Подписаться

Люди Марту

Последняя правка сделана 2021-05-29 07:45:34 Править
группа австралийских народов в Западной Австралии

Марту (Марду) - это группа из нескольких Австралийские аборигены в культурном блоке Западной пустыни.

Содержание

  • 1 Название
  • 2 Языки
  • 3 Страна
  • 4 Социальная организация
  • 5 Современная история
  • 6 Система родства
  • 7 Экономика
  • 8 Диета
  • 9 Сезоны увольнений
  • 10 Обмен товарами
  • 11 Литература, фильмы и телевидение
  • 12 См. Также
  • 13 Примечания
    • 13.1 Цитаты
  • 14 Источники
  • 15 Дополнительная литература
  • 16 Внешние ссылки

Имя

Люди Марту изначально говорили на различных языках вати в Континуум диалектов Западной пустыни, идентичность которых слилась после того, как они вступили в более тесный контакт друг с другом после основания Джигалонга. С 1980-х годов термин Марту для обозначения личности (марду означает «один из нас») преобладал среди народов Джигалонга, Вилуна, Пунму, Парннгурр и Кунаварритджи.

В 1974 году Норман Тиндейл писал, что этот термин применялся к нескольким группам в этой области, в том числе к Картуджара, и не имел никакого племенного значения, а просто обозначал, что люди там прошли полное посвящение.

Языки

Языки марту относятся к подгруппе вати языковой семьи пама-ньюнган и являются собирательно называемые Martu Wangka, или «Говорящий Марту». Многие марту говорят на нескольких языках, и для многих английский является вторым языком.

Страна

Их традиционные земли - это большой участок в Великой Песчаной пустыне, в пределах Пилбара региона Западная Австралия, включая Джигалонг, Телфер (Ирраминди), Варла (Персиваль Озера), Карламилы (река Рудалл) и Кумпупирнтилы (озеро Разочарования).

Сегодня большинство Марту проживает в общинах Пунму, Кунаваритджи и Парннгурр, хотя они все еще имеют доступ к своим традиционным землям. Многие Марту живут в городе Вилуна и его окрестностях.

Социальная организация

Говорят, что Марту состоит из пяти отдельных групп, определенных в терминах их традиционных языков:

Хотя семейные узы могут распространяться на огромные расстояния, люди Марту поддерживают их, путешествуя между поселениями, в результате чего размер поселений колеблется на столько, сколько от 40 до 80 жителей. Автомобили позволили многим жить со своими семьями в городе, регулярно посещая свои традиционные охотничьи угодья на расстоянии до часа. Целые семьи также могут мигрировать между поселениями, чтобы следить за сезонными ресурсами или выполнять ритуальные обязательства. Более крупные сообщества, такие как Парннгурр, состоят из более мелких «домашних групп», совокупностей лиц с семейными связями, которые совместно проживают в лагерях вокруг приютов, предоставленных государством. В холодные месяцы, когда эти группы начинают жить в приютах, места для сна делятся в зависимости от возраста и родства, но старшие обычно сохраняют за собой все жилище.

Современная история

Создание маршрута консервного запаса в 1906–07 годах было тяжелым временем для многих мартуян, которые были вынуждены служить проводниками и обнаруживать источники воды после того, как их сбили с ног мужчины. верхом на лошади, скованный тяжелыми цепями и привязанный к деревьям ночью. Королевская комиссия в 1908 году реабилитировала государственного инспектора Альфреда Каннинга после появления исследователя Кимберли Джона Форреста, который утверждал, что все исследователи действовали. таким образом.

Начиная с основания поселений, таких как Бидьяданга, Папунья и Джигалонг, многие люди, которые впоследствии стали Марту, переехали или были увезены из пустыни в эти поселения, особенно Джигалонг, где миссионеры и чиновники призывали их прекратить собирательство, заставляя полагаться на рыночные товары. Хотя они действительно включили рыночные товары в свою экономику, их общение в Джигалонге послужило их реализации общих интересов и идентичностей как Марту больше, чем ассимиляции с европейскими институтами.

забор, защищенный от кроликов проходит по стране Марту, и фильм с тем же названием, основанный на романе Дорис Пилкингтон Гаримара, изображает жизнь некоторых девочек Марту, в том числе Дорис. мать, Молли Крейг, Дейзи Крейг и Грейси Филдс.

Несмотря на движение в сторону Джигалонга, некоторые Марту не видели белых людей до 1960-х годов, но знали о них от их предков, которые обычно избегали их с момента создания Маршрут консервного склада, хотя некоторые группы, особенно во время сильных дождей, обеспечили более надежные источники воды, чтобы двигаться на север к станциям и миссиям. В 1964 году были запрограммированы испытания ракеты Blue Streak для запуска в один из секторов района. Ракеты, выпущенные из Вумера, были предназначены для сброса в традиционной стране Марту. Последовательные аборигены Западной пустыни «пришли» или были «доставлены» в перенаселенные поселения, такие как Папунья.

. В мае того же года двум патрульным офицерам, Уолтеру МакДугаллу и Терри Лонгу, было поручено обеспечить, чтобы целевая область к югу от Персивальских озер была свободна от аборигенов, был замечен небольшой клан Марту, состоящий из 20 женщин и детей. Некоторые из них овдовели: мужья пятерых пропали без вести за последние несколько лет, двое умерли от порезов. Напуганные четырехколесными джипами белых мужчин, которые они считали чудовищными «движущимися камнями», женщинам удавалось уклоняться от попыток обнаружить их в течение четырех месяцев, живя за счет того, что для местных жителей является зоной, хотя чрезвычайно засушливый, богатый пищей. Были вызваны двое местных мужчин, Пунума Сейлор и Ньяни из села, и 23 сентября они нашли женщину и ее ребенка. В конце концов Ньяни, говорившая на языке, понятном женщинам, отправила сообщения основной группе, которая решила войти, присоединившись к МакДугаллу и Сэйлор в их лагере. Их перевели в Джигалонг миссионерскую станцию ​​.

К тому времени, когда миссия в Джигалонге завершилась в 1969 году, многие Марту уехали, осознавая свою общую потребность в самоопределении, и основали свои собственные поселения в Пунму, Кунаваритджи и Парннгурр. В этих поселениях марту сохранили некоторые рыночные товары из своей экономики в Джигалонге, сохраняя при этом зависимость от добычи пищи. Эта гибридная экономика поддерживалась субсидиями и общественной инфраструктурой, созданной правительством, без которой сохранение добычи было бы невозможно в нынешнем состоянии экономики.

Обстоятельства того, что было одним из последних первых контактов События австралийской истории, последним из которых были события девяти пинтупи, были позже рассказаны Ювали, 17-летней девушкой того времени, и книгой «Расчистка: первый контакт в Западной пустыне»., легла в основу документального фильма 2009 года Контакт.

Марту получили титул исконного большей части своей страны в 2002 году, после почти двух десятилетий борьбы. На тот момент это была самая крупная претензия в Австралии с географической точки зрения. Однако (Карламилий ) не был включен. Представитель Марту Тедди Бильябу прокомментировал, что им дали «тело без сердца».

Система родства

Общество Марту разделено на четыре группы кожи или подразделы. Существуют очень строгие правила относительно того, кто может жениться на ком:

Мужское скин-имяМожно жениться только на. женское скин-имяДети будут
ПанакаКаримарра. (Гаримара)Милангка
ПурунгуМилангкаКаримарра. (Гаримара)
Каримарра. (Гаримара)ПанакаПурунгу
МилангкаПурунгуПанака

Экономика

В то время как Марту тратили примерно половину своего Когда европейцы впервые связались с ними, современная экономика Марту построена вокруг двух дополнительных видов деятельности: рисования и наемного труда. Они были включены в их экономику, когда они начали жить вокруг Джигалонга, а затем вокруг Пунму, Кунаваритджи и Парннгурра.

Собирательство остается важным методом существования для марту, и люди каждый день покидают поселения в походах за пищей. Мужчины тратят около 17 процентов своего времени на поиск пищи, а женщины - около 13 процентов. Однако кормодобывающая промышленность также была модернизирована; люди используют металлические инструменты и ружья, а не деревянные и каменные орудия труда и традиционные копья. Люди также в значительной степени полагаются на моторизованные транспортные средства для поддержания своих кормовых угодий, оставаясь при этом в гораздо более централизованном сообществе, чем это было возможно в их доколониальной экономике. За исключением некоторых источников пищи, таких как дрофа и верблюд, большая часть ресурсов собирается и потребляется в индивидуальных походах за кормом, а не возвращается в сообщество. Во время этих походов за кормом около восьми человек едут в район кормодобывания и по отдельности проводят «схватки» за кормом, после чего они вспоминают, что находится рядом с транспортным средством, и съедают добычу. Ресурсы большего размера с повышенным риском обрабатываются пожилыми людьми, тогда как ресурсы с более низким риском обрабатываются теми, кто их собирает. После завершения обработки все данные распределяются между всеми присутствующими, независимо от того, сколько каждый человек внес. Эти «лагеря для ужинов» выполняют как экономическую функцию потребления пищи, так и социальную функцию как места, где люди могут собираться и общаться. Затем участники возвращаются в сообщество, когда они удовлетворены.

Хотя производство произведений искусства для рынка Марту постепенно расширялось с их внедрением в новые медиа, оно стало гораздо большей частью экономики Марту с образованием Мартумили., художественный кооператив. Искусство передает традиционные темы, обычно трактаты Сновидения, но используемые материалы, такие как акрил на холсте, в основном современные. В отличие от сбора пищи, который происходит регулярно, производство произведений искусства осуществляется от случая к случаю, и отдельные композиции могут быть составлены за несколько коротких сеансов. Хотя производство произведений искусства было бы прибыльным как профессия с полной занятостью, а некоторые картины стоили до 5000 австралийских долларов, оно редко используется как таковое, вероятно, из-за социальных обязательств или других экономических целей.

Регулярные обязательные временные обязательства, которые приходить с наемным трудом, как правило, отталкивает Марту от его выполнения, поскольку социальные обязательства обычно являются приоритетом. Таким образом, большая часть наемного труда в Мартуских общинах происходит тогда, когда есть люди, которые могут это сделать. Обычно это включает в себя работы по техническому обслуживанию в пределах сообщества, организованные правительственными программами, такими как Программа развития сообщества и образования в Парннгурре.

Все Марту получают пособие, которое вместе с продажей произведений искусства и наемным трудом позволяет им покупать топливо, которое им нужно добывать корм, сохраняя при этом централизованное сообщество. Марту также покупает немного еды, в частности муку, вместо традиционного семенного теста, но большая часть их рациона - это пища.

Некоторые люди Марту занимаются выращиванием австралийского сандалового дерева в Пустыня Гибсона в роли Хранителей Дутджана.

Диета

Разделение труда Марту по половому признаку позволяет им собирать как предсказуемые, так и опасные предметы, обеспечивая наличие всегда достаточно еды для всех членов лагеря. Мужчины обычно охотятся на кирти-кирти (валлару ) или кипару (дроф ), но добиваются успеха только в 20% случаев. 20-50% диеты Марту по-прежнему состоит из диких животных. Некоторые из них иногда охотятся на одичавших верблюдов, но другие испытывают жалость к животным, потому что они не фигурируют в космологии Dreamtime и поэтому не будут на них охотиться. Женщины, с показателем успеха 90%, используют parnajarlpa (песчаный бычок ), который может обеспечить до 40% диеты Марту. Пожилые женщины, хорошо разбирающиеся в ландшафте, разжигают костры, чтобы обнажить укрытия диких животных, которые зарылись в землю. В открытые норы воткнуты палки для копания (вана), чтобы вытеснить ящериц. Гоана обычно готовят на огне и делят между собой среди других членов племени.

Сезоны стрельбы

Контролируемое сжигание кистей, обычно практикуемое в холодные месяцы с апреля по октябрь, помогает поддерживать большую часть аборигенная растительность путем удаления инвазивных видов трав. Тщательно контролируемые ожоги также помогают предотвратить крупные неконтролируемые лесные пожары, которые могут возникнуть из-за чрезвычайно высоких температур и засыхания растений и трав. В идеале пожары ограничиваются площадью примерно 20 гектаров.

Марту распознают пять стадий вегетативного возобновления после выборочного выжигания участка:

  • 1. нюрнма - свежее обгоревший участок.
  • 2. waru-waru
  • 3. нюкура
  • 4. мангу
  • 5. kunarka

Первые три из этих стадий, длящиеся несколько лет, стимулируют пересев шерстистого прута (Eragrostis eriopoda) и других растений, семена которых можно измельчить для получения увлажнителя. Обжиг также освобождает место для роста плетня и кустовых помидоров. Большой участок на стадии нюкура может дать до 50 кг солана. Последние два этапа знаменуют собой устойчивое доминирование больших групп spinifex.

Обмен товарами

Совместное использование товаров, таких как еда и табак, помогает поддерживать эгалитарный характер народа Марту. Охотники привезут свой улов обратно в лагерь, чтобы поделиться с другими членами племени. Охотники на гоанн сами решают, как раздавать мясо, но охотники на крупную дичь позволяют пожилому мужчине раздавать мясо семье охотника и другим в лагере. Совместное питание - один из немногих способов добиться престижа в мартуской группе, поскольку у них очень мало личных вещей. Тот, кто может раздавать большое количество мяса, считается более престижным, чем тот, кто не может. Но престиж обычно не считается движущей силой совместного использования продуктов питания. Это общепринятая норма, которая позволила Марту выжить.

Литература, фильмы и телевидение

  • 1996: Следуй за кроличьим забором - роман Дорис Пилкингтон Гаримара.
  • 2002: Rabbit-Proof Fence - фильм, основанный на вышеупомянутом романе.
  • 2005: Cleared Out: First Contact in the Western Desert - история, опубликованная Сью Дэвенпорт, Питер Джонсон и Ювали. Cleared Out касается событий 1964 года. Ювали, женщине Марту, было 17 лет на момент первого контакта.
  • 2008: Беседы с мафией - книга фотографий Меган Льюис, аннотированная Кейт МакЛауд (Кроули WA; University of Western Australia Pres).
  • 2009: Контакт - фильм, сделанный Бентли Дином и Мартином Батлером о событиях 1964 года и включающий кадры встречи.
  • 2015: Приготовлено - документальный мини-сериал Netflix, основанный на одноименной книге Майкла Поллана, показал людей Марту в первом эпизоде ​​под названием «Огонь». Марту продемонстрировали, как они охотятся и готовят гоанна, а также описали свою связь с исконными землями.

См. Также

Примечания

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: mail@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте
Список материалов:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26