Партия Мусават Müsavat Partiyası | |
---|---|
Лидер | Ариф Гаджилы |
Учредители | Маммед Амин Расулзаде, Аббасгулу Казимзаде [ аз ], Таги Нагиоглу |
Основан | 1911 г. ( 1911) |
Идеология | Либерализм Гражданский национализм Исторический: пантюркизм Панисламизм |
Политическая позиция | Центр |
Европейская принадлежность | Партия Альянс либералов и демократов за Европу |
Цвета | Синий |
Веб-сайт | |
musavat.org.az | |
МУСАВАТА партия ( Азербайджанский : МУСАВАТ Partiyası с арабского языка : مساواة musāwāt, лит «равенство / четность») является старейшей существующей политической партией в Азербайджане. Его историю можно разделить на три периода: Ранний Мусават, Мусават в изгнании и Новый Мусават.
«Мусават» был основан в 1911 году в Баку как секретная организация Мамедом Амином Расулзаде, Мамедом Али Расулзаде (его двоюродным братом), Аббасгулу Казимзаде и Таги Нагиоглу. Первоначальное название - Мусульманская демократическая партия «Мусават». Первыми членами были Вели Микаилоглу, Сеид Гусейн Садыг, Абдуррахим бек, Юсиф Зия бек и Сейид Мусави бек. Среди первых членов «Мусават» был и будущий лидер коммунистов Азербайджанской ССР Нариман Нариманов. Эта инициатива исходила от Маммеда Амина Расулзаде, который тогда жил в изгнании в Стамбуле.
Политика Азербайджана |
---|
Конституция |
Глава государства |
Исполнительный |
национальное собрание |
Судебная власть |
административные округи |
Выборы |
Иностранные отношения |
Азербайджанский портал |
|
В первые годы своего существования перед первой мировой войной «Мусават» был относительно небольшой секретной подпольной организацией, как и ее коллеги на Ближнем Востоке, работающей на процветание и политическое единство мусульманского и тюркоязычного мира. Хотя «Мусават» придерживался панисламской идеологии, а ее основатель симпатизировал пантюркскому движению, партия поддерживала царский режим во время Первой мировой войны. Российские социал-демократы восприняли создание «Мусават» в том, что они считали «имперскими, востоковедными терминами, управляемыми давними идеологическими категориями мусульманской отсталости, предательства и религиозного фанатизма», как предательство исторического масштаба.
В программе «Мусават», обращавшейся к азербайджанским массам и заверившей партию в симпатиях мусульман за рубежом, были заявлены следующие цели:
В это время партия «Мусават» поддерживала некоторые панисламистские и пантюркистские идеи. Пантюркский элемент в идеологии Мусават был отражением новых идей младотурецкой революции в Османской империи. Основоположники этой идеологии были азербайджанские интеллигентами Российской империи, Али бека Гусейнзаде и Ахмеда-бека Агаева (известным в Турции Ахмета Agaoglu ), чьи литературных произведения используются лингвистическое единство тюркоязычных народов как фактор национального пробуждения различных национальностей, населявших Российскую Империю.
Меньшевистская и эсеровская партии Баку, обе в значительной степени зависимые от поддержки избранных грузинских, армянских и еврейских кадров, а также от этнических русских рабочих, долгое время называли мусульман «инертными» и «бессознательными». Для них, как и для большевиков, конституционных демократов и деникинцев, «Мусават» по умолчанию был ложным другом социал-демократии, всего лишь партией феодальных «беков и ханов». Эти обвинения, ставшие центральным элементом параноидального стиля социал-демократической политики, остались в исторической литературе далеко за пределами своего происхождения. Но эта форма отношения также оттолкнула преобладающие мусульманские группы от основных российских социал-демократов, поскольку меняющаяся политика «Мусават» и популистские лозунги стали привлекать все большую популярность среди мусульманской рабочей аудитории. Лидеры «Мусават» были в основном хорошо образованными профессионалами из высших слоев азербайджанского общества; его массовое членство, которое было набрано больше всего в период с 1917 по 1919 год, составляло низший класс бакинских малообразованных мусульман.
После акта об амнистии 1913 года, посвященного 300-летию династии Романовых, Мамед Амин Расулзаде вернулся в Азербайджан и взял на себя руководство партией. Несмотря на то, что партия все еще оставалась секретной, Расулзаде удалось основать газету « Ачиг соз» (1915–1918), в которой неявно пропагандировались цели и задачи «Мусават», на этот раз отшлифованные и определенные в интерпретации Расулзаде. Только после Февральской революции, когда «Мусават» перестал быть секретной организацией и стал легальной политической партией, газета официально стала ее органом.
Бакинский комитет мусульманских общественных организаций, а также «Мусават» в первые дни Февральской революции были довольно радикальными: они хотели демократической республики, которая гарантировала бы права мусульман. Советский историк А.Л. Попов пишет, что «Мусават» априори не может быть отнесен к реакционной партии ханов и беков, поскольку в ранний революционный период «Мусават» стоял на позициях демократии и даже социализма. «До определенного времени Бакинский комитет мусульманских общественных организаций и партия« Мусават »успешно выполняли миссию не только по представлению общенациональных интересов, но и по руководству азербайджанской рабочей демократией».
17 июня 1917 года «Мусават» объединился с Партией тюркских федералистов, другой национально-демократической организацией правого толка, основанной Насиббеком Усуббековым и Гасан-беком Агаевым, получив новое название «Партия тюркских федералистов« Мусават ». Таким образом, «Мусават» стал главной политической силой мусульман Кавказа.
В октябре 1917 года «Мусават» созвал свой первый съезд, на котором принял новый пакт из 76 статей.
В частности, новый завет сказал:
В период с февраля по ноябрь 1917 года «Мусават» разделял идею федерализма без отделения от России. В соответствии с доктриной, принятой Специальным Закавказским Комитетом (ОЗАКОМ), грузинские, армянские и азербайджанские территории были уполномочены управлять независимой внутренней политикой, оставляя Временному правительству России только внешние дела, армию, оборону и таможню. Однако «Мусават», как и другие мусульманские союзы, быстро разочаровались в сотрудничестве с Временным правительством, поскольку оно не желало делегировать мусульманским территориям больше независимости.
Узнав об Октябрьской революции в Петрограде (Санкт-Петербурге), Закавказье не приняло новую большевистскую власть. В феврале 1918 года в Тбилиси начал работу Закавказский совет («Сейм»). «Мусават» вошел в сейм как одна из правящих партий, имея 30 депутатов из 125. Другими партиями, представленными в новом институте, были грузинские меньшевики (32 депутата) и армянские «дашнаки» (27 депутатов). На этом этапе «Мусават» начал пропаганду панисламистских и пантюркских идей и нацелился на создание единого мусульманского государства под защитой Турции (Османской империи). Большинство членов партии составляли купцы, служащие и частично крестьяне.
Мусават стал десятой по величине партией, избранной в Учредительное собрание России (1918 г.).
После распада Российской империи и провозглашения независимости «Мусават» стал ведущей партией вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, обладая большинством мандатов в своих парламентах, сначала в Национальном совете Азербайджана, а затем в Парламане («парламенте»)., Его первым главой государства был Расулзаде (28 мая 1918 - 7 декабря 1918). Под руководством «Мусават» было принято название «Азербайджан»; название, которое до провозглашения ADR использовалось исключительно для обозначения прилегающего региона современного северо-западного Ирана. В 1918 году Азербайджан стал первой светской демократией в мусульманском мире. Год спустя, в 1919 году, азербайджанские женщины получили право голоса перед США и некоторыми европейскими странами.
Следующие члены Мусават занимали должности в сменяющих друг друга правительствах АДР :
После падения Первой республики в апреле 1920 года в результате большевистского вторжения «Мусават» снова переключился на секретную деятельность, сформировав секретный комитет, в котором участвовал даже известный азербайджанский драматург Джафар Джаббарлы. Самым известным мероприятием комитета стала подготовка бегства Расулзаде из РСФСР в Финляндию. В целом «Мусават» подготовил и провел несколько вооруженных повстанческих операций, например, восстания в Гяндже, Карабахе, Загатале и Лянкяране. Но Советы также репрессировали Мусават, арестовав по меньшей мере 2000 членов Мусават до 1923 года. Таким образом, наиболее видные члены Мусават были убиты, сосланы или бежали за границу, и партия прекратила всю свою деятельность в Азербайджане в 1923 году.
Джафар Джаббарлы какое-то время работал на тайный МусаватДеятельность Мусават в изгнании начинается в конце 1922 - начале 1923 года. Для координации и руководства этой деятельностью Мамед Амин Расулзаде в 1923 году учредил Иностранное бюро Мусават, но также создал Азербайджанский национальный центр для координации их деятельности. деятельность с другими азербайджанскими политическими иммигрантами, не связанными с Мусават. Стамбул стал центром движения «Мусават в изгнании» в 1920-х и начале 30-х годов, а затем перебрался в Анкару в конце 1940-х годов.
Воскресение Мусават в Азербайджане произошло в 1989 году, во время второй независимости Азербайджана. Группа интеллектуалов создала «Азербайджанскую национально-демократическую партию Новый Мусават». Позже эта группа образовала «Реставрационный центр партии Мусават» и была признана Мусават в изгнании. В 1992 году делегаты «Нью-Мусават» и «Мусават в изгнании» собрались на «III съезд Мусават» и официально восстановили партию как партию «Мусават». Его председателем был избран один из лидеров Народного фронта Иса Гамбар. Он остается ее лидером по состоянию на 2013 год. В партийную структуру входят «Башкан» (лидер), «Диван» (исполнительный совет) и «Маклис» (Конгресс).
С 1993 года «Мусават» находится в оппозиции правящей партии « Ени Азербайджан». Из-за раскола между националистическим и либеральным крылом партия не смогла принять единую программу на съезде в октябре 1997 года. На выборах 2000/2001 гг. Партия получила 4,9% голосов избирателей и получила два места из 125. Как кандидат партии, ее лидер Иса Гамбар получил 12,2% голосов избирателей на президентских выборах 15 октября 2003 года. На парламентских выборах 6 ноября 2005 г. она присоединилась к альянсу « Свобода» и получила внутри альянса пять мест. Мусават также известен своими протестами против правительства Азербайджана, подобными тем, которые имели место 16 октября 2003 года, после того как Иса Гамбар проиграл выборы, а также 12 марта 2011 года.
Когда «Мусават» подал заявку на членство в Европейской партии либеральных демократов и реформ (ELDR, ныне « Альянс либералов и демократов за Европу», ALDE), некоторые члены посчитали идеологию «Мусават» несовместимой с западным либерализмом. Член правления Насиб Насибли даже подал в отставку, заявив, что партия привержена тюркскому национализму, а не либерализму. Тем не менее «Мусават» в конце концов был принят в ЕЛДР.
Партия утверждала, что правительство Азербайджана было захвачено ведущими политиками курдского, талышского, армянского или других этнических групп нетюркского происхождения.