Категориальное восприятие

редактировать

Категориальное восприятие - это феномен восприятия отдельных категорий, когда происходит соответствующее изменение переменная вдоль континуума. Первоначально это наблюдалось для слуховых стимулов, но теперь оно применимо к другим модальностям восприятия.

Содержание
  • 1 Моторная теория восприятия речи
    • 1.1 Приобретенная различимость
  • 2 Задачи идентификации и различения
    • 2.1 Идентификация
    • 2.2 Дискриминация
  • 3 Гипотеза Уорфа
    • 3.1 Поддержка
  • 4 Развитая и усвоенная CP
    • 4.1 Развитая CP
    • 4.2 Усвоенная CP
  • 5 Вычислительные и нейронные модели
  • 6 Основа мозга
  • 7 Языковое воздействие
  • 8 Эмоции
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
Моторная теория восприятия речи

А как насчет самых строительных блоков языка, которые мы используем для обозначения категорий: основные ли наши звуки речи - / ба /, / да /, / га / - родственными или заученными? Первый вопрос, который мы должны ответить на них, являются ли они категориальными категориями или просто произвольными точками на континууме. Оказывается, если, например, проанализировать проанализировать звуковую диаграмму ба и па, то области, что оба лежат вдоль акустического континуума, называемого «время начала голоса». С помощью техники, которая используется при непрерывном «преобразовании» визуальных изображений друг в друге, постепенно «трансформировать» a / ba / в / pa / и далее, постепенно увеличивая параметр звонкости .

Элвин Либерман и его коллеги (он не говорил о времени появления голоса в этой статье) сообщили, что, когда люди слушают звуки, которые меня слышат по звуковому континууму, они слышат только / ba / s и / pa / s, ничего промежуточного.. Этот эффект - при котором воспринимаемое качество резко перескакивает из одной категории в другую особенность континуума вместо другого изменения - он назвал «категориальным восприятием» (КП). Он предположил, что CP является уникальной особенностью речи, что CP делает речь особенной, и в том, что стало называться «моторной теорией речи восприятием », он предположил, что объяснение CP лежит в анатомии речевого образования..

Согласно (ныне заброшенной) моторной теории восприятия речи, причина, по которой люди воспринимают резкое изменение между / ba / и / pa /, заключается в том, что на то, как мы слышим звуки речи, влияет по тому, как люди производят их, когда говорят. В этом континууме меняется время начала голоса: «б» в / ба / звучит, а «п» в / па / - нет. В отличие от синтетического аппарата морфинга, естественный голосовой аппарат людей не способен что-либо среднее между ба и па. Поэтому, когда кто-то слышит звук из звукового континуума, его мозг воспринимает его, пытаясь сопоставить его с тем, что ему пришлось бы сделать для его воспроизведения. Они воспринимают любое из синтетических стимулов в континууме как / ba / или / pa /, в зависимости от того, что к нему, единственное, что они могут сделать, - это / ba / или / pa /. Аналогичный эффект CP обнаружен с ba / da; они также лежат вдоль континуума акустически, но вокально / ba / образовано двумя губами, / da / кончиком языка и альвеолярным гребнем, и наша анатомия не допускает никаких промежуточных звеньев.

Моторная теория речевого восприятия объяснила, почему речь была особенной и почему звуки речи воспринимаются категорично: сенсорное восприятие опосредовано моторной продукцией. Где производство категорично, восприятие будет категоричным; там, где производство непрерывно, восприятие будет непрерывным. И действительно, такие категории гласных, как a / u, оказались значительно менее категоричными, чем ba / pa или ba / da.

Приобретенная различимость

Если моторная продукция опосредует сенсорное восприятие, виновным, что этот эффект CP является результатом обучения речи. Эймас и др. (1971), однако, появились, что младенцы уже имеют речевой ЦП еще до того, как начинают говорить. Возможно, тогда это врожденный эффект, развившийся, чтобы «подготовить» нас к тому, чтобы научиться говорить. Но Kuhl (1987) обнаружил, что шиншиллы также имеют «речевой CP», хотя они никогда не учатся говорить, и, по-видимому, не эволюционировали для этого. Лейн (1965), чтобы показать, что эффекты CP могут быть вызваны только обучением, чисто сенсорным (визуальным) континуумом, в котором нет прерывности моторной продукции, опосредующей прерывности восприятия. Он пришел к выводу, что речевой КП не является чем-то особенным, а просто частным случаем случается классическая демонстрация Лоуренсом, что стимулы, которые вы учитесь реагировать по-другому, становятся более различными, а стимулы, которые вы учитесь вызывать тот же ответ, становятся более похожими.

Также стало ясно, что CP - не совсем тот эффект «все или ничего», как предполагал Либерман: дело не в том, что все / па / с неотличимы, а все / б / с неотличимы: мы мы можем различать, так же как мы можем различать между разными оттенками красного. Просто различия внутри категорий (pa1 / pa2 или red1 / red2) выглядят / выглядят намного меньше, чем различия между категориями (pa2 / ba1 или red2 / yellow1), даже если размер основных физических различий (голос, длина волны) фактически одинаковы.

Задачи на идентификацию и различение

Изучение категориального восприятия часто использует эксперименты, включающие задачи различения и идентификации, чтобы классифицировать восприятие звуков участников. Время начала речи (VOT) измеряется по континууму, а не по двоичной системе. Английские двухгубные остановки / b / и / p / являются звонкими и глухими аналогами одного и того же места и манеры артикуляции, но носители языка различают звуки в основном по тому месту, где они попадают в континуум VOT. Участники этих экспериментов устанавливаютют четкие фонемы границы континуума; два звука с разным VOT будут восприниматься как одна и та же фонема, если они находятся на одной стороне границы. Участникам требуется больше времени, чтобы различить два звука, попадающих в одну и ту же категорию VOT, чем между двумя звуками на противоположных сторонах границы фонемы, даже если разница в VOT больше между двумя звуками в одной и той же категории.

Идентификация

В задаче определения категориального восприятия участники часто должны идентифицировать стимулы, например звуки речи. Экспериментатор, проверяющий восприятие границы VOT между / p / и / b /, может воспроизводить несколько звуков, попадающих в различные части континуума VOT, и спросить добровольцев, слышать ли они каждый звук как / p / или / b /. В таких экспериментах звуки по одной стороне границы почти всегда слышны как / p /, а с другой стороны как / b /. Они воспринимаются как / b / или / p /, а не как звук где-то посередине.

Дискриминация

Простая задача распознавания AB предоставляет два варианта, и участники должны решить идентичны ли они. Прогнозы для задачи распознавания в эксперименте часто основываются на предыдущей задаче идентификации. Идеальный эксперимент по распознаванию, подтверждающий категориальное восприятие стоп-согласных, подтверждающий категориальное восприятие стоп-согласных, что добровольцы чаще правильно распознают стимулы, которые падают на противоположных сторонах границы.

В ABX Дискриминационное задание, добровольцам предъявляются требования стимула. Стимулы A и B должны быть разными, и добровольцы решают, какому из двух соответствует третий стимул X. Эта задача распознавания встречается чаще, чем простая задача AB.

Гипотеза Уорфа

Согласно гипотезе Сепира - Уорфа (из которых приобретенные Лоуренсом эффекты сходства / различимости было бы просто особым случаем), язык влияет на то, как люди воспринимают мир. Например, цвета воспринимаются категорично только потому, что они названы категорично: наши подразделения тип - произвольные, усвоенные и различаются между культурами и языков. Но Берлин и Кей (1969) предположили, что это не так: не только различные культур и языков разделяют и называют цветовую гамму одинаково, но даже для тех, кто этого не делает, области сжатия и разлука такие же. Мы все видим синий цвет как более похожий, а зеленый более похож на них между ними, независимо от того, назвали ли мы разницу или нет. Это мнение было оспорено в обзорной статье Regier и Kay (2009), в которых обсуждается различие между вопросами: «1. Влияют ли термины цвета на восприятие цвета? » и «2. Определены ли цветовые категории в степени произвольным лингвистическим соглашением? ». Они сообщают о доказательствах того, что лингвистические категории, хранящиеся в левом полушарии мозга у людей, действительно влияют на категориальное восприятие, но в первую очередь на поле зрения правого глаза, и что этот эффект устраняется соответствующей вербального вмешательства.

Универсализм, в отличие от гипотезы Сепира-Уорфа, утверждает, что категории восприятия являются врожденными и зависят от языка, на котором говорят.

Поддержка

Поддержка гипотезы Сепира-Уорфа случаев, когда носители одного языка демонстрируют категориальное восприятие способом, отличным от носителей другого языка. Примеры таких доказательств представлены ниже:

Regier и Kay (2009) сообщили о том, что лингвистические категории на категориальное восприятие в основном в поле зрения правого глаза. Поле зрения правого глаза контролируется левым полушарием мозга, которое также контролирует языковые способности. Davidoff (2001) представил доказательства того, что в задаче по распознаванию цвета носители английского языка легче разглядеть стимулы через определенную сине-зеленую границу, чем в пределах одной и той же стороны, но не демонстрировать CP, когда им давали ту же задачу с Berinmo «Nol» и Wor "; Ораторы Беринмо действовали прямо противоположно.

Популярной теорией в текущих исследованиях является« слабое уорфианство », то есть теория, согласно которой, хотя в восприятии присутствует сильный универсальный компонент, культурные различия все же оказывают Исследование 1998 года показало, что, несмотря на наличие образцов универсального восприятия цвета у носителей сетсвана и английского языка, были также заметны различия между двумя языками группы.

Развитые и изученные CP

Развитые CP

Во-первых, вернемся к гласным. Сигнатура CP - это сжатие внутри категорий и / или разделение между категориями. ер эффекта CP - это просто масштабирование фактор; именно этот «эффект аккордеона» сжатия / разделения является отличительной чертой CP. В этом отношении «более слабый» эффект CP для гласных, моторное производство которых непрерывно, а не категориально, но чье восприятие является настолько сильным CP-эффектом, как ba / pa и ба / да эффекты. Как и в случае с цветами, похоже, что эффект является врожденным: наши сенсорные детекторы категорий как для цвета, так и для речевых звуков рождаются уже "смещенными" в результате эволюции: наш воспринимаемый цвет и речевой звук спектр уже "искривлен" этим сжатием / разделением.

Выученный CP

Демонстрации Лейна / Лоуренса, недавно воспроизведенные и расширенные Голдстоуном (1994), показали, что CP можно вызвать только обучением. В наших словарях также есть бесчисленное множество категорий, которые, согласно категориальному восприятию, могут быть врожденными. Теоретики-нативисты, такие как Фодор [1983], иногда, казалось, предполагали, что все наши категории являются врожденными. Недавние демонстрации показали, что, хотя некоторые цветовые и речевые категории могут быть врожденными, их границы могут быть использованы или даже потеряны в результате обучения, а более слабые вторичные границы могут быть созданы только путем обучения.

В случае врожденного ЦП наши категорически предвзятые сенсорные детекторы выделяют заранее подготовленные цветовые и звуковые категории речи намного легче и надежнее, чем если бы наше восприятие было непрерывным.

Обучение - это когнитивный процесс, который приводит к относительно постоянному изменению поведения. Обучение может влиять на обработку восприятия. Обучение обработке восприятия, изменяя способ воспринимает данный стимул на основе предыдущего опыта или знаний. Это означает что-то другое происходит в зависимости от того, что произошло, наблюдали или переживали раньше. Эффекты обучения можно изучить в категориальном воспалительном процессе, посмотрев на задействованные процессы.

Усвоенное категориальное восприятие можно разделить на различные процессы посредством некоторых сравнений. Процессы можно разделить на категории и внутри групп сравнений. Между группами категорий находятся те, которые сравнивают два набора отдельных объектов. Внутри групп находятся те, которые сравниваются в одном набором объектов. Сравнение субъектов приводит к эффекту категориального расширения. Категориальное расширение происходит, когда классификации и границы категории становятся шире, охватывая больший набор объектов. Другими словами, категориальное расширение - это когда «грани» для определения категории становятся шире. Внутри субъектов сравнения приводят к категориальному эффекту сжатия. Эффект категориального сжатия соответствует сужению границ категорий для включения меньшего набора объектов («линии края» установлены ближе к другу). Следовательно, между группами категорий приводят к менее жестким определениям, тогда как внутри групп вызывают к более жестким определениям.

Еще один метод сравнения - посмотреть как контролируемые, так и неконтролируемые групповые сравнения. Контролируемые группы - это группы, для которых используются данные категории, что означает, что категория была определена ранее или ей присвоена метка; Неконтролируемые группы - это группы, для которых популярны категории по мере необходимости и помечены.

При изучении усвоенного категориального восприятия важны темы. Категории обучения зависят от наличия тем. Темы повышают качество обучения. Это особенно заметно в тех случаях, когда подходящие темы противоположны. В усвоенном категориальном восприятии темы подсказками для разных категорий. Они позволяют определить, на что обращать внимание при размещении объектов по категориям. Например, при восприятии форм углы становятся темой. Количество углов и их размер больше информации о форме и подсказках различных категорий. Три угла на треугольник, а четыре - на прямоугольник или квадрат. Противоположной теме углов будет тема округлости. Резкий контраст между резким контуром угла и круглой кривизной круга облегчает обучение.

Подобно темам, ярлыки также важны для усвоенного категориального восприятия. Ярлыки - это названия, похожие на существительные, которые могут стимулировать категориальную обработку с акцентом на сходства. Сила ярлыка может определяться тремя факторами: анализом аффективной (или эмоциональной) силы, проницаемостью (способностью преодолевать) границы и суждением (измерением жесткости) дискретности. Источники ярлыков различаются, как и категории неконтролируемых / контролируемых, либо искусственных, либо уже существующих. Ярлыки на источник восприятие независимо от их. Свидетели, отдельные лица, представители разных культур и сообществ могут создавать ярлыки. Источник не имеет такого значения, как простое наличие ярлыка, важно то, что ярлык есть. Существует положительная корреляция между ярлыком (комбинация трех факторов) и степенью, в которой ярлык влияет на восприятие, что чем ярлык влияет на восприятие.

Подсказки, используемые в усвоении категориальное восприятие может быть более легким запоминанием и доступу к предшествующим знаниям в процессе изучения и использования категорий. Элемент в категории легче вспомнить, если в категории есть подсказка для памяти. Как уже говорилось, ярлыки и темы как подсказки для категорий и тем, следовательно, позволяют запоминать эти категории и характеристики принадлежащих им объектов.

Есть несколько действующих структур мозга, которые способствуют усвоенному категориальному восприятию. Участвующие области и структуры включают: нейроны, префронтальную кору и нижневисочную кору. Нейроны в целом связаны со всеми процессами в мозге и, следовательно, способствуют усвоению категориального восприятия. Они отправляют сообщения между областями мозга и облегчают визуальную и лингвистическую обработку категории. Префронтальная кора участвует в «формировании сильных категориальных представлений». Нижневисочная кора имеет клетки, которые кодируют различные категории объектов и повернуты по диагностическим измерениям категорий, областям, различающим границы категорий.

Изучение категорий и категориальное восприятие можно улучшить, добавив словесные ярлыки, делая темы релевантными для self, делая больше отдельных категорий и ориентируясь на аналогичные функции, которые упрощают формирование и определение категорий.

Приученное категориальное восприятие встречается не только у людей, но и у животных. Исследования были нацелены на категориальное восприятие с использованием людей, обезьян, грызунов, птиц, лягушек. Эти исследования привели к многочисленным открытиям. Они сосредоточены в первую очередь на изучении границ категорий, где включение начинается и заканчивается, и они поддерживают гипотезу о том, что категориальное восприятие действительно имеет усвоенный компонент.

Вычислительные и нейронные модели

Вычислительное моделирование (Tijsseling Harnad 1997; Damper Harnad 2000) показало, что отображаются многие типы механизмов категориального обучения (например, как обратное распространение, так и конкурентные сети) CP-подобные эффекты. В сетях с обратным распространением шаблоны активации скрытых единиц, которые «представляют» входные данные, накапливаются внутри категории сжатия и разделения между категориями по мере их обучения; другие виды сетей демонстрируют аналогичные эффекты. CP кажется средством для достижения цели: входные данные, которые различаются между собой, «сжимаются» в одинаковые внутренние представления, если все они должны генерировать одинаковые выходные данные; и они становятся более отдельными, если должны генерировать разные результаты. «Смещение» сети - это то, что фильтрует входные данные по их правильной выходной категории. Сети достигают этого, выборочно обнаруживая (после долгих проб и ошибок, руководствуясь обратной связью с исправлением ошибок) инвариантные особенности, которые являются общими для членов одной и той же категории и которые надежно отличают их от членов разных категорий; сети учатся игнорировать все другие вариации как не относящиеся к категоризации.

Основа мозга

Нейронные данные обеспечивают корреляты CP и обучения. Было обнаружено, что различия между связанными с событиями потенциалами, зарегистрированными в головном мозге, коррелируют с различиями в воспринимаемой категории стимула, наблюдаемого субъектом. Исследования нейронной визуализации показали, что эти эффекты локализованы и даже латерализированы в определенных областях мозга у субъектов, которые успешно освоили категорию, и отсутствуют у субъектов, которые этого не сделали.

Категориальное восприятие идентифицируется с левой префронтальной корой, и это показывает такое восприятие речевых единиц, в то время как это не задние области, которые ранее обрабатывались, такие как области в левой верхней височной извилине.

, индуцированные языком

Оба врожденный и усвоенный CP являются сенсомоторными эффектами: сдавление / разделение смещения являются сенсомоторными смещениями и предположительно имеют сенсомоторное происхождение, будь то во время сенсомоторной истории жизни организма, вслучае узнал ЦП или сенсомоторную историю вида в случае врожденного ЦП. Модели ввода / вывода нейронной сети также соответствия с этим фактом их ввода / вывода происходят из их истории ввода / вывода. Но когда мы смотрим на наш репертуар категорий в нашем времени, маловероятно, что многие из них имели прямую сенсомоторную историю во нашей жизни, и еще менее вероятно, во время жизни предков. Кто из нас видел единорога в реальной жизни? Мы видели их изображения, но что видели те, кто их нарисовал первыми? А как насчет самых абстрактных категорий, таких как добро и истина?

Некоторые из наших категорий должны происходить из другого источника, чем непосредственный сенсомоторный опыт, и здесь мы возвращаемся к языку и гипотезе Уорфа: категории Могут и сопровождающие их CP, быть приобретенным только через язык? Опять же, есть некоторые результаты моделирования нейронной сети, предполагающие, что после того, как набор названий категорий был «обоснован» посредством логического сенсомоторного опыта, их можно объединить в логические комбинации (мужчина = мужчина и человек) и в еще более высокий порядок комбинации (холостяк = неженатый и мужчина), которые не выделяют более абстрактные категории более высокого порядка, как они делают прямые сенсомоторные детекторы, но также их наследуют их CP-эффекты, а также генерируют некоторые из них. Бакалавр считает сжатие / разделение неженатого и мужчины и собственный уровень сжатия / сжатия.

Эти индуцированные языковые CP-эффекты еще не действуют на людях; покааны только усвоенные и врожденные сенсомоторные ЦП. Последнее продемонстрировет уорфианскую силу наименования и категоризация, искажая наше восприятие мира. Этого достаточно, чтобы реабилитировать Гипотезу Уорфа от ее очевидной неудачи с точки зрения цвета (и, возможно, также от ее очевидной неудачи с терминологией эскимосского снега), но чтобы показать, что это полноценный языковой эффект, а не просто словарный эффект, он необходим будет показать, что наше восприятие мира также может быть искажено не только из-за того, как вещи названы, но и из-за того, что нам о говорят.

Эмоции

Эмоции - важная характеристика человеческого вида. Эмоция - это абстрактное понятие, которое легче всего увидеть, взглянув на выражения лица. Эмоции и их отношение к категориальному восприятию часто изучаются с помощью мимики. Лица содержат большой объем ценной информации.

Эмоции разделены на категории, поскольку они отделены друг от друга. Каждая эмоция влечет за собой отдельный и отличный набор эффектов, последствий и выражений. Чувство и выражение эмоций - это естественное явление, и на самом деле это универсальное явление для некоторых эмоций. Есть шесть основных эмоций, которые считаются универсальными для человеческого вида, независимо от возраста, пола, расы, страны и культуры, и которые категорически различные. Вот эти основные шесть эмоций: счастье, отвращение, печаль, удивление, гнев и страх. Согласно подходу дискретных эмоций, люди испытывают одну эмоцию, а не другие, а не смесь. Категорическое восприятие эмоциональной мимики не требует лексических категорий. Из этих шести эмоций легче всего определить счастье.

Восприятие эмоций с помощью мимики выявляет небольшие гендерные различия, основанные на определении и границах (по сути, «граничной линии», где заканчивается одна эмоция и начинается следующая следующая) категорий. Эмоция гнева легче и быстрее воспринимается мужчинами. Однако те же наблюдаются в эмоциях счастья, когда ее изображают женщины. Эти функции в основном связаны с другими характеристиками этих полов.

Хотя эмоции дается вербальный ярлык, категорически их воспринимать не требуется. Перед языком у младенцев они могут различать эмоциональные реакции. Категорическое восприятие эмоций происходит по «зашитому механизму». Существуют дополнительные атрибуты того, что словесные ярлыки из культурных могут не иметь ярлыка для определенных эмоций, но все те же самые категорически воспринимать ее как собственные эмоции, дискретную и изолированную от других эмоций. Восприятие эмоций по категориям также было изучено с использованием механизма движения глаз, которое показало неявный ответ без словесных требований, потому что реакция движения глаз требовала только движения и никакой вербальной реакции.

Категориальное восприятие эмоций эмоции иногда являются результатом совместной обработки. В этом восприятии могут быть задействованы и другие факторы. Эмоциональное выражение и вставные черты (особенности, которые остаются относительно постоянными) часто работают вместе. Раса - одна из неизменных черт, которые вместе с выражением способствуют категориальному восприятию. Расу также можно считать социальной категорией. Эмоционально-категориальное восприятие также можно рассматривать как смесь категориального и пространственного восприятия. Пространственное восприятие включает в себя визуальные образы. Категориальное восприятие происходит даже тогда, когда обработка является размерной.

См. Также
Ссылки
  1. ^Фугейт Дженнифер М. Б. (январь 2013 г.). "Категорическое восприятие эмоциональных лиц". Обзор эмоций. 5 (1): 84–89. doi : 10.1177 / 1754073912451350. PMC 4267261. PMID 25525458.
  2. ^Кристалл, Д. (1987). Кембриджская энциклопедия языка. Cambridge CB2 1RP: Cambridge University Press
  3. ^Либерман, А.М., Харрис, К.С., Хоффман, Х.С. и Гриффит, Б.С. (1957). «Различение звуков речи внутри и вне границ фонем». Журнал экспериментальной психологии. 54 (5): 358–368. doi : 10,1037 / h0044417. PMID 13481283. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  4. ^Eimas, PD; Siqueland, ER; Jusczyk, PW Vigorito, J. (1971). «Восприятие речи у младенцев». Наука. 171 (3968): 303–306. doi : 10.1126 / science.171.3968.303. hdl : 11858 / 00- 001M-0000-002B-0DB3-1. PMID 5538846. S2CID 15554065.
  5. ^Kuhl, PK (1987). Категорическое восприятие: основы познания. Нью-Йорк: Кембриджский университет Press.
  6. ^Lane, H, Дебаты о специальных механизмах в восприятии речи: нечеловеческие виды и неречевые сигналы.. (1965). «Моторная теория восприятия речи: критический обзор». Психологический обзор. 72 (4): 275–309. doi : 10.1037 / h0021986. PMID 14348425.
  7. ^ Фернандес, Ева; Кэрнс, Хелен (2011). Основы психолингвистики. Западный Суссекс, Соединенное Королевство: Wiley-Blackwell. Стр. 175 –179. ISBN 978-1-4051-9147-0.
  8. ^ Р епп, Бруно (1984). «Категориальное восприятие: проблемы, методы, выводы» (PDF). РЕЧЬ И ЯЗЫК: достижения в области фундаментальных исследований и практики. 10 : 243–335.
  9. ^ Брандт, Джейсон; Розен, Джеффри (1980). «Слуховое фонематическое восприятие при дислексии: категориальная идентификация и различение стоп-согласных». Мозг и язык. 9 (2): 324–337. doi : 10.1016 / 0093-934x (80) 90152-2. PMID 7363076.
  10. ^Берлин, Б.; Кей, П. (1969). Основные цветовые термины: их универсальность и эволюция. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-1-57586-162-3.
  11. ^Regier, T.; Кей, П. (2009). «Язык, мысль и цвет: Уорф был наполовину прав». Тенденции в когнитивных науках. 13 (10): 439–447. doi : 10.1016 / j.tics.2009.07.001. PMID 19716754.
  12. ^Пенн, Джулия, М. (1972). Лингвистическая относительность против врожденных идей: истоки гипотезы Сепира-Уорфа в немецкой мысли. Вальтер де Грюйтер. п. 11.
  13. ^Regier, T.; Кей, П. (2009). «Язык, мысль и цвет: Уорф был наполовину прав». Тенденции в когнитивных науках. 13 (10): 439–447. doi : 10.1016 / j.tics.2009.07.001. PMID 19716754.
  14. ^Давидофф, Джулс (сентябрь 2001 г.). «Языковая и перцепционная категоризация» (PDF). Тенденции в когнитивных науках. 5 (9): 382–387. doi : 10.1016 / s1364-6613 (00) 01726-5. PMID 11520702.
  15. ^Дэвис, И.Р.Л.; Соуден, П.Т.; Джерретт, Д.Т.; Джерретт, Т.; Корбетт, Г. (1998). «Межкультурное исследование носителей английского языка и сетсвана по задаче цветных триад: проверка гипотезы Сепира-Уорфа». Британский журнал психологии. 89 : 1–15. doi : 10.1111 / j.2044-8295.1998.tb02669.x.
  16. ^Голдстоун, Р. Л. (1994). «Влияние категоризации на восприятие дискриминации». Журнал экспериментальной психологии. Генеральная. 123 (2): 178–200. DOI : 10.1037 / 0096-3445.123.2.178. PMID 8014612.
  17. ^Fodor, J. (1983). Модульность ума. MIT Нажмите. ISBN 978-0-262-06084-4.
  18. ^Роберсон Д., Дэвис И. и Давидофф Дж. (2000). «Цветовые категории не универсальны: репликации и новые свидетельства из культуры каменного века» (PDF). Журнал экспериментальной психологии. Генеральная. 129 (3): 369–398. DOI : 10.1037 / 0096-3445.129.3.369. PMID 11006906. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  19. ^Notman, Leslie; Paul Sowden; Emre Ozgen (2005). «Природа изученных эффектов категориального восприятия: психофизический подход». Познание. 95 (2): B1 - B14. doi : 10.1016 / j.cognition.2004.07.002. PMID 15694641.
  20. ^ Кейси, Мэтью; Пол Соуден (2012). «Моделирование научного категориального восприятия в человеческом зрении» (PDF). Нейронные сети. 33 : 114–126. doi : 10.1016 / j.neunet.2012.05.001. PMID 22622262.
  21. ^ Форони, Франческо; Майрон Ротбарт (2011). «Границы категорий и ярлыки категорий: когда название 29 (5): 547–576. doi : 10.1521 / soco.2011.29.5.547.
  22. ^ Клэппер, категории воздействует на воспринимаемое сходство членов категории ». Джон (2012). «Влияние предшествующего знания на случайное категорийное обучение». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание.. 38 (6): 1558–1577. doi : 10.1037 / a0028457. PMID 22612162.
  23. ^ Пратер, Джонатан; Стивен Новицки; Ринди Андерсон; Сьюзан Питерс; Ричард Муни (2009). «Нейронные корреляты категориального восприятия в обучении вокальной коммуникации». Природа Неврологии. 12 (2): 221–228. doi : 10.1038 / nn.2246. PMC 2822723. PMID 19136972.
  24. ^Эрикссон, Ян Л.; Вилла, Алессандро Э.П. (2006). «Изучение крысами классов слуховой эквивалентности гласных». Поведенческие процессы. 73 (3): 348–359. doi : 10.1016 / j.beproc.2006.08.005. PMID 16997507.
  25. ^Демпфер, Р.И.; Харнад, С. (2000). "Нейросетевое моделирование категориального восприятия". Восприятие и психофизика. 62 (4): 843–867. doi : 10.3758 / BF03206927. PMID 10883589.
  26. ^Tijsseling, A.; Харнад, С. (1997). «Искривление пространства сходства в обучении категорий с помощью обратных сетей». В Ramscar, M.; Hahn, U.; Cambouropoulos, E.; Пейн, Х. (ред.). Труды SimCat 1997: междисциплинарный семинар по сходству и категоризации. Кафедра искусственного интеллекта Эдинбургского университета. стр. 263–269.
  27. ^Sharma, A.; Дорман, М.Ф. (1999). «Корковые слуховые вызванные потенциальные корреляты категориального восприятия времени начала голоса». Журнал Акустического общества Америки. 106 (2): 1078–1083. doi : 10.1121 / 1.428048. PMID 10462812.
  28. ^Седжер, Кэрол А.; Poldrack, Russell A.; Прабхакаран, Вивек; Чжао, Маргарет; Гловер, Гэри H.; Габриэли, Джон Д. Э. (2000). «Асимметрии полушария и индивидуальные различия в обучении визуальной концепции, измеренные с помощью функциональной МРТ». Нейропсихология. 38 (9): 1316–1324. DOI : 10.1016 / S0028-3932 (00) 00014-2. PMID 10865107.
  29. ^Райзада, RDS; Полдрак; РА (2007). «Избирательное усиление различий стимулов при категориальной обработке речи». Нейрон. 56 (4): 726–740. doi : 10.1016 / j.neuron.2007.11.001. PMID 18031688.
  30. ^Myers, EB; Blumstein, SE; Уолш, Э; Eliassen, J.; Баттон, Д.; Кирк, JS (2009). «Нижние лобные области лежат в основе восприятия инвариантности фонетических категорий». Psychol Sci. 20 (7): 895–903. DOI : 10.1111 / j.1467-9280.2009.02380.x. PMC 2851201. PMID 19515116.
  31. ^Cangelosi, A.; Харнад, С. (2001). «Адаптивное преимущество символической кражи над сенсомоторным трудом: обоснование языка в категориях восприятия». Эволюция коммуникации. 4 (1): 117–142. doi : 10.1075 / eoc.4.1.07can.
  32. ^Cangelosi A.; Greco A.; Харнад С. (2000). «От роботы до символической кражи: обоснованный переход из категорий начального уровня в категории более высокого уровня». Связь науки. 12 (2): 143–162. doi : 10.1080 / 09540090050129763. hdl : 10026.1 / 3618.
  33. ^Pevtzow, R.; Харнад, С. (1997). «Искажение пространства сходства в категориях обучения человеческими субъектами: роль сложности задания». В Ramscar, M.; Hahn, U.; Cambouropolos, E.; Пейн, Х. (ред.). Труды SimCat 1997: междисциплинарный семинар по сходству и категоризации. Кафедра искусственного интеллекта Эдинбургского университета. стр. 189–195.
  34. ^Ливингстон, К. Эндрюс; Харнад, С. (1998). «Эффекты категориального восприятия, вызванные категориальным обучением». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание. 24 (3): 732–753. doi : 10.1037 / 0278-7393.24.3.732.
  35. ^Пуллум, Г. К. (1989). «Великий эскимосский словарный обман». Естественный язык и лингвистическая теория. 7(2): 275–281. doi : 10. 1007 / bf00138079.
  36. ^ Гесс, Урсула; Реджинальд Адамс; Роберт Клек (2009). «Категорическое восприятие эмоций и качеств». Социальное познание. 27 (2): 320–326. doi : 10.1521 / soco.2009.27.2.320.
  37. ^ Чил, Дженна; М. Д. Резерфорд (2012). «Отображение границ категории эмоций с помощью парадигмы визуального ожидания». Восприятие. 39 (11): 1514–1525. doi : 10.1068 / p6683. PMID 21313948.
  38. ^ Оттен, Марте; Махзарин Банаджи (2012). «Социальные категории формируют нейронную репрезентацию эмоций: данные из задачи визуальной адаптации лица». Границы интегративной неврологии. 6 : 9. doi : 10.3389 / fnint.2012.00009. PMC 3289861. PMID 22403531.
  39. ^ Sauter, Disa; Оливер ЛеГуэн; Дэниел Хаун (2011). «Категорическое восприятие эмоционального состояния лица Выражения не требуют лексических категорий» (PDF). Эмоции. 11 (6): 1479–1483. doi : 10.1037 / a0025336. PMID 22004379.
  40. ^ Фудзимура, Томоми; Йоши-Така Мацуда; Кентаро Катахира; Масато Окада; Казуо Оканоя (2012). «Категориальные и пространственные восприятия при расшифровке эмоциональных выражений лица». Познание и эмоции. 26 (4): 587–601. doi : 10.1080 / 02699931.2011.595391. ЧУП 3379784. PMID 21824015.

В этой статье включен текст Стевана Харнада, доступный по лицензии CC BY-SA 3.0. Текст и его версия были получено группа реагирования волонтеров Викимедиа ; дополнительную информацию см. на странице обсуждения.

Библиография
  • Эта статья на материале статьи «Категориальное восприятие» в Энциклопедии когнитивной науки, используется здесь с разрешением автора, С. Харнада.
  • Бернс, Э.М.; Кэмпбелл, С.Л. (1994). Журнал Акустического общества Америки. 96 (5, балл 1): 2704–2719. doi : 10.1121 / 1.411447. PMID 7983276.
  • Белпаем, Тони (2002). «Факторы, влияющие на происхождение цветовых категорий». интеллекта, Брюссельский университет. Архивировано из оригинала 21.07.2006. Цитировать журнал требует | journal =()
  • Bimler, D; Kirkland, J. (2001). «Категорическое восприятие выражений эмоций: данные по многомерной шкале». Познание и эмоции. 15 (5): 633–658. doi : 10.1080 / 02699930143000077.
  • Колдер, AJ, Янг, AW, Perrett, DI, Etcoff, NL Rowland, D. (1996) «. Категориальное восприятие преобразованных выражений лица ». Визуальное познание. 3 (2): 81 –117. doi : 10.1080 / 713756735. CS1 maint: несколько имена: список авторов (ссылка )
  • Campanella, S., Quinet, O., Bruyer, R., Crommelinck, M. Guerit, JM (2002). «Категорическое восприятие выражений лица счастья и страха: исследование ERP ». Журнал когнитивной нейробиологии. 14 (2): 210–227. doi : 10.1162 / 089892902317236858. PMID 11970787. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  • Голдстоун, Р. Л.; Липпа, Ю., Шиффрин, Р. М. (2001). «Изменение представления объектов посредством и зучения категорий ». Познание. 78 (1): 27–43. CiteSeerX 10.1.1.11.9022. DOI : 10.1016 / S0010 -0277 (00) 00099-8. PMID 11062321.
  • Голдстоун, Р. Л. (1999). «Сходство». В Роберте Эндрю Уилсоне Кембридж, Массачусетс: MIT Press, С. 763–765. ISBN 978-0-262-73144-7.
  • Гость, С.; Ван Лаар, Д. (2000). «Структура цветового пространства». Исследование зрения. 40 (7): 723–734. DOI : 10.1016 / S0042-6989 (99) 00221-7. PMID 10683451.
  • Харнад, С. (1990). "Проблема с заземлением символа". Физика Д. 42 (1–3): 335–346. arXiv : cs / 9906002. DOI : 10.1016 / 0167-2789 (90) 90087-6. Архивировано из оригинала 11 июня 2002 года.
  • Коцони, Э; де Хаан, М.; Джонсон, MH. (2001). «Категорическое восприятие мимики 7-месячными детьми». Восприятие. 30 (9): 1115–1125. doi : 10.1068 / p3155. PMID 11694087.
  • Лоуренс, Д. Х. (1950). «Приобретенная различимость сигналов: II. Избирательная ассоциация в ситуации постоянного стимула ». Журнал экспериментальной психологии. 40 (2): 175–188. doi : 10,1037 / h0063217. PMID 15415514.
  • Россион, Б., Шильц, К., Робай, Л., Пиренн, Д. и Кроммелинк, М. (2001). «Как мозг распознает знакомые и незнакомые лица? Исследование категориального восприятия лица с помощью ПЭТ ». Журнал когнитивной нейробиологии. 13 (7): 1019–1034. doi : 10.1162 / 089892901753165917. PMID 11595103. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  • Schyns, PG; Goldstone, R. L Thibaut, J. (1998). «Развитие науки в концепциях объектов». Мозге. 21 (1): 1–54. doi : 10.1017 / S0140525X98000107. PMID 10097010.
  • Стали, Л. (2001). «Языковые игры для автономных роботов» (PDF). IEEE Intelligent Systems. 16 (5): 16–22. doi : 10.1109 / 5254.956077. hdl : 10261/128135.
  • Сталь, Л.; Каплан, Ф. (1999). "Самозагрузка семантики ориентированных слов". In Briscoe, Т. (ред..). Лингвистическая эволюция через овладение языка: формальные и вычислительные модели. Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press.
  • Whorf, BL (1964). Язык, мысль и реальность. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-23003-2.
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:07:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте