Фонологическое правило

редактировать

A фонологическое правило - это формальный способ выражения систематического фонологического или морфофонологического или диахронное изменение звука на языке. Фонологические правила обычно используются в генеративной фонологии в качестве обозначения для записи операций и вычислений, связанных со звуком, которые человеческий мозг выполняет, когда производит или понимает разговорный язык. Они могут использовать фонетическое обозначение или отличительные признаки или и то, и другое.

Джон Голдсмит (1995) определяет фонологические правила как сопоставления между двумя разными уровнями представления звуков - в данном случае абстрактным или лежащим в основе уровнем и поверхностным уровнем - и Брюс Хейс (2009) описывает их как «обобщения» различных способов произношения звука в разных средах. Иными словами, фонологические правила описывают, как говорящий переходит от абстрактного представления, хранящегося в его мозгу, к фактическому звуку, который он артикулирует, когда говорит. В общем, фонологические правила начинаются с лежащего в основе представления звука (фонемы, хранящейся в сознании говорящего) и дают окончательную поверхностную форму или то, что говорящий фактически произносит. Когда нижележащая форма имеет несколько поверхностных форм, это часто называют аллофонией. Например, английское множественное число в письменном виде -s может произноситься как [s] (в «cat s »), [z] (в «cab s », «pea s ») или как [əz] (в «bus es »); все эти формы теоретически хранятся в уме как одни и те же -s, но поверхностное произношение выводится с помощью фонологического правила.

Содержание
  • 1 Пример
  • 2 Формат и обозначение
  • 3 Характеристики
  • 4 Типы
  • 5 Порядок правил
    • 5.1 Типы упорядочивания правил
    • 5.2 Деривация
      • 5.2.1 Пример деривации
        • 5.2.1.1 Правильная деривация:
        • 5.2.1.2 Неправильная деривация:
  • 6 Расширенная нотация
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Источники
Пример

В большинстве диалектов из американского английского, у говорящих есть процесс, известный как межвокальное альвеолярное хлопанье, который изменяет согласные / t / и / d / на быстрый лоскутный согласный ([ɾ] в таких словах, как «bu tt er» ([ˈbʌɾɹ]) и «no t в состоянии» ([ˈnoʊɾəbl]). Прекращение согласных / t / и / d / становится лишь пробелом между двумя гласными, где первый гласный - ударный, а второй - безударный. общий для представления фонологические правила, использующие формальные правила перезаписи самым общим возможным способом. Таким образом, описанное выше межвокальное альвеолярное хлопанье можно формализовать как

AmerEngFlappingRule.PNG
Формат и обозначение

Приведенное выше правило для межвокального альвеолярного хлопанья описывает, какой звук изменяется, на что он меняется и где это изменение ( другими словами, какая среда вызывает изменение). На иллюстрации ниже представлено то же правило, каждая его часть помечена и описана.

AmerEngFlappingRule annotated.PNG
  1. Название правила
  2. Основной звук, который изменен. В этом примере скобки представляют все общие черты измененных звуков; / t / и / d / - это заглушающие согласные, и оба соединяются языком, касающимся альвеолярного гребня. Таким образом, это правило применяется ко всем звукам, имеющим эти функции (только на английском языке / t / и / d /). Правила могут быть написаны с изменением только отдельных звуков, но использование записи в квадратных скобках позволяет применять правило к классу связанных звуков. Предложения по уточнению традиционных обозначений, чтобы лучше отразить теоретико-множественные типы сегментов и естественных классов, сделаны в некоторых недавних работах.
  3. Стрелка означает, что звук слева изменяется, чтобы иметь особенности справа.
  4. Звук, на который / t / и / d / (в этом примере) меняются, или отдельные характеристики, которые меняются.
  5. Косая черта - это сокращенное обозначение для "в среде, где... ". Это означает, что запись справа описывает, где применяется фонологическое правило.
  6. Звук или характеристики звука, предшествующие изменяемому. В этом примере перед / t / или / d /, которые становятся хлопающими, должна стоять ударная гласная.
  7. Местоположение звука, который будет изменен. В этом примере подчеркивание означает, что / t / или / d /, которые становятся хлопающими, должны находиться между двумя гласными (где первая подчеркнута, а вторая - нет).
  8. Звук или особенности звука, следующего за изменяемым. В этом примере за / t / или / d /, которые становятся колеблющимися, должна следовать безударная гласная.
  9. Прозрачное описание правила с указанием, когда оно применяется и что изменяется.

Все вместе взятые. и читайте слева направо, это обозначение правила для интервокального альвеолярного хлопания гласит, что любой альвеолярный стоп-согласный (/ t / или / d /) становится щелчком ([ɾ]) в среде, где ему предшествует ударная гласная. а затем безударный.

Фонологические правила часто записываются с использованием отличительных признаков, которые (предположительно) являются естественными характеристиками, описывающими акустический и артикуляционный состав звука. ; Выбрав конкретный набор или «матрицу» характеристик, можно представить группу звуков, которые вместе образуют естественный класс и образец в фонологических правилах. Например, в приведенном выше правиле, вместо того, чтобы писать / t / и / d / по отдельности, фонологи могут записывать общие черты, таким образом улавливая весь набор звуков, которые являются стоп-согласными и произносятся, прикладывая язык к альвеолярный гребень. В наиболее часто используемой системе признаков для представления этих звуков используются следующие признаки: [+ отложенное высвобождение, + передний, -распределенный], которые описывают манеру артикуляции, а также положение и форму языка при произнесении эти два звука. Но правила не всегда пишутся с использованием функций; в некоторых случаях, особенно когда правило применяется только к одному звуку, правила записываются с использованием символов Международного фонетического алфавита.

Характеристики

Hayes (2009) перечисляет следующие характеристики, которые все фонологические общие правила:

  • Специфика языка : Фонологическое правило, которое присутствует в одном языке, может отсутствовать в других языках или даже во всех диалектах данного языка.
  • Продуктивность : Фонологические правила применяются даже к новым словам. Например, если говорящего по-английски просят произнести множественное число от бессмысленного слова «wug» (т.е. «wugs»), он произносит последнее s как [z], а не [s], даже если они никогда раньше не использовали это слово. (Этот вид теста называется wug test.)
  • Необученный и бессознательный : говорящие применяют эти правила, не осознавая этого, и они усваивают правила в раннем возрасте без какого-либо явного обучения.
  • Интуитивно понятный. : правила дают говорящему интуитивное представление о том, какие слова являются «правильно сформированными» или «приемлемыми»; если говорящий слышит слово, не соответствующее фонологическим правилам языка, оно будет звучать как иностранное или неверно сформированное. 222>Типы

Фонологические правила можно условно разделить на четыре типа:

Порядок правил

Согласно Дженсену, когда применение одного конкретного правила генерирует фонологическую или морфологическую форму, которая запускает совершенно другое правило, приводящее к неправильной форме поверхности, требуется порядок правил.

Типы упорядочивания правил

Учитывая два правила, A и B, если мы предположим, что оба правила одинаково допустимы, то их порядок попадет в одну из следующих категорий:

Производные

Когда требуется четкий порядок между двумя правилами, должно быть показано производное. Вывод должен состоять из правильного применения порядка следования правил, который доказывает возможность фонетического представления, а также контрпримера, который доказывает, что при обратном порядке будет сгенерировано неправильное фонетическое представление.

Пример вывода

Ниже приведен пример вывода порядка правил на русском языке, представленный Дженсеном: Учитывая следующие правила с правилом 1, применяемым перед правилом 2:

  1. l → ∅ / C {\ displaystyle l \ rightarrow \ emptyset / C}{\ displaystyle l \ rightarrow \ emptyset / C} ___ # (l-удаление)
  2. [- sonorant] → [- voice] / {\ displaystyle \ left [-sonorant \ right] \ rightarrow \ left [-voice \ right] / }{\ displaystyle \ left [-sonorant \ right] \ rightarrow \ left [-voice \ right] /} ___ # (Окончательное удаление)
Правильная деривация:
  1. / # greb + l # / (Базовое представление)
    • greb (Применение l-удаления)
    • grep (Применение окончательного обесценивания)
  2. [grep * =] (Правильное фонетическое представление)
Неправильное происхождение:
  1. / # greb + l # / (Базовое представление)
    • - ----- (Применение окончательного обесценения)
    • greb (Применение l-удаления)
  2. * [greb] (Неверное фонетическое представление)
Расширенная нотация

Сами по себе фонологические правила представляют собой исчерпывающие утверждения об изменениях звука на языке. Однако языки редко бывают одинаковыми в способах изменения этих звуков. Для формального анализа часто требуется реализовать условные обозначения в дополнение к ранее введенным, чтобы максимально просто учесть разнообразие происходящих изменений.

Примечания
Ссылки

Цитаты

Источники

Цитированные книги
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:04:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте