Шикхара (IAST : Śikhara), санскрит слово, буквально переводящееся как «горная вершина», относится к восходящей башне в индуистской храмовой архитектуре в Северной Индии, а также часто используется в джайнских храмах. Шикхара над камерой гарбхагриха, где хранится верховное божество, является наиболее заметной и видимой частью индуистского храма в Северной Индии.
В Южной Индии эквивалентный термин: вимана ; в отличие от шикхары, это относится ко всему зданию, включая святилище под ним. На юге шикхара - это термин, обозначающий только верхнюю ступень виманы, которая обычно представляет собой купол, увенчанный навершием ; в этой статье речь идет о северной форме. Южную виману не следует путать с замысловатыми воротами-башнями южноиндийских храмов, называемых гопурам, которые часто являются более высокими и более заметными элементами в больших храмах.
Шихара можно классифицировать на три основные формы:
Ранняя история Индуистская шикхара неясна, но в буддийском храме Махабодхи в Бодх-Гая есть башня шикхары с прямыми стенками высотой более 55 метров (180 футов) с амалака наверху. Нынешняя структура датируется империей Гупта, в V – VI веках нашей эры. Когда храм приобрел свою башню шикхара, которая сегодня считается более характерной для индуистских храмов, неизвестно.
Однако нынешняя структура храма Махабодхи может представлять собой восстановление более ранней работы 2-го или 3 век н.э. Мемориальная доска из Кумрахара, датированная 150-200 гг. Н.э., основанная на датированных надписях Харошти и комбинированных находках монет Хувишка, уже показывает храм Махабодхи в его нынешнем виде. со ступенчатой усеченной пирамидой и ступа навершием на вершине, вместе с религиозными изображениями Будды и увенчанным слонами Столпом Ашоки Рядом с входом. Считается, что эта форма усеченной пирамиды была получена из конструкции ступенчатых ступ, которые были разработаны в Гандхара, как видно на ступах Джаулиан, с удлиненной структурой, образованной последовательностью ступеней с нишами, содержащими изображения Будды, чередующимися с греко-римскими колоннами, и увенчанными ступой.
По крайней мере к 600 г. н.э. в <148 г.>Одиша, и, возможно, несколько позже на плато Декан и в Западной Индии, латинская форма шикхары хорошо известна с амалакой камнем-диском наверху, а затем калаша урна. Часто над входной дверью есть элемент суканаса.
Формы с меньшими вспомогательными шпилями начинаются в 10 веке и с тех пор имеют тенденцию преобладать. Группа памятников Кхаджурахо имеет несколько ранних форм с начала века, хотя латинские формы снова появляются примерно после 1050 года, в таких примерах, как Храм Вамана. Шпиль бхумиджа, вероятно, впервые появляется примерно в 1000-1025 годах, а другие храмы были начаты в 1050-х годах, такие как Шив Мандир, Амбарнатх.
Шикхары образуют элемент во многих стилях индуистской храмовой архитектуры, из которых наиболее распространены три:
В каждом стиле шикхары / виманы структура завершается «калашей », или урной для подношений, или горшком с водой, на ее вершине.
Нагара-шихара Храма Рамешвара в Бхубанешваре
Дравидийского Виманы из Мурудешвары Храма
Везара стиль Храма Ченнакесава, Соманатхапура. Башни в плане 16-конечной звезды.
![]() | Викискладе есть материалы, связанные с Шихарасом. |