« Маркхейм » | |
---|---|
Автор | Роберт Луи Стивенсон |
Язык | английский |
Жанр (ы) | Фильм ужасов |
Опубликовано в | Сломанный вал: Рождественский ежегодник Анвина (редактор Х. Норман ) |
Тип публикации | Коллекция |
Издатель | Лондон: Т. Фишер Анвин |
Тип СМИ | Распечатать |
Дата публикации | Декабрь 1885 |
« Маркхейм » - это рассказ Роберта Луи Стивенсона, первоначально подготовленный для Pall Mall Gazette в 1884 году, но опубликованный в 1885 году в «Сломанном валу: Рассказы о Среднем океане» как часть Рождественского ежегодника Анвина. Позднее эта история была опубликована в сборнике Стивенсона « Веселые человечки и другие сказки и басни» (1887 г.).
История начинается поздно вечером в один из рождественских дней в антикварном магазине, предположительно в Лондоне в середине 1880-х годов. Человек по имени Маркхейм пришел, хотя магазин официально закрыт, и довольно сомнительный дилер отмечает, что всякий раз, когда он приходит в нерабочее время, он обычно продает в частном порядке редкий предмет, утверждая, что он из коллекции покойного дяди. по наследству. Дилер намекает на свои подозрения, что, скорее всего, Маркхейм украл эти предметы, хотя это не помешало ему купить их, обычно за меньшую сумму, чем просил его клиент. Маркхейм заметно вздрагивает от не столь тонких инсинуаций дилера, но утверждает, что на этот раз он пришел не для того, чтобы продать что-либо, а, скорее, для того, чтобы купить рождественский подарок женщине, на которой он скоро женится, подразумевая, что она в достатке. Хотя в некоторой степени недоверчивый, продавец предлагает зеркало в качестве подарка, но Маркхейм пугается своего собственного отражения, утверждая, что никто не хочет видеть то, что показывает ему зеркало. Маркхейм кажется странным неохотным завершать сделку, но когда дилер настаивает на том, чтобы его посетитель должен был купить или уйти, Маркхейм соглашается просмотреть больше товаров. Однако, когда дилер поворачивается спиной, чтобы выбрать другой предмет, Маркхейм вытаскивает нож и закалывает его.
Окруженный зеркалами и зловеще тикающими часами, и имея только свечу, чтобы осветить темный магазин, Маркхейм тратит несколько минут на восстановление нервов, когда слышит, как кто-то движется по лестнице, хотя он знает, что служанка торговца взяла выходной, и никто не должен будь там. Он убеждает себя, что внешняя дверь заперта, обыскивает тело дилера в поисках ключей, а затем идет в верхние комнаты, где жил дилер, в поисках денег, которые он намеревается использовать для открытия бизнеса. Когда он ищет нужный ключ, чтобы открыть сейф дилера, он слышит шаги на лестнице, и мужчина открывает дверь и спрашивает: «Вы мне звонили?»
Маркхейм считает, что незнакомец - это Дьявол. Хотя он никогда не называет себя, незнакомец явно сверхъестественный; он говорит, что всю жизнь наблюдал за Маркхеймом. Он говорит Маркхейму, что слуга возвращается в магазин рано, поэтому Маркхейму лучше поторопиться, иначе придется столкнуться с последствиями. Он также предлагает показать Маркхейму правильный ключ для открытия сейфа, хотя и предсказывает, что бизнес Маркхейма не увенчается успехом. Действительно, незнакомец ясно знает, что большая часть жизни Маркхейма была неудачной, состоящей из азартных игр и мелких краж. Вместо того, чтобы продолжать грабить дом, Маркхейм пытается оправдать свою жизнь и поведение перед незнакомцем, вступая в дискуссию о природе добра и зла. Незнакомец опровергает его по всем пунктам, и Маркхейм, наконец, вынужден признать, что он отбросил свою жизнь и обратился ко злу.
Слуга возвращается, и когда она стучит в дверь, незнакомец советует Маркхейму заманить ее, сказав, что ее хозяин ранен, затем убить ее и всю ночь обыскать дом. Маркхейм возражает, что, потеряв любовь к добру, он все еще ненавидит зло. Лицо незнакомца претерпевает «чудесное и прекрасное изменение», полное «нежного торжества», когда он исчезает. Маркхейм открывает дверь и приказывает слуге вызвать полицию, потому что он убил ее хозяина.
Стивенсон сочетает в себе моральную драму с готическим хоррором. Несмотря на преднамеренную двусмысленность, большинство критиков рассматривают посетителя Маркхейма как своего рода «доброго» духа, чьи черты внезапно «прояснились и смягчились нежным триумфом», когда Маркхейм решил сдаться, а не совершить второе убийство. Майкл С. Роуз из New Oxford Review называет его ангелом-хранителем Маркхейма.