Oisín (Ирландское произношение: ; на английском языке как или ), Osian, Оссиан(), или Ошин считался в легендах величайшим поэтом Ирландии, воином фианны в оссиановском или фенийском цикле ирландской мифологии. Он сын Фионна мак Кумхейлла и Садба (дочери Бодба Дирга ), и является рассказчиком большей части цикла и сочинения стихов. приписываются ему.
Его имя буквально означает «молодой олень» или олененок, и рассказывается, что его мать, Садхбх, была превращена в оленя друидом, Страх Дойрш (или Фер Дойрих). Когда Фионн охотился, он поймал ее, но не убил, и она вернулась в человеческий облик. Фионн бросила охоту и сражения, чтобы поселиться с Садхбхом, и вскоре она забеременела, но Фер Дойрих превратил ее спину в оленя, и она вернулась в дикую природу. Семь лет спустя Фионн нашел своего ребенка голым на Бенбулбине. В других историях Оисин впервые встречает Фионн, будучи взрослым, и борется за жареную свинью, прежде чем они узнают друг друга.
В Оисине в Тир-на-Ног, его самом известном echtra или приключенческом рассказе, его посещает фея женщина по имени Ниам Чинн Шир (Ниам с Золотыми Волосами или Головами, одна из дочерей Мананнана мак Лира, бога моря). Отец Ниамх превратил ее голову в голову свиньи из-за пророчества. Она рассказывает об этом Оисину и сообщает ему, что вернется в свою первоначальную форму, если он женится на ней. Он соглашается, и они возвращаются в Тир-на-Ног («земля молодых», также называемая Тир-Таирнгир, «земля обетованная»), где Оисин становится королем. Их союз производит знаменитого сына Оисина, Оскара, и дочь, Plor na mBan («Цветок женщин»), а также второго сына, Финна. После того, что ему кажется трехлетним, а на самом деле прошло 300 лет, Ойсин решает вернуться в Ирландию, чтобы увидеть своих старых товарищей Фианну. Одна история описывает, как он подходил к заливу Баллинскеллигс, недалеко от Баллахишина, где он упал с лошади, пытаясь помочь сдвинуть большой камень. Ниамх отдала ему своего белого коня Эмбарр и предупредила его не спешиваться, потому что, если его ноги коснутся земли, те 300 лет настигнут его, и он станет старым и иссохшим. Другая легенда гласит, что Оисин возвращается на холм Альму, дом Фионна, заброшенный и находящийся в аварийном состоянии. Позже, когда он пытался помочь некоторым мужчинам, строившим дорогу в Глеанн-на-Смол, поднять камень с дороги на повозку, его подпруга ломается, и он падает на землю, становясь стариком. Ниамх предупредила. Лошадь возвращается в Тир на Ног. В некоторых версиях этой истории незадолго до своей смерти Оисина посещает Святой Патрик. Ойсин рассказывает Святому Патрику истории о Фианне и вскоре после его смерти.
Взаимодействие между Святым Патриком и Ойсином также было более сложным. Говорят, что их обоих разозлили разногласия. Святой Патрик пытался обратить Ойсин, но Ойсин ненавидел учение Святого Патрика. В одной из историй этих двоих Оисин сражается с быком за Святого Патрика. Ойсин убивает быка, и когда Святой Патрик приходит посмотреть, каковы результаты боя, Оисин спит в бычьей шкуре. В обмен на убийство быка Оисин просит, чтобы его похоронили лицом на восток на Слив-Гуллион, графство Арма. Говорят, что он был похоронен в шкуре быка на горе Курран возле поместья.
В сказке Acallam na Senórach («Сказания о старейшинах») Оисин и его товарищ Кайлте mac Rónáin дожил до времен Святого Патрика и рассказал святому истории Фианны. Это источник стихотворения Уильяма Батлера Йейтса Странствия Ойсина. В разных версиях истории Ойсин либо защищает веру друидов, либо обращается в христианство.
Местонахождение могилы Оисина оспаривается. По слухам, он находится в Гленалмонде в Перте, Шотландия. Вордсворт написал стихотворение на эту тему под названием «Глен-Алмейн, Узкая долина». Другие говорят, что он расположен в Девяти долинах Антрима на месте, которое на протяжении поколений было известно как «Могила Оисина». мегалитическая каменная пирамида расположена на склоне холма в Любитавиш, недалеко от реки Гленанн, за пределами деревни Кушендалл на побережье Северного Антрима, и считается, что быть древним захоронением Оисина.
Оссиан, рассказчик и предполагаемый автор серии стихов, опубликованных Джеймсом Макферсон в 1760-х годах основан на Оисине. Макферсон утверждал, что перевел свои стихи из древних источников на шотландский гэльский язык. Стихи Макферсона оказали широкое влияние на многих писателей, включая Гете и молодого Вальтера Скотта, хотя их подлинность широко оспаривалась. Современные ученые продемонстрировали, что Макферсон основывал свои стихи на аутентичных гэльских балладах, но адаптировал их к современному восприятию, изменив оригинальные персонажи и идеи и представив многое из своего.