | |
58 | Trinity XV | Arm, und dennoch frölich seyn | I / 13 (5 сентября 1728 г.) | 169–170 | |
59 | Троица XVI | Schließet euch, ihr müden Augen | I / 14 (12 сентября 1728) | 170–172 | |
60 | Троица XVII | Штольц и П. racht | I / 15 (19 сентября 1728 г.) | 172–173 | |
61 | Тринити XVIII | Ich liebe Gott vor allen Dingen | I / 16 (26 Сентябрь 1728 г.) | 173–174 | |
62 | Михаэлис | Man singet mit Freuden vom Sieg (Псалом 118: 15–16). «Man singet mit Freuden vom Sieg» | II / 1 (29 сентября 1728 г.). 29 сентября 1729 г. | 175–176 | 149 / 1a ?; 149. 01509 ; 00183 |
63 | Тринити XIX | Готт, дю Рихтер дер Геданкен | II / 2 (3 октября 1728 г.). 23 октября 1729 г.? | 176–178 | 1137 ?. 01309 |
64 | Trinity XX | Ach ruffe mich bald | II / 3 (10 октября 1728 г.) | 178–179 | |
65 | Тринити XXI | Ich habe meine Zuversicht. "Ich habe meine Zuversicht" | II / 4 - 17 октября 1728 г. | 179–181 | 188. 00228 |
66 | Тринити XXII | Гедулт, Майн Готт, Гедулт | II / 5 (24 октября 1728 г.) | 181–182 | |
67 | Тринити XXIII. (День Реформации ) | Schnöde Schönheit dieser Welt | II / 6 (31 октября 1728 года) | 182–184 | |
68 | Trinity XXIV | Küsse mein Herze, mit Freuden die Руте | II / 7 (7 ноября 1728 г.) | 184–185 | |
69 | Тринити XXV | Эйле, rette deine Seele | II / 8 (14 ноября 1728) | 185–187 | |
70 | Троица XXVI | Kömmt denn nicht mein Иисус лысый? | II / 9 (21 ноября 1728 г.) | 187–188 | |
— | Trinity XXVII | — | — | — |
Известные постановки либретто цикла Баха (или его сына Карла Филиппа Эммануила ) в период 1728–29:
Ни одна из дошедших до нас настроек либретто цикла Баха не предназначена для случаев, не относящихся к периоду, предусмотренному для цикла (с 24 июня 1728 года по 4 июля 1729 года), и нет никаких настроек Баха из текстов цикла для кантат, попадающих в лейпцигскую tempus clausum. Для периода с Дня Святого Иоанна 1728 г. до Троицы IV 1729 г. Бах также, по-видимому, не установил кантат для литургического года на тексты, не входящие в цикл Пикандера. В тот же период Бах сотрудничал с Пикандером в нескольких других проектах, таких как светская кантата O angenehme Melodei, BWV 210a (12 января 1729 года), свадебная кантата Der Herr ist freundlich dem, der auf ihn harret, BWV Anh. 211 (18 января 1729 г.) и Klagt, Kinder, klagt esaller Welt, BWV 244a кантата для поминальной службы Леопольда, принца Ангальт-Кётена (исполнил через несколько месяцев после смерти князя 24 марта 1729 г.). Однако остается неясным, была ли премьера Страстей по Матфею, часть музыки которой совпадает с той памятной кантатой и написана на либретто Пикандера, или исполнена в Страстную пятницу 15 апреля 1729 года.
...
Реконструкции и дополнения на основе сохранившейся музыки Баха включают:
Известные настройки других композиторов:
Церковные кантаты по Иоганн Себастьян Бах по хронология | ||
---|---|---|
Предшествующие по. Третий цикл кантат Баха | Четвертый цикл кантат Баха . 1728–29 | На смену. последующие кантаты Баха |