Лайе, Гавайи

редактировать
Laie Лаие
Место, определенное переписью
Храм Лайе Гавайи, пятый старейший храм Церкви СПД в мире. Храм Лайе Гавайи, пятый старейший храм Церкви СПД в мире.
Расположение в округе Гонолулу и штате Гавайи Расположение в округе Гонолулу и штате Гавайи
Координаты: 21 ° 38′55 ″ N 157 ° 55′32 ″ з.д. / 21,64861 ° с. Ш. 157,92556 ° з. / 21.64861; -157,92556 Координаты : 21 ° 38′55 ″ N 157 ° 55′32 ″ з.д. / 21,64861 ° с. Ш. 157,92556 ° з. / 21.64861; -157,92556
Страна Соединенные Штаты
Состояние Гавайи
Площадь
 • Общий 2,1 кв. Мили (5,5 км 2)
 • Земля 1,3 кв. Мили (3,3 км 2)
 • Воды 0,9 квадратных миль (2,2 км 2)
Высота 9 футов (3 м)
численность населения  ( 2010 )
 • Общий 6 138
 • Плотность 2,900 / кв. Миль (1,100 / км 2)
Часовой пояс UTC-10 ( Гавайи-Алеутские острова )
индекс 96762
Код (а) города 808
Код FIPS 15-43250
Идентификатор функции GNIS 0361691

Лайе ( гавайский : Lāʻie, произносится  [laːˈʔie] ) - это определенное переписью место (CDP), расположенное в районе Кулаулоа на острове Оаху ( Оаху) в округе Гонолулу, Гавайи, США. В гавайском, lā'ie означает " 'ie лист" ( 'ie'ie это восхождение screwpine : Freycinetia древовидная ). Население при переписи 2010 года составляло 6 138 человек.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Святые последних дней
  • 2 Сообщество
  • 3 География
  • 4 Демография
  • 5 Образование
  • 6 Религия
  • 7 Известные люди
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
История

Исторически Лаи был пуухонуа, убежищем для беглецов. Пока беглец находился в пуухонуа, преследователи этого беглеца считали незаконным причинение ему или ей вреда. Во время войны копья с прикрепленными белыми флагами были установлены на каждом конце города-убежища. Если воины попытались преследовать беглецов в пуухонуа, они были убиты священниками святилища. Беглецов, ищущих убежища в городе-убежище, не заставляли постоянно жить в пределах его стен. Вместо этого им было предложено два варианта. В некоторых случаях по прошествии определенного времени (от пары недель до нескольких лет) беглецы могли поступать на службу к священникам и помогать в повседневных делах пуухонуа. Второй вариант заключался в том, что по прошествии определенного времени беглецы могли бы свободно покинуть мир и вернуться в мир без каких-либо препятствий. Традиционные города-убежища были упразднены в 1819 году.

История Лаие началась задолго до контактов с европейцами. Название Lāʻie происходит от двух гавайских слов: lau, означающее «лист», и ʻie, относящееся к ʻieʻie (альпинистская шпора с красными шипами, Freycinetia arborea ), которая венчает лесные деревья на возвышенностях или районы маука в горах. Ko'olau диапазон позади сообщества Lā'ie. В гавайской мифологии эта альпинистская шпора с красными шипами священна для Кане, бога земли, бога жизни и бога лесов, а также Лаки, богини-покровительницы хулы.

Название Лаие становится более значимым с экологической точки зрения благодаря гавайской устной истории ( каао), озаглавленной Laieikawai. В этой истории термин икаваи, что означает «в воде», также относится к производящему пищу дереву под названием калалайкава. Kalalaikawa дерево было посажено в месте под названием Paliula сад «s, который тесно связан с духовным домом, после ее рождения и переселений Laieikawai. Согласно гавайским устным традициям, посадка дерева калалайкава в саду Палиула символизирует репродуктивную энергию мужчины и женщины, союз которых, в свою очередь, наполняет землю потомством. Благодаря своей тесной связи с природой через свое название и через свои устные традиции и историю, сообщество Лаие берет на себя точную идентификацию и ответственность за сохранение жизни и сохранение всех форм жизни. Иногда сама земля служила убежищем для гавайцев. Лаие было таким местом. Самая ранняя информация о Лаие гласит, что это была небольшая, малонаселенная деревня с главным отличием: «это был город-убежище». В этом городе-убежище было по крайней мере два хэйау, традиционных гавайских храма, от которых сегодня сохранилось очень мало. Moohekili Heiau был разрушен, но его остатки можно найти в таро патчи Makai (мористее) из Laie Гавайи храма, принадлежащих к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церкви СПД). К горе ( Mauka), остатки Nioi Heiau можно найти на небольшом хребте. Все, что осталось от Nioi, - это коралловая площадка.

Между 1846 и 1848 годами традиционная гавайская феодальная собственность на землю королем, али-нуи и его ведущими вождями, или конохики, была изменена в результате Великого Махеле, или крупного раздела земель. Ali'i Нуи в то время был Kauikeouli король Камехамеха III, и его konohiki (ведущий главный) для Lā'ie был Peni Keali'iwaiwaiole (что означает «Chief без богатства»); жена к этому konohiki выведенный непосредственно из Ali'i Нуи из O'ahu имени Kakuiewa, что делает его жена более высокого ранга, чем он. Результат махеле не соответствовал первоначальному замыслу Камехамеха III. В результате вожди получили около 1 500 000 акров (6 100 км 2), король сохранил около 1 млн акров (4 000 км 2), которые назывались землями короны, и около 1 млн акров (4 000 км 2) было выделено правительству. земли.

Сама земля махеле была разделена на участки, как и традиционные гавайские земли, с центром на ахупуаа, которые следовали довольно однородному образцу. Каждый участок имел форму примерно как кусок пирога с вершиной в горах, средней частью в предгорьях и прибрежной равнине и широким основанием вдоль побережья океана и моря. Размер и форма ахупуаа были разными. Однако цель оставалась прежней. Деревня Lā'ie находится в ahupua'a от Lā'ie. Таким образом, Лаие следовал общему образцу жизни ахупуаа, но только в долинах в предгорьях было достаточно воды. Были десять потоков, которые текли через ahupua'a из Lā'ie до 1865 года (см 1865 карту). Их звали Кахоолеинапеа, Калуакауила, Кахавайнуи, Кайхихи, Кавайпапа, Каваувай, Вайлеле, Колоа, Акакии и Кокололио. Были более потоков, протекающие через ahupua'a из Lā'ie, чем через любой другой окружающей ahupua'a, в том числе Kaipapau и Hauula на юго - востоке и Malaekahana, Keana и Kahuku на северо - запад.

Святые последних дней

Новый этап развития Лаие начался, когда плантация с таким названием была куплена Джорджем Небекером, президентом Гавайской миссии Церкви СПД. Затем Святым последних дней на Гавайях было предложено переехать в это место. Эта покупка произошла в 1865 году. Плантации сахарного тростника редко приносили прибыль, и до 1879 года церковь субсидировала свои операции примерно на 40 000 долларов.

Вскоре после поселка был построен сахарный завод. Большая часть земли использовалась для выращивания сахара, но выращивались и другие продовольственные культуры. Примечательно, что Лаие была одной из немногих плантаций сахарного тростника, где одновременно выращивали кало ( таро ) и сахар. Это было необычно, потому что и сахар, и кало - культуры, страдающие от жажды. В плантационной экономике Гавайев в конце 19-го и начале 20-го веков кало обычно уступало сахару. Одна из причин, по которой на плантации росли и кало, и сахар, заключается в приверженности гавайских рабочих плантациям выращиванию своих основных продуктов. Их преданность выращиванию кало включала в себя их настойчивое требование, чтобы суббота не была рабочим днем ​​на плантации, чтобы они могли делать пои для своих семей. В последующие годы в городе были построены как школы, так и церковные здания.

Сэмюэл Э. Вулли, проработавший президентом миссии 24 года, продвигал расширение операций в Laie. В 1898 году он договорился о ссуде в размере 50 000 долларов, которая позволила построить новый насос.

Штаб-квартира Гавайской миссии находилась в Лаие до 1919 года, когда штаб-квартира была перенесена в Гонолулу, но к тому времени храм был построен в Лаие, так что он оставался духовным центром общины Святых последних дней на Гавайях.

Сообщество

Лаие - одно из самых известных сообществ Церкви СПД и место расположения храма Лайе Гавайи, пятого старейшего действующего храма церкви в мире. Университет Бригама Янга - Гавайи расположен в Лаие. Полинезийский культурный центр, крупнейший государства живой музей, привлекает миллионы посетителей ежегодно.

Несмотря на небольшой размер, Лаи оказал значительное влияние на гавайскую культуру, несмотря на то, что многие из его жителей прослеживают свое происхождение из различных островных стран Тихого океана, таких как Тонга, Самоа, Фиджи и Новая Зеландия. Сбор средств и праздники на пляже в конце 1940-х годов вдохновили " Песню Хукилау ", написанную, сочиненную и первоначально записанную Джеком Оуэнсом, крейсерским певцом, и прославившуюся Альфредом Апакой.

География

Lā'ie расположен на 21 ° 38'55 "N 157 ° 55'32" W / 21,64861 ° с. Ш. 157,92556 ° з. / 21.64861; -157,92556. Лаие расположен к северу от Хауулы и к югу от Кахуку вдоль шоссе Камехамеха (государственная трасса 83).

По данным Бюро переписи населения США, CDP имеет общую площадь 2,1 квадратных мили (5,4 км 2). 1,3 квадратных мили (3,4 км 2) из них - суша и 0,9 квадратных мили (2,3 км 2) из них (40,65%) - вода.

Береговая линия обозначена Лаи- Пойнт, выдающейся литифицированной дюной, выступающей в океан. Две другие литифицированные дюны ( Кукуйхулуа и Мокуалаи) лежат в непосредственной близости от мыса в виде живописных островков. Пляжный парк Лаи- Лохелоэ, расположенный к югу от города, включает пляж Пахумоа, названный в честь Пахумоа «Джон» Камакееаина (1879–1944), рыбака из Лаие Малоа, который держал свои сети на пляже, примыкающем к ручью Клоа. В Лаие он был хорошо известен своей щедростью и раздавал рыбу всем в деревне, особенно тем, кто не умел ловить рыбу самостоятельно. Пахумоа провел много хукилау, метода ловли общественной сетью. Его семья, Камакиаайны, была хорошо известной в этом районе рыбацкой семьей, и до сих пор можно найти истории об их способностях в рыбной ловле.

Пляж Пахумоа также известен как пляж Паундерс из-за его неприступной береговой полосы. Это название было популяризировано в 1950-х годах студентами Тихоокеанского церковного колледжа (ныне Университет Бригама Янга, Гавайи), которые назвали пляж «Паундерс» в честь берега, на котором были популярны поездки для бодисерфинга. Паундерс был официальным названием пляжа, пока в 2021 году он не был возвращен Пахумоа.

Еще один пляж для бодисёрфинга - Хукилау, расположенный в северной части города в устье ручья Кахавайнуи.

Демография
Лаи Пойнт с видом на Тихий океан на востоке

С переписи 2000 было 4585 человек, 903 домашних хозяйства и 735 семей, проживающих в CDP. Плотность населения была 3601,7 человек на квадратную милю (1393,9 / км 2). Было 1010 единиц жилья в средней плотности 793,4 за квадратную милю (307,1 / км 2). Расовый состав CDP был 27.59% Белый, 0.35% Черный или афро - американец, 0,15% коренных американцев, 9,23% азиатских, 36,88% жителей тихоокеанских островов, 0,65% других рас, и 25,15% от двух или больше гонок. Латиноамериканцы или латиноамериканцы любой расы составляли 3,12% населения.

Существовали 903 семей, из которых 46,4% имели детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, 66,2% были женатыми парами, 10,9% семей женщины проживали без мужей, а 18,6% не имели семьи. 9,1% всех домохозяйств состоят из отдельных лиц и 2,1% из них кто-то одиноких людей 65 лет и старше. Средний размер домохозяйства 4,47, а средний размер семьи 4,75.

В CDP население было распределено: 31,8% в возрасте до 18 лет, 21,8% от 18 до 24 лет, 26,8% от 25 до 44 лет, 14,5% от 45 до 64 лет и 5,1% в возрасте 65 лет и старше.. Средний возраст составлял 24 года. На каждые 100 женщин приходилось 90,5 мужчин. На каждые 100 женщин возрастом 18 лет и старше насчитывалось 85,9 мужчин.

Средний доход семьи в CDP составлял 50 875 долларов, а средний доход семьи составлял 59 432 доллара. Средний доход мужчин составлял 40 242 доллара по сравнению с 26 750 долларами у женщин. Доход на душу населения для CDP составлял 13 785 долларов. Около 10,7% семей и 17,5% населения были ниже черты бедности, в том числе 13,8% из них моложе 18 лет и 11,6% тех, кто в возрасте 65 лет и старше.

Образование

Лаие находится в отделе образования Гавайев. Начальная школа Лаие входит в состав CDP.

Университет Бригама Янга - Гавайи находится в Laie CDP.

Религия

Храм мормонов Лайе Гавайи находится в Лайе.

Известные люди
использованная литература
дальнейшее чтение
  • Айкау, Хокулани К. (зима 2008 г.). «Сопротивление изгнанию на родине: Он Мо'олемо Но Лаи». Ежеквартальный журнал американских индейцев. Линкольн, Небраска : Университет Небраски Press. 32 (1): 70–95. DOI : 10,1353 / aiq.2008.0003. ISSN   0095-182X. S2CID   161421626.
  • Дорранс, Уильям Х. (1998). Скрытая история Оаху: туры в прошлое. Гонолулу : Mutual Publishing. ISBN   1-56647-211-3.
  • Sterling, Elspeth P.; Кэтрин С. Саммерс (1978). Сайты Оаху. Гонолулу: Издательство Музея Епископа. С. 155–160. ISBN   0-910240-73-6.
  • Моффат, Райли (1997). Исторические места вокруг Лаи. Lāʻie: Мормонское Тихоокеанское историческое общество.
Последняя правка сделана 2024-01-11 05:54:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте