Доктор Макс Аркадьевич Тайц | |
---|---|
Макс Аркадьевич Тайц | |
Родился | ( 1904-01-21)21 января 1904 г. Варшава, Российская Империя |
Умер | 23 июля 1980 г. (1980-07-23)(76 лет) Жуковский |
Место захоронения | Быковское мемориальное кладбище в Жуковском |
Гражданство | Советский Союз |
Альма-матер | Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (1929 г.) |
Занятие | |
Активные годы | 1929–1974 |
Работодатель | |
Известен |
|
Заголовок | Заместитель начальника ЛИИ им. Громова |
Преемник | Арсений Миронов |
Супруг (а) | Ираида Б. Зеест (замужем в 1925 г.) |
Дети | 2 |
Награды | Сталинская премия (1949 и 1953). |
Веб-сайт | старый.lii.ru / тайц _макс _аркад _евич.html (на русском языке) |
Подпись | |
Макс Тайц ( Макс Аркадьевич Тайц, русский : Макс Аркадьевич Тайц ; 1904-1980) был ученым, инженером и одним из основателей Летно-исследовательского института им. Громова (1941). Он был доктором технических наук, профессором, лауреатом Сталинской премии (1949 и 1953), почетного звания Заслуженный деятель науки РСФСР (1961).
Тайц родился в Варшаве, Российская Империя. В 1915 году семья Тайцев сбежала с войны в Москву, где они с младшим братом учились в частной гимназии Соколова-Коробовых (позже советская средняя школа №81). После окончания гимназии поступил в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. Во время учебы Тайц работал корректором и переплетчиком в ряде московских издательств. Ближе к окончанию, он работал в качестве авиационного специалиста для ВВС СССР научно - исследовательского института (НИИ ВВС) и начал летную подготовку в Севастополе. В 1925 году Тайц женился на студентке МГУ Ираиде Зеест, впоследствии ставшей археологом. По окончании Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана в 1929 году был направлен на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Тайтц начал работать инженером-летчиком в секции летных испытаний ЦАГИ под руководством Александра Чесалова и Всеволода Ведрова. Его первой работой были летные испытания тяжелого бомбардировщика ТБ-5 под руководством Михаила Громова в качестве ведущего летчика-испытателя.
АНТ-25 в Сан-Хасинто после нового рекорда беспосадочного перелета в 10 148 километров (6 306 миль) из Москвы в США через Северный полюс (июль 1937 г.)От 1934-1937, Taitz участие в технической комиссии по инженерной поддержки нон-стоп дальности полета рекордных полетов на Валерия Чкалова и Михаила Громова в Туполев АНТ-25 дальнемагистральных самолета и после успешного завершения был награжден первым орденом Красного Знамени труда (1937). Он был одним из авторов обширного «Справочника авиаконструкторов», изданного ЦАГИ в 1937 году. Он также участвовал в инженерном обеспечении рекордных полетов Сигизмунда Леваневского из Москвы через Северный полюс в США.
После ареста своего старшего брата Давида Тайца во время Большой чистки в 1938 году Тайц покинул ЦАГИ и работал инженером-редактором Государственной научной библиотеки НКТП, редактировал авиационный отдел журнала « Новости технической литературы». В 1939 году ему представилась возможность получить должность декана кафедры теоретической механики Индустриальной академии Советского Союза, но в 1940 году его посетила делегация ЦАГИ и потребовала его возвращения в институт, чтобы возглавить группу исследователей.
Вместе с Александром Чесаловым и Всеволодом Ведровым, при поддержке Михаила Громова и Ивана Петрова, Тайц организовал создание Института летных исследований (8 марта 1941 г.). В новом институте Тайц занимал должность заведующего лабораторией № 2, а также исполнял обязанности заместителя начальника института по науке. В годы Великой Отечественной войны Тайц руководил эвакуацией научного ядра института в Новосибирск, руководил летными и наземными испытаниями серийных истребителей с целью устранения недостатков летных качеств и боевых возможностей. самолет. В то же время он возглавил разработку второго тома Справочника авиаконструкторов (РДК), посвященного технике летных испытаний и опубликованного ЦАГИ в 1944 году. В том же году Тайц был назначен возглавить советскую техническую группу по оценке летных испытаний. Испытательный полигон Пенемюнде, где проходили испытания немецких ракет Фау-1 и Фау-2.
Крылатая ракета КС-1 под крылом бомбардировщика Ту-16С 1945 по 1947 год вместе с Александром Чесаловым Тайц инициировал создание испытательных самолетов на базе бомбардировщика Ту-2 для летных испытаний реактивных двигателей. Одновременно он разработал теорию подобия для испытаний авиационных турбореактивных двигателей. Тайц организовал и руководил летными исследованиями и испытаниями первых советских реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-19 и Су-9, за что в 1949 году был удостоен Сталинской премии.
В конце 1940-х, во время второй волны антисемитизма, Тайца и многих других уволили из института. Позже, в связи с новыми исследовательскими проектами в области беспилотных самолетов и ракет, а также созданием в 1952 году нового специализированного подразделения, его попросили вернуться в институт. После своего возвращения он сыграл важную роль в разработке и летных испытаниях советских крылатых ракет КС-1 и других, а также систем их автоматического управления. В 1956 году руководитель института Николай Строев настоял на назначении Тайца своим заместителем, хотя ряд высокопоставленных чиновников авиационной промышленности были против этого из-за еврейской национальности Тайца, его нежелания быть членом коммунистической партии и его репрессированных или эмигрировавшие родственники.
В конце 1960-х Тайц инициировал разработку системы сертификации гражданских самолетов СССР и был решительным сторонником присоединения СССР к Чикагской конвенции и ИКАО. Громовский научно-исследовательский институт стал ведущей научно-исследовательской организацией в СССР по летным испытаниям и сертификации самолетов, и Тайц был движущей силой этого. Другими известными учеными, участвовавшими в этой деятельности, были Николай Строев, Виктор Уткин и Арсений Миронов. В течение ряда лет в 1960-х Тайц возглавлял советско-французскую рабочую группу по авионике и летным испытаниям. За достижения в автоматизации управления самолетами в 1966 году награжден орденом Ленина.
В разное время Тайц был профессором Московского авиационного института, Московского государственного авиационного технологического университета (1940–1941) и Московского физико-технического института (1938–1940 и 1955–1980). С 1965-1974 гг он был начальником отдела Flight Research в рамках в АЭРОФИЗИЧЕСКОМ и аэромеханике и летательный инженерный факультет в Московском физико-техническом.
Тайц родился в семье Ижок -Аарона (Исаак-Аркадий) З. Тайца ( русский : Ицхок-Аарон (Исаак-Аркадий) Захарович Тайц) (1868–1935), коммивояжера, который родился в Каунасе, Литва, Российская Империя, и Сара (Софья) М. Виленчук ( русский : Сара Мовшевна (Софья Моисеевна) Виленчук) (1874–1951), родившаяся в пригороде Каунаса.
В 1925 году Тайц женился на Ираиде Б. Зеест ( рус. Ираида Борисовна Зеест) (1902–1981), которая родилась в Санкт-Петербурге. Училась в МГУ, окончила филологический факультет со степенью доктора исторических наук. Работала в ГМИИ им. А.С. Пушкина, а затем в Институте археологии АН СССР. У них было две дочери; Ирина Михайловна Хмелевская Тайц ( русский : Ирина Максовна Хмелевская Тайц) (род. 1932) и Елена Михайловна Флоковская Тайц ( русский : Елена Максовна Флорковская Тайц) (род. 1940).
Похоронен Тайц на Быковском мемориальном кладбище в Жуковском. На здании ЛИИ им. М.В. Громова, где он когда-то работал, установлена бронзовая мемориальная плита с его барельефным изображением.
Большинство заметных публикаций Тайца на русском языке.