Фосоп. โพสพ | |
---|---|
Богиня риса | |
Изображение Фосопа богиня риса в Сиамском обществе, Бангкок | |
Принадлежность | Понмагьи, По Нагар, Деви Шри,. Божества-покровители |
Обитель | Рисовое поле |
Символ | Зрелый рис снопы |
Гора | Рыба |
Phosop (тайский : โพสพ) или Phaisop (тайский : ไพสพ) - это рис богиня тайского народа. Она - божество, более связанное с древним тайским фольклором, чем богиня структурированной, господствующей религии. Она также известна как Мае Кхван Кхао (тайский : แม่ ขวัญข้าว; «Мать процветания риса»).
Ритуальные подношения делаются, чтобы умилостивить Богиню риса на разных этапах производства риса. Жители деревни верят, что Фосоп гарантирует, что каждому будет достаточно еды.
В современном Таиланде почтение фермеров, выращивающих рис, к Фосопу в последнее время сокращается, но королева Сирикит дал королевское покровительство этому древнему обычаю тайского фольклора в августе 2008 года.
Эти традиционные праздники, связанные с рисом и этапами его выращивания, имеют глубокое традиционное значение, чтобы гарантировать, что у фермеров будет хорошо урожаи. Каждый год Королевская церемония пахоты проходит в Таиланде. В конце люди пытаются собрать семена из борозд, чтобы увеличить свою удачу.
На иконографическом изображении Фосопа изображена красивая женщина в полных украшениях и красном или зеленое платье. Она сидит или стоит, держа собранный рис сноп на правом плече, но иногда также опираясь на руку. Недавняя иконография этой богини основана на деви из индуизма, но ее происхождение местное и более древнее.
В некоторых местах молодая деревенская женщина может одеваться как Фосоп во время местных фестивалей и праздников урожая риса.
Известная как Нанг Хосоп в Лаосе, богиня риса также является частью местной сельской культуры. Существуют разные версии лаосского мифа о происхождении риса. Согласно рукописи в Ват Си Сакет, однажды после тысячелетнего голода молодой человек поймал золотую рыбку. Царь рыб услышал крик агонии и пошел просить человека освободить золотую рыбку в обмен на сокровище. Сокровищем была Нанг Хосоп, девушка, которая была душой риса. Пока она жила на полях, рис питал людей еще много веков, и буддийская доктрина развивалась. Но однажды нечестивый царь снова вызвал голод на земле, складывая причитающийся людям рис, чтобы приобрести для себя золото, слонов и предметы роскоши. В тяжелые дни голода пара старых рабов встретила в лесу отшельника. Видя, что они голодают, отшельник обратился к Нанг Хосоп с просьбой накормить их. Но богиня риса рассердилась и отказалась. Затем отшельник, опасаясь за будущее буддийской Дхармы, зарезал Нанг Хосоп и разрезал ее на множество маленьких кусочков. Как следствие, фрагменты богини риса превратились в различные разновидности риса, такие как черный рис, белый рис, твердый рис (кхао чао) и клейкий рис. Старая пара учила людей выращивать этот новый рис из мелких зерен, и буддийская доктрина процветала.
Согласно другой легенде Вьентьяна, Пхи На, дух-покровитель, заботящийся о рисовых полях, берущий начало в черепе, рту и зубах Нанг Хосопа.
Некоторые авторы изучили, как буддизм привел к переосмыслению добуддийских смыслы через миф о богине риса. Чам По Ино Ногар, По Ян Ино Ногар Таха или По Нагар, богиня риса народа чам, небольшой этнической группы в Камбодже и Вьетнам, имеет сходные атрибуты и обряды с тайскими и лаосскими богинями риса. Она связана с леди По Нагар, традиционным божеством народа чам.
. Танцы, чтобы умилостивить богиню риса, распространены среди народа кхму, Группа мон-кхмеров, проживающая в основном в северном Лаосе, а также в Вьетнаме.
Подобную богиню риса также можно найти в Индонезии ; Деви Шри, также известная как Ньи Похачи, яванский, сунданский и балийский рис, богиня земледелия и плодородия. Святилища Деви Шри - обычное дело на местных рисовых полях.
Фосоп изображен на логотипе Департамента риса (กรมการ ข้าว) Министерства сельского хозяйства и кооперативов Таиланда.
На Викискладе есть материалы, связанные с Фосоп. |