Марту люди

редактировать

Martu (Мард) представляет собой группировку из нескольких аборигенов Австралии народов в культурном блоке Западной пустыни.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Имя
  • 2 языка
  • 3 Страна
  • 4 Социальная организация
  • 5 Современная история
  • 6 Система родства
  • 7 Экономика
  • 8 Диета
  • 9 огневых сезонов
  • 10 Обмен товарами
  • 11 Литература, фильмы и телевидение
  • 12 См. Также
  • 13 Примечания
    • 13.1 Цитаты
  • 14 Источники
  • 15 Дальнейшее чтение
  • 16 Внешние ссылки
Имя

Люди марту изначально были носителями различных языков вати в диалектном континууме Западной пустыни, идентичность которых сформировалась после того, как они вступили в более тесный контакт друг с другом после основания Джигалонг. С 1980 - х годов термин Martu для человека ( Марду значение «один из нас») преобладал среди народов на Jigalong, Уилуна, Punmu, Parnngurr и Kunawarritji.

В 1974 году Норман Тиндейл писал, что этот термин применялся к нескольким группам в этой области, в том числе к Картуджара, и не имел никакого племенного значения, а просто обозначал, что люди там прошли полное посвящение.

Языки
Основная статья: языки вати

Языки Martu принадлежит WATi подгруппе из Pama-Nyungan языковой семьи и вместе называется Martu Wangka, или «Martu Speak». Многие Марту говорят на нескольких языках, и для многих английский является вторым языком.

Страна

Их традиционные земли - это обширная территория в Великой песчаной пустыне в регионе Пилбара в Западной Австралии, включая районы Джигалонг, Телфер (Ирраминди), Варла (Персивальские озера), Карламили (река Рудалл) и Кумпупирнтили (Озера разочарования).

Сегодня большинство Марту проживают в общинах в Пунму, Кунаваритджи и Парннгурр, хотя они по-прежнему имеют доступ к своим традиционным землям. Многие Марту живут в городе Вилуна и его окрестностях.

Социальная организация

Говорят, что марту состоит из пяти отдельных групп, определенных в терминах их традиционных языков:

Хотя семейные узы могут распространяться на огромные расстояния, мартуцы поддерживают их, путешествуя между поселениями, в результате чего размер поселений колеблется от 40 до 80 жителей. Автомобили позволили многим жить со своими семьями в городе, регулярно посещая свои традиционные охотничьи угодья на расстоянии до часа. Целые семьи также могут мигрировать между поселениями, чтобы следить за сезонными ресурсами или выполнять ритуальные обязательства. Более крупные сообщества, такие как Парннгурр, состоят из более мелких «домашних групп», совокупностей людей с семейными связями, которые совместно проживают в лагерях вокруг приютов, предоставленных государством. В холодные месяцы, когда эти группы начинают жить в приютах, места для сна делятся в зависимости от возраста и родства, но старейшины обычно содержат все жилище.

Современная история

Создание « Маршрута консервного склада» в 1906–07 годах было тяжелым временем для многих мартуцев, которые были вынуждены служить проводниками и открывать источники воды после того, как их сбили верхом на лошади, удерживали тяжелые цепи и ночью привязывали к деревьям.. Королевская комиссия в 1908 году реабилитирован правительство геодезист Альфред Каннинг, после появления по Kimberley исследователь Джон Форрест, который утверждал, что все разведчики действовали таким образом.

Начиная с основания поселений, таких как Бидьяданга, Папунья и Джигалонг, многие люди, которые впоследствии стали Марту, переехали или были увезены из пустыни в эти поселения, особенно в Джигалонг, где миссионеры и официальные лица призывали их прекратить добывать пищу, полагаясь на рыночные товары.. Хотя они действительно включили рыночные товары в свою экономику, их общение в Джигалонге послужило их реализации общих интересов и идентичностей как Марту больше, чем их ассимиляции в европейские институты.

В кролика-доказательство забор проходит через Martu страны и фильм с тем же названием, на основе биографического романа по Дорис Пилкингтон Гаримара, изображает жизнь трех Martu девочек, мать Дорис Молли Крэйг, Daisy Крэйг и Грейси Филдс, сбежавших от Мур Речной родной поселок, чтобы вернуться пешком в Джигалонг.

Несмотря на движение к Джигалонгу, некоторые Марту не видели белых людей до 1960-х годов, но знали о них от их предков, которые обычно избегали их с момента создания Маршрута консервных запасов, хотя некоторые группы, особенно во время сильных дождей, обеспечивали более надежные источники воды., чтобы двигаться на север к станциям и миссиям. В 1964 году были запрограммированы запуски ракет Blue Streak в один из секторов этого района. Ракеты, выпущенные из Вумеры, были предназначены для сброса в традиционной стране Марту. Последовательно сменявшие друг друга аборигены Западной пустыни «пришли» или были «доставлены» в перенаселенные поселения, такие как Папунья.

В мае того же года два патруля, Уолтер Макдугалл и Терри Лонг, которым было поручено следить за тем, чтобы целевой район к югу от озер Персиваль был свободен от аборигенов, заметили небольшой клан Марту, состоящий из 20 женщин и детей. Некоторые из них овдовели: мужья пятерых пропали без вести за последние несколько лет, двое умерли от ранения копьем. Напуганные четырехколесными джипами белых мужчин, которые они считали чудовищными «движущимися камнями», женщинам удавалось уклоняться от попыток их обнаружить в течение четырех месяцев, живя за счет того, что для местных жителей является зоной, хотя и чрезвычайно засушливой, богатой едой.. Были вызваны двое местных мужчин, Пунума Сейлор и Ньяни из миссии Пилбара, и 23 сентября они нашли женщину и ее ребенка. В конце концов Ньяни, которая говорила на языке, понятном женщинам, отправила сообщения основной группе, которая решила войти, присоединившись к МакДугаллу и Сэйлор в их лагере. Их перевели на миссионерскую станцию Джигалонг.

К тому времени, когда миссия в Джигалонге завершилась в 1969 году, многие Марту уехали, осознавая свою общую потребность в самоопределении, и основали свои собственные поселения в Пунму, Кунаваритджи и Парннгурре. В этих поселениях марту сохранили некоторые рыночные товары из своей экономики в Джигалонге, сохраняя при этом зависимость от собирательства. Эта гибридная экономика поддерживалась субсидиями и общественной инфраструктурой, созданной правительством, без которой сохранение кормодобывания было бы невозможным в нынешнем состоянии экономики.

Обстоятельства того, что было одним из последних событий первого контакта в истории Австралии, последним из которых была Девять Пинтупи, позже были рассказаны Ювали, 17-летней девушкой того времени, и книгой « Очищено: первое». Контакт в Западной пустыне, легшая в основу документального фильма 2009 года « Контакт».

Марту получили титул аборигенов большей части своей страны в 2002 году, после почти двух десятилетий борьбы. В то время это была самая большая географическая претензия в Австралии. Однако ( Карламилий ) не был включен. Представитель Martu Тедди Билябу прокомментировал, что им подарили «тело без сердца».

Система родства
Основная статья: Австралийское родство с аборигенами

Сообщество Марту разделено на четыре группы кожи, или подразделы. Существуют очень строгие правила относительно того, кто на ком может жениться:

Мужское имя скина Можно жениться только на женском скине. Дети будут
Панака Каримарра ( Гаримара ) Милангка
Пурунгу Милангка Каримарра ( Гаримара )
Каримарра ( Гаримара ) Панака Пурунгу
Милангка Пурунгу Панака
Экономика

В то время как марту тратили около половины своего времени на поиск пищи, когда с ними впервые связались европейцы, современная экономика Марту построена вокруг двух дополнительных видов деятельности: рисования и наемного труда. Они были включены в их экономику, когда они начали жить вокруг Джигалонга, а затем вокруг Пунму, Кунаваритджи и Парннгурра.

Собирательство остается важным способом существования марту, и люди каждый день покидают поселения в походах за кормом. Мужчины тратят около 17 процентов своего времени на поиск пищи, а женщины - около 13 процентов. Тем не менее, кормодобывающая промышленность также была модернизирована; люди используют металлические инструменты и винтовки, а не деревянные и каменные инструменты и традиционные копья. Люди также в значительной степени полагаются на моторизованные транспортные средства для поддержания своих кормовых угодий, оставаясь при этом в гораздо более централизованном сообществе, чем это было возможно в их доколониальной экономике. За исключением некоторых источников пищи, таких как дрофа и верблюды, большая часть ресурсов собирается и потребляется в индивидуальных походах за кормом, а не возвращается в сообщество. Во время этих походов за кормом около восьми человек едут в район кормодобывания и по отдельности проводят «схватки» за кормом, после чего они вспоминают, что находится рядом с транспортным средством, и съедают добычу. Ресурсы большего размера с повышенным риском обрабатываются пожилыми людьми, тогда как ресурсы с более низким риском обрабатываются теми, кто их собирает. После завершения обработки все данные распределяются между всеми присутствующими, независимо от того, сколько каждый человек внес. Эти «лагеря для обедов» выполняют как экономическую функцию потребления пищи, так и социальную функцию как места, где люди могут собираться и общаться. Затем участники возвращаются в сообщество, когда они удовлетворены.

Хотя производство произведений искусства для рынка в Марту постепенно расширялось с появлением новых медиа, оно стало гораздо большей частью экономики Марту с образованием Мартумили, арт-кооператива. Искусство передает традиционные темы, обычно трактаты Dreaming, но используемые материалы, такие как акрил на холсте, в основном современные. В отличие от сбора пищи, который происходит регулярно, художественная продукция выполняется от случая к случаю, и отдельные композиции могут быть составлены за несколько коротких сеансов. Хотя художественное производство было бы прибыльным как профессия с полной занятостью, а некоторые картины стоили до 5000 австралийских долларов, оно редко используется как таковое, вероятно, из-за социальных обязательств или других экономических целей.

Регулярные обязательные временные обязательства, связанные с наемным трудом, как правило, отталкивают Марту от его выполнения, поскольку социальные обязательства обычно являются приоритетом. Таким образом, большая часть наемного труда в Мартуских общинах происходит тогда, когда есть люди, которые могут это сделать. Обычно это включает в себя задачи обслуживания в пределах сообщества, организованные правительственными программами, такими как Программа развития сообщества и образования в Парннгурре.

Все Марту получают пособие, которое вместе с продажей произведений искусства и наемным трудом позволяет им покупать топливо, необходимое для добычи кормов, при этом сохраняя централизованное сообщество. Марту также покупает немного еды, особенно муку, вместо традиционного семенного теста, но большую часть их рациона составляют продукты питания.

Некоторые жители Марту заняты на таких предприятиях, как выращивание австралийского сандалового дерева в пустыне Гибсон, в качестве Хранителей Дутджана.

Рацион питания

Разделение труда по половому признаку в Марту позволяет им собирать как предсказуемые, так и опасные предметы, гарантируя, что в лагере всегда будет достаточно еды для всех членов лагеря. Мужчины обычно охотятся Kirti-Kirti ( Wallaroo ) или kipara ( дрофа ), но добиться успеха только о 20% времени. 20-50% диеты Марту по-прежнему состоит из диких животных. Некоторые из них время от времени охотятся на диких верблюдов, представленных в качестве интродуцированных видов, но другие испытывают жалость к этим животным, потому что они не фигурируют в космологии Dreamtime, и поэтому не будут на них охотиться. Женщины, с вероятностью 90% успеха, охотятся на парнаджарлпу ( песчаного бычка ), который может обеспечить до 40% рациона Марту. Пожилые женщины с обширными познаниями в области ландшафта зажигают костры кустарников, чтобы обнажить укрытия диких животных, зарывшихся в землю. Палки для копания ( вана ) воткнуты в открытые норы, чтобы вытеснить ящериц. Гоанна обычно готовится на огне и делится между другими членами племени.

Сезоны стрельбы

Контролируемое сжигание кустов, обычно практикуемое в холодные месяцы с апреля по октябрь, помогает сохранить большую часть местной растительности, удаляя инвазивные виды трав. Тщательно контролируемые ожоги также помогают предотвратить крупные неконтролируемые лесные пожары, которые могут возникнуть из-за чрезвычайно высоких температур и засыхания растений и трав. В идеале пожары ограничивают примерно 20 гектарами.

Марту распознает пять стадий вегетативного отрастания после выборочного выжигания участка:

  • 1. Нюрнма - это свежее обгоревший участок.
  • 2. Вару-Вару
  • 3. нюкура
  • 4. мангуу
  • 5. кунарка

Первые три из этих этапов, длится несколько лет, подстегнуть пересев woollybutt (Eragrostis eriopoda) и другие растения, семена которых могут быть основанием для принятия заслонку. Обжиг также освобождает место для роста плетеных и кустовых помидоров. Большой участок на стадии нюкура может дать до 50 кг солана. Последние две стадии отмечают возобновляющееся доминирование больших скоплений спинифекса.

Обмен товарами

Совместное использование товаров, таких как еда и табак, помогает поддерживать эгалитарный характер народа Марту. Охотники принесут свой улов обратно в лагерь, чтобы поделиться с другими членами племени. Охотники на гоанн сами решают, как раздавать мясо, но охотники на крупную дичь позволяют пожилому мужчине раздавать мясо семье охотника и другим в лагере. Совместное питание - один из немногих способов добиться престижа в группе Марту, поскольку у них очень мало личных вещей. Тот, кто может раздавать большое количество мяса, считается более престижным, чем тот, кто не может. Но престиж обычно не считается движущей силой совместного использования продуктов питания. Это культурно принятая норма, которая позволила Марту выжить.

Литература, фильмы и телевидение
  • 1996: Следуй за кроличьим забором  - роман Дорис Пилкингтон Гаримара.
  • 2002: Rabbit-Proof Fence  - фильм по мотивам вышеупомянутого романа.
  • 2005: Выяснено: первый контакт в Западной пустыне  - история, опубликованная Сью Дэвенпорт, Питером Джонсоном и Ювали. Очищенные Из опасений события 1964. Yuwali, женщина Martu, было 17 во время первого контакта.
  • 2008: « Разговоры с мафией»  - книга фотографий Меган Льюис, аннотированная Кейт МакЛеод (Кроули, Вашингтон; президент Университета Западной Австралии).
  • 2009: Контакт  - фильм Бентли Дина и Мартина Батлера о событиях 1964 года, включая кадры встречи.
  • 2015: Приготовлено  - документальный мини-сериал Netflix, основанный на одноименной книге Майкла Поллана, показал людей Марту в первом эпизоде ​​под названием «Огонь». Марту продемонстрировали, как они охотятся и готовят говядину, а также рассказали о своей связи с исконными землями.
Смотрите также
Примечания

Цитаты

Источники
дальнейшее чтение
внешняя ссылка
Последняя правка сделана 2024-01-01 08:13:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте