Мэри Борден (15 мая 1886, Чикаго - 2 декабря 1968) (имена в браке: Мэри Тернер; Мэри Спирс, Леди Спирс; псевд. Бриджит Маклаган), американо-британский романист и поэт, чья работа опиралась на ее военный опыт. медсестра. Она была вторым из трех детей Уильяма Бордена (ум. 1904), сделавшего состояние на добыче серебра в Колорадо в конце 1870-х годов.
Мэри Борден, известная своим друзьям и семье как Мэй, родилась в богатой чикагской семье. (Ее брат, Уильям Уайтинг Борден, стал хорошо известен в консервативных христианских кругах своим евангелизационным рвением и ранней смертью, когда готовился стать миссионером.) Мэри училась в колледже Вассар, получив степень бакалавра в 1907 году. Во время поездки по Дальнему Востоку, она встретила и вышла замуж за шотландского миссионера Джорджа Дугласа Тернера, от которого у нее было три дочери; Джойс (род. 1909), Комфорт (род. 1910) и Мэри (род. 1914).
В 1913 году она и Тернер переехали в Англию, где Борден присоединился к движению суфражисток. Она была арестована во время демонстрации на Парламентской площади за то, что бросила камень в окно Казначейства Его Величества. Она провела пять дней в полицейских камерах, пока ее муж не освободил ее под залог.
В начале Первой мировой войны в 1914 году она на свои значительные деньги оборудовала и укомплектовала полевой госпиталь для французских солдат вблизи фронта, в котором она сама служила медсестрой с 1914 года до конца войны, см. Добровольные Отряд помощи. Там она встретила бригадного генерала Эдварда Луи Спирса, с которым у нее был роман на фронте. Ее муж расстался с ней и взял на себя опеку над их детьми. После расторжения брака она вышла замуж за Спирс в 1918 году.
Во время войны она написала стихи, такие как «Песнь о грязи» (1917). Примечательно, что ее работа включает в себя поразительный набор очерков и рассказов «Запретная зона» (1929), который был опубликован в том же году, что и «Прощай, оружие», « Прощай, все это» и « Все тихо на Западном фронте», но кажется более значительным. сродни модернистским произведениям ее современников Эзры Паунда, Гертруды Стайн или Эдит Ситуэлл. Как и многие писатели того времени, Борден использовал новые методы и формы, чтобы описать беспрецедентный масштаб и влияние глобального конфликта. Современные читатели были обеспокоены графическим - иногда галлюцинаторным - качеством ее работы, исходящей от женщины, имеющей непосредственный опыт жизни на передовой. Нынешний редактор ее работы Пол О'При утверждает, что Борден
«Великий забытый голос войны - выдающийся женский голос Первой мировой войны. Ее поэзия может стоять рядом с чем угодно ».
«Запретная зона» - это беллетризованные и экспериментальные мемуары, в которых проза и поэзия сочетаются с рассказом о том, что Борден пережил во время войны. Исследователь Ариэла Фридман описывает это так:
Это одна из самых мощных и экспериментальных письменных работ, появившихся после войны. Хотя предисловие Борден утверждает правдивость ее рассказа, ее метод более образный, чем документальный. Действительно, она написала сюрреалистические мемуары о войне в период, когда большинство военных мемуаров были написаны как обычные автобиографии. Ни запись, ни хроника, ни, как у Мэй Синклер, серия впечатлений, ее военные мемуары не пытались зафиксировать влияние Первой мировой войны с помощью новаторских эстетических стратегий. Борден смешивает жанры эссе, художественной литературы и поэзии и стирает границы между документальным фильмом и художественной литературой. Начиная с несфокусированных, грязных полей Бельгии, она изображает войну как серию фантазматических дислокаций, апокалиптический пейзаж, отмеченный постчеловеческим вторжением военной машины. Она описывает мужчин и женщин войны как перемещенных жителей странного, галлюцинированного мира, где люди сводятся к телам и функциям.
Запретная зона содержит пять длинных стихотворений, которые описывают то, что она видела и делала, работая в военном госпитале, и полны страстной энергии и сострадания. О'При считает, что они напоминают Уолта Уитмена, который также лечил раненых на поле боя, в его случае во время Гражданской войны в США.
Поэзия Борден о войне и о ее романе со Спирс не публиковалась в виде книги до 2015 года, через сто лет после того, как они были написаны. Мэри Борден, «Стихи о любви и войне» под редакцией Пола О'При, была опубликована в Лондоне издательством Dare-Gale Press, распространяемым издательством Чикагского университета в США. Ее стихи о войне не успевали стать узнаваемыми, но теперь они вошли в несколько современных антологий поэзии времен Первой мировой войны.
В том же году по ее роману « Действие по клевете» 1937 года был снят фильм.
Живя в Англии в перерывах между войнами, Борден вернулась во Францию в ожидании создания какого-то объекта помощи, подобного тому, которым она руководила во время первой войны. На средства, пожертвованные сэром Робертом Хэдфилдом через его жену леди Хэдфилд, она создала отделение скорой помощи Хэдфилд-Спирс, которое работало по всей Европе и на Ближнем Востоке. «Путешествие по тупику», опубликованное после ее возвращения в Париж в 1946 году, описывает историю подразделения и ее разочарование в предполагаемой неспособности французов оказать эффективное сопротивление немецкому вторжению и оккупации.
Рассказ от первого лица о леди Спирс и отделении скорой помощи Хэдфилд-Спирс можно найти в мемуарах Гермионы, графини Ранфурли, « На войну с Уитакером».
В более поздние годы она часто возвращалась в Соединенные Штаты и помогала своему зятю Адлаю Стивенсону II в его баллотировке на пост президента, даже написав некоторые из его речей.
В ноябре 2018 года в лондонском Тауэре была создана инсталляция в ознаменование столетия окончания Первой мировой войны под названием « За пределами углубляющейся тени: Башня помнит». Ров наполнился тысячами крошечных огоньков и звуковой пейзаж, составленный Мирой Каликс, который представляет собой хоровую постановку одного из любовных сонетов Бордена, написанного на Сомме для Луи Спирса.