Ленка на рынке в Ла-Эсперанса, Гондурас | |
Итого население | |
---|---|
137,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Гондурас | ~ 100,000 |
Сальвадор | 37,000 |
Языки | |
Гондурасский испанский • Сальвадорский испанский • Ранее ленканские языки | |
Религия | |
Римско-католическая, традиционная племенная религия |
ленка - мезоамериканский коренной народ юго-запада Гондураса и восточного Сальвадора в Центральной Америке. Когда-то они говорили на языке ленка, который сейчас почти исчез. В Гондурасе ленка - самая крупная коренная группа, с населением около 100 000 человек. Население ленка в Сальвадоре оценивается примерно в 37 000 человек.
До завоевания у ленка были частые контакты с различными группами майя, а также с другими коренными народами территории современной Мексики и Центральной Америки. Происхождение популяций ленка было источником постоянных дебатов среди антропологов и историков. Исследования были направлены на получение археологических свидетельств до колониального ленка.
Культура ленка развивалась за столетия до испанского завоевания. Как и другие группы коренных народов Центральной Америки, они постепенно изменили свое культурное отношение к земле.
Несмотря на то, что в современной Центральной Америке сохраняются политические проблемы, связанные с земельными правами и самобытностью коренных народов, ленка сохранили многие из своих доколумбовы традиции. Хотя их коренной язык почти исчез, а их культура изменилась иным образом на протяжении веков из-за испанского влияния, ленка продолжают сохранять некоторые традиционные традиции и идентифицируют себя как коренные народы. Существуют программы и словари, которые помогут возродить язык и традиционную культуру ленка.
Современные сообщества ленка основаны на системе растениеводства milpa. Мужчины ленка занимаются сельским хозяйством, в том числе выращивают кофе, какао, табак, разновидности бананов и тыкв. Другими основными культурами являются кукуруза, пшеница, бобы, кабачки, сахарный тростник и перец чили.. В Сальвадоре выращивают также арахис. В своих общинах ленка традиционно ожидают, что все члены будут участвовать в общинных усилиях.
В то время как в Гондурасе и Сальвадоре наблюдается рост национального признания прав и культуры коренных народов, ленка продолжают бороться в обеих странах за земельные права коренных народов. В середине 1990-х активисты из числа коренных народов сформировали политические группы, чтобы подать петицию правительству по вопросам собственности на землю и прав коренных народов. Из-за нерешенных земельных вопросов и поправок к конституции в тех странах, которые отдают предпочтение владению землей крупными инвесторами и агропромышленниками, количество земель для коренных народов сокращается. Многим мужчинам ленка пришлось искать работу в соседних городах.
Многие общины ленка до сих пор имеют свои общинные земли. Они посвящают большую часть выращивания товарным культурам, выращиваемым для экспорта на внешние рынки. Большинство ленка до сих пор используют традиционные методы ведения сельского хозяйства для выращивания собственных культур, а также для выращивания сельскохозяйственных культур для инвесторов.
В доколумбовую эпоху керамика ленка была очень похожа на керамику других культур. Мезоамериканские группы, особенно керамика майя и нескольких групп из центральной Мексики. Сегодня ленканская керамика очень самобытна. Изготовленная вручную женщинами ленка, современная традиционная керамика считается этническим признаком их культуры, как это принято у традиционных народов. Многие изделия ручной работы продаются по очень высоким ценам в США и Европе.
В середине 1980-х годов НПО были созданы кооперативы женщин-ремесленниц для сбыта своей керамики. Для увеличения продаж своих работ кооперативам было рекомендовано ориентировать свои дизайны и стили на вкусы городских покупателей и расширять свой рынок. В 21 веке женщины ленка изготавливают современную расписную глиняную посуду (часто окрашенную в черно-белый цвет), не основанную на традиционном дизайне, чтобы привлечь иностранных покупателей.
Традиционные ленкинские керамические изделия по-прежнему изготавливаются женщинами в городе Грасиас, Гондурас и окрестных деревень, особенно в Ла Кампа. Фигуры обычно темно-оранжевого или кирпичного цвета. Посетители могут увидеть демонстрацию того, как производится традиционная керамика.
Современные ленка в основном исповедуют католицизм, принятый, часто насильственно, в колониальную испанскую эпоху после первой войны. Как и в случае с другими группами коренного населения], их обычаи часто включают доиспанские традиции, а некоторые общины ленка сохраняют в большей степени исключительно местные традиции. Подобно верованиям других коренных народов Мезоамерики, ленка считают священные горы и холмы святыми местами. Многие ленка глубоко уважают и обожают солнце. Их главными богами были Илангипука (великий отец), Итанипука (великая мать) и Иселакам (бог времени).
Некоторые традиционные практики связаны с выращиванием и сбором урожая. Например, в разные сезоны урожая мужчины ленка участвуют в церемониях, на которых они потребляют чича и сжигают ладан.
- ежегодная церемония, проводимая соседними общинами, обычно во-вторых, собраться, чтобы установить взаимные обязательства, чтобы подтвердить мир и дружбу. Гуанкаско принимает множество форм и принимает многие католические представления, но они также включают традиционные обычаи и представления. Перед статуей святого покровителя города исполняются шествия и тщательно обмениваются приветствиями, а также исполняются гондурасские народные танцы. Города в центральном и западном Гондурасе, такие как Ямарангила, Ла Кампа, Ла-Пас и Тенкоа, принимают ежегодное празднование.
В истории Ленка Путум говорится, что Аку создал все.
До недавнего времени археологические исследования и исследования поселений ленка были ограниченными. В исследованиях того, как коренные и колониальные культуры влияют друг на друга, больше внимания уделялось поселениям колониальной эпохи под влиянием европейцев. Кроме того, многие места проживания коренных народов изолированы и труднодоступны. Исследователи также могут столкнуться с трудностями при проведении раскопок, поскольку эти участки находятся на возделываемых сельскохозяйственных полях. Поверхностные свидетельства в сельских районах показывают, что доколумбовые поселения коренных народов существовали во многих регионах. Многие видимые с поверхности земляные сооружения курганы были повреждены в результате вспашки сельскими фермерами.
Доказательства существования ленка доколумбовой эпохи были получены в результате исследований и раскопок нескольких памятников в Гондурасе и Сальвадоре.. Это показывает, что оккупация ленка характеризовалась относительно непрерывным ростом.
Долина Комаягуа расположена в высокогорном бассейне, соединяющем дренажные системы Тихого океана и Карибского бассейна Гондураса. Долина является свидетельством богатой среды межкультурных связей и поселений ленка. По словам Бойда Диксона, исследования в этом районе выявили сложную историю, охватывающую примерно 2500 лет - с раннего доклассического периода до испанского завоевания 1537 года. Доисторические поселения ленка обычно располагались вдоль крупных рек, чтобы иметь доступ к воде для питья и мытья. и водным путям для транспортировки. Низменности обычно были плодородными. Ленка построили относительно немного и небольшие монументальные общественные сооружения, за исключением военных укреплений. Большинство построек было сделано из самана, а не из камня.
Керамика ленка из классического периода Средней Америки.В своем исследовании региона долины Комаягуа Диксон находит достаточно свидетельств межкультурных связей; было найдено много артефактов, которые показывают, что поселения были связаны керамикой. Было показано, что производство полихромной керамики Усулуа связывает поселения ленка с соседними вождествами в классический период. Все памятники ленка Ярумела и Лос-Наранхос в Гондурасе и Келепа в Сальвадоре содержат свидетельства керамики в стиле усулутан.
Ярумела - археологический памятник в долине Комаягуа, который считается основным центром ленка в средние и поздние периоды формирования. На этом участке располагался крупный первичный жилой центр, в несколько раз превышавший размеры соседних поселений, которые были вторичными центрами в регионе. Скорее всего, это место было выбрано из-за его близости к некоторым из основных пойм в долине, плодородная почва которых возделывалась для сельского хозяйства. Структура и масштаб поздних доклассических поселений предполагают существование ранжированного общества. Все уголки бассейна находились в пределах полдня ходьбы от Ярумелы.
Другие объекты, обнаруженные в этом районе, находятся на стоянках Лос-Наранхос и Чалчуапа в Сальвадоре, на каждом из которых преобладает один построенный земляной холм. Многие другие памятники, похоже, разделяют принципы планирования и структурные формы с этими примерами, имея большие, открытые, плоские площади, выровненные вручную, и преобладает массивный двух- или трехуровневый пирамидальный насыпь земляных валов.
Карта местности Коренные народы Сальвадора во время испанского завоевания : народ ленка какаоопера синка майя народ покомама майя Народ Ч'орти Алагилак Микс Манге ПипилКелепа - крупное поселение на востоке Сальвадора. Его керамика очень похожа на керамику, найденную в центрально-западном Сальвадоре и на высокогорье майя. Археологи предполагают, что Келепа была заселена спикерами ленка из Гондураса. Давление населения, возможно, побудило их миграцию на новую территорию.
С конца 20 века ученые сосредоточились на исследовании и изучении моделей поселений ленка, чтобы лучше понять хронологию поселений в доколумбовскую эпоху..
Исторический туризм Ленка расширяется. Он привлек внимание к традициям и культуре коренных народов ленка, особенно в Гондурасе. Институт туризма Гондураса вместе с Программой развития ООН разработал проект культурного наследия, посвященный ленка и их культуре, под названием La Ruta Lenca. Этот туристический маршрут проходит через ряд сельских городов на юго-западе Гондураса в пределах традиционной территории Ленка. Маршрут имеет обозначенные остановки в департаментах Интибука, Ла-Пас, Лемпира и прилегающих долинах. Остановки включают La Campa, где традиционная керамика ленка изготавливается вручную кооперативом; археологические памятники Лос-Наранхос и Ярумела ; город Грасиас и другие города с наследием Ленка. La Ruta Lenca была разработана для привлечения туристов в общины ленка и для поощрения сохранения сохранившихся культурных традиций коренных народов за счет увеличения экономической отдачи для ремесленников и создания новых рынков. Проект имел некоторые успехи.
Члены общины ленка с конца 20 века взяли на себя более широкие национальные роли, в первую очередь в области прав человека и земельных прав коренных народов., которые рассматриваются как неразрывно связанные. Они также принимали активное участие в решении различных экологических проблем, в частности, пытаясь защитить свои территории от крупных проектов развития, которые могли бы изменить их земли и экологию. Риск высказаться был велик; коренные жители, выступавшие против такого крупного развития, были убиты.
Берта Касерес была важным лидером ленка и основателем Совета народных и коренных организаций Гондураса (COPINH). Касерес решительно протестовал против развития гидроэнергетического проекта DESA Agua Zarca и плотины на реке Гуалькарке в Гондурасе. Касерес выиграла Премию Голдмана за охрану окружающей среды 2015 года за свою работу с Ленка и руководство экологическими движениями. Она была обнаружена убитой в своем доме 3 марта 2016 года. В новостном сообщении, опубликованном 21 июня, бывший солдат Межведомственных сил безопасности Гондураса (известный как Фусина) заявил, что имя Касереса, а также имена других защитников окружающей среды в Гондурасе значился в военных списках. Через несколько недель после ее убийства крупные международные инвесторы - Нидерландская компания по финансированию развития (FMO) и FinnFund - объявили, что приостанавливают финансирование проекта Agua Zarca. 8 июля министр безопасности заявил, что правительство не обеспечило адекватную защиту Касереса, которому ранее угрожали смертью.
был еще одним активистом ленка, который выступал против строительства гидроэлектростанции Аврора, которое планировалось в муниципалитете Сан-Хосе, Ла-Пас. Этот проект был очень важен для правительства; Сообщается, что "вице-президент Национального конгресса Глэдис Аврора Лопес" имеет "прямые связи" с ним. Тело Янет было найдено 7 июля 2016 года; она была убита накануне в секторе Матамулас Маркала. Полиция изначально утверждала, что Янет была убита во время ограбления ее профессионального мотоцикла. Однако, поскольку она была активна в COPINH, другие участники и сторонники считают, что она была убита из-за ее политической деятельности. Официальные лица Организации Объединенных Наций и Европейского Союза протестовали против ее смерти. Трое подозреваемых были арестованы в течение недели после убийства Янет.
В Гондурасе также были убиты многие другие женщины-активистки.