Цикл Пикандера 1728–29 гг.

редактировать

Цикл Пикандера 1728–29 гг. Представляет собой цикл церковной кантаты либретто на литургический год. Впервые он был опубликован в 1728 году под названием Cantaten auf die Sonn- und Fest-Tage durch das gantze Jahr (Кантаты для Солнца и праздников в течение года). Иоганн Себастьян Бах положил несколько из этих либретто на музыку, но неизвестно, покрыл ли он значительную часть цикла. Этот неуловимый цикл настроек кантаты обозначается как четвертый лейпцигский цикл композитора или цикл Пикандера (нем. Picander Jahrgang).

Содержание
  • 1 Либретто Пикандера
    • 1.1 До июня 1728 г.
    • 1.2 Первая публикация цикл 1728–29 гг.
    • 1.3 Дальнейшие публикации и переиздания
  • 2 Кантаты
  • 3 Прием
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Либретто Пикандера

Несколько вопросов, касающихся сотрудничества между Бахом и Пикандером, регулярно возвращаются в научной литературе по этой теме. Первый вопрос заключается в том, когда они начали активно сотрудничать: это могло быть уже в 1723 году или уже в 1729 году. Другой вопрос - сколько текстов Пикандера было установлено Бахом: очевидно, ничто не хуже из цикла Пикандера 1724–2525 годов, и из всех остальных настроек, включая Страсти по Матфею, сохранилось не более десятка настроек. Наконец: как ладили Бах и Пикандер? Пикандер был в первую очередь сатириком, сочиняющим беззаботные стихи, как же так получилось, что его духовная поэзия, не имеющая особых внутренних качеств, привела, в установленном Бахом, к священным шедеврам? Сотрудничество кажется маловероятным: серьезный Бах и шутливый либреттист.

По словам биографа Баха Спитты, композитор выбрал Пикандера среди других поэтов, создающих священную поэзию, таких как Эрдманн Ноймейстер и Саломон Франк, потому что у Пикандера было немного талантов, кроме быстрого пера и некоторой близости к музыке, то есть он мог превратить почти все в тексты, и поэтому был готов создавать тексты, соответствующие ожиданиям композитора. Предположительно сердечные отношения между поэтом и композитором иллюстрируются тем фактом, что жена Пикандера стала спонсором дочери Баха Иоганны Каролины, родившейся в 1737 году.

Кроме того, Бах мог быть серьезным в религиозных вопросах, он имел юмористическая сторона тоже, например, проиллюстрирована quodlibets на популярные мелодии, которые он написал в начале своей карьеры (BWV 524 ), а также позже (BWV 988/31, 1741 г.). Создавая светские кантаты, такие как Hercules auf dem Scheidewege (1731), Coffee Cantata и 1742 Peasant Cantata, композитор и сатирик, кажется, были

До июня 1728 года

Будучи студентом в Лейпциге, Пикандер начал публиковать сатирические стихи в 1722 году. Самые ранние свидетельства того, что Бах поместил часть текста Пикандера, датируются сентябрем 1723 года., для кантаты Bringet dem Herrn Ehre seines Namens, BWV 148, хотя датировка кантаты не ясна.

С Адвента 1724 года Пикандер начал публиковать духовные стихи по случаю литургического года еженедельными выпусками, хотя некоторые из них были довольно светскими по содержанию, с сатирическим подтекстом или потворством жалости к себе. Он продолжал такие публикации до последнего воскресенья после Троицы следующего года, после чего он собрал цикл стихов этого года в Sammlung Erbaulicher Gedanken (сборник возвышающих мыслей), который включал тексты для 68 хоральных мелодий и либретто для оратории Страстей, известной как Erbauliche Gedanken auf den Grünen Donnerstag und Charfreitag über den Leidenden Jesum (BWV Anh. 169, не установлено Бахом). Сборник также содержал существенно иную версию либретто BWV 148.

Для церковного 1724–25 года Бах представлял вторую половину своего второго цикла кантатных лейпцигских кантат и первую половину. из его третьего цикла кантат, очевидно, не используя ни поэзию Erbauliche Gedanken, ни свои кантаты, ни свои Страсти по Иоанну, вторую версию которой он написал для Страстной пятницы 1725.

Одно из светских либретто кантат Пикандера, Entfliehet, verschwindet, entweichet, ihr Sorgen, однако, похоже, было установлено Бахом для презентации в Weißenfels 23 февраля 1725 г. (BWV 249a, также известная как Кантата пастухов). Утерянная музыка этой кантаты была связана с самой ранней версией Пасхальной оратории Баха, и Пикандер, возможно, предоставил текст пародии для этой музыки к Пасхе, впервые исполненной в 1725 году. Однако пасхальная кантата не имеет отношения к поэзии по случаю Пасхи, опубликованной в цикле Пикандера 1724–2525 годов.

В августе 1725 года Бах поставил еще одно светское либретто Пикандера, Zerreißet, zersprenget, zertrümmert die Gruft, BWV 205, a.k.a. Der zufriedengestellte Aeolus. Позже в том же месяце Бах установил кантату о выборах в совет Wünschet Jerusalem Glück, BWV Anh. 4 на либретто Пикандера, но музыка этой кантаты утеряна. Известно, что другое либретто Пикандера для светской кантаты было установлено Бахом и исполнено в Котене, Steigt freudig in die Luft, BWV 36a. Вероятно, это было исполнено в 1726 году, но либретто существует и в более ранней версии, Schwingt freudig euch empor, BMV 36c, предположительно также Пикандера.

В 1726 году Бах установил следующие либретто Пикандера: светскую кантату, Верджагет, zerstreuet, zerrüttet, ihr Sterne, BWV 249b и церковную кантату для Михайлова, Es erhub sich ein Streit, BWV 19. Для этого священного произведения Пикандер опубликовал либретто в 1725 году, но текст, использованный Бахом для его кантаты 1726 года, представляет собой сильно переработанную версию эстампа 1725 года. В начале 1727 года композитор и либреттист, похоже, совместно работали над другими кантатами и, возможно, Страстями по Матфею. Позже, в 1727 году и в начале 1728 года, есть еще две светские кантаты, написанные Бахом на либретто Пикандера.

Первая публикация цикла 1728–29 годов

В июне 1728 года Пикандер выпустил первую часть своего цикла кантатных либретто 1728–29 годов. Во введении он предложил Баху установить тексты. На этот первый набор из 16 кантат не было записано никакой реакции Баха. Если он установит какое-либо из либретто, музыка будет полностью потеряна.

В отличие от его цикла 1724–25, партии теперь ежеквартально подавались от 16 до 19 либретто кантат в каждой. К ним также относятся текст кантаты, непригодный для использования в контексте Лейпцига (кантаты для периодов Адвента и Великого поста, когда в Лейпциге наблюдался tempus clausum ) и кантаты для случаев, не относящихся к периоду, в течение которого цикл был запланированы (например, Рождество I и Крещение VI).

Начало цикла было исключительным: издание открылось либретто ко Дню святого Иоанна 24 июня 1728 года, за которым последовал текст кантаты к Троице V, которая в 1728 году выпала на 27 июня. Только из второй части, с текстами кантат для случаев от Дня Святого Михаила (29 сентября) до конца года, сохранились несколько декораций Баха, самая старая из них - декорация для Троицы XXI (17 октября 1728 года). Баховская постановка первой кантаты из второй части была представлена ​​только в 1729 году. Всего для полного цикла из 70 либретто кантат известно девять постановок Баха, и только шесть из них полностью сохранились.

Не позднее Великого поста 1729 года Бах и Пикандер совместно работали над либретто Страстей по Матфею, которое для некоторых движений заимствовано из публикации Пикандера 1725 года Erbauliche Gedanken. Неизвестно, были ли премьера Страстей по Матфею состоялась в 1727 или 1729 году.

Дальнейшие публикации и переиздания

С 1727 года Пикандер публиковал свои Ernst-Schertzhaffte und Satyrische Gedichte, большие сборники серьезной, шутливой и сатирической поэзии. Все его тома, большинство из которых переиздавались несколько раз и переработанные издания, вплоть до пятого и последнего тома, опубликованного в 1751 году, содержали поэзию Баха, как духовные, так и светские сочинения.

Полный цикл кантат 1728–29 годов был переиздан в третьем томе Ernst-Schertzhaffte und Satyrische Gedichte, стр. 79–188, но теперь он начинается с либретто кантаты для Адвента I, а с 1729 года в качестве года. указано для цикла. Том содержал несколько текстов, составленных Бахом, в том числе светские кантаты и либретто для Страстей по Марку, BWV 247, которые Бах поставил в 1731 году. Том III был переиздан в 1737 году. После начала 1730-х годов есть только одно сохранившееся сочинение Баха с либретто, которое также появилось в одном из поэтических сборников Пикандера: Крестьянская кантата 1742 года.

Кантаты

Идеальный цикл, включающий все кантаты для Адвент и Великий пост, но без учета страстной музыки для Страстной пятницы и музыки для учреждения нового совета, было бы 73 кантаты. В цикле Пикандера 1728–1729 годов их 70. Разница объясняется следующим образом:

  • Нет отдельной кантаты для Вербного воскресенья: для этого праздника Пикандер предлагает использовать тот же текст кантаты, что и для Адвента I.
  • Нет ( отдельная) кантата для Дня Реформации. В цикле, предложенном на 1728–1729 годы, праздник Дня Реформации совпал с Троицей XXIII (31 октября 1728 года), однако Пикандр не упоминал этот праздник в названии кантаты для этого воскресенья.
  • Нет. кантата для Троицы XXVII, которой не было в 1728 году.

Для всех других возможных случаев от Дня святого Иоанна 24 июня 1728 года до Троицы IV 4 июля 1729 года Пикандер предоставил конкретный текст кантаты, независимо от того, произошло это событие в предполагаемый период, и было ли в Лейпциге обычным делом предоставлять музыку по этому случаю. Помимо текста кантаты Благовещения, который был помещен после текста для Judica Sunday в качестве последнего либретто для третьего раздела, последовательность текстов кантаты, напечатанная в 1728 году, следует за событиями этого периода, например с Рождеством I и Богоявлением VI. кантаты вставлены в соответствующие места.

ПоводЛибретто1728–291732BWV. BDW
1Адвент I Machet die Thore weit (Псалом 24 : 7)II / 10 (28 ноября 1728 г.)079–81
2Адвент II Erwache doch mein HerzeII / 11 (5 декабря 1728 г.)081–82
3Адвент III Алле Плаген, алл ПейнII / 12 (12 декабря 1728 г.)083–84
4Адвент IV Vergiß es, doch, mein Herze, nichtII / 13 (19 декабря 1728 г.)084–85
5Рождество Ehre sey Gott in der Höhe (Луки 2:14). «Ehre sei Gott in der Höhe» II / 14 - 25 декабря 1728 г.085–87 197a. 00245
6Рождество 2 Kehret wieder, kommt zurückeII / 15 (26 декабря 1728 г.)087–89
7Рождество 3 Ich bin in dich entzündtII / 16 (27 декабря 1728 г.)089–90
8Рождество I Niemand kan die Lieb ergründenII / 17 (28–31 декабря)090–91
9Новый год Gott, wie dein Nahme, so ist auch dein Ruhm (Псалом 48:11). «Gott, wie dein Имя, so ist auch dein Ruhm " III / 1 - 1 января 1729 г.092–93 171. 00206
10Новый год I Steh auf, mein HerzIII / 2 (2 января 1729 г.)093–95
11Богоявление Dieses ist der tag (Псалом 118: 24–25)III / 3 (6 января 1729 г.)095–97
12Богоявление I Ich bin betrübtIII / 4 (9 января 1729 г.)097–99
13Богоявление II Ich hab in mir ein fröhlich HerzeIII / 5 (16 января 1729 г.)099–100
14Богоявление III Ich steh mit einem Fuß im Grabe (Псалом 48:11). «Ich steh mit einem Fuß im Grabe» III / 6 - 23 января 1729 г.100–102 156. 00190
15Богоявление IV Wie bist du doch in mirIII / 7 (30 января 1729 г.)102–103
16Очищение Herr, nun lässest du deinen Diener in Friede fahren (Луки 2:29)III / 8 (2 февраля 1729 г.)104–105
17Богоявление V Эрваче, du verschlaffnes HerzeIII / 9 (6 февраля 1729 г.)105 –106
18Богоявление VI Валет будет их директоромIII / 10 -106–108
19Септуагесима Ich bin vergnügt mit meinem StandeIII / 11 (13 февраля 1729 г.)108–110
20Sexagesima Sey getreu biß in den TodIII / 12 (20 Февраль 1729 г.)110–111
21Эстомихи Сехет! Wir gehen hinauf, gen Jerusalem. "Sehet, wir gehn hinauf gen Jerusalem" III / 13 - 27 февраля 1729 г.111–113 159. 00193
22Invocabit Weg, mein Herz, mit den GedankenIII / 14 (6 марта 1729 г.)114–115
23Reminiscere Ich stürme den Himmel mit meinem GebetheIII / 15 (13 марта 1729 г.)115–116
24Oculi Schliesse dich, mein Herze zuIII / 16 (20 Март 1729 г.)116–118
25Лаэтаре Wer nur den lieben Gott läßt waltenIII / 17 (27 марта 1729 г.)118–119
26Judica Böse Welt, schmäh immerhinIII / 18 (3 апреля 1729 г.)119–120
27Благовещение Der Herr ist mit mir, darum fürchte ich mich nicht (Псалом 118: 6)III / 19 (25 марта 1729)120–121
1Вербное воскресенье Machet die Thore weit (Псалом 24: 7)- (10 апреля 1729 г.)121
28Пасха Es hat überwunden der Löwe, der HeldIV / 1 (17 апреля 1729)122–123
2 9Пасха 2 Ich bin ein Pilgrim auf der Welt. «Ich bin ein Pilgrim auf der Welt» IV / 2 - 18 апреля 1729 г.123–124 Ань. 190. 01501
30Пасха 3 Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen. «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» IV / 3 - 19 апреля 1729 г.125–126 145. 00177
31Quasimodogeniti Welt, behavior du das deineIV / 4 (24 апреля 1729 г.)126–127
32Misericordias Domini Ich kan mich besser nicht versorgenIV / 5 (1 мая 1729 г.)128–129
33Jubilate Faße dich betrübter SinnIV / 6 (8 мая 1729 г.)129–131
34Cantate Ja! Джа! Ich bin nun ganz verlassenIV / 7 (15 мая 1729 г.)131–133
35Rogate Ich Schreye laut mit meiner StimmeIV / 8 (22 мая 1729 г.)133–134
36Вознесение Alles, alles Himmel-wertsIV / 9 (26 мая 1729 г.)134–136
37Exaudi Quäle dich nur nicht, mein HerzIV / 10 (29 мая 1729 г.)136–137
38Пятидесятница Raset und brauset ihr hefftigen WindeIV / 11 (5 июня 1729)138–139
39Pentecost 2 Ich liebe den Höchsten von ganzen Gemüthe. " Ich liebe den Höchsten von ganzem Gemüte " IV / 12 - 6 июня 1729 г.139–140 174. 00212
40Пятидесятница 3 Ich klopff an deine Gnaden- ThüreIV / 13 (7 июня 1729 г.)141–142
41Тринити Готт будет мич ин ден Химмель хабенIV / 14 (12 Июнь 1729 г.)142–143
42Trinity I Welt, dein Purpur stinckt mich anIV / 15 (19 июня 1729 г.)143–145
43Тринити II Kommt, eilet, ihr Gäste, zum seligen MahleIV / 16 (26 июня 1729 г.)145–146
44Тринити III Wohin? mein HerzIV / 17 (3 июля 1729 г.)147–148
45Trinity IV Laß sie spotten, laß sie lachenIV / 18 (10 июля 1729 г.)148–150
46Иоганнис Гелобет сей дер герр (Луки 1: 68–69)I / 1 (24 июня 1728 г.)150–151
47Trinity V In allen meinen thatenI / 2 (27 июня 1728 г.)152–153
48Посещение Meine Seele erhebt den Herrn (Луки 1:47)I / 3 (2 июля 1728 г.)153–155
49Trinity VI Gott, gieb mir ein versöhnlich ГерцеI / 4 (4 июля 1728 г.)155–156
50Тринити VII Ах, Готт! ich bin von dirI / 5 (11 июля 1728 года)156–158
51Trinity VIII Herr, stärcke meinen schwachen GlaubenI / 6 (18 июля 1728 г.)158–160
52Троица IX Майн Хесу, был майнеI / 7 (25 июля 1728 г.)160–161
53Trinity X Laßt meine Thränen euch bewegenI / 8 (1 августа 1728 г.)161–162
54Trinity XI Ich scheue michI / 9 (8 августа 1728 г.)163–164
55Trinity XII Ich bin wie einer, der nicht höretI / 10 (15 августа 1728 г.)164–165
56Тринити XIII Können meine nasse WangenI / 11 (22 августа 1728 г.)165–167
57Trinity XIV Schöpfferaller DingeI / 12 (29 августа 1728 г.)167–169
58Trinity XV Arm, und dennoch frölich seynI / 13 (5 сентября 1728 г.)169–170
59Троица XVI Schließet euch, ihr müden AugenI / 14 (12 сентября 1728)170–172
60Троица XVII Штольц и П. rachtI / 15 (19 сентября 1728 г.)172–173
61Тринити XVIII Ich liebe Gott vor allen DingenI / 16 (26 Сентябрь 1728 г.)173–174
62Михаэлис Man singet mit Freuden vom Sieg (Псалом 118: 15–16). «Man singet mit Freuden vom Sieg» II / 1 (29 сентября 1728 г.). 29 сентября 1729 г.175–176 149 / 1a ?; 149. 01509 ; 00183
63Тринити XIX Готт, дю Рихтер дер ГеданкенII / 2 (3 октября 1728 г.). 23 октября 1729 г.?176–178 1137 ?. 01309
64Trinity XX Ach ruffe mich baldII / 3 (10 октября 1728 г.)178–179
65Тринити XXI Ich habe meine Zuversicht. "Ich habe meine Zuversicht" II / 4 - 17 октября 1728 г.179–181 188. 00228
66Тринити XXII Гедулт, Майн Готт, ГедултII / 5 (24 октября 1728 г.)181–182
67Тринити XXIII. (День Реформации )Schnöde Schönheit dieser WeltII / 6 (31 октября 1728 года)182–184
68Trinity XXIV Küsse mein Herze, mit Freuden die РутеII / 7 (7 ноября 1728 г.)184–185
69Тринити XXV Эйле, rette deine SeeleII / 8 (14 ноября 1728)185–187
70Троица XXVI Kömmt denn nicht mein Иисус лысый?II / 9 (21 ноября 1728 г.)187–188
Trinity XXVII

Известные постановки либретто цикла Баха (или его сына Карла Филиппа Эммануила ) в период 1728–29:

Ни одна из дошедших до нас настроек либретто цикла Баха не предназначена для случаев, не относящихся к периоду, предусмотренному для цикла (с 24 июня 1728 года по 4 июля 1729 года), и нет никаких настроек Баха из текстов цикла для кантат, попадающих в лейпцигскую tempus clausum. Для периода с Дня Святого Иоанна 1728 г. до Троицы IV 1729 г. Бах также, по-видимому, не установил кантат для литургического года на тексты, не входящие в цикл Пикандера. В тот же период Бах сотрудничал с Пикандером в нескольких других проектах, таких как светская кантата O angenehme Melodei, BWV 210a (12 января 1729 года), свадебная кантата Der Herr ist freundlich dem, der auf ihn harret, BWV Anh. 211 (18 января 1729 г.) и Klagt, Kinder, klagt esaller Welt, BWV 244a кантата для поминальной службы Леопольда, принца Ангальт-Кётена (исполнил через несколько месяцев после смерти князя 24 марта 1729 г.). Однако остается неясным, была ли премьера Страстей по Матфею, часть музыки которой совпадает с той памятной кантатой и написана на либретто Пикандера, или исполнена в Страстную пятницу 15 апреля 1729 года.

Приемная

...

Реконструкции и дополнения на основе сохранившейся музыки Баха включают:

  • (Judica ): Böse Welt, schmäh immerhin, на основе BWV 209 Густав Адольф Тейл, опубликовано в 1983 г. (OCLC 159405685 ).

Известные настройки других композиторов:

Ссылки
  1. ^ Гюнтер Цедлер. Die Kantaten von Johann Sebastian Bach: Eine Einführung in die Werkgattung. Книги по запросу, 2011. ISBN 9783842357259, стр. 24–26
  2. ^ Татьяна Шабалина «Недавние открытия в Петербурге и их значение для понимания кантат Баха» с. 77-99 в Понимание Баха 4, 2009
  3. ^ Пикандер (= Кристиан Фридрих Хенрици). Ernst-Schertzhaffte und Satyrische Gedichte, Том III. Лейпциг: Joh. Теод. Boetii Tochter (1732; 2-е изд. 1737), стр. 79–188
  4. ^Альфред Дюрр, Ёситаке Кобаяши (ред.), Кирстен Бейсвенгер. Bach Werke Verzeichnis : Kleine Ausgabe, nach der von Wolfgang Schmieder vorgelegten 2. Ausgabe. Предисловие на английском и немецком языках. Висбаден: Breitkopf Härtel, 1998. ISBN 3765102490 - ISBN 978-3765102493, стр. 458
  5. ^Альфред Дюрр ; Ричард Д. П. Джонс (6 июля 2006 г.). Кантаты И. С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте. ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-929776-4., стр. 39–41
  6. ^(на немецком языке) Пол Флоссман. Пикандер (Кристиан Фридрих Хенрици). Лейпциг: Liebertwolkwitz (1899), стр. 44–46
  7. ^Филипп Спитта. Иоганн Себастьян Бах: его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750 гг. в трех томах. Перевод Клары Белл и Дж. А. Фуллера Мейтленда. Новелло и Ко. 1884–1885 гг. Издание 1899 г., т. 2, Книга V: «Лейпциг», с. 339–350
  8. ^[de ]. Подлинная жизнь Иоганна Себастьяна Баха. Нью-Йорк: Basic Books, 2001. ISBN 9780465018611, Chapter XXIII
  9. ^Bach Digital Work 00206 at www.bach-digital.de
  10. ^Цифровая работа Баха 01501 на www.bach-digital.de
  11. ^Цифровая работа Баха 00177 на www.bach-digital.de
  12. ^Работайте 01309 на сайте Bach Digital.
  13. ^Дэниел Р. Меламед. "Установка Дж. Ф. Доулза либретто Пикандера и обучение вокальной композиции Дж. С. Баха" в The Journal of Musicology, Vol. 14, No. 4 (осень, 1996 г.), стр. 453-474. Калифорнийский университет Press.
  14. ^Пфау 2008, стр. 112.
Источники
Внешние ссылки
Церковные кантаты по Иоганн Себастьян Бах по хронология
Предшествующие по. Третий цикл кантат Баха Четвертый цикл кантат Баха . 1728–29На смену. последующие кантаты Баха
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:57:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте