Храмы Масрура

редактировать

Храмы Масрура
Вырезанные в скале индуистские храмы Масрура Вырезанные в скалах индуистские храмы Масрура
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Кангра район
Божество Шива, Вишну, Деви, другие
Расположение
Расположение Отра, Долина реки Бис
Состояние Химачал-Прадеш
Страна Индия
Храмы Масрура находятся в Индии. Храмы Масрура Показан в Индии Показать карту Индии Masrur Temples находится в Химачал-Прадеше. Храмы Масрура Храмы Масрур (Химачал-Прадеш) Показать карту Химачал-Прадеша
Географические координаты 32 ° 04'21,2 ″ с.ш. 76 ° 08'13,5 ″ в.д.  /  32.072556 ° с.ш. 76.137083 ° в.  / 32.072556; 76.137083 Координаты : 32 ° 04'21,2 ″ с.ш. 76 ° 08'13,5 ″ в.д.  /  32.072556 ° с.ш. 76.137083 ° в.  / 32.072556; 76.137083
Архитектура
Стиль Нагара
Завершенный 8 век

Масрур Храмов, также упоминается как Масрур Храмов или скальных храмов в Масрур, является ранним 8-го века комплекс скальных индуистских храмов в долине Кангра из реки Бис в штате Химачал - Прадеш, Индия. Храмы обращены на северо-восток, к хребту Дхауладхар в Гималаях. Они являются версией североиндийского архитектурного стиля Нагара, посвященного традициям индуизма Шивы, Вишну, Деви и Саура, с сохранившейся иконографией, вероятно, вдохновленной генотеистической структурой.

Несмотря на то, что это крупный храмовый комплекс в сохранившейся форме, археологические исследования показывают, что у художников и архитекторов был гораздо более амбициозный план, и комплекс остается незавершенным. Большая часть скульптур и рельефов храма Масрура была утеряна. Они также сильно пострадали, скорее всего, от землетрясений.

Храмы были вырезаны из монолитной скалы с шикхарой и снабжены священным бассейном с водой, как рекомендовано индуистскими текстами по храмовой архитектуре. Храм имеет три входа на северо-востоке, юго-востоке и северо-западе, два из которых незакончены. Факты свидетельствуют о том, что четвертый вход был запланирован и начат, но оставался в основном незавершенным, что было признано группами археологов колониальной эпохи начала 20-го века, но проигнорировано, что привело к неправильной идентификации и ошибочным отчетам. Весь комплекс симметрично расположен на квадратной сетке, где главный храм окружен меньшими храмами в виде мандалы. Главное святилище храмового комплекса имеет квадратный план, как и другие святилища и мандапа. Храмовый комплекс украшен рельефами основных ведических и пуранических богов и богинь, а его фризы повествуют легенды из индуистских текстов.

О храмовом комплексе впервые сообщил Генри Шаттлворт в 1913 году, обратив на него внимание археологов. Они были независимо исследованы Гарольдом Харгривсом из Археологической службы Индии в 1915 году. По словам Майкла Мейстера, историка искусства и профессора, специализирующегося на индийской храмовой архитектуре, храмы Масрура являются сохранившимся примером храмовой индуистской архитектуры в горном стиле, которая воплощает земля и горы вокруг нее.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Расположение
  • 2 Дата
  • 3 История
    • 3.1 Ущерб от землетрясения
  • 4 Описание
    • 4.1 Материал конструкции
    • 4.2 Бассейн и мандапа
    • 4.3 Святилище и потолок
    • 4.4 Конструкция шпиля
    • 4.5 Скульптура и рельефы
    • 4.6 Дом отдыха паломников
    • 4.7 Анализ и интерпретация
  • 5 легенд
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Расположение

Храмы Масрура находятся примерно в 45 километрах (28 миль) к юго-западу от Дхарамшалы- Маклеод Гандж и в 35 километрах (22 мили) к западу от города Кангра в горном штате Химачал-Прадеш на севере Индии. Храм построен в долине реки Бис, в предгорьях Хамалаев, напротив заснеженных пиков хребта Дхауладхар. Храмы находятся примерно в 225 км к северо-западу от Шимлы, примерно в 150 км к северу от Джаландхара и примерно в 85 км к востоку от Патханкота. Ближайшая железнодорожная станция - Нагрота Суриан, а ближайший аэропорт - Дхарамшала ( IATA : DHM). Ближайшие крупные аэропорты с ежедневным обслуживанием - Амритсар и Джамму.

Храм расположен в предгорьях Гималаев. Вверху: поврежденное строение со священным бассейном спереди.

Вырубленный в скале храм расположен в долине, на вершине скалистого холма, который Харгривс в 1915 году описал как «стоящий на высоте примерно 2500 футов над уровнем моря, откуда открывается великолепный вид, как и они [индуистские храмы]. их положение, хотя и удаленное, находится в красивом, хорошо орошаемом и плодородном районе, но исключительно приятно ".

Датировать

По словам Хана, индуистские храмы в Масруре демонстрируют сходство с пещерами Элефанта около Мумбаи (1900 км), Ангкор-Ват в Камбодже (4000 км) и высеченными в скале храмами Махабалипурам в Тамил Наду (2700 км). Эти черты также предполагают влияние «классицизма Гупты», поэтому он относит их постройку к 8 веку. В окрестностях храмового комплекса есть пещеры и руины, что, по словам Хан, предполагает, что в регионе Масрур когда-то было большое человеческое поселение.

По словам Мейстера, храмы относятся к первой половине 8-го века на основе региональной политической истории и истории искусства. Храмы следуют одной из версий архитектуры Нагара, стиля, который развился в Центральной Индии, особенно во время правления индуистского короля Ясовармана, покровителя искусства. В Кашмире, регионе непосредственно к северу и северо-западу от этого места, к середине 1-го тысячелетия нашей эры индусы построили храмы с квадратными пирамидальными башнями, такие как многочисленные каменные храмы, построенные индуистским царем Лалитадитьей, другим покровителем искусства. Эти королевства традиционно сотрудничали и соревновались в своих строительных проектах, в то время как гильдии художников перемещались между двумя регионами через долины древнего Химачал-Прадеша. Этот регион расположен в Гималаях и покрыт лесами, что делает завоевания трудными и дорогими. Исторические записи с 6-го по 12-й века не упоминают о военных конфликтах в районе долины реки Беас и Кангра. В текстах раннего средневековья есть упоминание о гималайском королевстве Бхармур к северу от области Масрур. В тексте Раджатаранджини XII века, а также в Кашмирской хронике XII века Калханы упоминается политическое соперничество в IX веке, но эти авторы XII и XII веков были слишком далеко отстранены во времени от событий VIII века и так сильно вплетены в них. древняя мифология, что их полу-вымышленные тексты в значительной степени неисторичны и ненадежны.

Надписи и архитектура предполагают, что влияние Ясовармана достигло предгорья Гималаев на севере Индии, и центральное индийское влияние иллюстрируется архитектурным стилем, принятым для храмов Масрура, а не стилями, обнаруженными в разрушенных и раскопанных храмах северо-западного индийского субконтинента. По словам Мейстера, влияние средней Индии, должно быть, достигло северной части Индии раньше, чем в 8 веке, и этот стиль восхищался королевским классом и элитой, потому что этот стиль храмового строительства теперь прослеживается во многих других исторических местах, таких как те, что в Баджауре и многих местах в Химачал-Прадеше, Уттаракханде и Непале, откуда берут начало многие священные реки индуистов. Некоторые из небольших каменных храмов, которые сохранились в этом регионе на крутых склонах гор, относятся к VII веку. Кроме того, эти большие храмовые комплексы во второй половине 1-го тысячелетия были дорогостоящими проектами и требовали значительного покровительства, что предполагает, что более ранние примеры должны были предшествовать им для широкого общественного и богословского признания.

История
Земельный план План крыши Раздел План и разрез храма Масрур (эскиз 1915 г.)

Период между 12-м и 19-м веками был в основном религиозными войнами и геополитической нестабильностью на Индийском субконтиненте, и в литературе этой эпохи не упоминаются храмы Масрура и не представлены какие-либо научные исследования о каких-либо индуистских, джайнских или буддийских храмах в этом отношении. скорее они упоминают иконоборчество и разрушение храмов. После XII века сначала на северо-западе Индийского субконтинента, а затем в Индии в целом, произошла серия грабительских набегов и нападений турко-афганских султанов, возглавляемых мусульманскими армиями в поисках богатства, геополитической власти и распространения ислама. Последовательные мусульманские династии контролировали Делийский султанат, когда волны войн, восстаний, отделений и жестоких контрзавоеваний охватили индийские регионы, включая районы в Кашмире и его окрестностях. Империя Великих Моголов заменила Делийский султанат в начале 16 века. Династия Великих Моголов управляла большей частью Индийского субконтинента в начале 18 века, а частично - номинально до 19 века. В регионе долины Кангра с Масруром в Гималаях правили более мелкие джагирдары и феодальные горные раджи, которые на протяжении многих веков платили дань власти Моголов. Наступление колониальной эпохи ознаменовало еще один сейсмический сдвиг в политике региона. К концу 19 века официальные лица Британской Индии начали археологические исследования и усилия по сохранению наследия. Первые известные визиты для изучения храмов Масрура произошли в 1887 году.

Офицер Британской империи Генри Шаттлворт посетил и сфотографировал храмы в 1913 году, назвав его «храмом вайшнавов» и заявив в своем отчете, что он был первым европейцем, посетившим их. Он написал статью о храмах, которую опубликовал журнал The Indian Antiquary. Он поделился своими находками с Гарольдом Харгривсом, в то время сотрудником Северного круга Археологической службы Индии. Харгривз знал больше об индуистском богословии, заметил Шива-лингам в святилище и исправил отчет Шаттлворта. Харгривз написал о своем туре и опубликовал свои фотографии и наблюдения в 1915 году как часть 20-го тома годового отчета ASI. Харгривз признал открытие, что рисовальщик в его офисе уже совершил поездку, измерил и создал планы и секции храмов в 1887 году, и что некоторые другие работники ASI и европейцы посетили храм в 1875 году и после 1887 года. В отчете Харгривза это место описывалось как множество храмов, перечислялась иконография в этих храмах из различных индуистских традиций, упоминались его предположения о связях с памятниками Махабалипурама и искусством Гандхара, и другие теории. Текст Харгривса стал введением в храмы Масрура для экскурсоводов репортеров, практически не знакомых с индийскими храмовыми традициями или индуистской теологией. По словам Мейстера, эти записи начала 20-го века стали источником неправильной идентификации храма и последующего искажения.

Ущерб от землетрясения

Это "качественное" изображение Поврежденная правая часть, с отражением в священном бассейне.

Это место уже было повреждено, но в конце 19 века все еще находилось в приличном состоянии. Харгривз писал, что «удаленность и общая недоступность храмов были одновременно причиной их пренебрежения и удачного побега от разрушительных рук различных мусульманских захватчиков долины». Во время землетрясения в Кангра в 1905 году район долины Химачал был разрушен. Были разрушены многочисленные памятники старины. Однако, хотя части храма Масрура потрескались и рухнули, храм остался стоять из-за своей монолитности, построенной из камня на месте.

Ущерб от войн и землетрясения 1905 года, нанесенный региону, затруднил проведение сравнительных исследований. Однако тщательные измерения и рисунки, сделанные неизвестным рисовальщиком в 1887 году, в частности уровня крыши и мандапы, которые были разрушены в 1905 году, стали важным источником для исследований конца 20-го века. Это подтверждает ранние комментарии Шаттлворта о том, что храмовый комплекс имеет «идеальную симметрию дизайна».

Описание
Храм Масрур: симметрия дизайна

Поначалу это кажется экстравагантной и запутанной массой шпилей, дверных проемов и орнаментов. Идеальная симметрия рисунка, сосредоточенного в одном высшем шпиле, непосредственно над маленькой основной ячейкой, которые вместе образуют виману, может быть реализована только после тщательного изучения каждой части по отношению к другой.

- Генри Шаттлворт, 1913 г.

Главный памятник на месте храмов Масрура на первый взгляд кажется комплексом святынь, но это единый памятник. В его центре находится главная святыня, которая, в отличие от большинства индуистских храмов, обращена не на восток, а на северо-восток, к заснеженным гималайским вершинам хребта Дхауладхар. Главный шпиль окружен вспомогательными шпилями меньшего размера, все восемь симметрично расположены в форме восьмиугольника (или двух повернутых квадратов). Эти шпили храма, кажется, выросли из естественной скалы, из которой состоит гора. Выше главного святилища была вырезана скала, чтобы сформировать плоскую крышу, а второй уровень храма естественным образом слился с поднимающимся главным шпилем ( шикхара ), а также с восемью дополнительными святилищами.

Некоторые строения и план храма Масрур (эскиз 1913 г., неполный).

Главное святилище имеет четыре входа, из которых один с восточной стороны завершен, два с северной и южной стороны частично завершены, а четвертый можно увидеть, но в основном он неполный. У восточного входа была большая мандапа и портик, но он был разрушен во время землетрясения 1905 года, о существовании которого было известно из заметок о посещении места до землетрясения. К этой мандапе были прикреплены две лестницы, по которым паломники могли подняться на верхние уровни. Лестница была установлена ​​внутри двух вращающихся шпилей меньшего размера, но большая часть этой конструкции также исчезла. Таким образом, когда-то в главном храме было 13 шпилей по подсчетам Харгривса и 15 по подсчетам Шаттлворта, и все они были спроектированы так, чтобы казаться естественным образом растущими из скалы.

По словам Мейстера, ранние описания, хотя и были сделаны из лучших побуждений, основывались на доступной в то время информации и были омрачены предположениями этих авторов. Эти предположения и в целом поврежденное состояние комплекса, например, побудили Шаттлворта и Харгривса описать храм такими терминами, как «вспомогательный» и «святыни», вместо того, чтобы свидетельствовать об интегрированном плане и архитектуре в ранних индуистских текстах о дизайне храма.

Материал конструкции

Храмовый комплекс был высечен из природного песчаника. В некоторых местах камень от природы очень твердый, что было бы трудно вырезать, но это также причина того, что замысловатая резьба на нем сохранилась более 1000 лет. В других местах камень был мягким или среднего качества. В некоторых случаях художники использовали более мягкий камень, который со временем разрушился по естественным причинам. В других случаях твердость камня была настолько низкой, что художники вырезали камень и заменяли его лучшими каменными блоками. Затем добавили свои фризы или скульптуры. Замененные блоки лучше сопротивлялись влиянию природы и времени.

Бассейн и мандапа

Перед храмовым комплексом с восточной стороны находится священный бассейн. Строительство священного бассейна датируется началом 8 века. Его прямоугольные размеры составляют примерно 25 на 50 метров (82 футов × 164 фута), или два сложенных квадрата. Храм имел внешнюю квадратную мандапу со стороной около 27 футов (8,2 м) и высотой 20 футов (6,1 м). У него была прочная крыша толщиной 1,5 фута (0,46 м), поддерживаемая четырьмя резными массивными колоннами. Платформа имела закрытую дренажную систему, чтобы вода могла стекать в любом месте мандапы естественным путем. Это было видно до землетрясения 1905 года, сейчас остались только остатки пола и колонны.

Два вида на храмовый бассейн.

Входы ведут паломника и посетителя к главному святилищу через серию мандап с резьбой по стенам, а затем через антаралу (вестибюль). Они также соединяют созданное пространство с парой крытых лестниц на северной и южной стороне, с верхним этажом, откуда он или она может завершить прадакшину (обход), чтобы увидеть больше скульптур и горных пейзажей, все это пространство и конструкция создана из ранее существовавшего монолитного камня.

Святилище и потолок

Гарбхагриха в квадратном плане с каждой стороной 13 футов (4,0 м). В главном святилище есть четырехликий Шива.

Потолок различных мандап и святилище внутри храма полностью вырезаны, преимущественно с открытым лотосом. Однако внутренние стены остались незавершенными. Это может быть связано с тем, что художники, вырезавшие в скале, сначала работали над резкой и отделкой потолка, а затем перешли к резке, отделке и декорированию внутренних стен и созданию колонн под этими потолками. Высота стены составляет 16 футов (4,9 м), и только восточный вход и проход в святилище полностью завершены, в то время как боковые входы не завершены, а четвертый западный вход является наименее завершенным. Сайт предполагает, что работы выполнялись параллельно бригадами рабочих. Это общий стиль строительства, который можно найти во многих индуистских храмах, которые сохранились, по крайней мере, в виде руин, с 1-го тысячелетия. Трехкратный четырехликий Шива 8-го века, найденный в храме Масрур, не уникален, поскольку тот же план находится в храме пещеры Джогесвари недалеко от Мумбаи. Датируется, что Йогесвари был завершен между 400-450 годами нашей эры, или за несколько веков до строительства храма Масрур, что предполагает общую тематическую основу, которая вдохновляла эти храмы, существовавшие ранее в индуистских текстах.

Историк искусства Стелла Крамриш определила, что одним из этих текстов индуистской архитектуры является Вишнудхармоттара, датируемая 8 веком ( флоруит ), и чьи рукописи были найдены у индусов из Кашмирской долины. Это один из таких текстов, в которых описывается дизайн «сто один [индуистский] храм». По словам Мейстера, план святилища и шпиля для храма Масрур соответствует одному из них, где он называется дизайном Кайласа.

Стиль Кайласа индуистского храма - это храм с центральной шикхарой ​​(шпилем), симметрично окруженной четырьмя меньшими шпилями, установленными между четырьмя входами в храм с четырех сторон света, формат, который соответствует плану храма Масрура. Кроме того, текст Вишнудхармоттара также описывает принципы и процедуры создания изображений и рисования, первые из них также сохранились в мандапе и святилище храма Масрур. Кроме того, Джогесвари и Масрур - не единственные сохранившиеся храмы, которые соответствуют этому стилю, были обнаружены другие храмы, которые соответствуют, например индуистский храм Баджаура в долине Кулу в Химачал-Прадеше, который является еще одним каменным храмом.

По словам Мейстера, стиль с несколькими шпилями, возможно, вдохновлен индийской мифологией Меру, которую разделяют буддисты, индуисты и джайны. Пышный горный Меру - рай и обитель богов, но горы не единичны, а существуют хребтами. Самая высокая гора Кайлаша - обитель Шивы, а второстепенные шпили символизируют горный хребет. Восемь небесных континентов окружают гору Кайлаша в этой мифологии, где все Дэвы (боги) и Деви (богини) живут вместе. Храм Масрур символически проецирует этот мифический пейзаж, повествуя об индийской космологии из камня в камне.

Дизайн шпиля

Все шпили храма Масрур выполнены в стиле Нагара - архитектуре, которая была развита и усовершенствована в центральной Индии за столетия до VIII века. В частности, это то, что индийские тексты называют подстилем латина, от lata. Это криволинейные шпили, состоящие из ритмической серии наложенных друг на друга сужающихся горизонтальных квадратных плит со смещениями, каждое смещение называется латой или похожей на виноградную лозу, что в принципе отражает естественный рост горы в камне.

Один из шпилей с резьбой на перемычках.

Башни надстройки воплощают стили, которые присутствуют в индийских храмах 7-го и 8-го веков, например, в храмах Махуа-индуистов и Алампур-Навабрахма, но их больше нет в храмах, которые можно твердо датировать 8-м веком. Это подтверждает датировку храма Масрура примерно серединой 8-го века. Шпили отличаются друг от друга, но все шпили, расположенные симметрично в мандале храма, имеют одинаковый дизайн. Шпиль лестницы основан на четырех повернутых квадратах и ​​имеет восемь вращающихся широких шипов, которые чередуются с восемью прямоугольными выступами.

В храмовом комплексе также есть два отдельно стоящих святилища рядом со священным бассейном. У них есть шпили с шестнадцатью лата- шипами, стиль, который необычен в Индии и ассоциируется с храмами Шивы, связанными с индуистскими монахами Матамаюра- матха между 7-м и 12-м веками нашей эры, такими как храм Баджаура в соседней долине Кулу и храм Чандрехи в Центральная Индия.

Скульптура и рельефы

В главном святилище находится девять сидящих божеств. В центре находится Шива, а с ним - другие, включая Вишну, Индру, Ганешу, Картикию и Дургу. В святилищах вокруг центрального святилища в одном ящике представлены пять Дэви, в то время как в других святилищах почтительно хранятся Вишну, Лакшми, Ганеша, Картикея, Сурья, Индра и Сарасвати. Аватары Вишну, такие как Вараха и Нарасимха, представлены в нишах. В руинах были найдены большие скульптуры Варуны, Агни и других ведических божеств. Храм также включает слияние или синкретические идеи, почитаемые в индуизме, такие как Ардханаришвара (наполовину Парвати, наполовину Шива), Харихара (наполовину Вишну, наполовину Шива) и трехликую троицу, изображающую Брахму, Вишну и Шиву в одной скульптуре. В храме также есть светские образы из повседневной жизни людей, супружеских пар и различных уровней близости (митхуна), людей, занимающихся музыкой и танцами, апсарами и орнаментальными завитками.

В сохранившихся постройках храма Масрура отсутствует изображение Лакулисы, основателя шиваизма пашупата, поэтому маловероятно, что этот храм был связан с этой традицией. По словам Мейстера, широкий спектр тем Шайвы, Вайшнава, Шакти и Сауры (Сурья, бог солнца), отображаемых в храме Масрур, предполагает, что он был построен теми, кто лелеет экуменизм или генотеизм, стиль, обычно встречающийся в индуистской литературе Панчаратры..

Вырезанный в скале храм Масрур представляет собой разнообразную иконографию, вероятно, отражающую экуменизм или генотеизм в индуизме 8-го века. Вырезанный в скале храм Масрур представляет собой разнообразную иконографию, вероятно, отражающую экуменизм или генотеизм в индуизме 8-го века. Вверху: неполные локации иконографии.

Дом отдыха паломников

По словам Харгривза, когда он впервые посетил храм в 1913 году, в храмовом комплексе была дхармашала (дом отдыха паломников), кухня и был священник, для которого было небольшое жилое помещение. Работа в храме была работой священника на полставки, в то время как его основным источником средств к существованию было содержание скота и работа на фермах.

Анализ и интерпретация

Храм Масрур и храм Прасат Ак Юм 8-го века, найденные в Сиам Рипе, Камбоджа, имеют параллели в том, что оба являются храмовыми горами с симметричным дизайном.

Легенды

Согласно местной легенде, Пандавы из Махабхараты славы жили здесь во время своего «инкогнито» изгнания из своего царства и построил этот храм. По словам Хана, личность и местонахождение Пандавов были раскрыты, поэтому они переместились отсюда. Говорят, именно поэтому храмовый комплекс остался незавершенным. Когда-то в 20-м веке кто-то установил три маленькие статуи из черного камня внутри храма, обращенного на восток. Это Рама, Лакшмана и Сита, прославившиеся в Рамаяне.

По крайней мере, с тех пор, как Гарольд Харгривз посетил храм в 1913 году, центральный храм местные жители называли Тхакурдварой.

Смотрите также
Ноты
использованная литература
Список используемой литературы
внешние ссылки

СМИ, связанные с монолитными храмами, высеченными в скале, Масрур на Викискладе?

Последняя правка сделана 2024-01-01 10:17:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте