Мир Сайид Али (Тебриз, 1510–1572) был персидским миниатюристом художником, который был ведущим художником персидских миниатюр до того, как последовал Моголам. династии в Индию, где он стал одним из художников, ответственных за развитие стиля живописи Великих Моголов при Акбаре.
Мир Сайид Али родился в Тебризе и был сыном художника Мир Мусаввира. Историк и летописец Кази Ахмед сказал, что сын был более талантлив, чем его отец, но влияние Мир Мусаввира действительно повлияло на его работу.
Современные исследования показывают, что Мир Сайид Али принимал участие в иллюстрации знаменитого Шахнаме Шах Тахмасп создан в 1525–1548 годах для шаха Тахмасп I (1514–76). Две миниатюры в нем приписываются Сайиду Али. Следующим шагом стало его участие в создании роскошных иллюстраций к рукописи Хамса Низами («Пять стихотворений»), созданных лучшими художниками шаха Китабхане в 1539–1543 годах по заказу шаха Тахмаспа.. Из 14 миниатюр его кисти приписывают четыре, среди них «Лейла и Меджнун », на которых стоит подпись художника. Период около 1540 года содержит две замечательные работы мастера: изображение элегантного юноши с раскрытой буквой и диптих (двойной фронтиспис) для хамсы Низами с «кочевым станом кочевников» на одном листе и «Вечер. Life Palace »с другой.
В 1540-х годах шах Тахмасп становился все более ортодоксальным и отвергал художественные представления живых существ. Он потерял интерес к книжной миниатюре и в конце концов издал указ, запрещающий светские изображения по всей Персидской империи. Художники его двора, в том числе Мир Сайид Али, разошлись во всех направлениях. Большинство укрылось при дворе племянника шаха Тахмаспа, султана Ибрагима Мирзы.
Между тем Моголов император Хумаюн после неудачной битвы с Шер Шах Сури потерял свой трон, и в 1543 году прибыл в Персию, где шах Тахмасп оказал ему теплый прием и высочайшую защиту. Затем последовали бесчисленные пира, на которых Тахмасп убеждал суннитов Хумаюна перейти в шиитскую веру. Пока Хумаюн находился в Тебризе, он познакомился с художниками, был очарован их работами, и двое из них приглашены на службу к нему, желая создать подобного библиотеке мастера Тебриза. Этими художниками были Абд аль-Самад и Мир Мусаввир. Однако почему-то вместо Мир Мусаввира служба перешла к его сыну Мир Сайид Али.
Хумаюн не сразу вернулся к своим владениям на Индийском субконтиненте. Пока эта борьба происходила, она происходила в кабульском суде. Мир Сайид Али прибыл сюда в 1549 году, жил и работал там до тех пор, пока летом 1555 года армия Хумаюна не победила в битве войска Сикандар-шаха. Ворота Дели были открыты, и его отец Хумаюн снова занял трон. Период жизни художника в Кабуле сегодня очень мало произведений, среди них «Портрет молодого писателя». Мир Сайид Али считается мастером жанра портретной живописи, но персидские портреты были в большей степени обусловлены и идеализированы, чем они значительно отличались от портрета Великих Моголов, который был гораздо более натуралистичным. Однако «Портрет молодого писателя» относится к лучшим персидским портретным миниатюрам. Эксперты из музея Лос-Анджелеса считают, что это может быть автопортрет художника.
Императора Хумаюна наследовал Акбар, который был еще более страстным любителем портретных миниатюр, чем его отец. Мир Сайид Али вместе с Абд аль-Самадом с детства обучал искусству рисования будущего султана, и между ними установились теплые отношения. Сайид Али возглавил имперские придворные художественные инициативы, и под его руководством начался один из самых масштабных проектов в книге мировой истории - «Хамзанама », история Амира Хамзы, дяди пророка Мухаммеда. Приказ, который исполнялся с 1562 по 1577 год, был издан императором Акбаром и был запущен под руководством Мир Сайида Али и был выполнен под руководством Абд аль-Самада, который вступил во владение около 1572 года. Мир Сайида Али, возможно, заменили из-за того, что он работал слишком медленно, поскольку на тот момент комиссии исполнилось семь лет, и только четыре тома были завершены. Под руководством Самада остальные десять томов были завершены в течение следующих семи лет. Книга была разделена на четырнадцать томов, каждый из которых содержал сто иллюстраций большего, чем обычно, размера, всего - 1400 миниатюр. Сохранилось около 140 миниатюр этого произведения, которые разбросаны по различным музеям и коллекциям по всему миру.
Оба руководителя императорской придворной мастерской в основном контролировали работу других, и неясно, рисовал ли Самад какие-либо миниатюры сам, хотя он, возможно, сделал или исправил большую часть эскиза. Но одна миниатюра «Илия пророк спасает тонущего Нур ад-Дара» приписывается Мир Сайиду Али. Наряду с портретом его отца Мир Мусаввира и «Мудрецами, размышляющими над книгой», это показывает его поздний стиль. покойный мастер.
Мир Сайид Али оставался верным до конца персидской традиции и Акбар, где он работал в международной группе художников, отстаивающих принципы персидской живописи. В его произведениях прослеживается влияние отца и султана Мухаммеда. Его работа принесла ему множество наград и похвал. Визирь императора Акбара I, Абу'л-Фазл, в своей «Истории Акбара» (Акбарнама ) говорит о нем с большим энтузиазмом. В списке лучших художников той эпохи аль-Фадла (он насчитал более сотни) первое место занял Мир Сайид Али; аль-Фадл заявил: «Своему искусству он научился у своего отца. С того момента, как он попал во дворец, на него светился луч благосклонности короля. Он отличился своим искусством...». Император Хумаюн присвоил ему почетное звание «Надир-уль-Мульк» (Чудо царства).
Через семь лет после начала большого проекта для «Хамзанама "то есть примерно в 1569 году художник покинул двор Великих Моголов и как набожный мусульманский паломник отправился в Мекку. Одни исследователи полагают, что он умер во время хаджа, другие говорят, что он вернулся ко двору Акбара и умер в 1580 году.
Принц и паж (ок. 1540). Британский музей
Махия освобождает Замбура, обезглавливает его спящих стражников и отстраняет Гаррада вместо него. Хамзанама. Гарвардский художественный музей
Автопортрет (?)
Элайджа пророк спасает тонущего Нур ад-Дара
Бахрам Гур прикалывает сцепляющихся онагеров, Фолио из Шахнамы (Книги царей) шаха Тахмаспа (ок. 1530-35), Метмузей
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Мир Сайид Али. |