Малкольм Билсон (родился 24 октября 1935 года) - американский пианист и музыковед, специализирующийся на музыке 18-19 веков. Он - профессор музыки Фредерика Дж. Уитона в Корнельском университете, Итака, штат Нью-Йорк. Билсон - один из выдающихся исполнителей и учителей фортепиано ; это предок современного фортепиано, который использовался во времена Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Билсон родился в Лос-Анджелесе, Калифорния. Его семья была и остается успешной в мире развлечений: его отец, Джордж Билсон (1902–1981), был британским продюсером / сценаристом / режиссером еврейского происхождения ашкенази, родом из Лидса, Англия, Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, и его семья. у старшего брата Брюса Билсона была долгая и продуктивная карьера режиссера кино и телевидения; другие родственники (потомки Брюса) - Дэнни Билсон и Рэйчел Билсон.
Малькольм Билсон окончил Бард-колледж в 1957 году. Он продолжил обучение у Греты Хинтерхофер в Академии музыки и дарстелленде в Берлине, а затем у Рейне Джаноли в Нормальной школе музыки в Париже. Он учился на докторскую степень в Университете Иллинойса у Стэнли Флетчера и Вебстера Эйткена, получив свой DMA в 1968 году. В то время он был назначен доцентом в Корнелльском университете.
Возможно, ключевым событием в карьере Билсона стало его первое знакомство с фортепиано в 1969 году, о котором он рассказал Эндрю Уиллису в интервью 2006 года. Заинтересовавшись историческими фортепьяно, он купил инструмент 19-го века, описанный ему как «пианино Моцарта», и был послан Филиппу Бельту, эксперту по ранним фортепиано, по поводу возможности его восстановления:
Я написал Белту и отправил несколько фотографий, и Белт ответил, что да, он может это сделать, но [мое пианино] совсем не было пианино времен Моцарта. Фактически, он только что построил такое пианино после Луи Далкена, ок. 1785 г., и он хотел показать его в колледжах и музыкальных школах. Я сказал: «Хорошо, принеси, и я сыграю на нем концерт». Он принес ее и оставил на неделю, и я отыграл полностью Моцартовский концерт... с К. 330 и Адажио си минор и Кляйне Жигой, [а также] фортепианным квартетом соль минор с некоторыми современными струнными исполнителями. на 440.
Готовясь к этому концерту, Билсон был поражен проблемами и возможностями, которые игра на фортепиано создает для пианиста, получившего традиционное образование (у фортепьяно гораздо более деликатное прикосновение, более мелкое падение клавиши, более легкое обрамление и более короткое время сустейна, чем у современных грандов..)
Я должен признать, что вообще не мог с этим справиться. Я должен быть наименее одаренным человеком для этой работы; у меня слишком большие руки, и у меня нет необходимой техники, такой как инструмент. Пытаясь управлять этим легким и точным механизмом, я действительно чувствовал себя слоном в фарфоровом шкафу. Но я продолжал это всю неделю и упорно тренировался и через несколько дней начал замечать, что на самом деле играю то, что было на странице. Раньше я просто играл легато и крутил педали. Я видел оскорбления, но, конечно, не хотел создавать икоту, которая так легко может произойти на современном пианино. Внезапно я обнаружил, что мне действительно не нужно много педалей и что артикуляционные паузы на самом деле делают музыку более выразительной. На концерте в конце первой недели, который был переполнен до отказа, был большой энтузиазм. Такого еще никто не видел. Я подумал про себя, что это была возможность сделать что-то полезное со своими талантами. Это было в 1969 году, и я решил купить одно из этих пианино и серьезно заняться на нем игрой. В течение нескольких лет я носил инструмент [также от Belt] и играл на нем в колледжах и на небольших площадках. Конечно, тогда это рассматривалось как любопытство, и некоторые люди думали, что я немного сумасшедший. Я знал, что делаю что-то необычное, но я также думал, что это важно и стоит того, потому что в этой музыке есть аспекты, которые никто больше не слышит.
Смена карьеры в конечном итоге оказалась успешной; Билсон заработал репутацию исполнителя фортепьяно, широко давал концерты, а также был приглашен для записи (см. Ниже). В 1974 году он стал соучредителем Amadé Trio вместе со скрипачкой Соней Монософф и виолончелистом Джоном Су ; трио исполнило произведения на исторических инструментах.
Билсон был назначен профессором в 1976 году и был назначен на кафедру Фредерика Дж. Уитона в 1990 году.
Билсон ушел на пенсию в 2006 году с должности профессора, оставаясь преподавателем и исполнителем.
В 2011 году Билсон привез в США первый конкурс фортепиано. Конкурс и академия, координируемые Центром Вестфилда при гранте Фонда Меллона, проводились в Корнельском университете; 31 молодой музыкант со всего мира разыграл призовой фонд в 13 500 долларов.
Билсон создал DVD «Знание партитуры», который ставит под сомнение многие из основных концепций музыкального исполнения, преподаваемых в консерваториях и музыкальных школах по всему миру, в частности, несоблюдение нотных артикуляций и предположений о длине ритмических значений. После этого DVD он выпустил еще два: «Performing the Score» со скрипачкой Элизабет Филд и «Knowing the Score, Vol. 2».
Билсон опубликовал несколько статей на тему интерпретации сочинений Шуберта, Моцарта и Бетховена конца 18 - начала 19 веков в « Ранней музыке» и « Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae».
Создатель фортепиано Кэри Биби оценивает влияние Билсона следующим образом:
Малкольм Билсон, который начал свою карьеру после «отца фортепьяно», Фила [ip] Белта, бросил один из своих первых инструментов для воспроизведения, который по-прежнему является большим стимулом для современных производителей. Его летние школы фортепьяно в 1980-х годах были источником вдохновения, и многие музыканты, которые посещали эти школы, вместе с его выпускниками с докторской степенью распространили информацию по всему миру. Записи полного собрания Моцарта Концертов, сделанные директором Bilson, стали важной вехой.
В его честь назван астероид главного пояса 7387 Мальбил, открытый в 1982 году.
В 1994 году Билсон был избран членом Американской академии искусств и наук.
В 2015 году он был награжден Венгерским Золотым крестом за заслуги перед венгерской интеллектуальной и культурной жизнью.
Публикации Малькольма Билсона: