Латеранский собор 769 был синодом, проходившим в базилике св. Джон Латеран для исправления предполагаемых злоупотреблений в папском избирательном процессе, которые привели к возвышению Антипопов Константина II и Филиппа. Он также осудил постановления Собора Иерии. Возможно, это самый важный римский собор, проводившийся в 8 веке.
Смерть Папы Павла I 28 июня 767 г. привела к неканоническое избрание двух антипап. Константин II был мирянином, который был возведен на Папский престол своим братом Тото Непи и группой тосканских дворян. Ему противостоял другой антипапа, Филипп, который был назначен посланником короля лангобардов, Дезидерия, и правил всего один день 31. Июль 768. После избрания Папы Стефана III 1 августа 768 года и насильственного изгнания антипап, Стефан III послал Пипину Короткому просьбу о епископах. сведущие в Священном Писании и каноническом праве, чтобы помогать синоду, который будет стремиться предотвратить любое повторение событий, которые привели к возвышению антипап. К тому времени, как послы достигли Франсиа, Пепин был мертв. Однако они обратились к его сыновьям Карлу Великому и Карломану, которые согласились послать 12 епископов в Рим. Рим в то время был частью Византийской империи.
12 апреля 769 г. Папа открыл синод в Латеранской базилике. Присутствовали около 52 епископов (или представителей епископов), в том числе из Тосканы и Кампании, а также большое количество священников, дьяконов и мирян. Совет провел четыре заседания, которые длились четыре дня и продлились до 15 апреля. Первые заседания Собора, продолжавшиеся два дня, были посвящены рассмотрению деятельности антипапы Константина II, в которой Вилихар Санский играл ведущую роль.
Константин предстал перед синодом, и его спросили, как он оправдал свое присоединение к Апостольскому Престолу как мирянин. Константин ответил, что он был вынужден взять на себя эту роль, так как римский народ искал кого-то, кто мог бы решить проблемы, оставленные Папой Павлом I. Затем он признался в обвинениях и бросился на милость синода. Однако на следующий день он отказался от своего признания, утверждая, что его действия ничем не отличались от других папских выборов в прошлом. Он указал на два епископальных выбора: Сергия, архиепископа Равенны, и Стефана, епископа Неаполя, где успешными кандидатами были миряне. Разъяренный его аргументами и фактами, которые их поддерживали, Синод приказал избить Константина и отлучить от Церкви. Действия и постановления Константина были публично сожжены перед всем синодом, когда Папа Стефан III, епископы вместе с присутствующими римскими мирянами пали ниц, воспевая Kyrie eleison и заявляя, что они согрешили, получив Святое Причастие из рук Константина. Они не раскаивались в своем жестоком обращении с ним.
Третья сессия (14 апреля) была посвящена пересмотру правил, по которым проводились папские выборы. После обзора и обсуждения канонов Церкви, а также недавних и неприятных фактов, Собор постановил, что ни один мирянин не может быть сделан Папой, и что только кардинальные дьяконы или священники, который был посвящен и прошел через второстепенные ордена, мог быть избран папой. Затем Совет постановил, что со времени Собора миряне не могут участвовать в выборах Папы. Запрет был наложен на присутствие вооруженных людей или солдат из Тосканы и Кампании во время папских выборов. Однако после того, как выборы были проведены духовенством и избран папа, римская армия и народ должны были приветствовать и признать избранного папы перед тем, как его сопроводили в Латеранский дворец.
Латеранская базилика, где проходил Собор (изображен фасад XVIII века).На третьем заседании в тот же день были изданы указы относительно рукоположений, предпринятых антипапой Константином. Синод решил, что рукоположенные Константином епископы, священники и диаконы должны снова вернуться на свое прежнее положение, которое они занимали до назначения Константина. Однако синод также заявил, что если те, кто был рукоположен в епископы Константином, будут переизбраны каноническим методом, они могут быть примирены и восстановлены в епископстве Папой. Папа также мог восстанавливать в должности священников и диаконов; однако любой мирянин, рукоположенный Константином в священники или дьяконы, должен был провести остаток своей жизни в монастыре, и никто никогда не мог быть повышен до более высокой религиозной должности.
Заключительное заседание Совета, состоявшееся 15 апреля, было посвящено вынесению решения относительно продолжающегося спора о иконоборчестве. Рассматривая труды Отцов Церкви, Совет постановил, что для христиан разрешено и желательно поклоняться иконам. Он подтвердил постановления Римского Собора 731 относительно допустимого использования изображений. Затем синод осудил Иерийский собор и предал анафеме его иконоборческие постановления. Наконец, он собрал дополнительные тексты в поддержку почитания икон, в том числе отрывки из письма трех восточных патриархов Папе Павлу I.
По окончании собраний босиком прошла процессия духовенства и людей. в Св. Базилика Петра. Там были объявлены указы Совета, наложены анафемы, осуждающие всех, кто нарушает указы, и оба были написаны для ознакомления с людьми.
епископы, которые были рукоположены Константином, похоже, в целом были примирены Папой. Папа Стефан III, однако, никогда не возвращал священников или диаконов в ранг, в который их возвысил антипапа Константин. В общем, таинства, совершаемые Константином, помимо Крещения и Конфирмации, повторялись при Стефане. Иконоборческая часть Собора должна была четко согласовать Рим с Францией и дать сигнал франкам, что византийцы были еретиками. Примечательно, что римская датировка Собора больше не относилась к годам византийских императоров, и, таким образом, очевидно указывает на то, что Совет не признавал имперский суверенитет, пока Церковь находилась в расколе.
постановления этого Совета относительно избрания пап постепенно разрушались в течение десятилетий и столетий. Уже в 827 г. на выборах папы Валентина были избраны папы, в выборах которых активно участвовали дворянство и народ. Это продолжающееся развитие и игнорирование постановлений Собора привело к тому, что папство достигло своего апогея в 10 веке, когда папство стало игрушкой римской аристократии.
Папа Стефан III был главным прелатом на Соборе. После него был помещен представитель архиепископа Равенны, что указывало на его статус первого митрополита западного.