Военная служба Яна Смита

редактировать
1941–1945 гг. Военная карьера будущего премьер-министра Родезии

Иана Смита
Портретная фотография молодого человека в военной форме Смита в роли летный офицер c.1943
Родился(1919-04-08) 8 апреля 1919 года. Селукве, Родезия
Умер20 ноября 2007 г. (2007-11-20) (88 лет). Кейптаун, Южная Африка
Приверженность
Сервис / филиалRoyal Air Force
Годы службы1941–45
ЗваниеЛейтенант
Служебный номер 80463
Отряд
Сражения / войны
Другая работаПремьер-министр из Родезии

Будущее Родезийский Премьер-министр Ян Смит служил в Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны, прерывая его учится в Университете Родса в Южной Африке, чтобы присоединиться к нему в 1941 году. После годичного обучения пилотов в Южной Родезии в рамках Имперской программы обучения воздухоплаванию, он был отправлен в Нет. 237 (Родезия) эскадрилья, затем дислоцированная в 1942 году. Смит прошел шестинедельную оперативную подготовку в Леванте, затем поступил на действительную службу в качестве летчика-офицера в Иран и Ирак. 237-я эскадрилья, действовавшая в Западной пустыне с 1941 по начало 1942 года, вернулась на этот фронт в марте 1943 года. Смит летал в Западной пустыне до октября того же года, когда произошла авария во время ночного взлета. привел к серьезным травмам, включая обезображивание лица и сломанную челюсть. После реконструктивной пластической операции на лице, других операций и пяти месяцев выздоровления Смит вернулся в эскадрилью № 237 на Корсике в мае 1944 года. Находясь там, он достиг своего высшего звания, лейтенант.

В конце июня 1944 года во время обстрела железнодорожной станции в долине По в северной Италии Смит был сбит зенитным огнем. Спрыгнув с парашютом со своего самолета, он без серьезных травм приземлился в Лигурийских Альпах, в районе, который находился за немецкими линиями, но в основном находился под контролем антигерманских итальянских партизан. Смит провел три месяца, работая с местным движением сопротивления, прежде чем отправиться на запад, через Приморские Альпы, с тремя другими военнослужащими союзников, надеясь объединиться с союзными войсками, которые только вторглись в южные районы. Франция. После 23-дневного похода он и его товарищи были обнаружены американскими войсками и репатриированы.

Смит некоторое время находился в Британии, прежде чем его отправили в No. 130 (Пенджаб) эскадрилья в Западной Германии в апреле 1945 года. Он выполнял боевые задачи до капитуляции Германии в мае. Он оставался в 130-й эскадрилье до конца своей службы и вернулся домой в конце 1945 года. После завершения учебы на Родосе он был избран в Законодательное собрание по месту своего рождения, Селукве, в 1948. Он стал премьер-министром в 1964 году во время спора между его страной и Великобританией относительно условий независимости; На Смита как на политика повлиял его военный опыт, и военный послужной список Родезии от имени Великобритании стал центральным в его предательстве со стороны послевоенных британских правительств. Это отчасти мотивировало его администрацию Одностороннее провозглашение независимости в 1965 году. Его статус ветерана ВВС Великобритании во Второй мировой войне помог ему заручиться поддержкой как внутри страны, так и за рубежом.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Вербовка и обучение в Родезии
  • 3 Служба
    • 3.1 Ближний Восток и Северная Африка
    • 3.2 Италия
    • 3.3 Поздняя война и демобилизация
  • 4 Война раны
  • 5 Влияние на политическую карьеру
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Сноски
    • 6.2 Цитаты
    • 6.3 Библиография
    • 6.4 Газеты и журналы
История вопроса

Родился Ян Смит в 1919 году, сын британских поселенцев в Селукве, Южная Родезия. Он учился в школе Чаплина в Гвело, где он был старшим префектом, обладателем Victor Ludorum по легкой атлетике, капитаном школьных команд. по крикету, регби и теннису, а также успешным в учебе. После выпуска в 1937 году он поступил в Университетский колледж Родса в Грэхэмстауне, Южная Африка, который часто посещали родезийские студенты, отчасти потому, что в Родезии не было собственного университета. Поступив в 1938 году, Смит получил степень бакалавра коммерции . Он прошел примерно половину курса, когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война.

Вступление в армию и обучение в Родезии
Silver fighter aircraft, marked with the British Royal Air Force's distinctive roundel, flying above the clouds in formation Гарвард летал пилотами-стажером Королевских ВВС в Южная Родезия, 1943

Смит был очарован идеей стать летчиком-истребителем и особенно взволнован перспективой пилотировать Спитфайр. Он хотел немедленно покинуть Родос, чтобы присоединиться к ВВС Южной Родезии, но не сделал этого, потому что военным вербовщикам в колонии было сказано не принимать студентов университетов до тех пор, пока они не закончат учебу. Как и во время Первой мировой войны, белые родезийцы в целом очень стремились завербоваться; из-за опасений, что отсутствие этих людей может отрицательно повлиять на стратегически важные шахты, был введен контроль над персоналом, чтобы не допустить некоторых белых в вооруженные силы и в их гражданские занятия. Одним из основных вкладов Южной Родезии в военные действия союзников оказалось ее участие с 1940 года в схеме обучения ВВС. Южные Родезийские ВВС были включены в состав британских Королевских ВВС (RAF) в апреле 1940 года, став No. 237-я (Родезия) эскадрилья RAF. Еще две эскадрильи RAF, No. 44 и No. 266, впоследствии также были обозначены как «родезийские» формирования.

Оставаясь на Родосе в течение 1940 учебного года, Смит тайно планировал уйти на военную службу, несмотря на его инструкции закончить учебу. В июне 1940 года, во время перерыва в учебе в середине года, он незаметно поехал в столицу Южной Родезии, Солсбери, чтобы сказать начальнику отдела кадров колонии Уильяму Аддисону, что он хочет присоединиться к военно-воздушным силам; чтобы избежать исключения в армию, Смит не упомянул о своей учебе в университете и дал свой адрес в сельукве. Во время рождественских каникул в конце 1940 года Смит снова поехал в Солсбери и успешно прошел второе собеседование с чиновником ВВС и прошел медицинский осмотр. В начале 1941 года, получив документы о призыве к пилотному курсу, Смит прошел последнее собеседование, в ходе которого выяснилось, что он студент университета; интервьюер на короткое время возразил, но согласился со Смитом, когда тот настоял на своем желании зарегистрироваться.

В сентябре 1941 года Смит официально зачислен в Королевские ВВС и получил служебный номер 80463. Он начал свое обучение в отделении начальной подготовки в г. Булавайо, и через шесть недель переведен в начальную летную школу в Цесарке, недалеко от Гвело. Большинство мужчин, с которыми он тренировался вместе, были австралийцами, а многие другие - британцами. Смит был рад найти себя на курсе, который в конечном итоге приведет к созданию летающих истребителей, а не бомбардировщиков, так как в Цесарке он научился пилотировать тигровых мотыльков, затем Гарвардский. Он также был рад, что его отправили всего в получасе езды на машине от Селукве. В конце курса он был выбран для прохождения обучения в качестве курсанта, что означало, что он был переведен на Торнхилл, другую авиабазу Гвело. Он потерял сознание в сентябре 1942 года в звании летчик-офицер ; его обучение в Южной Родезии заняло в целом год.

Service

Ближний Восток и Северная Африка

Молодой человек в военной форме Смит с No. 237 (Родезия) эскадрилья, ок. 1943

Смит надеялся, что его отправят в Великобританию по окончании обучения, и сначала ему сказали, что это должно произойти, но вместо этого он был отправлен в. В конце 1942 года его отправили на Идку, небольшую базу ВВС Великобритании около Каира, откуда он был направлен в подразделение оперативной подготовки, базировавшееся в Баальбек в Ливане.. Он провел там шесть недель, пролетев над большей частью Леванта на истребителе Hawker Hurricane, прежде чем был отправлен в эскадрилью № 237 (Родезия), чтобы начать действующую службу, снова пилотируя Hurricanes. Эскадрилья находилась недалеко от иранской столицы Тегерана, когда к ней присоединился Смит, но почти сразу же перебралась в Киркук в Ираке, чтобы охранять там нефтяные скважины и трубопроводы. В марте 1943 года он снова участвовал в кампании Western Desert Campaign в Северной Африке, где ранее служил в 1941–1942 годах, и Смит служил на этом фронте пилотом урагана. Он был повышен до летного офицера 25 марта 1943 года.

4 октября 1943 года Смит вылетел из Идку на рассвете на урагане Mk IIC для сопровождения конвоя. Свет был очень плохим, и дроссельная заслонка Смита вышла из строя; ему не удалось взлететь достаточно быстро, чтобы преодолеть взрывную стену в конце взлетно-посадочной полосы. Шасси самолета царапалось о несколько мешков с песком на стене, в результате чего Смит потерял контроль над самолетом и разбился. Плечевые ремни на его подвеске, рассчитанные на то, чтобы выдерживать нагрузку до 1000 кг (2200 фунтов), лопнули, и его лицо разбилось о гироскопический прицел урагана. Смит получил серьезные травмы лица, сломал челюсть, ногу и плечо. Врачи сначала подумали, что его спина тоже была сломана, но только с пряжкой.

Команда врачей и хирургов Пятнадцатой шотландской больницы в Каире много работала над Смитом, восстановив ему челюсть с помощью сложный монтаж повязки, гипса, гаек, болтов и проволоки, а также восстановление лица с помощью кожных трансплантатов и других реконструктивных операций. В марте 1944 года, после пяти месяцев выздоровления, он был признан годным к полету. Он отклонил предложение о командировке домой в Южную Родезию в качестве инструктора и, пройдя курс повышения квалификации в Египте, отправился на Корсику, чтобы присоединиться к 237-й эскадрилье, которая к тому времени летала на Spitfire Mk IX.

Италия

Спитфайр с маркировкой Королевских ВВС, летящий на фоне голубого неба A Спитфайр Mk IX, на борту которого Смит находился в Италии в 1944 году.

Смит присоединился к 237-й эскадрилье на Корсике 10 мая 1944 года и возобновил боевые полеты двумя днями позже. Он был повышен в области до лейтенанта. Отряд был прикреплен к группе американских бомбардировщиков и назначен для прикрытия во время атак на города северной Италии. Боевики также предприняли обстрелы в долине реки По по железнодорожному транспорту и большегрузным автомобилям. Смит совершил 10 боевых вылетов и в последнем из них, 22 июня, возглавил обстрел большой железнодорожной станции, когда его самолет был поражен зенитной артиллерией на втором проходе. Он предупредил других пилотов, чтобы они не пытались сделать второй проезд на железнодорожной станции, и повернул к берегу, надеясь броситься в море. Ведомый Смита, Алан Дуглас, сообщил ему по радио, что от самолета идет черный дым, а затем горит двигатель. Смит выручил. Он никогда раньше не занимался парашютным спортом. Он перевернул свой «Спитфайр» вверх дном, толкнул палку вперед, выпустил фонарь кабины, выпал из самолета и без серьезных травм приземлился на склоне горы.

По его собственным словам, сначала он прятался внутри большой куст, но решил, что это слишком очевидно, и поэтому перешел на меньший. Прибывший немецкий патруль осмотрел оригинальный куст и, прежде чем уйти, атаковал его очередями из автоматов. «Кто-то следил за мной, когда я подумал, что мне лучше выбраться из этого куста...» - сказал он позже Филиппе Берлин. Район, в котором он приземлился, был преимущественно антинемецким и в значительной степени находился под контролем союзных итальянских партизан ; один из них увидел спуск Смита и поднял его парашют, чтобы немцы не смогли его найти. Смит еще немного спрятался, прежде чем выйти, чтобы поприветствовать мальчика лет 12. Мальчик, Лео, не знал английского; используя язык жестов, он сказал Смиту сесть и подождать и вскоре вернулся со своим старшим братом Лоренцо. Лоренцо предложил Смиту прийти к ним домой поесть, и Смит согласился. Родители мальчиков, фермеры по имени Зунино, взяли его к себе, но решили, что слишком рискованно держать его в доме сразу после аварии, и спрятали его в пещере на горе. На следующий день немцы пришли в дом Зунино в поисках Смита. Примерно через неделю опасность улеглась, и зунино дали Смиту комнату в доме.

Смит работал на ферме Зунино и начал изучать итальянский язык, который, как он понял, ему нужно было выучить, если он должен был пройти через вражескую территорию к линиям союзников. Через месяц к Смиту пришел местный командир партизан Антонио Боццано (прозванный «Барбетта» из-за бороды) и попросил его вступить в его ряды. Смит сопровождал Барбетту в его штаб-квартиру, расположенную примерно в 16 км от деревни, в деревне под названием Пианкастанья. Когда Барбетта спросил его звание, Смит ответил, что он капитан. «Ну что ж, - ответила Барбетта, похлопав его по плечу; «Теперь ты майор. Я делаю тебя майором». Смит понял, что Барбетта дал ему это «повышение» в надежде поднять собственную репутацию в движении сопротивления - «ни один из других полков в этом районе не мог похвастаться пилотом инглези и майором», - объяснил он в своих мемуарах.. Смит хорошо ладил с Барбеттой и в конце 1944 года принимал участие в диверсионных операциях около трех месяцев. Тем временем он стал хорошо владеть итальянским языком. После того, как немцы вышли из своего местного гарнизона в Сасселло в октябре 1944 года, Смит сказал Барбетте, что собирается попытаться вернуться на позиции союзников. Партизаны пытались отговорить его, говоря, что это слишком рискованно, но когда Смит настоял, они дали ему письма, чтобы он взял с собой, одобряя его в другие итальянские партизанские группы, с которыми он может столкнуться на своем пути. Британский армейский капрал, известный Смиту как «Билл», который скрывался в соседней деревне, спросил, может ли он тоже прийти, и Смит согласился.

Карта Италии с указанием местоположения Сасселло на северо-западе страны Сасселло Сасселло Сбит в тылу немецких войск. в северной Италии, около Сасселло, Смит провел три месяца, сражаясь с местными партизанами, затем направился на запад, надеясь встретить войска союзников на юге Франции

Смит направился на запад, через Лигурийские Альпы, в сторону южной Франции, которая, как он знал, только что была захвачена войсками союзников, в основном американцами, Свободной Францией и британцами. По пути ему и Биллу помогали итальянские партизанские отряды и другие местные жители. После 10 дней в пути трое других союзников - француз, австриец и поляк - присоединились к походу, встретив Смита и Билла в партизанском лагере. lingua franca группы, перешедшей на итальянский, пятеро мужчин пошли пешком до границы, где их принял старый фермер Жан Батист Шамбрен, который дал им инструкции, как пройти мимо немецких часовых. охраняет границу с Францией. Солдаты решили, что, поскольку было бы слишком рискованно пытаться переправиться вместе, Смит и Билл пойдут первыми, а на следующий день - француз, австриец и поляк.

Шамбрен не говорил по-английски, но вызвал его англоговорящий брат. Смит предъявил знаки различия RAF в качестве доказательства своей личности. Смит и Билл направились к пограничному переходу в сопровождении Чамбрина, который сказал им, что его брат встретит их на другой стороне границы. Единственным переходом был мост, на котором стояли немецкие часовые. Смит некоторое время наблюдал за контрольно-пропускным пунктом и заметил, что пешеходы, переходящие в одиночку или парами, редко сталкиваются с препятствиями, в то время как большие группы часто сталкиваются с препятствиями. Он подумал, что можно было бы просто пройти, и сказал Биллу «просто смотреть прямо перед собой и идти спокойно». Им не бросили вызов, и они встретили брата Чамбрина в нескольких милях от них. На следующий день к ним присоединились австриец и француз; польский солдат, который показался Смиту несовершеннолетним, потерял самообладание, увидев немцев, и вернулся.

Перейдя во Францию, они искали дружественные войска. Они решили обойти немецкие позиции, перейдя Приморские Альпы с местным проводником в течение двух дней. Им не хватало снаряжения и одежды для альпинизма. Ночью Смит снял туфли, а утром обнаружил, что они замерзли, и он не может их надеть. Он продолжал в носках, которые изнашивались, заставляя его закончить путь босиком по льду и снегу. Через двадцать три дня после того, как Смит и Билл отправились из Пьянкастаньи, они встретили американские войска, которые доставили их в местный базовый лагерь, откуда они были возвращены в свои войска. Американцы доставили Смита в Марсель, откуда он был доставлен в транзитный лагерь британских ВВС в Неаполе. Прибыв в конце ноября 1944 года, Смит отправил Селукве короткую телеграмму: «Жив и здоров. С любовью ко всем - Ян».

Поздняя война и демобилизация

Это было хорошо известно Британские военнослужащие, пропавшие без вести в тылу противника три месяца или более, автоматически отправлялись домой, чего Смит не хотел; поэтому он был осторожен, давая интервью на транзитной базе в Неаполе. Когда был предложен проезд обратно в Родезию через Египет, Смит успешно запросил разрешение на поездку в Великобританию, сказав, что у него там много родственников, и он считает это вторым домом. В Англии его отправили на шестинедельные курсы повышения квалификации в Шропшир, управляя Спитфайрами. Смит очень хорошо выполнял упражнения и, по его собственному желанию, был отправлен обратно в активную службу всего через три недели курса. Он был прикреплен к No. 130 (Пенджаб) эскадрилья, часть 125-го крыла, которым командовал капитан группы (позже вице-маршал авиации ) Джонни Джонсон, один из самых успешных RAF летающих асов войны. Он прибыл на службу в эскадрилье № 130 в Целле на западе Германии 23 апреля 1945 г., он выполнил боевые вылеты там, «[получив] немного удовольствия от стрельбы по странным вещам», - вспоминал он. пока европейская война не закончилась 7 мая капитуляцией Германии.

Смит оставался с 130-й эскадрильей до конца своей службы, летев с ней в Копенгаген, и затем через Великобританию в Норвегию. Он провел около пяти месяцев в Норвегии в составе послевоенных оккупационных войск, но не выучил норвежский, позже рассказав Берлину, что это показалось ему намного сложнее, чем итальянским, «и все они говорили по-английски, понимаете». После того, как в ноябре 1945 года 130-я эскадрилья вернулась в Великобританию, Смит был демобилизован и отправлен домой. В Королевских ВВС Кумало в Булавайо его встретила семья, с которой он поехал обратно в Селукве.

Военные раны
Его правый глаз постоянно косился, как у человека, смотрящего в дуло пистолета. Пока он говорил, его лицо с изрезанной челюстью оставалось почти невыразительным - как и с 1943 года...

- Ли Холл в интервью Смиту для журнала Life, 1966

Пластическая хирургия использованный для реконструкции лица Смита после его крушения в Западной пустыне в 1943 году, его лицо осталось несколько кривым с частичным параличом. В своей биографии Смита в 1978 году Берлин пишет, что трансплантированная кожа на его лице «почти скрывает травмы даже сегодня, хотя и оставила его с немного пустым выражением лица». Наблюдатели часто комментировали это, и когда Смит умер в 2007 году, это было заметно во многих его некрологах. «Первым внимание людей привлек поврежденный войной левый глаз Яна Смита», - начинался отчет, напечатанный в лондонской Times : «Широко открытый, с тяжелыми веками и бесстрастный от экспериментальной пластической хирургии, он намекал на унылый, бесхарактерный характер. Другой был узким, покосым и слегка прикрытым. Наблюдать за ним было неприятным опытом. Каждый глаз мог принадлежать другому человеку ". The Daily Telegraph придерживается аналогичной линии, сообщая что операция по восстановлению лица Смита «оставила на него несколько угрожающий взгляд».

Травмы Смита также лишили его возможности долго сидеть без боли, поэтому, когда он посещал конференции как политик, он бы время от времени ненадолго вставать со своего места. Во время переговоров с премьер-министром Великобритании Гарольдом Уилсоном на борту HMS Tiger в 1966 году Смит регулярно вставал и выглядывал из иллюминатора ; Британцы неверно истолковали это как чувство страха Смита перед Вильсоном или морской болезнью.

Влияние на политическую карьеру
Фотография Яна Смита. На нем синий галстук с бело-красными полосками. Смит в 1975 году, будучи премьер-министром, в галстуке с британскими ВВС

Смит закончил учебу на Родосе во время 1946, и вошел в политику в 1948, когда он успешно оспорил место Сельукве от имени Либеральной партии, став представителем своего родного города в Законодательном собрании в ему исполнилось 29 лет. В 1950-х годах он продвинулся по политической лестнице в Объединенной федеральной партии, а в 1962 году помог сформировать Родезийский фронт, правую партию, чьей целью была полная независимость от Британии без немедленного перехода к правлению черного большинства. Он стал заместителем премьер-министра в декабре того же года, когда новая партия, возглавляемая Уинстоном Филдом, удивила большинство наблюдателей, победив на выборах в том же месяце. После того, как кабинет министров вынудил Филда уйти в отставку в апреле 1964 года, после того, как ему не удалось добиться независимости от Великобритании, они выбрали Смита новым премьер-министром.

Смит, первый коренной глава правительства Южной Родезии, находился под сильным влиянием. как премьер своим военным опытом. Военный вклад Южной Родезии во время двух мировых войн, Малайской чрезвычайной ситуации и других конфликтов, в сочетании с воспоминаниями о его собственных невзгодах для Великобритании с Королевскими военно-воздушными силами - «несомненно, центральный опыт его жизни», Р. У. Джонсон заставил Смита почувствовать себя глубоко преданным, когда британское правительство оказалось одним из его главных противников на посту премьер-министра. После того, как переговоры неоднократно срывались, правительство Смита в одностороннем порядке провозгласило независимость 11 ноября 1965 года. В 1970 году по результатам референдума он объявил Родезию республикой. Он утверждал, что во всем этом виновата Британия: «Родезия не хотела захватить независимость от Британии. Это было навязано нам», - сказал он.

Для многих в Великобритании в то время отношение к Отколовшиеся колонии осложнялись тем фактом, что «Отважная Маленькая Родезия», которую часто описывают как «больше британцев, чем британцев», так много отдала своей метрополии в ее борьбе с нацистской Германией. Собственная военная служба и репутация Смита как храброго человека породили аналогичные чувства в отношении него лично. Белые родезийцы широко приветствовали его как героя войны, как и многие зарубежные комментаторы. В 1966 году сторонники Смита в Британии прислали ему картину, изображающую двух Спитфайров, взлетающих в рассветный набег «от имени многих британцев, которые остались верными, несмотря на неправильные указания правительства». Смит сохранил свою привязанность к Спитфайру; в своих мемуарах он описал его как «самый красивый самолет из когда-либо созданных». Он также сохранил некоторое знание итальянского языка, хотя, по словам одного итальянского посетителя, его акцент был «ужасным».

Годы Смита в качестве пилота RAF часто упоминались в политической риторике и массовой культуре. По словам Мартина Фрэнсиса, «ни одна белая родезийская кухня в 1960-х и 1970-х годах не была бы полной без иллюстрированной кухонной посуды с изображением« Старой доброй кузницы »и его верного Спитфайра». Избирательная стратегия Родезийского фронта, направленная на подчеркивание репутации Смита как героя войны, подверглась критике со стороны журналиста Питера Низеванда, депортированного из Родезии в 1973 году; Согласно Низеванду, вклад Смита в военные усилия союзников состоял в том, чтобы «разбить два совершенно хороших самолета Hurricane без потерь для немцев». Смит одержал решающие победы на выборах в 1970, 1974 и 1977 и оставался на своем посту до тех пор, пока страна не была восстановлена ​​под властью большинства как Зимбабве Родезия в 1979 году. Он продолжал носить галстук своего пилота RAF Spitfire даже в преклонном возрасте, в том числе в последний день перед официальным учреждением Зимбабве, Родезия, 1 июня 1979 года - «последний жест неповиновения», как пишет Билл Шварц, «символизирующий все потерянное. Мир."

Ссылки

Сноски

Цитаты

Библиография

Газеты и журналы

Последняя правка сделана 2021-05-30 12:11:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте