Часть серии о | ||||||
Фонетика | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Часть серии лингвистики | ||||||
Поддисциплины | ||||||
Артикуляция | ||||||
| ||||||
Акустика | ||||||
| ||||||
Восприятие | ||||||
| ||||||
Лингвистический портал | ||||||
|
Моторная теория восприятия речи является гипотезой, что люди воспринимают произнесенные слова, определяя вокальный тракт жесты, с которым они произносятся, а не путем идентификации звуковых моделей, что речь порождает. Первоначально утверждалось, что восприятие речи осуществляется с помощью специального модуля, который является врожденным и специфичным для человека. Хотя идея модуля была квалифицирована в более поздних версиях теории, идея остается, что роль речевой двигательной системы заключается не только в создании речевых артикуляций, но и в их обнаружении.
Гипотеза вызвала больший интерес за пределами области восприятия речи, чем изнутри. Это особенно возросло после открытия зеркальных нейронов, которые связывают производство и восприятие двигательных движений, в том числе движений голосового тракта.
Теория была первоначально предложена в лабораториях Хаскинса в 1950-х годах Элвином Либерманом и Франклином С. Купером, а затем развита Дональдом Шанквейлером, Майклом Стаддерт-Кеннеди, Игнатиусом Маттингли, Кэрол Фаулер и Дугласом Уэленом.
Гипотеза возникла в результате исследования использования воспроизведения паттернов для создания читающих машин для слепых, которые заменяли бы орфографические буквы звуками. Это привело к тщательному изучению того, как произносимые звуки соответствуют их акустической спектрограмме как последовательности слуховых звуков. Это обнаружило, что последовательные согласные и гласные перекрываются во времени друг с другом (явление, известное как коартикуляция ). Это говорит о том, что речь не слышится как акустический «алфавит» или «шифр», а как «код» перекрывающихся речевых жестов.
Первоначально теория была ассоциативной: младенцы имитируют речь, которую они слышат, и это приводит к бихевиористским ассоциациям между артикуляцией и ее сенсорными последствиями. Позже эта открытая мимика будет прервана и превратится в восприятие речи. Однако этот аспект теории был отброшен после того, как было обнаружено, что доязыковые младенцы уже могли улавливать большинство фонетических контрастов, используемых для разделения различных звуков речи.
На смену бихевиористскому подходу пришел когнитивистский, в котором присутствовал речевой модуль. Модуль обнаруживал речь в терминах скрытых удаленных объектов, а не на проксимальном или непосредственном уровне их ввода. Доказательством этого послужило исследование, которое обнаружило, что обработка речи была особенной, такой как дуплексное восприятие.
Первоначально предполагалось, что восприятие речи связано с речевыми объектами, которые одновременно
Позже это было изменено, чтобы включить фонетические жесты, а не двигательные команды, а затем жесты, предназначенные говорящим на превокальном лингвистическом уровне, а не фактические движения.
Утверждение «речь - особенная» было опровергнуто, поскольку было обнаружено, что восприятие речи может происходить для неречевых звуков (например, хлопанье дверью для дуплексного восприятия ).
Открытие зеркальных нейронов привело к возобновлению интереса к моторной теории восприятия речи, и у этой теории до сих пор есть свои сторонники, хотя есть и критики.
Если речь идентифицируется с точки зрения того, как она создается физически, то неаудиальная информация должна быть включена в восприятие речи, даже если она все еще субъективно воспринимается как «звуки». На самом деле это так.
Используя синтезатор речи, звуки речи можно изменять вместо артикуляции по континууму от / bɑ / до / dɑ / до / ɡɑ / или по времени начала голоса в континууме от / dɑ / до / tɑ / (например). Когда слушателей просят различать два разных звука, они воспринимают звуки как принадлежащие к разным категориям, хотя звуки постоянно меняются. Другими словами, 10 звуков (звук на одном конце - / dɑ / и звук на другом конце - / tɑ /, а те, что в середине, меняются по шкале) - все могут акустически отличаться друг от друга, но слушатель услышит их все как / dɑ / или / tɑ /. Точно так же английский согласный / d / может различаться по своим акустическим характеристикам в разных фонетических контекстах (например, / d / in / du / технически не звучит так же, как, например, в / di /), но все / d / в восприятии слушателя попадают в одну категорию (звонкие альвеолярные взрывные), и это потому, что «лингвистические представления - это абстрактные, канонические, фонетические сегменты или жесты, лежащие в основе этих сегментов». Это предполагает, что люди идентифицируют речь, используя категориальное восприятие, и, таким образом, специализированный модуль, такой как предложенный моторной теорией восприятия речи, может быть на правильном пути.
Если люди могут слышать жесты в речи, имитация речи должна быть очень быстрой, как при повторении слов, которые слышны в наушниках, так и при затенении речи. Люди могут повторять услышанные слоги быстрее, чем обычно.
Существуют доказательства того, что восприятие и производство обычно связаны в двигательной системе. Это подтверждается существованием зеркальных нейронов, которые активируются как при виде (или слышании) действия, так и при его выполнении. Другой источник доказательств - это общая теория кодирования между представлениями, используемыми для восприятия и действия.
Моторная теория восприятия речи не получила широкого распространения в области восприятия речи, хотя она более популярна в других областях, таких как теоретическая лингвистика. Как отметили три его сторонника, «у него мало сторонников в области восприятия речи, и многие авторы цитируют его в первую очередь для того, чтобы предложить критический комментарий». п. 361 Существует несколько критических замечаний по этому поводу.
На восприятие речи влияют непроизводственные источники информации, такие как контекст. Отдельные слова трудно понять изолированно, но их легко услышать в контексте предложения. Таким образом, кажется, что для восприятия речи используются несколько источников, которые оптимальным образом объединены друг с другом.
Моторная теория восприятия речи предсказывает, что речевые моторные способности у младенцев предсказывают их способности к восприятию речи, но на самом деле все наоборот. Также можно было бы предсказать, что дефекты в речевом воспроизведении ухудшат восприятие речи, но это не так. Однако это влияет только на первую и уже вытесненную бихевиористскую версию теории, согласно которой младенцы должны были изучать все паттерны производства и восприятия путем имитации в раннем детстве. Это больше не является общепринятым взглядом теоретиков моторной речи.
Несколько источников свидетельств о специализированном речевом модуле не нашли подтверждения.
В результате некоторые исследователи отказались от этой части теории.
Доказательства, предоставленные для моторной теории восприятия речи, ограничиваются такими задачами, как распознавание слогов, в которых используются речевые единицы, а не полные произносимые слова или произносимые предложения. В результате «восприятие речи иногда интерпретируется как относящееся к восприятию речи на сублексическом уровне. Однако конечной целью этих исследований, по-видимому, является понимание нейронных процессов, поддерживающих способность обрабатывать звуки речи в экологически приемлемых условиях, т.е. это ситуации, в которых успешная обработка звука речи в конечном итоге приводит к контакту с ментальной лексикой и слуховым восприятием ". Однако это создает проблему «слабой связи с их неявной целью исследования - распознаванием речи».
Было высказано предположение, что птицы также услышать друг друга пение птиц с точки зрения вокальных жестов.