Майтрейя Упанишада

редактировать
Не путать с Майтраянией Упанишадой.
Майтрейя Упанишада
Церемония хавана на берегу Ганги, Муни ки Рети, Ришикеш.jpg Шива делится своей мудростью о душе и Брахмане в Майтрейя-упанишаде.
Деванагари मैत्रेय
IAST Майтрейя
Датировать после 3-го века н.э.
Тип Саньяса
Связанные Веды Самаведа
Главы 3
Стихи 73
Философия Веданта или ведические учения

Майтрейя упанишад (санскрит: मैत्रेय उपनिषत्, IAST : Майтрей упанишад) является одним из второстепенных Упанишадов в индуизме. Написанная на санскрите, это одна из 16 упанишад, принадлежащих к Самаведе, классифицируется как одна из 20 упанишад санньясы (отречения) и одна из Веданта-упанишад. Текст перечислен на 29 в последовательном порядке в Muktika перечисляемых Рама для Хануман в современной эпохе антологии 108 Упанишада.

Упанишады заявляют, что отречение и самопознание - это путь к мокше (освобождению и духовной свободе). По словам Майтрейи, «Господь находится в сердце каждого человека, он - свидетель танца разума и объект величайшей любви». Человек должен отречься от мира, чтобы достичь восхищения Атманом и стать единым с Брахманом. Майтрейя утверждает, что лучшее отречение - это отказ от гордости, богатства, заблуждений и похоти; когда заблуждение умирает в человеке, рождается просветление.

В главах 2 и 3 Упанишад Господь Шива проповедует мудрецу Майтрейю секрет высшей реальности (Брахмана). В тексте говорится, что Атман (душа, я), Брахман и Шива - одно и то же, нужно понимать свою истинную сущность, которая есть душа, и нужно поклоняться с мыслью: «Я есть он».

Майтрейя Упанишад, утверждает Патрик Оливелл, является записью сандхия ритуалов и обрядов, которые были оставлены в Адвайте Веданте традиции индуизма, наряду с обоснованием этого развития.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 Хронология
    • 2.1 Рукописи
  • 3 Структура
  • 4 Содержание
    • 4.1 Глава 1: Царь-аскет и путь к мокше
    • 4.2 Глава 2: Размышляйте об истине, откажитесь от ритуалов и идолов
    • 4.3 Глава 3: Я есть я, я Брахман, я он
  • 5 ссылки
  • 6 Библиография
Этимология

Слово «Майтрейя» означает «доброжелательный» или «дружелюбный». Текст также известен как Майтрейопанишад.

Хронология

Патрик Оливелль утверждает, что шесть Санньяса-упанишад - Аруни, Лагху-Санньяса, Катхасрути Парамахамса, Джабала и Брахма-упанишады - были завершены в последние несколько столетий 1-го тысячелетия до нашей эры, за которыми последовала Ашрам-Упанишада, завершенная около 300 г. Майтрейя Упанишада - одна из самых молодых Упанишад, которая, вероятно, последовала за Ашрамом в средневековый период 1-го тысячелетия нашей эры.

Рукописи

Две версии рукописей Майтрейя Упанишад сохранились до наших дней, одна из северной Индии, а другая из южной. Они различаются, прежде всего, в главе 2, но суть остается той же. Южно-индийская рукопись является частью коллекции 108 Упанишад и, как правило, является наиболее часто переводимой версией.

Майтрейя Упанишада также называется Майтрейи Упанишад в двух антологиях. Шредер заявляет, что это ошибка, но она распространилась на многие коллекции рукописей.

Состав

Упанишада состоит из трех глав. Первая глава состоит из четырех разделов, первые три из которых - прозаические, а последний раздел состоит из пролога в прозе и четырнадцати стихов, все они построены как диалог между аскетическим царем Брихадратхой и Сакаяйей. Вторая глава начинается с пролога в прозе, состоит из трех разделов, содержащих в общей сложности тридцать стихов, структурированных как знания от бога Шивы до Майтрейи. Третья глава не имеет отдельных разделов и состоит из 24 стихов, в которых подробно раскрывается мудрость Шивы о Брахмане, Атмане и их единстве.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1: Царь-аскет и путь к мокше

Глава 1 начинается с того, что царь-аскет поклоняется Сурье, богу солнца.

Царь Брихадрата отказывается от своего царства и удаляется в пустыню. Он совершает тапас в течение тысячи дней для Сурьи (бога солнца), после чего его посещает мудрец Сакаянья, тот, кто познал Атман. Довольный Брихадратхой, мудрец просит его искать дара. Санньясите Brihadratha просит мудрец познания души.

Первоначально мудрец говорит, что тема Брахмана или Атмы была трудной для объяснения, старомодным знанием, и царь-аскет должен попросить кое-что еще. Царь-аскет утверждает, что все преходяще, высокие вершины рушатся, полярная звезда меняет направление в зависимости от времени года, океаны высыхают, а боги падают со временем. Как и все во вселенной, утверждает царь отречения, желания и радость преходящи, возрождение - часть существования. Он ищет избавления от круговорота жизни.

Затем Сакаянья разъясняет природу человеческой жизни, начиная с утверждения, что «Артха - это Анартха», или «объекты чувств на самом деле бесполезны», что душа, которая жаждет гедонистических удовольствий и привязана к ним, никогда не достигает своего наивысшего потенциала.

По Тапасу человека достигает благость, через доброту он овладевает ум. Через ум он достигает «я», достигая «я», он приходит в состояние покоя.

-  Майтрейя Упанишада, 1.4.2.

Майтрейя Упанишад в стихе 1.4.4 утверждает, что следование ритуалам и обрядам ложно, что это ум, идущий по пути истины, освобождает и достигает свободы. «Человек со спокойным умом безмятежен, именно он пребывает в своей душе и наслаждается нерушимым блаженством», - говорится в Упанишадах. Человек должен сосредоточить свой ум на Брахмане, как и на чувственном объекте, и те, кто это делают, находятся на пути к освобождению.

Только ум - это сансара ! Пусть человек ревностно очистит это. Ум, которым обладает человек, формирует его будущее поведение: это вечная тайна.

-  Майтрейя Упанишада, 1.4.5.

Господь (Бог) находится в сердце каждого человека, как переводит Оливель, «Он - свидетель танца разума и объект величайшей любви». У этого Господа нет ни начала, ни конца, он является чистым светом, его нельзя ни схватить, ни отбросить, он без знака или знака, спокоен и глубок, - говорится в Упанишадах. Он ни свет, ни тьма, Он неизменен и лишен ложных проявлений, Он - знание, Он свободен, Он истинен, Он тонкий, Он - океан блаженства, и Он - Я, внутренняя сущность человека, утверждает Майтрейя Упанишада. Чтобы получить прибежище, нужно вернуться к врожденному блаженству. На того, кто не привязан, ничто не действует, и никакая печаль не настигает его. «Те, кто не принимает социальный класс, подразделения, обязанности, налагаемые другими, живут своей совестью и насыщаются своим собственным блаженством, никакие мучения не могут коснуться их сердцевины», - говорится в Майтрейя-упанишаде.

Глава 2: Созерцайте истину, откажитесь от ритуалов и идолов

Вторая глава Упанишад начинается с того, что Майтрейя встречает бога Шиву на горе Кайлаша и спрашивает его о познании высшей реальности. Он просит Его просветить его о секретах Таттвы.

Шива объясняет ему, заявляя, что человеческое тело - это святыня, в которую впитана Джива, представляющая Его одного.

Говорят, что тело - это храм, а душа - воистину Шива. Откажитесь от увядших цветочных подношений невежества, Поклоняйтесь с мыслью: «Я есмь он».

-  Майтрейя Упанишада, 2.1.1.

В тексте говорится, что человеческое тело - это «грязный дом радости и печали», построенный с юмором, рождается, страдает от болезней на протяжении всей своей жизни и в конце концов умирает. В разделе 2 главы 2 говорится, что тот, кто ищет освобождения, должен искать, утверждает Упанишада, «внутреннее или духовное омовение, состоящее в очищении ума». Истинное очищение достигается «омовением почвой знания и водой отрешенности», принося чистоту в ум.

Человек, ищущий освобождения, утверждает Упанишады, должен отречься от всего и покинуть родную землю. Ему следует отказаться от гордости, отказаться от богатства, отказаться от заблуждений и отказаться от похоти. Когда заблуждение умирает, говорится в стихе 2.3.4, рождается просветление.

В разделе 3 главы 2 текст ставит под сомнение значение ритуалов для духовного просвещения, а также необходимость монастыря и жизни в лесу. Эти стихи, как утверждает Патрик Оливель, резюмируют причины, по которым традиция Адвайта-веданты отказалась от ведических ритуалов, и по- новому определяют, что означает одиночество и путь к самопознанию:

Солнце сознания всегда ярко светит на небе наших сердец, Оно не заходит и не восходит, как мы можем совершать поклонение сумеречным. Есть одно без второго: это убеждение, пришедшее к словам этих учителей, мол, это истинное уединение, а не монастырь и не лесная глубина.

-  Майтрейя Упанишада, 2.3.5 - 2.3.6

Это мнение повторяется в стихах 2.3.8 и далее в Упанишадах, но в тексте добавлено, что «оставление обрядов и воспевание отречения» сами по себе не ведут к знанию. Именно медитация о единстве «души и высшего я» ведет к просветлению. Прежде чем отречься, предлагает Майтрейя, человек должен достичь внутреннего состояния, в котором есть отвращение ко всем мирским благам. «Как только человек достиг этого состояния и отрекся от него, он должен размышлять о духовных истинах», - говорится в тексте. Упанишады утверждают, переводят Оливель, что «размышлять над священными писаниями - это среднее, размышлять над мантрами - хуже, думать о священных местах для купания - еще хуже». Упанишады рекомендуют истинно духовному человеку не поклоняться идолам:

Поклонение идолам из камня, металла, глины или драгоценных камней побуждает человека, ищущего свободы, претерпевать повторные рождения. Поэтому отшельник должен поклоняться только в своем сердце, чтобы избежать возрождения, пусть он избегает внешнего поклонения.

-  Майтрейя Упанишада, 2.3.17.

Поклоняйтесь Себе (душе) внутри вас, тому, что сияет перед актом зрения, состоянию, которое находится за пределами бодрствующего сознания и спящего сознания, того, которое является высшим и существенным состоянием внутри вас, утверждают стихи 2.3.20 и 2.3.21 Закона. Упанишады.

Глава 3: Я есть я, я Брахман, я он

Освобожденное «я» - это Ом, - утверждает Майтрейя Упанишад.

Глава 3 - это чествование и хвала тому, кто достиг живого освобождения. Он также включает утверждения о внутреннем состоянии и характеристиках человека, который достиг мокши.

Я есть я, но также и другой; Я Брахман, я источник, я учитель всего мира, я весь мир, я он! Я только я, я совершенен, я чист, я высший, я безупречный и вечный, я я, я всегда он! Я свободен от чести и бесчестия и от качеств, Я Шива, От единства и двойственности и от противоположностей я свободен, я - он! От возникновения и прекращения существования, и от света я свободен, я уродлив и красив, я свободен от равных и неравных, я свободен от Всего и Не-всего, у меня есть природа добра, Я всегда, у меня нет прибежища, я не прибежище, я чист, я Брахман, я он!

-  Майтрейя Упанишад, 3.1.1 - 3.1.9 (сокращенный), перевод Патрика Оливеля

В главе говорится, что освобожденная душа вечна, это Ом, и помимо медитации, медитации и объекта медитации, это Брахман, это «бытие-сознание-блаженство», это сущность «всех священных мест для купания», это это Шива, это плод всей святости и чистый дух. Душа, утверждает текст, свободна от шести изменений (существование, рождение, рост, зрелость, распад и смерть), свободна от шести оболочек (кожи, крови, плоти, жира, костного мозга и костей) и свободна от шести внутренние враги (желание, ненависть, жадность, заблуждение, гордость и зависть). Эта душа - «свет чистого сознания» и не имеет атрибутов, заявляет Майтрейя Упанишад.

использованная литература
Список используемой литературы
Последняя правка сделана 2023-12-31 02:21:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте